Тематическое планирование учебных занятий по творчеству И.С. Тургенева.
Пообразный анализ с элементами проблемного.
При разработке тематического планирования с использованием ИКТ по роману И.С. Тургенева учитывались действующие программы по литературе и монографии методистов: Т.Г.Браже «Целостное изучение эпического произведения», М.М. Жданов «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в школьном изучении».
Т.Г. Браже в своей работе «Целостное изучение эпического произведения» предлагает уделить изучению романа 9 часов:
1. Анализ общественного фона.
2.Базаров и Кирсановы. Образ жизни героев, внешний облик.
3. Политические и эстетические разногласия героев.
4. Базаров и Одинцова.
5. Базаров и родители.
6.Второй цикл «странствий» героя.
7. Болезнь и смерть Базарова.
8.Замысел И.С. Тургенева и отношение к роману современников.
9. Базаров в интерпретации И.С. Тургенева.
Т.Г. Браже в своей монографии уделяет внимание различным видам речевой деятельности с учетом диалогичной составляющей. В работе представлены задания на включение в дискуссию, при помощи постановки дискуссионных вопросов, различного рода межличностные диалоги по тексту произведения, биографии писателя. Цель таких заданий - активизировать общение школьников между собой. Активизация общения происходит на основе текста произведения.
|
|
М.М. Жданов связывает рассмотрение романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» с характером читательского восприятия текста старшеклассниками, показывает, на каких сторонах произведения следует остановиться более подробно, как эффективно использовать возможности романа. Предлагает систему уроков, которая активизирует мышление учащихся, формирует собственное мнение и строится на основе равноправного общения в системе: «учитель-ученик». В монографии М.Жданова тематика уроков представлена следующим образом:
1. «Преобразования необходимы…» (характеристика эпохи на материале романа)
2. «Демократ до конца ногтей…» (Базаров в среде Кирсановых)
3. «И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером» (Общественно-политические взгляды Базарова. Сильные и слабые стороны его нигилизма)
4. «Торжество демократизма над аристократией» (Психологическая победа Базарова в сцене дуэли)
5. «Но отвергать поэзию?..не сочувствовать художеству, природе?..» (Взгляды Базарова на природу и искусство; их историческая обусловленность. Выявление авторской позиции).
6. «Бунтующее сердце» (Любовь в жизни Базарова. Базаров и Одинцова. Базаров и родители).
7. «Мы прощаемся с тобой навсегда» (Базаров и Аркадий Кирсанов. Причины разрыва).
|
|
8. «Умереть так, как умер Базаров, - всё рано, что сделать великий подвиг» (Анализ сцены смерти Базарова).
9. Современники об «отцах» и «детях» (Д.И. Писарев, М.А. Антонович, Д.Д. Минаев).
При анализе действующих программ по литературе мы пытались определить, какие аспекты изучения романа представлены в каждой из них, какое место уделяется диалогической составляющей.
А.Г. Кутузов предлагает следующие подходы к изучению романа:
- споры о путях спасения России;
- смысл названия;
- полемический пафос произведения;
- любовный конфликт как идейное испытание героя;
- своеобразие композиции и функция природы в романе;
- эстетизация пейзажа;
- портретные характеристики персонажей.
Т. Ф. Курдюмова предлагает обратиться при изучении романа к таким проблемам:
- смысл названия;
- художественное своеобразие романа;
- Базаров в системе действующих лиц;
- отношение автора к герою.
В.Г. Маранцман выделяет при изучении романа Тургенева «Отцы и дети» следующие аспекты:
- Евгений Базаров – герой своего времени и его поединок с аристократией в романе;
- нигилизм как знамение времени и болезнь переходной эпохи;
- отношение Базарова к любви, природе, искусству;
- Базаров и Кирсановы;
- композиция романа.
Рассмотрев данные монографии и действующие программы по литературе, я предлагаю смешанный путь анализа, который позволяет соединить целостный, пообразный и элементы проблемного анализа. Данная система уроков по роману И.С.Тургенева, построенная на диалогическом принципе, позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в образовании и соединяет в себе традиционные формы обучения литературе с ИКТ.
Систему уроков по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» я представляю виде таблицы, где к каждому уроку соответствует определённая мультимедийная поддержка.
1. «Тургенев – певец души русского народа, природы и любви»
Тип урока - очерк жизни и творчества.
Приемы: лекция учителя, сообщения учеников, выразительное чтение.
1.Очерк жизни и творчества И.С. Тургенева: краткий обзор творчества, их современность и злободневность, политические взгляды писателя.
2. Система философских взглядов на жизнь, философия любви, философия природы (любовь, её роль в становлении нравственного мира человека: природа как вечное начало жизни, бренность человека перед лицом природы).
Участие в журналистской полемике.
3. Анализ одного стихотворения цикла стихотворений в прозе. «Как хороши, как свежи были розы…». Вопросы учителя:
- Какие чувства, настроение испытывает лирический герой стихотворения?
- Как связаны строчки «Как хороши, как свежи были розы…» с основным содержанием стихотворения?
-Как бы вы выразили основной мотив этого стихотворения?
Вывод: все проходит, остаются воспоминания. Цикл стихотворений в прозе – это своеобразная лирическая проза, которая согрета личным лирическим чувством.
Стихотворения в прозе: «Как хороши, как свежи были розы»;
Любое пейзажное описание Тургенева (например, из очерка «Лес и степь»)
1.Презентация, содержащая портрет писателя (Художник: Репин Илья Ефимович. Дата создания портрета-1879г.), знакомящая с его ближайшим окружением, адресатами его литературных произведений.
2.Презентация, содержащая мелодекламацию: выразительное чтение стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…» на фоне «Лунной сонаты» Бетховена.
2. «Воздух эпохи»
Тип – урок анализа экспозиции.
Приемы – слово учителя, аналитическая беседа, анализ эпизода.
1. Анализ общественного фона, на котором развивается действие романа; роль пейзажа в характеристике жизни общества и создании эмоционального фона романа, своеобразие стиля Тургенева.
Вопросы учителя:
-Почему Тургеневу важно указать точно не только год, но и месяц и даже число, когда начинается действие романа?
|
|
- Что же представляет собой крепостническая Русь? (ученики должны доказать, что это миниатюрная энциклопедия крестьянской жизни).
Учителю необходимо пояснить ученикам некоторые вопросы о деталях пейзажа. Вопросы учителя:
-Почему до половины «разметаны крыши»;
-Что значат «опустелые гумна?
-Почему Тургеневу важно отметить овраги на крестьянских полях?
Вывод об особенностях стиля Тургенева – лаконизм и максимальная смысловая насыщенность деталей картины. Уместно привести в подтверждение «пейзажные» письма Тургенева к Я.П.Полонскому, где писатель высказывает основной девиз искусства. Сравнить творческий почерк Тургенева с почерком Гончарова, изученного учениками ранее.
- Как складываются отношения крестьян и хозяев?
Вывод: капитализм входит в деревню, изменился способ хозяйствования. Помещики ожидают реформу. Растет недовольство крестьян. Все эти факты убеждают нас в том, что преобразования необходимы. Отношение к отмене крепостного права, к коренным проблемам русской жизни 1860-х. годов определяет идейные разногласия между людьми разных сословий.
2. Знакомство с главными героями и с приемами их введения в повествование.
Вопросы учителя:
- На основании чего сложились впечатления героев друг о друге?
-Вспомните, что подчеркивает автор в портретах Базарова и Николая Петровича?
- К какому выводу можно прийти, сравнив портреты персонажей?
Базаров и Кирсановы – люди разные по социальному и психологическому облику. Эту разницу между героями Тургенев подчеркивает через художественную деталь.
3.Выявление авторского отношения к изображаемому.
Вопросы учителя:
- Опишите внутреннее состояние Аркадия и Николая Петровича.
- Как внутреннее состояние героев передает И.С. Тургенев в данном эпизоде?
- Почему Аркадий пытается сдержать свои эмоции? Найдите в тексте подтверждение этому (прокомментировать фрагмент: «Аркадий вдруг остановился…»)
- Почему, рассказывая о Фенечке, Николай Петрович переходит на французский язык?
|
|
- С чем связано чувство «тайного превосходства» Аркадия по отношению к отцу?
Материал глав с 1 по 4. 1глава - внимание на даты.
Пейзаж в главе 3 со слов: «Места, по которым они проезжали…» до слов «выказывались их головки в дымчатых её волнах»
Материал глав 1 и 2.
Глава 2, со слов: «Николай Петрович быстро обернулся..» До слов: «…просторного черепа.»
Из главы 3 со слов: Так вот как, наконец ты кандидат..» до слов «он тут же обвинял себя». Встреча Аркадия с отцом.
1. Презентация для организации словарной работы (слова: разночинец, демократ, либерал, нигилист. Устаревшие слова - воротище, гумно и др.)
2. Презентация, помогающая анализировать текст. (презентация содержит краткий текст гл.3 – основные детали внешности и авторские ремарки)
3.Презентация, организующая записи учеников в тетрадь, содержащая текстовую информацию (краткие тезисы – выводы об особенностях стиля Тургенева).
3. «Базаров и Кирсановы»
Тип – анализ взаимодействия персонажей.
Приемы- аналитическая беседа, пересказ учеников, выразительное чтение.
1.Рассмотрение двух персонажей в их взаимодействии, взаимоотношениях.
Вопросы учителя:
- Давайте вспомним, что мы знаем о жизни Н.П. и П.П. Кирсановых? (Пересказ биографии)
- Что отличает прошлое Павла Петровича от прошлого Николая Петровича?
В жизни этих людей все размеренно, все определено. Жизнь идет по определенному сценарию: получили образование, создали семью, появились дети.
И вот в доме Кирсановых появляется новый человек - Евгений Базаров.
- Как отцы реагируют на внешний вид Базарова?
- Как складываются взаимоотношения между Базаровым и Кирсановыми.?
2. Анализ психологии героев.
- Кто является виновником спора?
- Найдите в тексте фрагмента характеристику речевой манеры Базарова и Павла Петровича. Сравните их.
- Как вы относитесь к словам Базарова: «Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта»?
- На чьей стороне автор в споре об искусстве?
- Почему Николай Петрович считает нужным вмешаться в разговор?
- Почему после этого разговора Николай Петрович подумал: «Ну, ты, я вижу, точно нигилист»?
- В каком месте разговора самообладание изменяет Базарову и почему?
3. Аркадий и Базаров.
Вопросы учителя:
- Прав ли Базаров, утверждая, что Николай Петрович плохо управляет своим имением? Приведите из текста романа примеры, доказывающие или опровергающие слова Базарова.
- Как вы относитесь к афоризму Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»?
- Почему игра Николая Петровича на виолончели вызывает смех Базарова?
- Зачем во фрагменте дается характеристика исполнения мелодии Шуберта? Кому принадлежат слова: «медом разливалась по воздуху сладостная мелодия»?
- Почему Аркадий «даже не улыбнулся» в ответ на хохот Базарова?
Материал глав 4 и 7.
Чтение эпизода гл.4 со слов «Толпа дворовых не высыпала на крыльцо…» до слов «я рад его возвращению»
Чтение эпизода главы 6 от слов «Базаров вернулся, сел за стол…» до слов «точно нигилист…»Разговор за утренним чаем.
Чтение фрагмента главы 9 со слов «Приятели сделали несколько шагов…» до слов «на этот раз даже не улыбнулся». Разговор Аркадия с Базаровым.
1 Презентации, помогающие анализировать текст (краткие тезисы из биографии Кирсановых)
2. Презентация, организующая записи учеников в тетрадь, содержащая текстовую информацию (речевая характеристика героев: Базарова и Павла Петровича)
3.Презентация, содержащая иллюстрации к тексту романа:
«Базаров» -Художник В. Домогацкий,
«Николай Петрович Кирсанов»-Художник Д. Боровский,
«Павел Петрович Кирсанов» -Художник Е. Рудаков.)
4. «Схватка… за вечерним чаем»
Тип – анализ эпизода.
Приемы - выразительное чтение с комментарием¸ аналитическая беседа.
1.Выяснить суть идеологического конфликта в романе.
Вопросы учителя:
- Выделите основные вопросы спора. Есть ли между ними связь?
- Есть ли у нигилистов принципы?
- Найдите в тексте отношение героев к реформам. Какова позиция Кирсановых - старших?
- В чем слабая сторона взглядов Базарова?
- Как относятся к народу Базаров и Кирсановы? В ком из спорящих мужик скорее признает своего соотечественника?
- Прав ли Базаров в своем отрицании искусства? Чувствует ли он красоту природы?
- Нашли ли герои истину?
Вывод: позиции Базарова и П.П.Кирсанова - крайности. Они не искали истину, а просто выясняли отношения. Им не хватало: одному – чувства почтения «сына», другому – любви и понимания «отца».
- Кто же все-таки побеждает в «схватке…за вечерним чаем»?
Текст главы 10 со слов: «Схватка произошла в тот же день за вечерним чаем…» до слов «Ушел к себе в кабинет».
1.Презентация, содержащая центральный слайд – таблицу (основные вопросы спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова)
2. Презентация, организующая записи учеников в тетрадь, содержащая текстовую информацию (афоризмы из текста главы)
5. «Нас не так мало, как вы полагаете». Базаров и его «спутники»
Тип – анализ взаимодействия персонажей.
Приемы -выразительное чтение, аналитическая беседа.
1. Написание небольшой самостоятельной работы по пройденному материалу (главы 1-11 романа). Вопросы см. после таблицы.
2.Знакомство со «спутниками» Базарова.
Вопросы учителя:
- Какие новые герои появляются в этих главах?
- К какому лагерю: «отцов» или «детей» относят себя эти герои?
3.Разбор мировоззренческих взглядов и взаимоотношений Базарова с Ситниковым и Кукшиной.
- Что же все-таки представляют собой Ситников и Кукшина. Найдите в тексте описание их внешности.
- Сравните портрет Ситникова с портретной характеристикой Базарова. Что вы заметили? Есть ли сходство?
- Найдите описание внешности Евдоксии Кукшиной.
- Кукшина предстает пред нами как невзрачная, непривлекательная женщина, с глупым выражением лица.
Давайте посмотрим, как «спутники» Базарова ведут себя в разговоре с ним, выясним их отношение к Базарову.
-Каково же отношение Ситникова к Базарову?
- Как ведет себя Кукшина?
- Оба «спутника» Базарова считают его умным человеком. Уважают его. Заискивают перед ним. Как ведет себя Базаров?
- Прокомментируйте взгляды Ситникова и Кукшиной? (они претендуют на то, чтобы называться умными людьми, развитыми с передовыми взглядами на жизнь.)
- Но что нам мешает назвать их таковыми?
-Как они относятся к нигилизму?
-Какие из базаровских идей используются его «спутниками»?
- «Последователи» Базарова изображены карикатурно.
Давайте вспомним, что такое карикатура?
- Почему же автор изображает их в карикатурном виде?
- Насколько же сильны убеждения Кукшиной и Ситникова? Сопоставьте их убеждения с убеждениями Базарова.
- Какова композиционная роль в романе этих образов?
- Являются ли эти герои «спутниками» Базарова?
Вывод: Ситников и Кукшина - мнимые последователи Базарова. Чтобы собрать людей, близких по духу, нужна позитивная программа. У Базарова положительной программы нет: «Сперва нужно место расчистить» - уверен он.
Материал глав 12, 13.
Текст главы 12.
Чтение эпизода главы 13 со слов: «-Да, да, я знаю вас, Базаров…» до слов «от неожиданного тыканья Базарова».
1.Презентация, содержащая центральный слайд – таблицу (сопоставлениеБазарова и его «спутников»: внешний вид, речевая манера, отношение к нигилизму)
2.Презентация,
содержащая фрагменты из текста (ключевые моменты речевой характеристики героев)
3. Презентация,
Содержащая
ответы
на тестовые задания.
6. «Испытание любовью»
Тип – урок взаимодействие персонажей.
Приемы: краткий пересказ, аналитическая беседа, работа в группах.
1. Рассмотреть взаимоотношения Базарова и Одинцовой, сопоставить их отношения с любовью главного антипода Базарова – Павла Петровича и ответить на вопрос – в чем же смысл проверки героев вечными ценностями?
Разделение учеников на 3 группы. Вопросы к каждой группе.
1.Разбор любовной истории Базарова. Вопросы учителя:
- Давайте вспомним, каково отношение Базарова к любви, к женщине вообще?
- После встречи с Одинцовой Базаров незаметно начинает меняться. Докажите, что Базаров меняется: исчезает цинизм, появляется смущение.
- Докажите, что Базаров испытывает душевные муки, опираясь на текст.
- Итак, Базаров влюбляется в Одинцову. Признается ей в любви. Чувства берут над ним верх. «Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно…» - восклицает Базаров и в этих словах героя мы слышим печаль, грусть, глубокую тоску Базарова, которую он скрывал от людей. И как же ведет себя герой после объяснения с Одинцовой?
Вывод: мы видим, что естественный закон мироздания, такой, как любовь, против которого восстал Базаров, рождает в душе героя противоречие. Столкновение теории Базарова с жизнью, которую невозможно познать и объяснить с помощью формулы, рождает внутренний конфликт героя с самим собой. Там, где герой видел в себе даже не пустоту, а только плоть, обнаружилась душа.
2. Разбор любовной истории Одинцовой. Вопросы учителя:
- Вспомните биографию Одинцовой?
- Почему Анна Сергеевна приглашает к себе в дом малознакомых людей?
- Как Базаров выразил свое первое впечатление от встречи с Одинцовой?
- С какой целью Одинцова задает вопрос: «Может быть, вы меня, как женщину, не считаете достойной вашего доверия?»
- Что стоит за фразой Одинцовой: «Мне кажется, мы будем хорошими друзьями?»
- Почему чувства Базарова И.С.Тургенев характеризует следующим образом: «страсть, похожая на злобу, и, быть может, сродни ей»?
Вывод: Одинцова и Базаров – люди разные как по убеждениям, так и по морально-нравственным принципам личности. Базаров любит и страдает от своего чувства. Одинцова - эгоистична, расчетлива и слишком изнежена. Она не способна на большое и сильное чувство. «Бог знает, куда бы это привело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете», - говорит она после признания Базарова.
3. Сопоставление любовных взаимоотношений П.П.Кирсанова и княгини Р. С отношениями Базарова и Одинцовой.
- Давайте вспомним историю П.П.Кирсанова и княгини Р.?
- Как образ княгини Р.помогает в понимании характера Кирсанова?
- Как любовь П.П.к княгине Р. помогает понять образ Базарова?
Вывод: противоположные идеологические позиции нигилиста Базарова и либерала Павла Петровича оказываются сопоставимыми по степени драматичности. И приводят их к одному финалу – трагическому одиночеству. Герои оказываются двойниками: оба они горды, страстны, бескомпромиссны, оба обречены на одиночество.
- В чем же смысл испытания героев любовью?
Вывод: антиподы Е..Базаров и П.П.Кирсанов, сталкиваясь с вечными ценностями, оказываются собратьями по судьбе. Испытание любовью показывает, что герои способны любить по-настоящему, страстно, глубоко.
Материал глав 14, 15, 16.
Материал 17 главы.
Материал главы 15.
Чтение фрагмента главы 18 со слов: «Вы называете дружескою беседу болтовней…» до слов «закусил губы и вышел».
Материал главы 7.
1.Презентация, организующая записи учеников в тетрадь, содержащая схему эволюции героев (тезисный план эволюции Базарова, любовных отношений Одинцовой, любовных отношений П.П.Кирсанова)
2. Презентация, организующая записи детей (содержит тезисы-выводы)
7. Второй круг «странствий» героя.
Дуэль.
Тип – урок взаимодействие персонажей. Урок - диспут.
1.Проверить теорию Базарова в столкновении с жизнью. Кольцевая композиция.
– Как вы думаете, для чего автор использует такой композиционный прием?
– Давайте вспомним эволюцию героя в романе.
- Базаров едет в Марьино, к Кирсановым. Изменилось ли что-нибудь в Марьино после отъезда Базарова?
– Но идеологические споры Базарова и П.П. Кирсанова переходят во взаимную ненависть. Их пребывание вместе невозможно. Павел Петрович прибегает к «рыцарскому» способу разрешения конфликта – дуэли.
- Давайте вспомним, какие авторы в своих произведениях описывают дуэль?
2. Выявить, чем сцена дуэли Базарова и Кирсанова отличается от других поединков в русской литературе. Обратить внимание на поведение каждого дуэлянта. Ответить на вопрос: смогла ли дуэль героев разрешить их идеологический конфликт.
– Что стало причиной для дуэли?
- Что значит Фенечка для обоих дуэлянтов?
-Итак, дуэль двух противников превращается в фарс. Исход её отличается от обычных дуэлей в мировой литературе и не приводит к разрешению идеологического спора между противниками. Базаров, простреливший ногу своего противника, должен, как истинный его ненавистник, ликовать, радоваться, что П.П. повержен. Но вместо этого Базаров чувствует разочарование в самом себе, подавленность. («Прошу вас поклониться ему от меня и принять выражение моего сожаления») После дуэли Базаров видит в Кирсанове уже не соперника, а прежде всего человека. Он вынужден уехать из Марьино, куда дорога теперь ему закрыта».
Вопрос для организованного диспута: Победителем или побежденным уезжает базаров из Марьино?
Вывод учителя: из Марьино Базаров уезжает восвояси. Отчасти он бы мог считать себя победителем, но только он ничего здесь не добился. Базаров и Павел Петрович спорили и стрелялись, в сущности, потому, что претендовали на одну роль, на одно место в жизни.
3 Выявление авторской позиции.
- Кому же в итоге отдал это место Тургенев? (Тургенев ни тому, ни другому не дает сыграть выдающейся роли и быть счастливым «в личной жизни». Они дерутся из-за той, которая не любит их. Фенечка выбирает Николая Петровича. Она становится словно воплощением самой жизни. И эта «естественная жизнь» отворачивается от тех, кто хочет во всем добиться своего, всё переделать по-своему.
Материал 22 главы.
Комментированное чтение эпизода главы 24 со слов: «Часа два спустя…» до «этого смертного привести в чувство…»
1.Презентация, содержащая схему кольцевой композиции.
2.Презентация, помогающие анализировать текст (фрагменты из текста, нуждающиеся в комментариях учителя, отображаются на слайде)
3.Презентация, организующая записи детей (тезисы – выводы, в которых ключевые моменты выделены учителем)
4. Презентация, содержащая слайд – кластер (вопрос для организованного диспута и возможные краткие точки зрения учеников)
8. «Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг…»
Тип – урок диспут.
9. Урок развития речи. Написание сочинения.
1. Испытание смертью главного героя.
- Как вы думаете, почему Писарев сказал: «Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг..»?
- Какие чувства у вас вызывают последние строки романа?
- Почему Базаров становится ближе нам перед смертью?
- Вспомните, от чего умирает Базаров?
Вопрос для организованного диспута:
- Как вы думаете, случайна или закономерна смерть Базарова?
1 Группировка тем сочинений на основе общего вопроса: «В чем трагизм Е.Базарова?»:
- Базаров – герой, опередивший свое время.
- Базаров – носитель нигилистических взглядов, которые не делают его счастливым.
- Базаров – «самоломанный» герой, осознавший ограниченность своих взглядов.
- Базаров – трагически одинок.
Чтение сцены смерти в главе 27 со слов: «Стук рессорного экипажа…» до слов: «отразилось на помертвелом лице».
1.Презентация, содержащая слайд-кластер (вопрос для организованного диспута и возможные краткие точки зрения учеников)
1. Презентация, содержащая слайд-кластер.
Самостоятельная работа по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» (главы с 1-11) Вариант 1
1.Как вы понимаете термин «нигилизм»?
2.В какое время происходят события в романе?
3.Узнайте героя романа по портретному описанию:
А) «Длинное и худое <лицо>, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
Б) «На нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска. Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычною неумолимостью упиралась в выбритый подбородок».
4. Определите, какому герою принадлежат следующие слова:
А) «Мы ломаем, потому что мы сила. … Сила – так и не дает отчета».
Б) «Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить».
В) «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник».
Г) «Русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он патриархальный, он не может жить без веры…»
5. С помощью какого средства И.С. Тургенев создает миниатюрную энциклопедию крестьянской жизни в главе 3?
6. Кому из героев И.С. Тургенев дает следующую характеристику: «..успел, еще при жизни родителей и к немалому их огорчению, влюбиться в дочку чиновника… женился на ней… Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты…Десять лет прошло как сон. В 47-м году жена … скончалась.»
Самостоятельная работа по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» (главы с 1-11) Вариант 2
1. Как вы понимаете термин «нигилизм»?
2. Какому известному русскому критику посвящен роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
3. Узнайте героя по портретному описанию:
А) «На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь
облик …. Изящный и породистый, сохранил юношескую стройность»
Б) «Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал»
4. Определите, какому герою принадлежат следующие слова:
А) «Преобразования необходимы…но как их исполнить, как приступить?»
Б) «Это уже не наше дело…Сперва нужно место расчистить».
В «… без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, а в аристократе эти чувства развиты, - нет никакого прочного основания общественному зданию. Личность… вот главное».
Г) «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
5. С помощью какого средства И.С. Тургенев создает миниатюрную энциклопедию крестьянской жизни в главе 3?
6. Кому из героев И.С. Тургенев дает следующую характеристику: «У него в пятнадцати верстах от постоялого дворика хорошее имение в двести душ, или, как он выражается с тех пор, как размежевался с крестьянами и завел «ферму», -- в две тысячи десятин земли… Не отличался храбростью, но даже заслужил прозвище трусишки – должен был… поступить в военную службу; но он переломил себе ногу в самый тот день, когда уже прибыло известие об его определении, и, пролежав два месяца в постели, на всю жизнь остался «хроменьким».»?