Установочная лекция
Задание: прочитайте материал, запомните, выполните задания 1,2, а затем приступите к выполнению домашней контрольной работы в отдельной тетради.
Контрольную работу принести и сдать И.А.Миловановой за 3-4 дня до зачета по КДО. Зачет состоится в письменной форме. Зачетные задания составлены с учетом материала установочной лекции и заданий контрольной домашней работы.
Понятие культуры речи
Культура речи – раздел языкознания, в котором устанавливаются нормы русского литературного языка.
Виды норм:
1. Орфоэпические нормы устанавливают правильное произношение гласных и согласных звуков в словах.(ЖалюзИ, а не жАлюзи, тОрты, а не тортЫ, опЕка, а не опЁка, свЁкла, а не свеклА, афЕра, а не афЁра, новорождЁнный, а не новорОжденный).
2. Лексические нормы устанавливают правильное употребление слов в соответствии с их значением. (В отпуск мы поедем в августе месяце. В этом предложении есть лексическая ошибка – лишнее слово месяце.).
3. Морфологические нормы устанавливают правильное образование форм слова. (Пять килограммоОВ, а не килограмм, кремЫ, а не кремА, пара носкОВ, а не носОК).
|
|
4. Синтаксические нормы устанавливают правильное построение словосочетаний и предложений. (Согласно расписаниЮ, а не расписаниЯ, по приходЕ в техникум, а не по приходУ, беспокоиться О сыне, а не ЗА сына).
5. Стилистические нормы устанавливают правильное употребление слов в соответствии с ситуацией общения. (В своем сочинении мне охота написать о Наташе Ростовой. В этом предложении неуместно употреблено разговорное слово, его нужно заменить на нейтральное - хочется).
Лексические ошибки и их исправление
Употребление слова в несвойственном ему значении
Мой друг особенно уважает стихи. – В данном предложении неуместно употреблено слово уважает. Его необходимо заменить на слово любит.
Его скоропостижный отъезд взволновал всех. – В предложении неуместно употреблено слово скоропостижно. Его можно заменить на слово быстрый.
Употребление лишнего слова.
На этой сцене впервые дебютировал артист, ставший впоследствии знаменитым. – Из предложения необходимо исключить лишнее слово впервые, т.к. дебют –это первое выступление.
Учащиеся успешно выполнили заданное домашнее задание. - В предложении неуместно употреблены однокоренные слова заданное задание ( это тавтология). Можно исправить так: Учащиеся успешно выполнили заданную домашнюю работу.
Пропуск необходимого слова.
Портрет главного героя написан лучше других персонажей. - В предложении сравнивается портрет героя с персонажами. Необходимо исправить – Портрет главного героя написан лучше портретов других персонажей.
|
|
4. Смешение паронимов – т.е. слов, близких по звучанию, но разных по значению: одеть – надеть, понятный – понятливый, практичный – практический, праздный – праздничный.
Онегин вёл праздничный образ жизни. - Правильно: Онегин вел праздный образ жизни. (Праздный, т.е. бесцельный, ничем не занятый).
5. Нарушение сочетаемости слов.
Эта выставка обогатит ваш кругозор. – Правильно: Эта выставка расширит ваш кругозор.
В моей жизни особое значение сыграла одна история. - Правильно: В моей жизни особую роль сыграла одна история. Или: В моей жизни особое значение имела одна история.
6. Искажение фразеологизма (устойчивого словосочетания).
Взяв на себя такие обязательства, мы должны работать не покладая сил. – Правильно: Взяв на себя такие обязательства, мы должны работать не покладая рук.
Морфологические нормы
Образец склонения количественных числительных
50-80 | 200-400 | 500-900 | Полтора | |
И | пятьдесят | двести | восьмисот | полтора |
Р | пятидесяти | двухсот | восьмисот | полутора |
Д | пятидесяти | двумстам | восьмистам | полутора |
В | пятьдесят | двести | восемьсот | полтора |
Т | пятьюдесятью | двумястами | восьмьюстами | полутора |
П | о пятидесяти | о двухстах | о восьмистах | о полутора |
40 | 90 | 100 | 1000 | |
И | сорок | девяносто | сто | тысяча |
Р | сорока | девяноста | ста | тысячи |
Д | сорока | девяноста | ста | тысяче |
В | сорок | девяносто | сто | тысячу |
Т | сорока | девяноста | ста | тысячей (тысячью) |
П | о сорока | о девяноста | ста | о тысяче |
7777 | ||||
И | семь тысяч семьсот семьдесят семь | |||
Р | семи тысяч семисот семидесяти семи | |||
Д | семи тысячам семистам семидесяти семи | |||
В | семь тысяч семьсот семьдесят семь | |||
Т | семью тысячами семьюстами семьюдесятью семью | |||
П | о семи тысячах семистах семидесяти семи |
Задание. Найдите нарушение норм употребления числительных, запишите предложения в исправленном виде.
1. Этот переход составил около четыреста шестидесяти пяти километров.
2. Добавьте около полтора полных стакана муки.
3. Это событие состоялось в начале тысяча восемьсот четвёртого года.
4. Пшеница посеяна на шестьсот тысячах гектарах.
5. Заседание состоится в ста сорока девятой аудитории.
6. Закладка на четыреста девятой странице
7. Автобусы с восьмистами школьниками отправились в путь.
8. Зимовщики пробыли на льдине около двух тысяч семидесяти четырёх дней.
9. Архив располагает тремя тысячами пятьюстами восьмьюдесятью единицами хранения.
10. Спортсмен прибежал к финишу на двухсот первой секунде.
СТИЛИ РЕЧИ
Запомните названия стилей и их особенности.
Стиль речи/речевая ситуация | Задачи речи | Сфера применения | Общие стилевые черты | Языковые средства, характерные для стиля |
1.Разговорный стиль неофициальная обстановка | Общение, обмен впечатлениями, мыслями | Беседа в кругу близких людей, в неофициальной обстановке, дружеские письма, послания | Непринужденность, эмоциональность, конкретность, простота речи | 1)употребление слов разговорного стиля (жадничать, прихворнуть, кладовка), фразеологизмов (дело в шляпе, ветер в голову, уши вянут); 2)широкое использование обращений, вводных слов, диалога, неполных, вопросительных, восклицательных предложений. |
2. Научный стиль Официальная обстановка | Сообщение, передача научной информации | 1)в устной речи-уроки, лекции, доклады; 2)в письменной речи-учебники, словари, энциклопедии, научная и научно-популярная литература | Точность, последовательность, логичность, лаконичность, объективность, эмоциональность | 1)употребление слов в прямом значении, использование терминов различных областей науки; 2) использование вводных слов (во-первых, во-вторых, следовательно, очевидно, вероятно), сложноподчиненных предложений с подчинительными союзами: потому что, так как, если, вследствие того что; 3)иллюстрирование утверждений примерами, цифрами, цитатами. |
3. Официально деловой стиль Официальная обстановка | Сообщение, передача деловой информации, сведений, имеющих практическое значение | В официальных, законодательных документах, в различных деловых бумагах (указах, приказах, справках, расписках, объявлениях, инструкциях) | Готовые языковые формулы, однозначность, информативная четкость, форма инструкции, отсутствие эмоциональности | 1) использование языковых клише, штампов (электропоезд, а не электричка, принять решение, а не решить), деловой фразеологии (поставить на голосование провести мероприятия, обратиться с ходатайством) 2) употребление форм повелительного наклонения, сложных предложений, предложений с одним главным членом-сказуемым |
4. Художествен-ный стиль официальная обстановка | Воздействие на читателей или слушателей с помощью созданных картин и образов | Произведения устного народного творчества, произведения художественной литературы | Образность, эмоциональность, субъективность | 1)богатство и разнообразие лексики, широкое использование средств художественной выразительности (эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений); 2) использование всех возможностей синтаксиса |
5.Публицистичес- кий стиль официальная обстановка | Воздействие на читателей или слушателей | 1) в устной речи-выступления на собраниях, митингах; в передачах радио и телевидения; 2) в письменной речи – в газетах, журналах | Злободневность, информативность, конкретность, лаконичность, эмоциональность, оценочность; чётко выраженное авторское отношение к проблеме | 1) совмещение в одном тексте книжных и разговорных слов; употребление общественно значимых понятий: свобода, демократия, родина, патриотизм, прогресс, экология, культура; использование экспрессивно-оценочных слов и выражений; 2) широкое использование побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, обращений к собеседнику, |
|
|
|
|