С обратной стороны блокнота тоже можно вести коллекцию. Некоторым детям она кажется даже более интересной. Мы будем собирать не родственные слова, а созвучные. То есть те, которые могут ввести нас в заблуждение. Общая часть в этих словах есть (совпадают несколько букв), но по смыслу это совсем разные слова. В коллекционировании созвучных слов потребуется больше времени. Для взрослых поиск таких слов тоже довольно непростое занятие. Но поверьте, если увлечься, то эти «похожие» слова будут внезапно обнаруживаться в самых разных ситуациях. Это значит, что наблюдение за языковыми явлениями «включилось». Не беда, если это» включение» произошло только у родителей. Если часто вспоминать при ребёнке о блокноте и каждый раз, когда пришло на ум подходящее слово, его записывать, то на положительном эмоциональном заряде ребёнок тоже будет вовлечён в этот процесс, пусть пока в роли наблюдателя. Поверьте, это тоже приносит пользу. Придуманные Вами пары созвучных слов записывайте в детский блокнот карандашом. Пусть ребёнок обведёт эти слова разноцветными ручками, которые незаслуженно редко используются для полезного и серьёзного дела. С вашей помощью ребёнок «втянется» в наблюдение за языковыми явлениями и освоение грамотного письма будет для него значительно проще!
|
|
Коротко:
- Для чего необходимо умение подбирать родственные слова? (Для подбора проверочных слов.)
- В родственных словах должны быть общими корень и смысл. За этим мы сейчас и понаблюдаем.
- Работа в блокноте карандашом. Пишем первое слово на первой строке, примерно по центру. Печатными буквами в каждой клеточке (профилактика пропуска букв). Пусть это будет слово «ПЕРЕНОСИТЬ»
- ПРЕДМЕТ – ЧТО? Носилки, переноска, поднос, подношение, занос… Пишем слова таким образом, чтобы совпадающие части слова были друг под другом.
- Ласково можно назвать эти предметы?… Носилочки, переносочка, подносик, подношеньеце.
- КАКОЙ? Ноский, невыносимый.
- КАК? Носко, сносно
- ЧТО ДЕЛАТЬ? Глаголы с приставками. Вносит, выносит, заносит…
- ПРОФЕССИЯ (относится к человеку). Носильщик, носильщица.
- СЛОЖНОЕ слово, с 2 корнями: орденоносец, вредоносный.
- В написанных словах найдите и обведите общую часть слов — корень слов цветной ручкой. Наблюдение за чередованием «с-ш». Обводим в овал.
- Обведите ярче ударные гласные, если они находятся в корне слова. Какие слова могут стать проверочными?
Аналогичная работа с другими словами.
В случае, если детям трудно в самом начале подбирать родственные слова, то это могут делать родители. Полезный эффект сохранится если остальную работу по выделению корня, ударных гласных в корне и чередования будут выполнять дети.
©Мазина Вероника Дмитриевна