Старшие символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский,З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб и др.
Мистики-богоискатели: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минский.
Декаденты-индивидуалисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб.
Младшие символисты: А. А. Блок, Андрей Белый (Б. Н. Бугаев), В. И. Иванов и др.
Акмеисты: Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, В. И. Нарбут.
Кубофутуристы (поэты «Гилеи»): Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, В. В. Каменский,
В. В. Маяковский, А. Е. Кручёных.
Эгофутуристы: Игорь Северянин, И. В. Игнатьев, К. К. Олимпов, ВасилискГнедов.
Группа «Мезонин поэзии»: В. Г. Шершеневич, Хрисанф (Л. В. Зак), РюрикИвнев
(М. А. Ковалёв) и др.
Объединение «Центрифуга»: Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, С. П. Бобров и др.
III. Закрепление.
1. Умники и умницы»: постановка и решение проблемных вопросов (работа в парах)
Каково значение традиций А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского в литературе начала XX в.?
Почему в литературе начала XX в. возник новый тип литературного героя?
Как вы думаете, связан ли романтизм как литературное направление с определённой социально-исторической реальностью?
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа
Каковы истоки связей и различий между русской литературной классикой и художественной словесностью начала века?
Как сочетались трагические и оптимистические мотивы в литературе начала века?
Какие традиции Чехова восприняла реалистическая проза XX в.?
В чём состоят особенности литературного героя новой эпохи?
Заключительное слово учителя
Таким образом, в сложном и многообразном художественном процессеконца XIX — начала XX вв. был заложен фундамент самых разнообразных литературных явлений, получивших развитие в XX в. Русская литература XX в. ярко отражает противоречивую действительность этого столетия. Наблюдается не только разнообразие жанров, но и появление различных течений, направлений, школ, характеризующих литературный процесс и общественную жизнь века.
IV. Домашнее задание
Прочитать новеллу И. А. Бунина «Лёгкое дыхание».
Индивидуальные опережающие задания (2–3 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве И. А. Бунина.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/urok_po_teme_russkaia_literatura_khkh_veka_raznoobrazie_zhanrov_i_napravlenii
Данный урок относится к обзорным темам установочного характера. Мне он показался удачным, поскольку учитель умело сочетает в нем различные методы работы и все занятие не сводится к монотонному чтению лекции. Лекция, используемая на уроке, сопровождается заданием: составить тезисы. Так учитель концентрирует внимание школьников на изучении темы. Умело выстраивается в ходе урока и беседа учителя с учениками, на протяжении занятия присутствует обратная связь, педагог и ученики взаимодействуют посредством вопросов и ответов по теме лекции. Также мне показалось удачным использование наглядной схемы по литературным направлениям 20 века, это, несомненно, поможет учащимся в дальнейшем изучении данной темы. Присутствует на уроке и такой вид деятельности, как работа в парах (ученикам необходимо найти и подготовить ответы на вопросы), что также является достоинством данного урока.