Развитие русской литературы

Ведущим направлением в русской национальной литературе второй половины XIX в. был критический реализм, основы которого заложили А. Пушкин, А. Грибоедов, Н. Гоголь, М. Лермонтов и другие русские писатели и поэты первой половины XIX в.

Основными чертами этого литературного направления были: 1. Предельно объективное отображение «сермяжной правды жизни»; 2.Острая критическая направленность против самых негативных сторон общественной жизни, прежде всего, вопиющей социальной несправедливости, политического и духовного угнетения личности, ее правовой незащищенности; 3. Блестящее воплощение «типических черт» различных жизненных явлений и не менее блестящее создание типичных характеров в типичных обстоятельствах; 4. Основными жанрами литературного творчества становятся рассказ, повесть и роман.

Вторая половина XIX в. стала временем расцвета творчества целого ряда выдающихся русских писателей и поэтов, чьи произведения вошли в золотой фонд русской и мировой культуры: И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова.

Иван Александрович Гончаров (1812–1898) – выдающийся русский писатель-реалист, за свою творческую жизнь создал всего четыре романа, но значение этих произведений классической прозы для развития русской национальной литературы трудно переоценить.

Первым произведением писателя стал его роман «Обыкновенная история» (1847), главным содержанием которого стало обличениепсевдоромантического миросозерцания дворянской интеллигенции 1830-х гг., которая так и не смогла вырваться из рамок привычной ей патриархально-помещичьей жизни и обыденного провинциализма.

В 1852–1854 гг. на фрегате «Паллада»И. Гончаров совершает кругосветное путешествие по Атлантическому, Индийскому и Тихому океану, итогом которого становится знаменитыйцикл его путевых очерков под названием «Фрегат Паллада» (1856–1857).

В 1859 г.И. Гончаров создает самое значительное свое произведение, ставшее классикой русской литературы – «Обломов». Традиционная точка зрения заключается в том, что писатель на примере главного героя отобразил крепостнический уклад жизни русской провинции с характерными для нее чертами косности, застоя и распада, а также создал яркий типический образ русского барина, который затем приобрел глубоко нарицательный смысл – «обломовщина» (рис. 7).

Рис. 7. Кадр из фильма «Обломов», в главной роли О. Табаков (Источник)

В 1869 г. И. Гончаров создает свой последний роман «Обрыв», основным пафосом которого стал извечный конфликт и борьба «старого» и «нового», «косного» и «передового». А в 1872 г. он пишет свой знаменитый критический этюд «Мильон терзаний», который принадлежит к числу лучших критических статей, посвященных бессмертной комедии А. Грибоедова «Горе от ума».

Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) – выдающийся русский писатель, который в первой половине 1840-х гг. пробует свои силы на поэтическом поприще и создает ряд стихотворных произведений, проникнутых особым лиризмом – «Баллада», «Весенний вечер», «Осень», «Вариации» и другие. Затем он увлекается прозой, и первый цикл его рассказов «Записки охотника» (1847–1852) принес И. Тургеневу известность и предопределил его дальнейшую судьбу как выдающегося русского писателя-реалиста, непревзойденного мастера психологического анализа и словесного пейзажа.

1850–1860-е гг. стали самым плодотворным периодом творчества писателя, из-под пера которого выходят его самые значительные социально-психологические произведения: романы «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867) и знаменитая повесть «Ася» (1858). Основной темой этих произведений стали проблемы идейных исканий нового поколения русской интеллигенции и извечная проблема «отцов и детей». Кроме того, в этот период И. Тургенев создает целый ряд новых повестей и рассказов: «Призраки» (1864), «Довольно» (1865), «Бригадир» (1867), «Несчастная» (1869) и другие.

Последний период своей жизни И. Тургенев провел за границей, где создал несколько настоящих литературных шедевров: повесть «Вешние воды» (1872), роман «Новь» (1877) и знаменитые лирико-философские «Стихотворения в прозе» (1882).

Николай Александрович Некрасов (1818–1878) – выдающийся русский поэт и общественный деятель, который вошел в историю русской литературы как блестящий мастер остросоциальных стихотворных произведений и поэм.

В начале своего творческого пути он издал первую книгу своих юношеских стихов «Мечты и звуки» (1840), которая, будучи написанной в духе романтизма, не имела особого успеха у читающей публики. Затем, в 1841–1845 гг., он создал более трехсот разнообразных поэтических произведений («Мелодия», «Офелия», «Скорбь и слезы»), рассказов («Карета», «Певица»), повестей («Ростовщик», «Опытная женщина», «Капитан Кук», «Несчастливец в любви»), и театральных пьес («Великодушный поступок», «Юность Ломоносова», «Шила в мешке не утаишь»). Однако и эти литературные опыты не принесли ему желанного признания, пока Н. Некрасов не нашел свое призвание в остросоциальной и лирической поэзии.

В 1845–1865 гг. Н. Некрасов создает самые известные стихотворные произведения, принесшие ему заслуженную славу блестящего поэта-реалиста и гражданина: «Родина» (1846), «Тройка» (1846), «На улице» (1851), «В деревне» (1854), «Несжатая полоса» (1854), «Поэт и гражданин» (1856), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Убогая и нарядная» (1859), «Крестьянские дети» (1861), «Зеленый шум» (1862), «В полном разгаре страда деревенская…» (1862) и «Железная дорога» (1864).

Однако в полной мере его поэтический талант, истинная народность и гражданственность раскрылись в знаменитых поэмах «Саша» (1855), «Коробейники» (1861), «Мороз, Красный нос» (1864), «Русские женщины» (1871–1872), «Современники» (1875–1876) и «Кому на Руси жить хорошо» (1863–1877).

В историю русской литературы Н. Некрасов вошел и как блестящий литературный редактор, который двадцать лет возглавлял знаменитый журнал «Современник» (1847–1866), а затем редактировал журнал «Отечественные записки» (1868–1877).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826–1889) вошел в историю русской литературы как ярчайший представитель гротесково-сатирического жанра, принесшего ему заслуженную славу непревзойденного мастера едкой социальной сатиры. В своих повестях «Запутанное дело» (1848) и «Противоречия» (1847), в «Губернских очерках» (1856–1857) и «Письмах из провинции» (1857), в социально-психологических романах «Помпадуры и помпадурши» (1863–1874), «Господа ташкентцы»(1865–1867), «История одного города» (1869–1870), «Господа Головлевы» (1875–1880) и «Пошехонская старина» (1887–1889) он подверг уничижительной критике жизненный уклад провинциального дворянства и чиновничества, быт помещичьей усадьбы времен крепостного права, нравы больших и малых сатрапов царской бюрократии и градоначальников, а также мастерски раскрыл типы «кровопийственных дел мастеров» – русского купечества и нарождавшейся буржуазии (рис. 8).

Рис. 8. Иллюстрация к «Истории одного города «Салтыкова Щедрина (Источник)

В «Мелочах жизни» (1875) и своих знаменитых «Сказках» («Премудрый пескарь», «Как мужик двух генералов прокормил»), написанных в 1882–1886 гг., М. Салтыков-Щедрин в яркой аллегорической форме создал целую галерею хорошо узнаваемых типов пореформенной России. А в своих очерках «За рубежом» (1880–1881) он подверг резкой критике и поруганию либеральный политический строй и нравы буржуазной Европы.

Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) – великий русский писатель, творчество которого было столь же противоречиво, как и его собственная жизнь. Начал он ее как активный сторонник социалистических идей и член «Кружка петрашевцев», а закончил свой жизненный путь апологетом царизма, русской идеи и личным другом К.П. Победоносцева, с которым долгие годы состоял в интимной переписке.

Во второй половине 1840-х гг. Ф. Достоевский создает первые свои социальные повести «Бедные люди» (1846), «Белые ночи» (1848) и «Неточка Незванова» (1849), главным героем которых стал «маленький человек». Затем в 1849–1859 гг. оннаходился в заключении, ссылке и тянул армейскую лямку, и только в 1859 г. вернулся в Петербург и полностью посвятил себя литературному творчеству, став общепризнанным мастером психологического романа.

По мнению большинства исследователей (Б. Шкловский, М. Бахтин, В. Кожинов), для творческой манеры Ф. Достоевского характерны предельно реалистическое изображение социальных контрастов, столкновение ярких и самобытных русских характеров, страстные поиски общественной и человеческой гармонии, тончайший психологизм и гуманизм.

Мировую известность великому русскому писателю и религиозному философу принесли его романы «Униженные и оскорбленные» (1861), «Записки из Мертвого дома» (1861–1862), «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Игрок» (1870), «Бесы» (1871–1872) «Подросток» (1875) и «Братья Карамазовы» (1879–1880). Кроме того, Ф. Достоевский был блестящим публицистом, литературным критиком и редактором, который вместе со свои братом Михаилом Достоевским издавал славянофильские журналы «Время» (1861–1863) и «Эпоха» (1864–1865). Ф. Достоевский (рис. 9) также оставил богатое эпистолярное наследие и публицистический «Дневник писателя» (1873–1881).

Александр Николаевич Островский (1823–1886) – великий русский драматург, блестящий знаток провинциальной России, создавший яркие и типические образы русского купечества, дворянства и чиновничества эпохи первоначального накопления капитала, предельно точно и сочно отобразив их нравы, повадки и мировоззрение.

За свою творческую жизнь А. Островский создал более пятидесяти драматических произведений, многие из которых не потеряли своей актуальности до сих пор. В первый период своего творчества А. Островский создает такие известные произведения, как «Свои люди сочтемся» (1849), «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1853), «Доходное место» (1856), «Гроза» (1859), «Старый друг лучше новых двух» (1860), «За чем пойдешь, то и найдешь» («Женитьба Бальзаминова»)(1861) и другие.

Затем, в 1860-е гг. он, как и многие другие драматурги (Н. Чаев, Д. Аверкиев, А. Толстой), увлекается исторической проблематикой и создает ряд драматических произведений, посвященных событиям Смутного времени: «Воевода» (1864–1865), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866), «Козьма Захарович Минин, Сухорук» (1866), «Тушино» (1867) и Василиса Мелентьева (1868). Однако эти пьесы не принесли емуособой популярности, и он вновь обращается к современности: «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Горячее сердце» (1868) и «Бешеные деньги» (1870).

В 1870–1880-х гг. А. Островский создает самые значительные драматические произведения, вошедшие в золотой фонд русской литературы: «Лес» (1871), «Не все коту масленица» (1871), «Не было гроша, да вдруг алтын» (1871), «Снегурочка» (1873), «Волки и овцы» (1875), «Правда – хорошо, а счастье лучше» (1876), «Бесприданница» (1878), «Сердце не камень» (1879), «Таланты и поклонники» (1881), «Красавец мужчина» (1882) и «Без вины виноватые» (1883).

Рис. 9. Ф.М. Достоевский (Источник)

Лев Николаевич Толстой (1828–1910) – величайший русский писатель и мыслитель, создавший огромное количество выдающихся литературных произведений, ставших классикой мировой литературы.

Первым литературным опытом Л. Толстого стала его автобиографическая трилогия «Детство» (1852), «Отрочество» (1852–1854), «Юность» (1855–1857), в которой, исследуя «диалектику души», он впервые выразил стремление человеческой личности к внутреннему самопознанию и самосовершенствованию. Затем из-под его пера вышли знаменитые «Севастопольские рассказы» (1857–1858) и повесть «Казаки» (1863).

В 1863–1869 гг. Л. Толстой работал над самым значительным своим произведением – романом-эпопеей «Война и мир» (рис. 10), который принес ему всемирную славу и всеобщее признание крупнейшего русского писателя и мыслителя.

Рис. 10. Кадр из фильма «Война и мир» (Источник)

В 1870–1890-х гг. Л. Толстой создает несколько десятков абсолютно разноплановых произведений, критически отображая в них реалии современной ему жизни и поднимая ключевые социально-философские и нравственные проблемы. Среди этих произведений особую значимость имеют романы «Анна Каренина» (1873–1877) и «Воскресение» (1889–1899), повести «Смерть Ивана Ильича» (1884–1886), «Крейцерова соната» (1887–1889) и «Хаджи-Мурат» (1896–1904), пьесы «Власть тьмы» (1886), «Плоды просвещения» (1890), «Живой труп» (1899–1900) и «Отец Сергий»(1899–1900).

В начале 1880-х гг. Л. Толстой решительно порывает с аристократической средой и прежним образом жизни и уезжает в свое родовое имение Ясная Поляна, где создает собственную религиозно-философскую систему. Суть «толстовства», нашедшая свое толкование в его публицистических работах «Исповедь», «Критика догматического богословия», «Соединение и перевод четырех Евангелий» и «В чем моя вера», состояла в призыве к преобразованию общества путем его морально-религиозного самосовершенствования и отказа от всякого насилия. Более того, известный толстовский тезис «непротивление злу насилием» стал своеобразной визитной карточкой его учения. В 1901 г. за создание и пропаганду своего религиозного учения, отличного от канонического православия, Л. Толстой был отлучен от Русской Православной Церкви.

Антон Павлович Чехов (1860–1904) – великий русский писатель и драматург,оставивший потомкам целый кладезь удивительных произведений, которые до сих пор поражают своей цельностью, тонким психологизмом, неподражаемой иронией, едким сарказмом, особым чеховским лиризмом и превосходным литературным стилем. А. Чехов начал свою карьеру под псевдонимом Антоша Чехонте как автор целого ряда блестящих фельетонов и коротких сатирических рассказов – «Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил», «Хамелеон», «Певичка», «Унтер Пришибеев», «Тоска», «Беглец» и многих других, написанных им в 1880-х гг.

Затем, в 1888 г. он создает свою знаменитую повесть «Степь», которая знаменовала собой переворот в творчестве писателя. Отныне «смех сквозь слезы», присущий ранним чеховским рассказам, уступает место гораздо более серьезным идейным исканиям русской интеллигенции на переломе эпох. Теперь героями чеховских произведений становятся не просто смешные и забавные, не очень далекие, а то и откровенно тупые персонажи, а герои, которые либо восстают против опостылевшей им обывательщины, либо, напротив, демонстрируют душевное смирение перед пошлостью современной им жизни. К числу самых известных чеховских произведений этого времени относятся различные рассказы и повести: «Скучная история» (1889), «Дуэль» (1891), «Палата № 6» (1892), «Бабье царство» (1894), «Анна на шее» (1895), «Дом с мезонином» (1896), «Мужики» (1897), «Человек в футляре» (1898), «Ионыч» (1898), «Дама с собачкой» (1899) и «В овраге» (1900).

В конце своей жизни А. Чехов заявил о себе как о крупном новаторе-драматурге, из-под пера которого вышли блистательные по своей стилистике, психологизму и глубине пьесы «Иванов» (1887–1889),«Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1896–1897), «Три сестры» (1900–1901) и «Вишневый сад» (1903–1904).

Значительный вклад в развитие русской литературы внесли и другие блестящие писатели:

Алексей Константинович Толстой – выдающийся поэт, писатель и драматург, автор известного романа «Князь Серебряный (1863), знаменитой трилогия «Смерть Ивана Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870) и знаменитого стихотворения «Средь шумного бала».

Алексей Фиофилактович Писемский – известный писатель и поэт,автор романов «Тысяча душ» (1858), «Горькая судьбина» (1859) и «Взбаламученное море» (1866).

Николай Семенович Лесков – выдающийся русский писатель, перу которого принадлежалимножество прекрасных романов и повестей: «Некуда» (1864), «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), «На ножах» (1870–1871), «Соборяне» (1872), «Очарованный странник» (1873), «Левша» (1881), «Тупейный художник» (1883) и «Заячий ремиз» (1891–1893). Кроме того,в 1880-е гг. уже сложившимся художником, он создает несколько блестящих рассказов: «Пламенная патриотка», «Путешествие с нигилистом», «Печерские антики», «Жемчужное ожерелье» и многие другие.

Не менее весомый вклад в развитие русской литературы XIX в. внесли многие русские поэты, сторонники так называемого «чистого искусства», которые своим творчеством и мировоззрением противостояли «социальному» или «гражданственному» направлению в русской поэзии, олицетворением которого являлось творчество Н. Некрасова, И. Панаева и других поэтов, группировавшихся вокруг «Современника». Основным лейтмотивом поэтов «чистого искусства», продолживших традиции русского романтизма, были любовная, философская и пейзажная лирика, которая нашла свое наиболее яркое воплощение в творчестве: а)Федора Ивановича Тютчева (1803–1873) – великого русского поэта и мыслителя, чей творческий потенциал и одаренность были вполне сравнимы с пушкинским. Его перу принадлежали многие прекрасные лирические и философские стихотворения, в том числе такие шедевры, как: «Умом Россию не понять…», «Selentium!» («Молчи, скрывайся и таи…»), «Он, умирая, сомневался…», «Весенняя Гроза», «Листья», «Не то, что мните вы, природа…», «Брат, сколько лет, сопутствовавший мне…», «Два единства», «Славянам», а также знаменитые стихотворения «Денисовского цикла»(1863–1866). б) Афанасия Афанасьевича Фета (Шеншина) – выдающегося русского поэта, автора бесподобных поэтических произведений, наполненных любовной лирикой: цикл стихотворений,посвященныхсвоей возлюбленной Марии Лазич – «Старые письма», «Давно забытые, под легким слоем пыли…», «Шепот, робкое дыханье, трели соловья…», а также четырех сборников стихотворений «Вечерние огни»(1883–1891). в) Якова Петровича Полонского – известного русского поэта, автора стихотворений «Солнце и месяц» (1844), «Зимний путь» (1844), «Прогулка верхом» (1844), сборника «Сазандар» (1849), «Колокольчик» (1854) «Кузнечик-музыкант» (1863), «Миазм» (1868) и «Узница» (1877). г) Аполлона Николаевича Майкова – известного русского поэта, в творчестве которого особое место занимала пейзажная лирика: «Рыбная ловля», «К Милюкову», «У Мраморного моря», «Чу! Шорох – я смотрю: вокруг гнилого пня…», «Весна! Выставляется первая рама…», «Летний дождь» и другие. д) Алексея Николаевича Апухтина – известного русского поэта, автор стихотворений «К славянофилам» (1856), «День ли царит» (1866), «Забыть так скоро» (1869), «Жизнь пережить – не поле перейти!» (1874), «Ночи безумные» (1876) и «Пара гнедых» (1876).

Во второй половине XIX в. вокруг революционно-демократического лагеря образовалсякружокизвестных, но довольно посредственных писателей, в творчестве которых центральное место занимало отображение передовых социалистических идей и бытописание «униженных и оскорбленных». Наиболее видными представителями этого литературного лагеря были Н.Г. Чернышевский, автор хрестоматийных, но абсолютно бездарных и беспомощных с художественной точки зрения романов «Что делать?» (1863) и «Пролог» (1867–1869); Н.Г. Помяловский, автор социальных повестей «Мещанское счастье» (1861), «Молотов» (1861) и «Очерки бурсы» (1862–1863); Ф.М. Решетников, автор повести «Подлиповцы» (1864) и романов «Глумовы» (1866) и «Горнорабочие» (1869–1870); В.А. Слепцов, автор повести «Трудное время» (1865); И.В. Федоров (Омулевский), автор автобиографического романа «Шаг за шагом» (1870) и Г.И. Успенский, автор литературных очерков «Нравы Растеряевой улицы» (1866), «Разорение» (1869) и «Власть земли» (1883).

В 1870–1890-х гг. в русскую литературу пришло новое поколение писателей, среди которых несомненным талантом и мастерством отличались: Всеволод Михайлович Гаршин, автор известных и популярных рассказов «Четыре дня» (1877), «Трус» (1879), «Художники» (1879), «Красный цветок» (1883), «Сигнал» (1887) и других. Владимир Галактионович Короленко, автор новаторских повестей и рассказов «Сон Макара» (1883), «Слепой музыкант» (1886), «Павловские очерки» (1890), «Река играет» (1891) и «Без языка» (1895).Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, перу которого принадлежала знаменитая тетралогия «Детство Темы» (1892), «Гимназисты» (1893), Студенты (1895) и «Инженеры» (1897);Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк блестящий знаток уральско-сибирского быта и нравов тамошнего купечества, который создал блестящие романы «Приваловские миллионы» (1883), «Горное гнездо» (1884) и «Золото» (1892).

В конце XIX в. первые шаги на литературном поприще делали молодые русские писатели: Иван Алексеевич Бунин (1870–1953) – рассказы «Танька» (1893), «На край земли» (1897)«Антоновские яблоки» 1900; Алексей Максимович Пешков (Горький) (1868–1936) – рассказы «Макар Чудра» (1892), «Старуха Изергиль» (1896), «Челкаш» (1897), «Девушка и смерть» (1898), «Данко» (1899), «Песня о Соколе» (1899), «Буревестник» (1899) ироманы «Фома Гордеев» (1899) и «Трое» 1900; Александр Иванович Куприн (1870–1938) –повести «Молох» (1896) и «Олеся» (1898); Леонид Николаевич Андреев (1871–1918) – рассказ «Бергамот и Гараська» 1898; Виктор Викторович Вересаев (1867–1945) – очерки и эссе «Без дороги» (1895) и «Записки врача» (1901);

На излете XIX в. в русскую литературу вошли и многие блестящие поэты, которые позднее станут ярчайшими представителями так называемого «серебряного века» русской поэзии: основоположники русского символизма Федор Кузьмич Тетерников (Сологуб), Константин Дмитриевич Бальмонт, Дмитрий Сергеевич Мережковский,Зинаида Николаевна Гиппиус, Валерий Яковлевич Брюсов, Борис Николаевич Бугаев (Андрей Белый) и Александр Александрович Блок.

Основные принципы символизма впервые будут сформулированы в известном трактате Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893) и в статье К. Бальмонта (рис. 11) «Элементарные слова о символической поэзии» (1894). В 1894–1895 гг. выйдут два сборника «Русские символисты», в которых опубликуют ранние произведения В. Брюсова, К. Бальмонта, Д. Мережковского и других.

Рис. 11. Константин Бальмонт (Источник)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: