Этап применения новых знаний (7мин)

После того, как всё написано (учитель помогает, задаёт наводящие вопросы)

Беседа:
- Мы разобрались,что кринка – глиняный горшок для молока.

- Для чего усталые женщины несли солдатам молоко в кринках? Почему они прижимали их к груди?

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся За в Бога не верящих внуков своих.

- Что означает выражение: «Всем миром сойдясь...»?
Слово мир имеет много значений. Одно из них устаревшее: сельская община. Всем миром означает «сообща».

Строки Симонова перекликаются с поговоркой «На миру и смерть красна», то есть нестрашно умереть на людях, все легко перенести не в одиночку, а вместе с другими.

- Как эта поговорка углубляет смысл симоновских строк?
Симонов хочет сказать, что солдаты не боятся погибать за Русскую землю. Даже если они остались одни, то их деды все равно словно бы смотрят на них всем миром, помогая сражаться, чтобы не уступить врагу Русскую землю. Симонов описывает Смоленщину, и именно под Смоленском произошло первое крупное сражение русских войск против Наполеона, в котором, может быть, участвовали прадеды русских солдат, сражавшихся с фашистами.

- О чем говорят поэту слова старухи?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем, Ты помнишь, старуха сказала: — Родимые, Покуда идите, мы вас подождем.

Войска отступают, но жители, которые остаются на оккупированной территории, верят, что войска вернутся и прогонят фашистов с Русской земли. РОДНЫЕ ПОМНЯТ О СОЛДАТАХ И ЖДУТ их.




Этап изучения нового материала (7мин)

- А теперь разберем стихотворение Д. С. Самойлова «Сороковые».

(Слайд 6)

- Что видим? Прочитайте.

- Сколько лет ему было когда началась война? Что еще мы узнаем об авторе?
Давид Самойлов тоже был двадцатилетним, когда началась война.

Слово учителя:

Его книга, написанная после войны открывалась стихотворением - «Сороковые». Автор выпустил эту книгу только спустя тринадцать лет после войны.


Мы сталкиваемся с проблемой памяти.

- В каком году написано стихотворение?

- Почему спустя столько времени автор смог вспомнить о войне? (Было больно, трудно вспоминать) (Звучит музыка, положенная на стихи Самойлова)
Д. С. Самойлов. «Сороковые»


Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

1961


— Какова, по-вашему, главная мысль стихотворения? (Главная мысль стихотворения — противоестественность совмещения войны и жизни, смерти и молодости.)
КАРТОЧКИ

1 карточка. Какую роль играет звукопись? Какие звуки, буквы особенно часто повторяются в стих-и? Что они могут обозначать, как ты думаешь?

звуковые образы, созданные аллитерациями на букву «р»: «соРоковые», «Роковые», «фРонтовые», «похоРонные», «пеРестуки», «Рельсы», «пРостоРно», «погоРельцы» (два раза). Эти слова и выражения вызывают у читателя чувства тревоги, непоправимой беды, горя.

2 карточка. Почему в 6,7-строфах много восклицательных интонаций. В чем трагизм последних 2х строк?

Слово учителя (Слайд 7)

–У Самойлова есть немало замечательных стихотворений. Например…

кто-то из учащихся читает строки, которые помещены на слайде.

(Слайд 8)

Слово учителя

Много лет спустя в авторе «очнулись» воспоминания о войне, которая, наверное, и сделала его настоящим человеком. В одном из послевоенных стихов Д. Самойлов напишет: (эпиграф) –

(Читает ученик):

Я обращаюсь вновь к потерям,
Они трудны и невозвратны...






Этап усвоения новых знаний

В каждом уголке нашей страны есть памятники, связанные с Великой Отечественной войной. Где-то это места боев, где-то — дома, где жили и живут участники войны, ее герои.

 - Моё детство прошло под городом Курском. В этом регионе в 1943 году произошло крупное событие ВОв. Какое? Посмотрите в свои тетради. В начале урока мы записывали основные сражения ВОв.

- Курская битва.

- Да. Верно. Продолжалась Курская битва 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г.

Много поэтов и писателей посвятили свои произведения самому грозному событию XX века. Но есть и дети, которые пишут стихи о войне, которые помнят об этом событии.

 Я вам зачитаю стих-я о войне, которые написал ученик той школы, в которой я училась. И создал он это произведение в возрасте, обратите внимание, 12-13лет.

(слайд № 9) Стих-е Урютова.1-е стих-е читает учитель. Второе - читает ученик

А сейчас я попрошу вас показать всё то, что вы приготовили к сегодняшнему уроку дома.

Этап закрепления нового материала

Показывают. Ученикам было предложено спросить у родителей, у бабушек и дедушек, какие песни военных лет они помнят, назвать картины художников, посвященные Великой Отечественной войне. Рассказать всё, что им показалось интересным по данной теме (нарисовать рисунок, назвать фильмы о войне, прочитать наизусть стихотворение и т.д.)

Подведение итогов урока

(Слайд №10)

- Сколько лет прошло с окончания ВОв?

- В каком году написано стих-е Симонова «Ты помнишь, Алёша…»? (1941г.) (Автор был на войне, написал тут же)

- В каком году написано стих-е Самойлова «Сороковые»? (1961г.) (Автор был на войне, написал спустя годы)

Стих-е С. Урютова написано в 2008году (на войне погиб его дедушка)

Это разные временные отрезки.

Эти люди помнят о ВОв.

-Почему нам необходимо помнить о ВОв?

-С какой проблемой столкнулись сегодня?

 (Мы ответственны перед погибшими за сегодняшний мир на Земле.)

ОЦЕНКИ ЗА УРОК, выделение самых активных учеников

Этап проверки дом. задания

(На этот урок была задана сравнительная таблица героев Пришвина «Кладовая солнца» Митраши и Насти. Дети сделали это в тетрадях. Пройти посмотреть наличие дом. работы, выборочно – оценить.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: