Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание

Проводите всевозможные игры на сдувание различных легких предметов: кусочков бумаги, ваты, различных бумажных фигурок. Например:

Снежинки
Цель: развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох;

Материал: несколько рыхлых кусочков ваты;

Ход занятия: взрослый показывает кусочек ваты и говорит: "На улице сегодня чудесная погода, снежок падает. Я подула на снежинку, и она полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?". Перед этим упражнением необходимо на улице показать ребенку снег и снежинки.


Игры и упражнения, развивающие умение подражать действиям взрослого

Эти игры развивают координацию движений, учат подражать действиям взрослого. Взрослый, произнося слова, вначале сам производит необходимые действия, затем сопровождает свои слова действиями ребенка (берет его ладошки и хлопает ими), а потом побуждает ребенка к самостоятельному выполнению движений по словесной команде.

Ладушки
Взрослый берет ручки ребенка и хлопает в ладоши, приговаривая:
Ладушки, ладушки,

Где были? У бабушки.

Побуждать к самостоятельному выполнению этой игры - взрослый говорит слова, а ребенок хлопает в ладошки.

Аналогичным образом формировать связь между словами: "До свидания" (махать рукой с помощью взрослого, затем самостоятельно). "Дай ручку" (давать руку по просьбе взрослого - сначала с помощью, затем самостоятельно). "Ко-ко-ко" (стучать пальчиками по столу: "Курочки клюют зерна" - с помощью и самостоятельно. Взрослый только произносит слова).

Мы ногами топ - топ - топ,

А в ладошки хлоп - хлоп - хлоп!

Хлопать в ладошки, стучать ножками.

Все захлопали в ладошки

Дружно, веселее.

Застучали наши ножки

Громче и быстрее.

Хлопать в ладошки, стучать ножками.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой,

Качаем головой.

Топать ножками, хлопать в ладошки, качать головой.



Игры для развития мелкой моторики

Игры по совершенствованию движений пальчиков должны проводиться как можно чаще - развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых зон коры головного мозга (эти зоны расположены рядом). Проводить массаж пальчиков (каждый пальчик погладить, растереть).

Цель: развитие подвижности пальцев рук

Ход игры: ребенок сидит перед взрослым на стуле. Взрослый читает стихи, сопровождая их последовательным загибанием пальцев на обеих руках.

Варианты песенок - потешек:

Мой Мизинчик, где ты был?

С Безымянным щи варил,

А со Средним кашу ел,

С Указательным запел.

А Большой меня встречал

И конфетой угощал.

Указательный на правой

Вел в поход нас всей оравой.

Средний брат несет рюкзак,

Безымянный ходит так,

А Мизинец стал играть:

Братьев слушать приглашать.

Правый же Большой плясал

И на танец приглашал.

Ивану - большаку - дрова рубить,

Ваське - указке - воду носить,

Мишке - среднему - печку топить,

Гришке - сиротке - кашу варить,

А крошке - Тимошке - песенки петь.

Песни петь и плясать

Родных братьев потешать!


Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики - "Ура"!

В детский сад идти пора!

При этих стишках можно сгибать (разгибать, если ручку сделать в кулачок) пальчики начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.


Сюжетные подвижные игры

Прячем мишку

Ход игры: Взрослый прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она была немного видна. Говоря: "Где мишка? Ищи мишку! Мишка ау!", взрослый ищет его вместе с ребенком. После игры с мишкой прячется сам взрослый крича "Ау"!.В связи с тем, что становление речи тесно связано с развитием сенсорных функций, моторики и интеллекта, необходима совместная их стимуляция с целенаправленным формированием речевых навыков на всех возрастных этапах.

Логопедические мероприятия, предусматривающие онтогенически последовательное развитие сенсорных функций, речи и интеллекта, предупреждение и коррекцию их нарушений, следует проводить с первых месяцев жизни. Методика занятий определяется структурой речевой и психической недостаточности, тяжестью двигательных расстройств и возрастом ребенка.

При организации занятий по развитию связной речи предлагаем использовать различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование устной речи, предложенные Р.И. Лалаевой [32], А. Н. Корневым [28], В.П. Глуховым [11], А.В. Ястребовой [62], А.М. Курицыной [30], О.С. Ушаковой [23].

Речевой и наглядный материал для упражнений был подобран с учетом речевого опыта, а также индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Коррекционно-педагогическая работа должна проводиться на логопедических занятиях, где с целью формирования навыков смыслового программирования связного высказывания нами предложены следующие дидактические приемы:

Игра «Рассказываем поочередно»

Цель: Формировать умение составлять описательный рассказ об игрушке по образцу (образец дается поэтапно).

Тема занятия «Игрушки»

Перед детьми две куклы: знакомая и им и новая. Воспитатель говорит, что новая гостья останется с детьми, если они сумеют интересно рассказать о ней и о её подруге Катеньке. Дети учатся составлять рассказ вместе с куклой (кукла будет начинать, а дети заканчивать). Рассказывают о новой игрушке:

- Моя кукла очень симпатичная. А ваша?

- Наша кукла тоже очень симпатичная.

- У моей куклы розовые щеки и синие глаза. А у вашей?

- У нашей куклы розовые щеки и черные глаза.

- У моей Насти светлые волосы. А у вашей Кати?

- У нашей Кати темные волосы, у нее две косички.

После этого воспитатель просит одного из детей составить рассказ о кукле самостоятельно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: