Концептуальные обзоры этапов развития литературы

ИЗУЧЕНИЕ ОБЗОРНЫХ ТЕМ В СТАРШИХ КЛАССАХ

 

ПЗ

 

1. Прослушайте лекцию (см. прикрепленный файл), ознакомьтесь с главой, посвященной изучению обзорных тем в старших классах, в учебниках З.Я.Рез и О.Ю. Богдановой  и ответьте на вопросы / выполните задание:

1) дайте определение обзорной темы;

Обзор (по Н. И. Кудряшову) - урок особого вида, требующий сложного сочетания лекции учителя, сообщений учащихся и чтения полностью или в извлечениях художественных произведений, т.е. репродуктивного, эвристического и исследовательского методов. Обзорная тема включает краткий синтез художественных текстов, сведений о развитии культуры и литературы определенного периода, а также об отдельных авторах.

 2) каково место и назначение обзорных тем в курсе литературы в старших классах?

Обзорные темы дают возможность воссоздать целостную картину определенного периода развития литературы в ее связях с общественно-политической и культурной жизнью страны. Они так же включают краткий анализ художественных текстов, сведения о развитии культуры, критики, об отдельных писателях. Обзорные темы – неотъемлемая часть учебного курса литературы старших классов, которая обеспечивает целостное представление об историко-литературном процессе в целом.

Обзоры как бы «цементируют курс старших классов, связывают объединяющей идеей творчество разных писателей, изучаемых монографически». Не описание, а выявление закономерностей должно определять целенаправленность обзорного занятия.

 

 

3) каковы основные разновидности обзорных тем (обзоров)?

В современной методике выделяют следующие виды обзорных тем:

- собственно обзорные темы (например, обзор «Из литературы XVIII века», «Русская литература 1930-1941 гг»)

- обзорное изучение творчества писателя - монографические темы (В.Жуковский и К.Рылеев; поэзия А.Фета и Ф.Тютчева).

Такое деление довольно условное, т.к. понятие «обзорная тема» очень широкое.

· Обзорные темы установочного характера (урок-пролог). Они предшествуют или целому курсу литературы, или какому-то разделу. Такой урок-пролог подготавливает учащихся к целостному изучению многоуровневого литературного явления, прогнозирует систему в «неразвернутом виде»

· Обзорные темы, завершающие изучение конкретного периода или эпохи (итоговые обзорные занятия). Такой урок дает обобщенную панорамную картину историко-культурного явления как целого; намечает перспективы дальнейшего самостоятельного постижения его учащимися.

· Концептуальные обзоры этапов развития литературы

- обзор с акцентом на теоретико-литературном понятии

-обзор-веха, характеризующий узловые этапы в развитии истории литературы

- проблемно-тематический обзор

4) каковы требования к изучению обзоров всех типов?

Обзорные темы установочного характера

Учитель-словесник продумывает план изучения обзорных тем. Он основан на расшифровках, содержащихся в программе по литературе, но наполнение пунктов плана зависит от учителя, и потому при его общности содержание обзоров может быть отличным друг от друга.

Прежде всего, нужно заглянуть в программу по истории, в которой есть целый ряд тем, соприкасающихся с программой по литературе. Затем определить основную идею, объединяющую между собой уроки обзорной темы. В работе над темой можно опереться на имеющиеся у учеников знания по истории. Без знания исторических обстоятельств нельзя понять особенностей литературной жизни эпохи. Эти знания надо включить в новую систему понятий, в основе которых – осознание художественной специфики искусства.

Очень важно, чтобы исторические и литературные события эпохи не представляли двух параллельных рядов, а выступали в единстве и рождали у школьников представления об изучаемом времени.

Во избежание затруднений, во-первых, нужно опираться на межпредметные связи и привлекать знания, полученные в курсе истории. Во-вторых, рассказ об исторических событиях целесообразно сопровождать демонстрацией произведений искусств, выразивших данное время. Необходимо очень кратко включить в обзор и творения гениальных художников, композиторов, скульпторов, демонстрируя репродукции, фотоснимки, привлекая аудио- или видеозаписи.

Обзорные темы, завершающие изучение конкретного периода или эпохи

Оглядываясь на пройденный литературный путь, учитель напоминает ученикам, что, о каком бы русском писателе в течение года ни шла речь, всегда отмечалась теснейшая связь его творчества с требованиями современной общественно-политической жизни. Особенность русской литературы – в ее стремлении не только правдиво отражать жизнь, но, отмечая и поддерживая в ней ростки будущего, всемерно содействовать ее развитию.

Концептуальные обзоры этапов развития литературы

Цель уроков данного типа – дать представление о характере литературы, отразившей движение нашей жизни от первых послереволюционных лет до сегодняшнего дня.

Невозможно вместить в обзор рассказ о каждом из писателей и рассмотреть даже наиболее крупные произведения авторов. Поэтому учителю дается право выбора имен и произведений для показа характерных тенденций литературы каждого периода.

Однако вариативность в выборе художественного материала и сосредоточенность внимания на отдельных произведениях не должны приводить к отказу от освещения общих проблем, объединяющих, например, прозу военного времени или поэзию, родившуюся в те годы.

Желательно, чтобы через обзорные темы учащиеся не только приобрели сведения о литературе каждого периода, осведомленность о ней, но чтобы у них сложился образ эпохи. Этому помогает и отбор самих произведений, и выбор для демонстрации в классе одной-двух песен и картин (репродукций), наиболее созвучных духу времени.

Для каждого периода в развитии русской литературы характерен свой пафос, свои ведущие идеи-проблемы и свои принципы изображения жизни (стилевые направления). Задачей обзора как раз и является выявление пафоса, стиля, героя времени изучаемого периода.

5) как можно проверить знания учащихся, полученные ими на уроках по обзорной теме?

· составление словаря лекции или синхронистических таблиц и

· подготовка развернутого устного ответа по теме лекции

· поиск ответа на проблемный вопрос, поставленный перед лекцией

·  проблемное задание

· воссоздание картин эпохи путем словесного рисования

·  постановка опережающих вопросов по всей теме

ЛЗ

После ознакомления с методикой изучения обзоров разных видов найти в Интернете УДАЧНЫЙ обзорный урок, скопируйте его в отчетный документ (не забудьте указать ссылку на ресурс и имя разработчика), а затем дайте обоснование своему выбору (почему урок видится Вам удачным?). Не забудьте отметить, к какому виду обзоров (обзорных тем) относится выбранный Вами урок.

 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: