Вы готовы наблюдать?
Выводы делать и рассуждать?
Путешествие ждёт впереди,
К новым знаниям надо идти.
-Сегодня на уроке нам потребуются знания сразу по двум предметам: окружающему миру и математике и даже по изобразительному искусству.
2. Актуализация опорных знаний.
- Что такое природная зона?
- Правильно ли расположены природные зоны? Расположите их в нужной последовательности.
1. Зона Арктических пустынь
2. Зона лесов
3. Зона тундры
4. Зона пустынь.
5. Зона степей
- На уроке мы продолжаем путешествие по природным зонам. А в какую природную зону мы отправимся сегодня, вы узнаете, когда найдёте значение математических выражений и прочтёте ключевое слово.
(37+35):9 – 6
84-(42: 7) + 45 С Т Е П Ь
(62 + 38): 5 123 36 72 2 20
6*9 + 27 – 9
(72:8 + 11): 5 * 9
3. Работа по теме урока.
1) Работа с картой природных зон России
-Найдите на карте зону степей. Каким цветом она обозначена? Общая S всех степей земного шара составляет ¼ земной суши. Какая часть приходится на остальные природные зоны? (4\4 -1\4=3\4)
|
|
-Что может рассказать о степной зоне географическая карта? (расположена к югу от лесной зоны, в умеренном климатическом поясе, на Восточно – Европейской равнине и на Западно – Сибирской равнине, меньше зоны тундры и зоны лесов по площади)
2)Работа по учебнику стр.50-51 (индивидуальная)
-Что такое степь? (Высказывания детей)
- Дать точное определение нам поможет учебник.
Д
1. Степь – это…
2. Климат степей
3. Почвы -
ети самостоятельно читают статью и заполняют карточки.
Степь - это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью
Лето – длинное жаркое сухое. Зима – холодная, со снегопадами.
Почвы – плодородные черноземы
Проверка выполнения задания.
-Найдите в учебнике описание степи стр. 51. (Дети зачитывают описание вслух)
-В какое время года степь особенно красива? Учитель зачитывает художественное описание степи. (Но чудо- чудное степь на заре…)
3) Работа в рабочей тетради (Н.Я. Дмитриева стр. 18,№32)
- Представьте, что вы художники. Как бы вы нарисовали степь весной? (Светло-зелёная нежная зелень и яркие разноцветные цветы).
- Откройте рабочую тетрадь на с. 18. Нарисуйте, как вы представляете степь весной. А теперь сравните собственные рисунки и картину «Степь цветёт».
-Какие чувства вы испытываете?
Есть ли степи у нас в Хакасии?
Давайте узнаем их S.
Наибольшее число из таблицы разделите на наименьшее, и узнаете площадь степей Хакасии.
360
420
205
90
80
6
420\60= 7
В каких единицах измеряется площадь?
7. тыс.кв. км – S степей Хакасии по данным 1976 года.
-Как вы думаете, много ли в степи выпадает осадков?
Минимальное количество осадков в Ширинской степи 250 мм, а в горах 1000мм. На сколько миллиметров количество осадков в горах больше, чем в степи? Во сколько раз в степи выпадает осадков меньше, чем в горах? Вычислите. (1000-250=750 (мм), 1000\250= 4 раза)
|
|
-Какие растения могут расти в степи, если там так мало влаги? (Высказывания детей)
-Могут ли в степи расти деревья? Почему?
3) Работа в группах по учебнику.
-Каждой группе подготовлены карточки – «помощницы». Прочитав текст на стр. учебника, найдите и вставьте пропущенные слова в карточку, чтобы получился рассказ.
1 группа - БОТАНИКИ – Кто такие ботаники? Ваша задача узнать какие растения растут в степи и как они приспособились к недостатку влаги? (стр.51-53)
Весной в степи зацветают_______________. Эти растения называют______________. Чтобы выжить в условиях летней жары раннецветущие растения: 1._____________2._______________. Как называют такие растения?
При проверке работы учитель обобщает ответы детей, демонстрируя иллюстрации растений и гербарий.
2 группа – ЗООЛОГИ - Кого называют зоологами? Выясните, какие животные населяют зону степей.
Весной в степи появляется большое количество ______________, такие как _____________, ______________, _______________. Обилие насекомых привлекает ___________. Дрофа, стрепет, журавль – красавка - встречаются очень редко, потому что_______________. Грызуны составляют ____________________________. Они привлекают в степь - ______________. Хищники – враги________________животных.
Чтобы выжить травоядным животным приходится _________________.
Обобщение ответов, демонстрация иллюстраций животных.
-Разнообразен и богат растительный и животный мир степей.
-Нуждаются ли степи в охране?
В 1930 годах степи Хакасии занимали 15 000 кв. км. А сейчас они занимают 7 000 кв. км На сколько уменьшилось S степей с 1930 года? Вычислите. (15000-7000 = 8000 кв. км.)
-Почему это произошло?
-Какие охранные мероприятия проводят для сохранения степей? (Восстановление почв, лесозащитные полосы, рациональная хозяйственная деятельность человека и т. д.)
Рефлексия.
Представьте что вы художники, сейчас мы будем создавать картину степи.
На доске иллюстрация с изображением степи. Учитель предлагает детям из иллюстраций растений и животных разных природных зон, выбрать тех, которые характерны для зоны степей и поместить их на плакат на доске.
Итог.
О какой природной зоне мы беседовали на уроке?
Что нового для себя вы открыли?
Домашнее задание: подготовить рассказ о животном или растении степей, выполнить задание №32 в рабочей тетради.
.