Контрольные вопросы и задания
1. Назовите основные принципы физического воспитания и особенности их применения в плавании.
Воспитывающее обучение. На занятиях плаванием не только укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, но и закладываются основы гуманистического воспитания. Процесс воспитывающего обучения происходит под непосредственным руководством педагога, который в значительной степени определяет формирование личности ребенка. Помимо высокой профессиональной подготовленности педагог должен: быть всесторонне развитым, культурным; служить примером честного отношения к своему делу, дисциплинированности, аккуратности, объективности и последовательности в своих требованиях и поступках.
Степень выраженности этих качеств в личности педагога определяет эффективность процесса воспитывающего обучения.
Всестороннее развитие. Физическое воспитание в процессе обучения плаванию тесно связано с другими сторонами всестороннего воспитания: умственным, нравственным, трудовым и эстетическим. Это ориентирует педагога на формирование всесторонне развитой личности, предостерегая от увлечения физкультурно-спортивной подготовкой в ущерб интеллектуальному и нравственному развитию.
|
|
Оздоровительная направленность. Задача укрепления здоровья является основной на учебно-тренировочных занятиях плаванием во всех звеньях государственной системы физического воспитания. Гигиенические факторы и закаливающее влияние природных факторов при занятиях плаванием в естественных водоемах повышают сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Прикладная направленность. В программах по плаванию, помимо освоения жизненно необходимого для каждого человека навыка плавания, предусматриваются также ознакомление с правилами поведения на воде, требованиями безопасности, а также изучение элементов прикладного плавания: умение применять спасательные средства, владеть приемами оказания помощи пострадавшему на воде, приемами реанимации.
2. Назовите основные педагогические принципы, отражающие методические закономерности обучения плаванию.
· Принцип сознательности и активности.
· Принцип систематичности
· Принцип доступности.
· Принцип наглядности.
· Принцип индивидуализации
Назовите основные задачи обучения плаванию.
В процессе обучения плаванию решаются следующие основные задачи:
—укрепление здоровья, закаливание, воспитание стойких гигиенических навыков;
—изучение основ техники плавания и овладение жизненно не обходимым навыком плавания;
|
|
—всестороннее физическое развитие, укрепление опорно-двигательного аппарата и совершенствование таких физических качеств, как координация движений, сила, гибкость, выносливость, быстрота и ловкость;
—ознакомление с правилами поведения на воде, требованиями безопасности и овладение навыками прикладного плавания.
4. Назовите факторы, определяющие содержание программы обучения плаванию.
Содержание программы обучения определяют следующие факторы:
1. Цели и задачи курса обучения.
2. Продолжительность курса обучения.
3. Контингент занимающихся, возраст, физическая и плавательная подготовленность.
4. Условия для проведения занятий.
Цели и задачи курса обучения, его продолжительность определяют содержание программы.
Обучение плаванию проводится с целью решения одной из основных задач:
1. Овладение жизненно необходимым навыком плавания.
2. Обучение юных спортсменов технике спортивного плавания и других водных видов спорта и совершенствование в них.
3. Обучение профессионально-прикладному плаванию (в том числе подготовка к службе в Вооруженных Силах).
4. Оздоровительно-реабилитационное плавание.
5. Оздоровительное плавание и кондиционная тренировка.
5. Чем отличается содержание программ для массового обучения плаванию и подготовки спортивного резерва (задачи, продолжительность курса, выбор способов плавания)?
Массовое обучение плаванию, как жизненно необходимому навыку,
имеет государственное значение, поскольку, как уже говорилось ранее, количество несчастных случаев на воде в стране уступает только потерям в автомобильных катастрофах. Причинами этого являются слабая материальная база во многих регионах (низкие темпы строительства простейших учебных бассейнов и водных станций для детских садов, летних оздоровительных лагерей, учебных заведений, жилых микрорайонов и мест массового отдыха), а также недостаточное количество специалистов по плаванию.
Обучение плаванию спортивного резерва проводится с ориентацией на достижение высшего спортивного мастерства в плавании или других водных видах спорта. Такая работа осуществляется по программам для СДЮСШ и СДЮСШОР, предусматривающим комплексное ознакомление с элементами всех спортивных способов плавания (36 уроков) и затем комплексное освоение техники спортивного плавания (в течение одного спортивного сезона).
Обучение профессионально-прикладному плаванию проводится по специально разработанным программам, решающим прикладные задачи. Примером может служить Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах (раздел «Плавание»).
Обучение плаванию с оздоровительно-реабилитационной и кондиционной направленностью в каждом конкретном случае требует разработки индивидуализированных программ, ориентированных на коррекцию недостатков физического развития или достижения необходимого уровня физической подготовленности. Наибольшую известность получили аквааэробика и программы обучения способу брасс на груди детей с искривлениями позвоночника и нарушениями осанки (см. главу 7 и раздел 11.7 главы 11).
Продолжительность курса обучения. Для проведения массового обучения плаванию разработаны короткие и простые программы, по которым можно работать с большими контингентами детей. Так, программа для массового обучения плаванию в летнем оздоровительном лагере состоит из 15 уроков (Н.Ж. Булгакова); в общеобразовательной школе, в зависимости от местных условий, занятия проводятся по 26-урочной (Н.Ж. Булгакова) или 15-уроч-ной (Л.В. Бурова) программам обучения.
Возраст занимающихся. Установлено, что возраст 7—12 лет является оптимальным для быстрого и качественного освоения техники плавания (Э. Шрамм). Кроме того, из числа детей, обученных плавать в этом возрасте, подготовлено самое большое количество пловцов высокого класса (по сравнению с детьми других возрастов).
|
|
Особенности телосложения, уровень физической и плавательной подготовленности. Дети, имеющие показатели физического развития, близкие к стандартам отбора в СДЮСШ, быстро и качественно осваивают технику плавания. Это необходимо учитывать при комплектовании учебных групп, распределении занимающихся по уровню их подготовленности.
Условия для проведения занятий: естественный и искусственный водоем, погодные и климатические условия, глубина и температура воды, оборудование и инвентарь и др. Важное значение в организации процесса обучения имеют квалификация и мотивация преподавателя.
6. Что является основанием для выбора способа плавания при начальном обучении детей и взрослых?
Детей и подростков, как правило, обучают технике спортивного плавания, потому что: они быстро теряют интерес к обучению «непрестижным» способам плавания; предварительное освоение облегченного способа плавания и последующее переучивание занимают больше времени; контингент обученных плаванию является возможным спортивным резервом.
При обучении детей и подростков с недостатками в физическом развитии и нарушениями опорно-двигательного аппарата применяются способы брасс на груди и на спине с одновременными симметричными движениями руками и ногами.
Выбор спортивного способа плавания для взрослых людей, владеющих самобытным способом, осуществляется в соответствии с индивидуальным характером движений ногами.