Дополнительные возможности блокнота

С обратной стороны блокнота тоже можно вести коллекцию. Некоторым детям она кажется даже более интересной. Мы будем собирать не родственные слова, а созвучные. То есть те, которые могут ввести нас в заблуждение. Общая часть в этих словах есть (совпадают несколько букв), но по смыслу это совсем разные слова. В коллекционировании созвучных слов потребуется больше времени. Для взрослых поиск таких слов тоже довольно непростое занятие. Но поверьте, если увлечься, то эти «похожие» слова будут внезапно обнаруживаться в самых разных ситуациях. Это значит, что наблюдение за языковыми явлениями «включилось». Не беда, если это» включение» произошло только у родителей. Если часто вспоминать при ребёнке о блокноте и каждый раз, когда пришло на ум подходящее слово, его записывать, то на положительном эмоциональном заряде ребёнок тоже будет вовлечён в этот процесс, пусть пока в роли наблюдателя. Поверьте, это тоже приносит пользу. Придуманные Вами пары созвучных слов записывайте в детский блокнот карандашом. Пусть ребёнок обведёт эти слова разноцветными ручками, которые незаслуженно редко используются для полезного и серьёзного дела. С вашей помощью ребёнок «втянется» в наблюдение за языковыми явлениями и освоение грамотного письма будет для него значительно проще!

Коротко:

  1. Для чего необходимо умение подбирать родственные слова? (Для подбора проверочных слов.)
  2. В родственных словах должны быть общими корень и смысл. За этим мы сейчас и понаблюдаем.
  3. Работа в блокноте карандашом. Пишем первое слово на первой строке, примерно по центру. Печатными буквами в каждой клеточке (профилактика пропуска букв). Пусть это будет слово «ПЕРЕНОСИТЬ»
  4. ПРЕДМЕТ – ЧТО? Носилки, переноска, поднос, подношение, занос… Пишем слова таким образом, чтобы совпадающие части слова были друг под другом.
  5. Ласково можно назвать эти предметы?… Носилочки, переносочка, подносик, подношеньеце.
  6. КАКОЙ? Ноский, невыносимый.
  7. КАК? Носко, сносно
  8. ЧТО ДЕЛАТЬ? Глаголы с приставками. Вносит, выносит, заносит…
  9. ПРОФЕССИЯ (относится к человеку). Носильщик, носильщица.
  10. СЛОЖНОЕ слово, с 2 корнями: орденоносец, вредоносный.
  11. В написанных словах найдите и обведите общую часть слов — корень слов цветной ручкой. Наблюдение за чередованием «с-ш». Обводим в овал.
  12. Обведите ярче ударные гласные, если они находятся в корне слова. Какие слова могут стать проверочными?

Аналогичная работа с другими словами.

В случае, если детям трудно в самом начале подбирать родственные слова, то это могут делать родители. Полезный эффект сохранится если остальную работу по выделению корня, ударных гласных в корне и чередования будут выполнять дети.

©Мазина Вероника Дмитриевна


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: