Цель исследования: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность комплекса упражнений, направленных на формирование представлений о функциональной зависимости у младших школьников.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что формирование представлений о функциональной зависимости у младших школьников будет успешнее при использовании специально подобранного комплекса упражнений.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие «функциональная зависимость» в психолого-педагогической литературе.
3. Исследовать педагогические идеи преподавания функциональной зависимости в начальной школе.
4. Экспериментальным путем проверить эффективность комплекса упражнений, направленных на формирование представлений о функциональной зависимости у младших школьников.
|
|
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап – постановочный – выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.
Второй этап – собственно-исследовательский – разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
Третий этап – интерпретационно-оформительский – обработка и систематизация материала.
Научная новизна исследования: исследования состоит в том, что представления о функциональной зависимости младших школьников впервые рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально проверена эффективность комплекса упражнений, направленных на формирование представлений о функциональной зависимости у младших школьников.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ НА ЗНАКОМСТВО С ВЕЛИЧИНОЙ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ «ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА»
Игра «У кого больше»
Цель. Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение.
Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 3 желтые, для остальных по 3 красные.
Описание: Воспитатель предлагает детям выложить из палочек треугольник.
|
|
Вопросы
– Какого цвета треугольники?
– У кого из вас треугольник большой? У кого маленький?
– Какие треугольники по величине?
– Почему получились разные треугольники?
– Посмотрите на свои фигуры и скажите, что еще может быть такой формы (косынка, колпак, елка).
Игра «Разноцветные вагончики»
Цель. Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»).
Материал. Цветные счетные палочки: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая (на каждого ребенка).
Описание: Дети сидят напротив друг друга.
У каждого ребенка набор палочек: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая.
Вопросы и задания
– Сколько всего палочек на подносе?
– Отложите палочки голубого цвета в одну сторону, а желтого цвета в другую.
– Сколько палочек каждого цвета?
– Загадка: в поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. Что это? (Поезд.)
Воспитатель предлагает детям выложить из палочек поезд. Розовая палочка – паровоз, вагончики будут чередоваться: голубой – желтый и так до конца.
По окончании работы педагог уточняет:
– Чей поезд длиннее?
– Назовите по порядку цвет каждого вагона.
– Что вы можете сказать о вагончиках, сравнив их?
– Проверьте друг у друга, правильно ли чередуются вагоны по цвету.
Игра «Столбики»
Цель. Учить детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую моторику.
Материал. Цветные счетные палочки: красные и голубые; карточка.
Описание: Педагог предлагает каждому ребенку взять две палочки разных цветов и сравнить их по высоте (палочки могут быть расположены вертикально или горизонтально).
Задания
– Покажите пальчиком высоту каждой палочки снизу вверх.
– Поставьте сначала высокий столбик, потом тот, который пониже.
– С какой стороны стоит высокий столбик? А с какой стороны стоит низкий?
Воспитатель предлагает детям выложить забор из палочек и рассказать, как они расположены («рядом», «одна к другой», «по очереди: высокая, низкая»).