B. Сформулируйте литературоведческую концепцию изучения данной темы в 11 классе (воспользуйтесь подсказками из статьи Н.А. Бражкиной (см. прикрепленный файл))

МОНОГРАФИЧЕСКАЯ ТЕМА В СТАРШИХ КЛАССАХ

Практическое задание

а) дайте определение монографической темы;

Монографическая тема – основной содержательно-структурный элемент историко-литературного курса в школе, который предполагает текстуальное изучение одного или нескольких программных произведений автора, предусматривает рассмотрение биографии писателя, общую характеристику его художественного метода и стиля, ознакомление с оценкой изучаемого произведения (всего творчества автора) в литературной критике, освоение включенных в данный раздел программы теоретико-литературных понятий, написание итогового сочинения или выполнение другой итоговой работы.

б) перечислите основные особенности монографической темы.

Структурно курс литературы в 8–11 классах включает уроки монографического и обзорного изучения историко-культурных и историко-литературных сведений. Логика изучения литературы в старшем звене заключается в чередовании обзорных и монографических тем. После урока-обзора, на котором дается общая характеристики историко-культурного периода, проводится цикл уроков, посвященных изучению творчества виднейших представителей данного периода.

· В центре каждой монографической темы – текстуальное изучение одного или нескольких программных произведений автора.

· Монографический подход предусматривает:

¾ рассмотрение биографии писателя,

¾ общую характеристику его художественного метода и стиля,

¾ ознакомление с оценкой изучаемого произведения (всего творчества автора) в литературной критике,

¾ освоение включенных в данный раздел программы теоретико-литературных понятий,

¾ написание итогового сочинения или выполнение другой итоговой работы.

· в старших классах работа над биографией ориентирована на понимание историко-литературного процесса, художественного мира писателя. Особое значение приобретает отбор и расположение материала, использование мемуарной литературы, портретов писателя. У многих учителей-словесников внимание направлено на «встречу с писателем», на живой эмоциональный взгляд, на биографический материал творений писателя.

· Форма проведения уроков-биографий разнообразна: урок-лекция, самостоятельные доклады школьников, работа по учебнику, заочные экскурсии, уроки-концерты, уроки-панорамы.

· Важна постановка проблемных вопросов, работа над планом, использование художественных текстов. Снять хрестоматийный глянец, представление о непогрешимости личности писателя не менее важно, чем найти интересный для учеников аспект, понять не только величие писателя, но и сложность становления его личности и таланта.

·  Изучение биографии писателя строится на следующих принципах: историзм, показ эволюции жизненного и творческого пути, взаимосвязь изучения биографического материала и произведений, современность акцентов, воспитание ученика через материал.

· Различны «пути» анализа изучаемого текстуально произведения: по ходу развития сюжета, пообразный, проблемно-тематический, комбинированный.

· На уроках анализа художественного произведения используются такие приемы, как комментированное чтение, анализ эпизода, пересказ, составление характеристики, сопоставление героев и эпизодов, работа с иллюстрациями и др.

· Выбор «тактики» монографического рассмотрения творчества конкретного автора зависит от жанровой специфики и художественных особенностей произведения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, воспитательных и частнометодических целей.

· Эффективности изучения монографических тем способствуют вариативность избираемых учителем методов работы, чередование репродуктивных и творческих приемов, монологической и диалогической речи.

· Работа над монографической темой предполагает установление связи между творчеством отдельных писателей, изучение преемственности в проблематике, образах, эстетических принципах и идейном содержании произведений. Такая «перкличка» тем, идей, образов формирует историческое мышление учащихся, приучает их рассматривать изучаемые явления в связи и взаимосвязи.

 

Лабораторное задание

Изучите программное содержание монографической темы 11 класса «А.А. Блок» и выполните задания.

A.   Дайте сравнительную характеристику монографической темы «А.А.Блок» в двух программах (список произведений, содержание темы, формируемые ТЛП).

  ПРОГРАММА ПОД РЕД. В.Я.КОРОВИНОЙ ПРОГРАММА Г.С. МЕРКИНА, С.А. ЗИНИНА, В.А. ЧАЛМАЕВА
Список произведений Совпадения в изучении: Стихотворении из книги «Стихи о Прекрасной Даме», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе..», «На железной дороге», «На поле Куликовом», цикл «Кармен» «Скифы» (другие стихотворения по выбору учителя и учащихся), поэма «Двенадцать», «Соловьиный сад» (обзор).   Отличия: «Русь».   Совпадения в изучении:    «Стихи о Прекрасной Даме» (в рамках рассмотрения темы романтического образа «влюблённой души»), «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «На железной дороге»,  «На поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору. Поэма «Двенадцать».   Выносятся на самостоятельное чтение: цикл «Кармен», поэма «Соловьиный сад».   Отличия: «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Вхожу я в темные храмы…» «О, я хочу безумно жить…», «Россия», Для самостоятельного чтения предлагаются стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…», «Фабрика», «В ресторане»,  «Коршун».   Таким образом, в программе под ред. Меркина Г.С. охват изучения произведений шире, чем по программе В.Я.Коровиной.
Содержание темы Созвучные темы: 1) - «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока.   2) - «Соловьиный сад» и реальность бытия в творчестве поэта. -Поэт и революция. 3) - тема России в поэзии Блока.   4) - Блок и символизм.     5) - Влияние философии В. Соловьева на творчество Блока.   6) - Полемика вокруг поэмы «Двенадцать» в современном литературоведении. (Узкая трактовка)     Отличия: - Литературные, философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского. - Своеобразие строфики, ритмических интонаций, звукописи стихотворений А. Блока - Влияние Блока на творчество русских поэтов 20 века. Созвучные темы: 1) - Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме».   2) - Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. 3) - Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен».   4) - Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения. 5) черты философии и поэтики В.Соловьева в лирике А.Блока; 6) - Поэма «Двенадцать». (Пообразное изучение, более детальное) · Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме. · Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. · Образ Христа и христианские мотивы в произведении. · Споры по поводу финалу «Двенадцати».   Отличия: - Внутрипредметные связи: · творческие связи А.Блока и А.Белого.             - Межпредметные связи: · лирика А.Блока и живопись М.Врубеля; · Блок и Ю.Анненков – первый иллюстратор поэмы «Двенадцать».  
Формируемые ТЛП Развитие понятия «образ-символ». Лироэпическая поэма как жанр поэзии. циклизация лирики, реминисценция, аллюзия

 

B.   Сформулируйте литературоведческую концепцию изучения данной темы в 11 классе (воспользуйтесь подсказками из статьи Н.А. Бражкиной (см. прикрепленный файл)).

Тема «Творчество А.А.Блока» - первая из монографических тем в разделе «Поэзия рубежа XIX-XX веков» - является традиционной в школьном историко-литературном курсе. С конца 60-х годов прошлого века, когда она заняла прочное место в программе выпускного класса, подходы к её изучению в целом не менялись. Вместе с тем новый взгляд на литературу этого периода как сложную целостность, сложившийся в современном литературоведении, расширение списка поэтических имён, предлагаемых для знакомства программами литературного образования, даёт новые стимулы к совершенствованию методики изучения поэзии Блока.

Творчество Блока пронизано многообразными связями с литературными предшественниками и современниками, поэтому именно оно может стать своеобразной литературной «скрепой» между классическим реализмом XIX века и модернизмом начала XX века. Системное обращение к историко-литературным взаимодействиям в процессе изучения его поэзии позволяет осознать динамику культурного развития эпохи и место конкретного художника в ней. В этом отношении важны установки государственного стандарта общего образования, ориентирующего учителей на изучение художественного произведения в историко-литературном контексте, что способствует решению важных для старшей школы проблем систематизации изученного материала, совершенствования навыков анализа и интерпретации произведений, помогает полноценно воспринять диалог классической и современной литературы.

Эффективное решение этих проблем возможно при условии использования внутрипредметных связей курса, определяющих характер взаимодействий между различными сторонами (уровнями) изучаемого. Однако, по сложившейся традиции, в школьном преподавании литературы по-прежнему большее внимание уделяется межпредметным связям, и потому создание системы занятий на внутрипредметной основе в рамках одной из важнейших тем программы 11 класса может рассматриваться как актуальная проблема современной методики преподавания литературы.

Литературоведческой основой данной концепции являются труды Д.Д. Благого, A.C. Бушмина, А.Н.Веселовского, М.Л.Гаспарова, Г.А.Гуковского, М.М. Гиршмана, В.М.Жирмунского, Ю.М.Лотмана, В.Д.Сквозникова, К.Ф.Тарановско-го, В.Н.Топорова, Ю.Н.Тынянова и др., в которых подчёркивается необходимость изучения литературы, в том числе поэзии А.А.Блока, на основе историко-хронологических связей. Так, Г.А.Гуковский писал: «Блок - это не частное или случайное явление <...> Он возникает из вековой истории социальной действительности и эстетического сознания, а обращен в вековое будущее...». Ориентированность поэзии Блока на предшествующую и современную ему литературу рассматривается в литературоведческой науке как одна из важнейших особенностей его поэтики, игнорирование которой существенно затрудняет понимание своеобразия пути художника в общелитературном процессе.[1]

Интересна концепция Г. А. Гуковского, который считает, что «важно учесть именно структурные особенности произведения, — не столько слова-кирпичи, из которых сложены стены здания, сколько структуру сочетания этих кирпичей, как частей этой структуры, и их смысл. Здесь существенны именно принципы образной системы произведения, — все без исключения, например, не только система каждого из образов — героев, пейзажей, их соотношения и т. п., не только движение и содержание сюжета, не только оценка людей и событий, но и манера строить фразу, и семантика слова-образа, и самое звучание речи, и многое, многое другое, все, что есть в произведении:» (Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. – М.; Л., 1966. – С. 103).

В постепенном осознании смысла произведения, значения сцен, образов, в осознании эстетической и философской концепции писателя, углублении эмоционального восприятия текста, специфики художественного мира писателя заложены огромные возможности духовного воспитания молодежи.

Одно из центральных мест в работе над монографической темой занимает подготовка и написание сочинений.

Изучение темы «Своеобразие художественного мира раннего А.А. Блока. "Стихи о Прекрасной Даме"»

1. Он должен быть «вписан» в систему уроков, посвящённых Блоку, не только хронологически, но и концептуально.

2. В ходе анализа отдельных стихотворений важно, опираясь на эмоциональное восприятие учащихся, акцентировать их внимание на тех особенностях, которые являются выражением общих закономерностей, присущих художественному миру раннего Блока.

3. Наблюдения над конкретным литературным материалом нужно закрепить в выводах, которые целесообразно оформить формульно.

Вначале сообщаем учащимся, что А.А. Блок о своем поэтическом пути писал так: «…я твёрдо уверен, что все мои стихи — трилогия вочеловечения. От мгновения слишком яркого света — через необходимый болотистый лес — к отчаянью, проклятию, «возмездию» — и к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру». Раннее творчество Блока – это и есть «мгновение слишком яркого света», поисков светоносного начала в мире, поисков идеала. Далее обращаем их к циклу «Стихи о Прекрасной Даме», проясняя его философскую и биографическую основу. Потом предлагаем проанализировать стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы» и выявить на его примере важные особенности, присущие всем произведениям названного цикла. Выводы по ходу анализа фиксируем в виде опорной схемы:

«Стихи о Прекрасной Даме» –

«стихотворный молитвенник» раннего А.А. Блока

                                             

                                       ЛЮБОВЬ как                  

Лирический герой:                                           Прекрасная Дама

                                       ПОКЛОНЕНИЕ      (идеальная героиня):

- «Я»                                                                   - «Величавая Вечная   

-                                                                             Жена»

-                                      мотивы:                      - «Святая»

                                                                                 - «Милая»

    ожидания сна тени   недостижимости - «Ты»

                                                                мечты -

                                                                               -

 

· храм (как место соединения земного и небесного)

·

·

Символы «здешнего» мира:                          Символы «иного» мира:

- «скрип дверей»                                           - «улыбки, сказки и сны»

- «бедный обряд»                                         - «ризы»

-                                                                       -

-                                                                       -

 

Опорная схема может быть прочитана так. Лирический сюжет стихотворения – ожидание лирическим героем встречи с Прекрасной Дамой, устремлённость к ней; за этим ожиданием, устремлением – порыв земного человека к идеалу. Лирический герой называет Прекрасную Даму «Величавой Вечной Женой», «Святой», «Милой», испытывая к ней любовь, которая сродни благоговейному поклонению, уподоблена таинству, обряду служения чему-то высшему. Образ такой любви поддерживается мотивами ожидания, сна, тени, недостижимости любви. Пространство, в котором развивается лирический сюжет, храм – место соединения земного и небесного. Стихотворение наполнено символами, с помощью которых поэт противопоставляет «здешний» мир, несовершенный, и мир «иной», гармоничный. Эти символы в лирическом сюжете стихотворения становятся поэтическим воплощением идеи В. Соловьева о двоемирии, о необходимости синтеза земного и небесного через любовь к женщине.

После проведённого анализа объясняем учащимся, что во всех стихотворениях цикла так или иначе обнаруживают себя обозначенные черты. Предлагаем убедиться в этом, рассмотрев по выбору еще 2–3 стихотворения из цикла, а затем дополнить и уточнить схему другими примерами.

Важно заметить, что «формула», найденная в процессе анализа ранних стихов Блока, становится ключом к пониманию его последующего творчества, потому что для всего корпуса лирики поэта характерна устойчивая повторяемость важнейших образов, словесных формул и лирических ситуаций. Начав с веры в преображение мира гармонией, поэт вскоре открывает кричащие противоречия действительности, и в его творчество входит тема «страшного» мира. Обращая учащихся к блоковской «формуле», показываем, какие изменения она претерпевает, насколько меняется Прекрасная Дама и образ любви у поэта. Приходим к выводу, что у Блока поруганные высокие отношения между мужчиной и женщиной – один из ликов «страшного» мира. Выйти из духовного тупика поэту удается. В реальной жизни он обретает свой идеал – Родину, которая в поэтическом сознании Блока займет место Прекрасной Дамы. Знакомая с первого урока «формула» в этот раз помогает без труда объяснить детям специфику блоковского образа Родины-жены. [2]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: