Шаг №3. Собираем слова

Абсолютно неважно какое слово будет записано первым. Допустим, это будет слово, записанное в тетради с ошибкой -«л и сной». На первой строчке карандашом записываем слово примерно по центру. Наверно, в тетради ошибка уже была указана и исправлена, поэтому в блокнот попадает слово в своём безошибочном варианте написания. Если ошибка повторилась — не торопитесь исправлять. Ребёнок обязательно сам её заметит и исправит на следующем этапе работы и в результате произойдёт осознание. А пока сосредоточимся на родственных словах. Каждое слово пишем на новой строчке таким образом, чтоб совпадающие буквы были написаны друг под другом. Если «промахнулись», то стираете слово и двигаете его в нужную стотрону (за одно тренируется звуко-буквенный анализ и пространственное восприятие).Смотрим на пиктограммы, они задают направление мысли. Если слово не приходит на ум ни ребёнку, ни Вам — ничего страшного, когда вспомнится — обязательно запишете. Пиктограммы это опора, а не строгий регламент. Итак, родственные слова: лес, лесище (почему нет?), лесок, перелесок, лесистая (местность), лесник, лесничий, лесовичок, лесоруб, лесовоз. Возможно, придётся порассуждать над значением слова «лесистая», объяснить значение слова «перелесок», найти соответствующие картинки… Не исключено, что спустя немного времени на ум придёт ещё пара слов, относящихся к этой семье. Их тоже обязательно запишем, например, «лесистость» и «лесисто».

Вот так выглядит запись:

Если ребёнку тяжело подбирать слова, нет ничего плохого в том, что придумывать слова будет взрослый. Разумеется, стоит наводящими вопросами попробовать «натолкнуть» ребёнка на нужное слово, но если что-то не получается, подсказывайте. Ребёнок запишет (помним: каждая буква в отдельной клетке). Если трудно, то первые пару семейств может записать взрослый. Ориентируйтесь по возможностям и возрасту своего ребёнка. Такую коллекцию можно уже начинать собирать и в 6 лет, когда печатные буквы уже знакомы. В зависимости от возраста ребёнка дозируется участие взрослого. Чем старше — тем меньше. Но взрослый никогда не устраняется, всегда участвует в той или иной степени. В конце концов, словообразование стимулирует и развивает речь в любом возрасте!

На этом этапе можно пользоваться словообразовательным словарём. Только в этом случае стоит соотносить каждое слово с пиктограммами, подготавливая, таким образом, к определению части речи. Рядом со словом, записанным с подсказки словаря, можно рисовать символ соответствующей пиктограммы.

Если вдруг ребёнок подобрал не родственное, а всего лишь созвучное слово, то взрослый обязательно разбирает смысловое несоответствие. Например, в нашу «лесную» группу попадает слово «лиса «. Объясняем, что лес — это множество деревьев, и все слова связаны с деревьями по смыслу. А лиса — это животное, и у этого слова другие родственные слова, связанные по смыслу именно с животным «лиса», Например, нос у лисы — лисий, а не лесной… Но слово «лиса», раз уж оно возникло, тоже записываем в блокно т, но с краю, в сторонке.

Когда слова одного семейства по большей части записаны, переходим к следующему этапу.

Шаг №4. Ищем корень.

На странице блокнота царит порядок: каждая буква занимает своё место в клеточках. Благодаря этому, можно легко увидеть общую часть всех слов, то что их объединяет — КОРЕНЬ! Эта наглядность имеет крайне важное значение для осмысления ребёнком понятия «корень слова». Обязательно проговариваем, что корень слова хранит в себе смысл слов. Наконец, можно взять цветную ручку и обвести в каждом слове повторяющуюся часть. Именно на этом этапе можно заметить ошибки, связанные с неправильным написанием орфограммы — безударного гласного в корне слова. Стираем ошибку, пишем верную букву. Разумеется, мы сейчас не обсуждаем слова с чередующимися гласными!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: