Запомните названия стилей и их особенности

Установочная лекция

Задание: прочитайте материал, запомните, выполните задания 1,2, а затем приступите к выполнению домашней контрольной работы в отдельной тетради.

Контрольную работу принести и сдать И.А.Миловановой за 3-4 дня до зачета по КДО. Зачет состоится в письменной форме. Зачетные задания составлены с учетом материала установочной лекции и заданий контрольной домашней работы.

Понятие культуры речи

Культура речи – раздел языкознания, в котором устанавливаются нормы русского литературного языка.

Виды норм:

1. Орфоэпические нормы устанавливают правильное произношение гласных и согласных звуков в словах.(ЖалюзИ, а не жАлюзи, тОрты, а не тортЫ, опЕка, а не опЁка, свЁкла, а не свеклА, афЕра, а не афЁра, новорождЁнный, а не новорОжденный).

2. Лексические нормы устанавливают правильное употребление слов в соответствии с их значением. (В отпуск мы поедем в августе месяце. В этом предложении есть лексическая ошибка – лишнее слово месяце.).

3. Морфологические нормы устанавливают правильное образование форм слова. (Пять килограммоОВ, а не килограмм, кремЫ, а не кремА, пара носкОВ, а не носОК).

4. Синтаксические нормы устанавливают правильное построение словосочетаний и предложений. (Согласно расписаниЮ, а не расписаниЯ, по приходЕ в техникум, а не по приходУ, беспокоиться О сыне, а не ЗА сына).

5. Стилистические нормы устанавливают правильное употребление слов в соответствии с ситуацией общения. (В своем сочинении мне охота написать о Наташе Ростовой. В этом предложении неуместно употреблено разговорное слово, его нужно заменить на нейтральное  - хочется).

Лексические ошибки и их исправление

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мой друг особенно уважает стихи. – В данном предложении неуместно употреблено слово уважает. Его необходимо заменить на слово любит.

Его скоропостижный отъезд взволновал всех. – В предложении неуместно употреблено слово скоропостижно. Его можно заменить на слово быстрый.

Употребление лишнего слова.

На этой сцене впервые дебютировал артист, ставший впоследствии знаменитым. – Из предложения необходимо исключить лишнее слово впервые, т.к. дебют –это первое выступление.

Учащиеся успешно выполнили заданное домашнее задание. - В предложении неуместно употреблены однокоренные слова заданное задание ( это тавтология). Можно исправить так: Учащиеся успешно выполнили заданную домашнюю работу.

Пропуск необходимого слова.

Портрет главного героя написан лучше других персонажей. - В предложении сравнивается портрет героя с персонажами. Необходимо исправить – Портрет главного героя написан лучше портретов других персонажей.

4. Смешение паронимов – т.е. слов, близких по звучанию, но разных по значению: одеть – надеть, понятный – понятливый, практичный – практический, праздный – праздничный.

Онегин вёл праздничный образ жизни. - Правильно: Онегин вел праздный образ жизни. (Праздный, т.е. бесцельный, ничем не занятый).

5. Нарушение сочетаемости слов.

Эта выставка обогатит ваш кругозор. – Правильно: Эта выставка расширит ваш кругозор.

В моей жизни особое значение сыграла одна история. - Правильно: В моей жизни особую роль сыграла одна история. Или: В моей жизни особое значение имела одна история.

6. Искажение фразеологизма (устойчивого словосочетания).

Взяв на себя такие обязательства, мы должны работать не покладая сил. – Правильно: Взяв на себя такие обязательства, мы должны работать не покладая рук.

 

Морфологические нормы

Образец  склонения количественных числительных

 

  50-80 200-400 500-900 Полтора
И пятьдесят двести восьмисот полтора
Р пятидесяти двухсот восьмисот полутора
Д пятидесяти двумстам восьмистам полутора
В пятьдесят двести восемьсот полтора
Т пятьюдесятью двумястами восьмьюстами полутора
П о пятидесяти о двухстах о восьмистах о полутора
         

 

 

  40 90 100 1000
И сорок девяносто сто тысяча
Р сорока девяноста ста тысячи
Д сорока девяноста ста тысяче
В сорок девяносто сто тысячу
Т сорока девяноста ста тысячей (тысячью)
П о сорока о девяноста ста о тысяче
 

7777

И

семь тысяч семьсот семьдесят семь

Р

семи тысяч семисот семидесяти семи

Д

семи тысячам семистам семидесяти семи

В

семь тысяч семьсот семьдесят семь

Т

семью тысячами семьюстами семьюдесятью семью

П

о семи тысячах семистах семидесяти семи

 

Задание. Найдите нарушение норм употребления числительных, запишите предложения в исправленном виде.

1. Этот переход составил около четыреста шестидесяти пяти километров.

2. Добавьте около полтора полных стакана муки.

3. Это событие состоялось в начале тысяча восемьсот четвёртого года.

4. Пшеница посеяна на шестьсот тысячах гектарах.

5. Заседание состоится в ста сорока девятой аудитории.

6. Закладка на четыреста девятой странице

7. Автобусы с восьмистами школьниками отправились в путь.

8. Зимовщики пробыли на льдине около двух тысяч семидесяти четырёх дней.

9. Архив располагает тремя тысячами пятьюстами восьмьюдесятью единицами хранения.

10. Спортсмен прибежал к финишу на двухсот первой секунде.

 

СТИЛИ РЕЧИ

Запомните названия стилей и их особенности.

Стиль речи/речевая ситуация Задачи речи Сфера применения Общие стилевые черты Языковые средства, характерные для стиля
1.Разговорный стиль неофициальная обстановка Общение, обмен впечатлениями, мыслями Беседа в кругу близких людей,  в неофициальной обстановке, дружеские письма, послания Непринужденность, эмоциональность, конкретность, простота речи 1)употребление слов разговорного стиля (жадничать, прихворнуть, кладовка), фразеологизмов (дело в шляпе, ветер в голову, уши вянут); 2)широкое использование обращений, вводных слов, диалога, неполных, вопросительных, восклицательных предложений.
2. Научный стиль Официальная обстановка   Сообщение, передача научной информации 1)в устной речи-уроки, лекции, доклады; 2)в письменной речи-учебники, словари, энциклопедии, научная и научно-популярная литература Точность, последовательность, логичность, лаконичность, объективность, эмоциональность 1)употребление слов в прямом значении, использование терминов различных областей науки; 2) использование вводных слов (во-первых, во-вторых, следовательно, очевидно, вероятно), сложноподчиненных предложений с подчинительными союзами: потому что, так как, если, вследствие того что; 3)иллюстрирование утверждений примерами, цифрами, цитатами.
3. Официально деловой стиль   Официальная обстановка   Сообщение, передача деловой информации, сведений, имеющих практическое значение В официальных, законодательных документах, в различных деловых бумагах (указах, приказах, справках, расписках, объявлениях, инструкциях) Готовые языковые формулы, однозначность, информативная четкость, форма инструкции, отсутствие эмоциональности 1) использование языковых клише, штампов (электропоезд, а не электричка, принять решение, а не решить), деловой фразеологии (поставить на голосование провести мероприятия, обратиться с ходатайством) 2) употребление форм повелительного наклонения, сложных предложений, предложений с одним главным членом-сказуемым
4. Художествен-ный стиль   официальная обстановка   Воздействие на читателей или слушателей с помощью созданных картин и образов Произведения устного народного творчества, произведения художественной литературы Образность, эмоциональность, субъективность 1)богатство и разнообразие лексики, широкое использование средств художественной выразительности (эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений); 2) использование всех возможностей синтаксиса  
5.Публицистичес- кий стиль официальная обстановка     Воздействие на читателей или слушателей 1) в устной речи-выступления на собраниях, митингах; в передачах радио и телевидения; 2) в письменной речи – в газетах, журналах Злободневность, информативность, конкретность, лаконичность, эмоциональность, оценочность; чётко выраженное авторское отношение к проблеме 1) совмещение в одном тексте книжных и разговорных слов; употребление общественно значимых понятий: свобода, демократия, родина, патриотизм, прогресс, экология, культура; использование экспрессивно-оценочных слов и выражений; 2) широкое использование побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, обращений к собеседнику,

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: