Телевидение Курганской области

На правах рукописи

Думчев Андрей Викторович

ТЕЛЕВИДЕНИЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

(1960 – 1991 гг.)

23 июля 1960 года состоялся первый телевизионный эфир в Курганской области, этот день стал днем рождения Курганской студии телевидения и телевещания.

 

Телевидение Курганской области в партийно-государственной политике

 

Региональное телевидение в советском обществе было структурной единицей Гостелерадио СССР, которое было частью системы агитации и пропаганды, инициируемой и поддерживаемой партийными институтами. Курганская студия телевидения, находясь на подчиненном положении, беспрекословно подчинялась партийным учреждениям и была вынуждена учитывать замечания и предложения даже пионерской организации.

Сложившаяся система централизации СМИ была одним из важнейших принципов консолидации общества. Монополия государства на информацию создавала единое информационное пространство и, как следствие, единое общественное мнение. Интересы аудитории учитывались во вторую очередь, а в первую - политические, идеологические и агитационные устремления «учредителей». Но, с другой стороны, централизованное руководство телевидением помогало преодолеть стихийность в развитии, подготовить кадры, обновить парк оборудования местных студий.

Творческие работники действовали только в дозволенных рамках, не пытаясь за них выйти из-за страха наказания. Выговор мог последовать за переделывание официального текста в удобную для восприятия форму. Из-за сельскохозяйственной «отсебятины» в 1960-м году пострадал талантливый журналист студии П.С. Кондрашин, которому объявили выговор за то, что тот изменил фразу: «Колхозникам выдано по 2 килограмма хлеба и механизаторам – по 3 килограмма. Будет выдано денег колхозникам – по 5 рублей и механизаторам по 6 рублей» на предложение: «Колхозникам выдано по 2 килограмма хлеба и по 5 рублей деньгами и механизаторам по 3 килограмма хлеба и по 6 рублей деньгами», так как сочли это искажением фактов[1].

Контроль над соблюдением «дозволенного» осуществлялся со стороны государственных органов – Обллитом, а также со стороны коллег – главным редактором, заместителем председателя по телевидению и председателем комитета по телевидению и радиовещанию. Существовал и вполне демократичный способ – обсуждение на заседании художественного совета, где все присутствовавшие высказывали свои предложения по поводу сценария той или иной передачи, очерка или фильма, а также отзывы по уже готовой продукции. После выхода в эфир передача могла подвергаться нападкам со стороны властных партийных начальников. Автору могли сделать замечание, строго предупредить, уволить, исключить из партии. Фактов уголовных дел на работников телевидения, касающихся их профессиональной деятельности, зафиксировано не было, но увольнения были даже в условиях острого дефицита кадров.

Главлит охранял не только государственные тайны, но и государственный престиж, как для граждан, так и для зарубежных наблюдателей. Не выгодные статистические данные могли существенно повредить не просто международному авторитету страны, но эффективности и успешности самого государственного строя. С этой целью цензура контролировала практически все, что выходило на телеэкран, включая информационную составляющую, содержание видеоряда, а так же внешний вид участников передачи.

 Выполняя «политический заказ», вся продукция телевидения - передачи, фильмы, музыкальные программы, спектакли - должны были способствовать росту идейно-политического и культурного уровня советских людей, их общественной активности, укреплению единства советского общества. Эффект от политического заказа был неоднозначный. С одной стороны, он способствовал ухудшению качества эфира в связи с обилием политпросвещения, скучными беседами и чтением «по бумажке», с другой - способствовал формированию положительных нравственных идеалов. Закладка идеологических шаблонов – моделей «правильного» поведения была важным пунктом пропагандисткой работы.

Все СМИ, включая региональное телевидение, были (и остаются) средствами манипуляции. Сам факт манипуляции в советских СМИ не скрывался и выражался в терминах «агитация» и «пропаганда». Несмотря на внешнюю открытость, активно использовались скрытые приемы манипуляции, в частности: лингвистический (предосудительные формулировки, эмоциональные оценки) и замалчивание. Одной из специфических советских форм эмоциональных оценок было создание новых оскорбительных существительных, которые были коньком партийных пропагандистов. Чтобы подчеркнуть негативное отношение к явлению, необходимо было «изобрести» новый термин, например, «скрытничество», «рифмоплетство», «бумагомарательство», «тунеядство», «очернительство» и т.п.

Манипуляция была двух видов: осознаваемая, и неосознаваемая. Осознаваемая манипуляция не была повседневным явлением, и подавляющее большинство передач выходили такими, какими их хотели видеть сами телевизионщики. Не осознаваемая манипуляция была частью государственной политики и распространялась на все сферы жизни общества и в первую очередь на СМИ.

В исторической науке прочно закрепилось понятие «переходного периода» за десятилетием, берущим начало в 1985 году. Автор начинает этот этап «перестройкой» на КСТ и завершает свое исследование годом появления новой организационной структуры - КГТРК[2], которой разграничил советский и постсоветский период ТВ в Курганской области.

Одним из самых важных изменений стало включение курганского телевидения в рыночные процессы и стремительная коммерциализация. Распалась единая система телерадиовещания, расширилось число телеканалов и т.д. При этом основой в работе многих из них стало не осуществление идеологических, культурных и образовательных функций, а извлечение коммерческой выгоды. Темпы роста инфляции 1990-х гг. свели на нет значительное улучшение уровня оплаты труда, и вынудили, в целях сбережения средств и оптимизации производства, сократить ряд должностей.

 

Материально-техническое и кадровое обеспечение телевидения Курганской области

 

Первое оборудование на телецентре было ламповым и часто выходило из строя, поэтому приходилось иметь двойной, а то и тройной резерв, чтобы обеспечить нормальную работу. Недалеко от телецентра могли устроить прямой эфир с помощью передвижной телевизионной станции (ПТС). Кинопроизводство было несовершенным, не соблюдались многие нормы и правила, не хватало квалификации. В 1960-е гг. были регулярными нападки Москвы по поводу сдачи отработанных растворов кинопроизводства для регенерации серебра. По плану жестко требовали сдать определенное количество отходов, но студии физически не могли его выполнить, так как не получали в нужных объемах пленку и реактивы.

Поставки необходимого оборудования в регионы часто происходили с большими задержками. Снабжение небольших студий было неудовлетворительным, из-за чего страдали и работники студии и зрители. Часто получалось так, что для столицы закупали современное оборудование за рубежом, заимствовали технические разработки, затем внедряли их в отечественное производство и потом поставляли оборудование в региональные студии. Но даже в этом случае во многих приборах сборка и изготовление были далеки до совершенства, в результате чего рождался некачественный прибор, который приходилось часто ремонтировать.

Техническое развитие происходило медленно и часто непоследовательно, несмотря на то, что все вопросы поставок регулировались централизованно. Оборудование студии всегда было на шаг, а то и два позади ближайших соседей, они в свою очередь отставали от Москвы, а та от уровня стран Запада.

Условия труда были далеки для создания качественных передач, а все попытки их улучшения не носили коренных изменений. Помещение эфирной студии было очень маленьким, а здание комитета и областного радиотелепередающего центра были неприспособленными. Из-за плохого финансирования и волокиты аппаратно-студийный комплекс построен не был. Он должен был объединить все структурные подразделения телерадиокомитета и телецентра в одном здании и разместить их в специально разработанных помещениях для радио - и телеэфиров. С 1964 года проблема строительства нового здания была в списке неотложных задач. Разработкой проекта начали заниматься в начале 1970-х гг., в середине 1970-х гг. переделывать, стройка началась только в начале 1980-х гг., шла с большими перебоями, пока в 1991 г. была не приостановлена.

Цветное телевидение в Кургане появилось спустя десять лет после внедрения его в Москве – в 1983 году. Несмотря на то, что мало кто мог оценить новинку, первый цветной эфир состоялся на несколько месяцев раньше запланированного срока – 1 мая 1983 г.

В конце 1980-х гг. - 1990-х происходил отказ от кинопроизводства в пользу видео. Новые технологии обладали рядом преимуществ по сравнению со старыми, что обусловило их внедрение. Видео предельно четко показало отставание СССР в области коммуникационных технологий и то, что советское телевидение не могло развиваться без зарубежного оборудования.

Кадровая проблема всегда стояла остро не только на телевидении в Курганской области, но и в других регионах. Массовое строительство телецентров в конце 1950-х, начале 1960-х вызвало такой спрос на специалистов (как в технической, так и в творческой сфере), что большинство новоиспеченных работников слабо представляли, что такое телевидение вообще. Ситуацию спасали командированные в область специалисты с опытом работы, они проводили занятия с теми, кто хотел, но не знал, как работать. В середине 1960-х кадровый дефицит сохранился, но был уже не таким острым, так как многие на практике приобрели необходимые знания.

Проблема профессионального обучения работников телевидения частично была решена в 1970 году, когда был образован институт повышения квалификации в Москве (до этого кадры готовили в государственном институте кинематографии и на факультетах журналистики различных вузов). Но и здесь были проблемы: институту не хватало материально-технической базы, в дефиците были пособия, учебники и другая специальная литература. Сотрудники Курганской студии ездили на повышение квалификации каждый год по несколько человек. Количество командировок ограничено не было, поэтому некоторые за время работы прошли обучение на курсах более пяти раз. Руководство КСТ старалось, чтобы на всех творческих должностях работали люди с высшим образованием, поэтому стимулировали все попытки обучения.

Трудовые отношения были достаточно лояльными. За кадры держались, так как условия работы и заработная плата были незавидными. Квалифицированных творческих работников увольняли крайне редко, основными причинами для подобных действий были дисциплинарные нарушения и злоупотребление спиртным (даже во внерабочее время). Творческие работники СМИ должны были являть пример положительного поведения всем окружающим, так как несли не только информационную, но и воспитательную функцию. 

Основные направления деятельности Курганской студии телевидения

 

Первый эфир студии состоялся 23 июля 1960 года. Диктор Тамара Куликова поприветствовала телезрителей и сообщила о начале работы Курганской телестудии. Далее с поздравлениями выступил первый секретарь обкома партии, а после этого был показан телевизионный концерт «Зовет гора магнитная» и художественный фильм «Мечты сбываются». Студия работала три раза в неделю, через месяц прибавился еще один день вещания, а через полгода студия вещала пять рабочих дней.

Профессионалов с опытом работы на ТВ было всего несколько человек, а основной состав набирался из смежных областей: радио, театр, киноклубы. Неудивительно, что зрители, знакомые с высоким качеством кинематографа, через некоторое время стали высказывать свое негодование на страницах газет. Руководство студии с замечаниями соглашалось, но в корне изменить ситуацию не могло.

С июля 1960 г. по октябрь 1963 г. все, что видели зрители на экранах, появлялось благодаря усилиям энтузиастов студии. Объем эфира составлял около трех часов, но хронометраж местных программ едва дотягивал до трети общего объема. Первым шел выпуск теленовостей, далее могла идти тематическая программа, а потом показывали документальные и художественный фильмы, спектакли, концерты и спецпрограммы, которые присылали из Госкомитета.

Самой важной и трудоемкой передачей были телевизионные новости. До запуска эфира ЦТ они рассказывали о мировых, союзных и областных новостях. Москва активно помогала в этом процессе и самолетами рассылала пленки на студии, до которых не достроили радиорелейную линию. Трансляция телепередач из столицы позволила увеличить общий объем вещания и в то же время сократить местный эфир. Это дало возможность работникам студии более детального прорабатывать программы, а эфир ЦТ стал наглядным примером, что, безусловно, способствовало росту качества передач.

В 1960-е особое место на телевидении стала занимать сатира. Она пользовалась народной любовью и всегда собирала большую аудиторию. «Высмеивание недостатков» было инициировано партийным руководством с целью улучшения работы во всех сферах жизни общества, это явление охватило все СМИ в СССР. Курганцы начали снимать фельетоны, опыт которых в 1965 году вылился в сатирический журнал «Ёж». Критика «Ежа» была не безгранична, высмеять первого секретаря обкома было подобно государственной измене, поэтому в поле зрения журнала попадали только мелкие чиновники и начальники.

Среднесуточный объем вещания в начале 1970-х составлял примерно 11 часов, из них 1 час был по местной программе, собственных передач из которых было около 35 минут. Важным достижением 1970-х было увеличение информационной ценности программ. Телевизионные сообщения стали содержать более оперативные факты, глубже их анализировать. Объем киносъемок достиг 40 часов в год, все они могут быть отнесены к очеркам, сюжетам и другим документальным материалам.

Общественно-политическая редакция была самой многочисленной и самой важной редакцией на телевидении. Она освещала важные партийные темы, уборочную кампанию, проблему общественного порядка и др. Каждой теме была посвящена своя передача: «Основной закон нашей жизни», «Жатва – 78», «Изучайте гражданскую оборону», «Моя милиция». В конце 1970-х гг. развернулась бурная антиалкогольная кампания на телевидении, в которую активно включилась Курганская студия. Из проката исключали фильмы, а также вырезали сцены употребления алкоголя, снимали специальные образовательные передачи, однако, воспитывая зрителей, сотрудники студии сами порой являли дурной пример для подражания.

Структура Курганского комитета, сформированная по примеру Госкомитета, включала и другие редакции: редакцию художественных программ, молодежную редакцию, редакцию детских передач, но в местных условиях эти редакции были представлены единственным человеком, который был и главным редактором, и корреспондентом, и режиссером, и автором собственных программ. 

Отдел писем тоже был представлен одним человеком, но работу, которую он выполнял, можно с уверенностью называть одной из самых трудоемких. Письмооборот с каждым годом увеличивался, ведь комитет не только получал письма телезрителей, но и давал на них ответы, перенаправлял в соответствующие инстанции и следил, чтобы ответ был получен в отведенный для этого срок (до 30 дней если требовалось разбирательство).

«Перестройка» открыла комитету возможности для собственной экономической деятельности. 31 июля 1985 г. было принято постановление Совета Министров СССР № 716 «О мерах по расширению платных услуг населению, предоставляемых предприятиями и организациями, для которых оказание этих услуг не является основной деятельностью». Все тарифы жестко регламентировались, устанавливать их самостоятельно разрешалось только в исключительных случаях, поэтому новые формы заработка, такие как рекламные фильмы и сюжеты, не всегда покрывали расходы студии, особенно на этапе внедрения новшеств. Отмена цензуры и частичная либерализация способствовали поиску новых форм и средств вещания, однако работники, получившие закалку в 1960-х гг., препятствовали широкому развитию инициатив.

 

Процесс становления и развития телевещания в Курганской области определялся рядом взаимосвязанных факторов. Партийно-государственный аппарат был инициатором появления студии, определял ее политику и был главным контролером и цензором. Финансирование и снабжение региональных студий было централизованным, но это система была не стабильна и часто давала сбой. Техническое совершенствование происходило не своевременно, и даже на Центральном телевидении стояло оборудование, которое сильно отставало по характеристикам от зарубежных аналогов. Снабжение Курганской студии происходило не своевременно и не системно, что вело к ограничению творческого потенциала.

Несмотря на все трудности, работники добросовестно и успешно выполняли свои обязанности. Создавались передачи, фильмы, сюжеты, очерки, удовлетворяющие основным потребностям населения области. Основу телевизионного вещания составляла информационная программа, которая всегда предшествовала всем остальным передачам и пользовалась большой популярностью у зрителей.

В 1970 году произошел переход популярности от радио к телевидению, о чем свидетельствовала перестановка слов «радио» и «телевидение» в названии комитетов всех уровней, повышение объема производства телевизоров и снижение плана по производству радиоприемников, большее количество откликов по телеэфиру, чем по радио. Начало 1970-х гг. явилось существенным рубежом в развитии телевещания в СССР, так как с этого момента телевидение было официально признано приоритетным средством массовой информации.

Реформы периода «перестройки» существенно отразились не только на содержании передач, но и на развитии телевизионной предприимчивости, которая сыграла важную роль в постперестроечное время. В начале 1990-х гг. произошли коренные преобразования: изменилась организационно-правовая структура студии, произошла смена руководства, техническое усовершенствование. Новый этап развития был связан с отказом от ранее создаваемых передач, поиском новых ориентиров, нравственных идеалов, свободой слова, которой активно стали пользоваться журналисты и т.д. Это был рубеж не только в истории телевидения Курганской области, но и во всех сферах жизни общества.

Курганское телевидение сыграло важную историческую роль в социо-культурном развитии области. Являясь эффективным средством воздействия на массовое сознание, оно, будучи послушным проводником государственных идей, помогало улучшать экономические показатели, было блюстителем идеологии, а также способствовало формированию социалистических нравственных идеалов в обществе. Заявив о себе как о чуде техники во второй половине XX века, оно постепенно перестало удивлять, превратившись из недоступной роскоши в привычный атрибут любой квартиры.

 


Основные положения и результаты диссертационного исследования изложены в следующих публикациях:

1. Думчев А.В. К вопросу о новой типологической классификации исторических источников //Сб. науч. трудов аспирантов и соискателей Курганского государственного университета. – Вып. 6. - Курган, 2004. – С. 23-24.

2. Думчев А.В. Зарождение телевидения в Зауралье // Сб. науч. трудов аспирантов и соискателей Курганского государственного университета. – Вып. 7. - Курган, 2005. – С. 31-32.

3. Думчев А.В. Генерал 4-й власти – Г.С. Артамонов //Уральский научный форум. Война. Культура. Победа. Ч.2. Выдающиеся представители научной, общественной, духовной жизни Урала: Материалы V региональной научно-практической конференции [г. Челябинск, 18-20 апр. 2005 г.] – Челябинск, 2005. – С. 70-73.

4. Думчев А.В. Цензура на Курганском телевидении //Вопросы гуманитарных наук. - 2005. - №5. – С. 20-23.

5. Думчев А.В. Удачный режиссер (О режиссере Курганской студии телевидения А.Д. Удачине) //Культура провинции: Материалы международной научно-практической конференции [г. Курган, 22-24 апр. 2005 г.] – Курган, 2005. – С. 146-147.

6. Думчев А.В. Обратная связь на Курганской студии телевидения //Зыряновские чтения: Материалы III межрегиональной научно-практической конференции. [г. Курган, 23-24 ноября 2005 г.] – Курган, 2005. – С. 96-97.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: