Определить отношение между понятиями по объему А) Студент; В) Гражданин РФ

Решение: Согласно приведенной схеме, первый вопрос – о сравнимости: (1) Понятия являются сравнимыми, поскольку для них существует общий универсум – множество людей. Так как ответ на первый вопрос схемы утвердительный, переходим ко второму вопросу: «Являются ли понятия совместимыми?». (2) Понятия являются совместимыми, поскольку существует по крайней мере один такой человек, о ком верно утверждать: «Это – студент» и «Это – гражданин РФ». Т. е. в общем для них универсуме существует объект, который является элементом объема каждого из данных понятий. Уточняем, какой именно вид отношения совместимости имеет место: (3) формулируем вопросы: «Все студенты есть граждане РФ» и «Все граждане РФ есть студенты»? Ответы на оба вопроса отрицательны: отношение между данными понятиями по объему – пересечение. А В

2. Определить отношение между понятиями по объему А) Студент; В) Староста курса Вечернего факультета УрГЮА.

Решение: Согласно приведенной схеме, первый вопрос – о сравнимости: (1) понятия являются сравнимыми, поскольку для них существует общий универсум – множество людей. Так как ответ на первый вопрос схемы утвердительный, переходим ко второму вопросу: «Являются ли понятия совместимыми?». (2) Понятия являются совместимыми, поскольку существует по крайней мере один такой человек, о ком верно утверждать: «Это – студент» и «Это – староста курса Вечернего факультета УрГЮА». Т. е. в общем для них универсуме существует объект, который является элементом объема каждого из данных понятий. Уточняем, какой именно вид отношения совместимости имеет место: (3) формулируем вопросы: «Все студенты есть старосты курса Вечернего факультета УрГЮА» и «Все старосты курса Вечернего факультета УрГЮА есть студенты»? Ответ на первый вопрос отрицателен, на второй - утвердителен: отношение между данными понятиями по объему – подчинение.

А В

3. Определить отношение между понятиями по объему А) Студент 101 группы заочного факультета УрГЮА; В) Студент 103 группы заочного факультета УрГЮА.

Решение: Согласно приведенной схеме, первый вопрос – о сравнимости: (1) понятия являются сравнимыми, поскольку для них существует общий универсум – множество студентов. Так как ответ на первый вопрос схемы утвердительный, переходим ко второму вопросу: «Являются ли понятия совместимыми?». (2) Понятия являются несовместимыми, поскольку не существует такого студента, о ком верно утверждать: «Это – студент 101 группы заочного факультета УрГЮА» и «Это – студент 103 группы заочного факультета УрГЮА». Т. е. в общем для них универсуме не существует объекта, который являлся бы элементом объема каждого из данных понятий. Поскольку ответ на второй вопрос отрицательный, переходим к определению вида отношения несовместимости: соподчинения или противоречия. (3) Формулируем вопрос: «Существует такой студент, кто не является ни студентом 101 группы заочного факультета УрГЮА, ни студентом 103 группы заочного факультета УрГЮА»? Ответ на вопрос утвердителен: отношение между данными понятиями по объему – соподчинение.

А В

4. Определить отношение между понятиями по объему А) Совершеннолетний гражданин РФ; В) Несовершеннолетний гражданин РФ.

Решение: (1) Понятия являются сравнимыми, поскольку для них существует общий универсум – множество граждан РФ. (2) Понятия являются несовместимыми, поскольку не существует такого гражданина РФ, о ком верно утверждать: «Это – совершеннолетний гражданин РФ» и «Это – несовершеннолетний гражданин РФ». Т. е. в общем для них универсуме не существует объекта, который являлся бы элементом объема каждого из данных понятий. (3) Формулируем вопрос: «Существует такой гражданин РФ, кто не является ни совершеннолетним, ни несовершеннолетним»? Ответ на вопрос отрицателен: отношение между данными понятиями по объему – противоречие. А В

5. Изобразить отношения между понятиями по объему при помощи кругов Эйлера: А) Учащийся; В) Совершеннолетний гражданин РФ; С) Несовершеннолетний школьник.

Решение: (1) Определяем попарно отношения между понятиями. А-В – пересечение, А-С – подчинение, В-С – соподчинение. (2) Строим общую схему, где учтены все попарные отношения между понятиями:

В С А


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: