Театральное и музыкальное искусство

Вторая половина XIX в. стала переломной вехой в развитии русского театрального искусства, поскольку именно в это время центральное место в театральном репертуаре заняли пьесы русских авторов и, прежде всего, великого русского драматурга и реформатора сцены Александра Николаевича Островского.

Именно пьесы А. Островского совершили настоящую революцию в русском театральном искусстве и подняли его на небывалую высоту. В 1850–1880-х гг. на театральных подмостках ставилось более тридцати его пьес, в том числе сатирические комедии «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы» идраматические пьесы «Гроза», «Бесприданница», «Последняя жертва» и «Таланты и поклонники», которые пользовались огромным успехом у публики.

Другим крупным драматургом, чьи пьесы также с большим успехом шли на театральной сцене, был Александр Васильевич Сухово-Кобылин, автор знаменитой трилогия«Свадьба Кречинского» (1855), «Дело» (1861) и «Смерть Тарелкина» (1869).

Кроме того, на театральных подмостках популярны были постановкипо произведениям А. Грибоедова («Горе от ума»), Н. Гоголя («Ревизор», «Мертвые души»), А. Толстого («Смерть Иоанна Грозного, «Царь Федор Иоаннович»), Ф. Достоевского («Идиот», «Преступление и наказание»), И. Тургенева («Провинциалка», «Дворянское гнездо»), А.Чехова («Чайка», «Дядя Ваня»). Среди зарубежных авторов неизменным успехом пользовались Л. Де Вега («Овечий источник»), У. Шекспир («Гамлет», «Отелло», «Много шума из ничего», «Укрощение строптивой»), Ф. Шиллер («Разбойники», «Орлеанская дева»), А. Дюма («Гений и беспутство»), В. Гюго («Собор Парижской богоматери»), О. Бомарше («Женитьба Фигаро») и многие другие.

Основными центрами театральной жизни страны по-прежнему оставались Малый Императорский театр в Москве и Александринский Императорский театр в Петербурге. Однако именно в этот период начался и бурный процесс становления русского провинциального театра, что имело огромное значение, поскольку именно он стал главными культурными центрами и очагами всей российской провинции.

Вторая половина XIX в. стала временем расцвета творчества выдающихся русских актеров. Особенно мощная актерская труппа сложилась в Малом Императорском театре, где лицедействовали корифеи русской сцены Пров Михайлович Садовский, Иван Васильевич Самарин, Сергей Васильевич Шумский, Гликерия Николаевна Федотова, Александр Павлович Ленский, Михаил Провович Садовский, Ольга Осиповна Садовская, Мария Николаевна Ермолова, Александр Иванович Сумбатов-Южин и Александр Алексеевич Пожаров (Остужев).

На сцене Александринского Императорского театра творили не менее великие актеры и актрисы, в том числе Константин Александрович Варламов, Пелагея Антипьевна Стрепетова и Мария Гавриловна Савина.

В провинциальных театральных труппах Самары, Казани, Астрахани, Воронежа, Одессы, Киева и Харькова тоже блистали выдающиеся русские актеры, которые зачастую выступали и в роли антрепренеров – Петр Михайлович Медведев, Митрофан Трофимович Иванов-Козельский, Николай Николаевич Синельников, Павел Николаевич Орленев и Пелагея Антипьевна Стрепетова.

В 1898 г. постановкой знаменитой толстовской драмы «Царь Федор Иоаннович» открыл свои двери для публики первый общедоступный Московский Художественный театр, отцами-основателями которого стали два выдающихся реформатора сцены Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский) (1863–1938) и Владимир Иванович Немирович-Данченко (1859–1943). Первая труппа этого театра, так называемый «Первый МХАТ», состояла из выдающихся русских артистов Марии Петровны Лилиной-Станиславской, Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой,Марии Федоровны Юрковской (Андреевой), Ивана Михайловича Москвина, Василия Ивановича Шверубовича (Качалова), Леонида Мироновича Леонидова и многих других.

Среди музыкальных театров страны первую скрипку по-прежнему играли Большой Императорский театр в Москве и Мариинский Императорский театр в Петербурге, а также Московская частная русская опера, созданная Саввой Ивановичем Мамонтовым в 1885 г. В балетной и оперной труппах этих театров блистали такие великие артисты, как Матильда Феликсовна Кшесинская, Анна Павловна Павлова и Федор Иванович Шаляпин.

Вторая половина XIX в. стала «золотым веком»русского музыкального искусства, поскольку именно в это время творили многие выдающиеся композиторы, в том числе члены знаменитой «Могучей кучки» и великий русский композитор Петр Ильич Чайковский.

Во второй половине XIX в. продолжил свою творческую карьеру выдающийся русский композитор Александр Сергеевич Даргомыжский (1813–1869), который обратил свои взоры к симфоническому жанру и создал три оркестровые пьесы «Баба-Яга, или С Волги nach Riga» (1862), «Казачок» (1864) и «Чухонская фантазия» (1867). Кроме того, незадолго до смерти он начал работу над новой оперой «Каменный гость» (1868), но не успел ее завершить.

В 1862 г. в Петербурге сложился так называемый «Балакиревский кружок», который с легкой руки знаменитого критика В.В. Стасова стал называться «Могучей кучкой». Членами этого кружка были пять выдающихся русских композиторов, которые сыграли исключительно важную роль в развитии национального симфонического и оперного искусства: М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский и Н.А. Римский-Корсаков.

Одним из отцов-основателей этого кружка стал выдающийся русский композитор, музыкальный теоретик и дирижер Милий Алексеевич Балакирев (1837–1910), которого считают создателем новой русской музыкальной школы. Надо сказать, что творческое наследие М. Балакирева не очень велико. За свою творческую жизнь он написал всего несколько симфонических и фортепьянных произведений, но именно они стали знаковым явлением в русском музыкальном искусстве: «Симфоническая увертюра на темы трех русских песен» (1864), симфонические поэмы«Тамара» (1884),«Русь» (1887) и «В Чехии» (1889), фортепианная фантазия «Исламей» (1867),Первая симфония (1898) и музыкак 50 романсам и песням и трагедии У. Шекспира«Король Лир».

Цезарь Антонович Кюи (1835–1918) – выдающийся русский композитор, который оставил заметный след в развитии русского музыкального искусства. К сожалению, многолетняя военная служба в качестве генерал-майора Генерального штаба не позволила раскрыться всем граням таланта этого незаурядного композитора и музыканта. Но, тем не менее, он создал несколько значительных оперных произведений, в частности «Кавказский пленник» (1857), «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклиф» (1869) и «Анджело» (1876). Кроме того, после смерти А. Даргомыжского он дописал его оперу«Каменный гость» (1887–1890).

Александр Порфирьевич Бородин (1833–1887) – выдающийся русский композитор и ученый-химик, один из создателей русской классической симфонии и квартета. Творческое наследие А. Бородина не столь велико, но по праву занимаетособое место в русском музыкальном искусстве: симфоническая картина «В Средней Азии», Первая (1867), Вторая («Богатырская») (1869–1876) и Третья (1887) симфонии, которые положили начало героико-эпическому направлению в русской симфонической музыке, 16 романсов («Спящая княжна», «Песня темного леса», «Для берегов отчизны дальней») и знаменитая опера«Князь Игорь» (1887–1890).

Модест Петрович Мусоргский (1839–1881) – великий русский композитор, в творчестве которого выделяют целую галерею прекрасных разножанровых произведений: В области камерно-вокального жанра он создал цикл из 70 народных песен или картинок:«Калистрат», «Колыбельная Еремушке», «Сиротка», «Без солнца», «Детская», «Песни и пляски смерти» и несколько романсов («Светик Савишна», «Семинарист», «Озорник» и «Блоха»); В области симфонической музыки его перу принадлежала партитура и оркестровка фортепианного цикла «Картинки с выставки» (1874) и оркестровая картина «Ночь на лысой горе» (1867); В области оперного искусства он создал великие оперы «Борис Годунов» (1872), «Хованщина» (1880–1883) и «Сорочинская ярмарка» (1880–1890).

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908) – великий русский композитор и дирижер. В первый период своего творчества (1860–1872) Н. Римский–Корсаков создал несколько разножанровых произведений: Первую симфонию (1862–1865), 20 романсов, симфоническую сюиту «Антар» (1868), симфоническую картину «Садко» (1867–1869) и оперу «Псковитянка» (1872).

Второй период своего творчества (1873–1899) композитор создает самые значительные свои произведения: оперы«Майская ночь» (1878–1879), «Снегурочка» (1881), «Ночь перед рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), «Царская невеста» (1897–1898) и «Сказка о царе Салтане» (1899), атакже инструментирует оперу М. Мусоргского «Хованщина» (1883) и оперу А. Бородина «Князь Игорь» (1887–1890); симфонические произведения «Сказка» (1880), «Симфониетта на русские темы» (1885), «Испанское каприччио» (1887), «Шахеризада» (1888) и увертюру «Светлый праздник» (1888); произведения вокально-камерной музыки, в частности 79 романсов на стихи А. Пушкина, А. Толстого, А. Майкова и других поэтов – «Редеет облаков летучая гряда», «На холмах Грузии», «Звонче жаворонка пенье» и другие.

Рис. 14. Балет «Лебединое озеро» Чайковский П.И. (Источник)

В начале ХХ в.Н. Римский-Корсаков с успехом продолжил свою творческую деятельность и написал еще несколько опер– «Кощей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китиже и деве Февронии» (1904) и «Золотой петушок» (1907).

Самый значительный вклад в развитие русского музыкального искусства внес великий русский композитор Петр Ильич Чайковский (1840–1893), создавший высочайшие образцы оперной, балетной, симфонической и камерной музыки. В начале своей творческой карьеры он был подвергнут остракизму со стороны композитора Ц. Кюи и в приступе отчаяния сжег партитуры первых своих опер «Воевода» и «Удина» и симфонической поэмы «Фатум». Однако следующая опера «Опричник» (1872) была принята к постановке, и это обстоятельство окрылило молодого композитора. В 1873 г. он пишет музыку к знаменитой сказке А. Островского«Снегурочка», и с этого момента становится признанным лидером русской музыкальной школы и создает огромное количество музыкальных шедевров: оперы «Евгений Онегин» (1878), «Мазепа» (1883), «Орлеанская дева» (1884), «Черевички» (1885), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890) и «Иоланта» (1891); симфонические балеты «Лебединое озеро» (1876) (рис. 14), «Спящая красавица» (1889) и «Щелкунчик» (1892); симфонические увертюры «Ромео и Джульета» (1869), «Гамлет», «Итальянское каприччио» и «Франческа да Римини» (1876) и симфоническую поэму «Буря» (1873);шестьсимфоний – Первая «Зимние грезы» (1866), Вторая (1872), Третья (1873), Четвертая (1877), «Манфред» (1885) и Пятая (1888); более 100 романсов на стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Апухтина и других русских поэтов; «Вариации на тему рококо», фортепианное трио «Памяти великого художника», фортепианные и скрипичные концерты, в том числе знаменитый «Первый концерт» (1875).

Значительный вклад в развитие русского музыкального искусства внесли и другие известные русские композиторы и дирижеры:

Николай Витальевич Лысенко (1842–1912) – выдающийся малороссийский композитор, пианист и хоровой дирижер, который вошел в историю музыкального искусства как автор знаменитого цикла«Музыка к «Кобзарю» Т.Г. Шевченко и опер «Черноморцы» (1872), «Рождественская ночь» (1882), «Утопленница» (1883), «Наталка-Полтавка» (1889) и «Тарас Бульба»(1890).

Анатолий Константинович Лядов (1855–1914) – известный русскийкомпозитор и дирижер, автор симфонических и фортепианных миниатюр «Баба-Яга», «Кикимора» «Волшебное озеро», «Бирюльки», «Венецианская ночь» и «Музыкальная табакерка».

Сергей Иванович Танеев (1856–1915) – выдающийся русский композитор, пианист и педагог, который вошел в историю русского музыкального искусства как блестящий музыкальный теоретик, создавший фундаментальные труды по проблемам полифонии. Кроме того, он создал оперу «Орестея» (1895), кантаты «Иоанн Дамаскин» (1884) и «По прочтению псалма» (1896), а также несколько десятков романсов, симфоний, струнных квартетов и квинтетов.

Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов (1859–1935) – известный русский композитор, дирижер и педагог, который в начале своей карьеры создал оперы «Руфь» и «Азра» и был дирижером Московской частной оперы С. Мамонтова.

Антон Степанович Аренский (1861–1906) – известный русский композитор, пианист и дирижер, который создал оперы«Сон на Волге» (1888), «Рафаэль» (1894) и «Египетские ночи» (1900), увертюру «Маргарита Готье» и музыку к поэме А. Пушкина«Бахчисарайский фонтан».

Василий Сергеевич Калинников (1866–1901) – известный русский композитор, автор симфонических картин «Нимфы», «Скерцо», «Кедр и пальма» и «Сюита» (1889).

В конце XIX в. на музыкальный олимп стремительно взошли три великих русских композитора, расцвет творчества которых придется на первую половину ХХ в.:

Александр Константинович Глазунов (1866–1936) – великий русскийкомпозитор и дирижер, создавший в это время целый ряд разножанровых произведений, в частности балеты «Раймонда» (1898), «Времена года» (1899) и «Барышня-крестьянка» (1900), Первую симфонию (1882) и симфоническую поэму «Стенька Разин» (1892).

Александр Николаевич Скрябин (1872–1915) – великий русский композитор и пианист, новатор русской классической музыки,создавший несколько фортепианных миниатюр, Первый концерт для фортепиано с оркестром (1897) и Первую симфонию (1900).

Сергей Васильевич Рахманинов (1873–1943) – великий русскийкомпозитор, блестящий пианист и дирижер, успевший создать на излете золотого века русской музыки свою первую оперу«Алеко» (1892), симфоническую фантазию «Каприччо на цыганские темы» (1894), Первую симфонию (1895) и 20 романсов, в том числе знаменитые «Не пой, красавица, при мне» и «Вешние воды» на стихи А. Пушкина и Ф. Тютчева.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: