Текст 5. Письмо одного школьника

Я все больше убеждаюсь, что мир мужчин очень жестокий, в нем надо уметь выстоять, не упасть. А упадешь — затопчут. Сейчас школа, затем высшее или среднее учебное заведение, потом армия и везде — как у диких зверей. Сильный — выживает, слабый — погибает. А когда жить страшно — никакая учеба в голову не идет.

У нас в школе у дверей постоянно дежурят ребята. На вид — просто невезучие. Но они верховодят: ловят младших, отнимают деньги, а если их нет, заставляют принести. Если не приносят — бьют.

В классах своих «героев» хватает. Они собираются на переменах, ловят любого мальчишку, и бьют, и смеются... Это у них такое развлечение. Особенно достается новеньким и приезжим из деревень. Деревенских вообще за людей не считают. Другие дети не заступятся, уходят, иначе и их побьют.

Самое интересное, мы, ребята, боимся говорить обо всем этом родителям, потому что потом нам будет еще хуже. А учителя делают вид, что ничего не видят: заняты делом в своих кабинетах. Да и их понять можно. Они тоже боятся таких подростков.

Вот если бы посочувствовали нам взрослые и в каждой школе сделали комнату милиции. И милиционер не сидел бы в своем кабинете, а был бы среди нас, жил с нами, играл в футбол, волейбол, на переменах был бы нам всем другом. Вот тогда бы мы все вздохнули свободно. А сейчас — милиция только пугает тех драчунов, но, в общем-то, никто ее не боится.

Вы думаете, что лучше бы нам всем объединиться и дать сдачи самим? Но это хорошим не кончится... Не хочу драться. Не хочу даже видеть драку.

Д. Феоктистов.

Цит. по: Цымбаленко С., Щеглова С. Кто они, подростки девяностых? (Социологический портрет современного детства.) — М., 1995. — С. 26.

Вопросы и задания: 1. Выскажите свое отношение к этому письму. Встречались ли вы с подобными явлениями в школьной жизни? Если да, то с какими именно? 2. Согласны ли вы с предложенным автором письма выходом из данной ситуации? Какой другой выход вы могли бы предложить? 3. О каких реальных и желаемых действиях и поступках говорится в письме? Опираясь на содержание параграфа учебника «Нравственная культура», определите, какие действия и поступки следует отнести к нравственным, какие — к безнравственным.


1 Добродетель — деятельное стремление к добру, высокая нравственность.
2 Спонтанный — вызванный внутренними причинами или побуждениями.
3 Автономия — самоуправление, право самостоятельного решения вопросов и проблем.
4 Позитивный — положительный, утвердительный.
5 Бытие — существование.
6 Фихте Иоганн Готлиб (1762—1814) — немецкий философ и общественный деятель.
7 Кант Иммануил (1724—1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии.

 








Глава VII. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Тема 41. ГРАЖДАНИН — ЧЕЛОВЕК СВОБОДНЫЙ И ОТВЕТСТВЕННЫЙ

Текст 1. Гражданство в Древних Афинах

З. М. Черниловский — российский ученый-юрист

Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у которых отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин.

Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста. Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании... Формальное равенство полноправных граждан не исключало их фактического неравенства, определяемого неравенством имуществ. Положение отпущенных на волю рабов было близко к положению иностранцев. Несмотря на все ограничения, метэк1 и вольноотпущенник были в глазах закона лицами. За ними признавалось человеческое достоинство. Иное дело раб. Раб был только вещью, ее живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаем. Он не мог иметь семью. Дети, прижитые им от связи с рабыней, были собственностью хозяина.

Единственное, что закон запрещал хозяину, — убийство раба...

Особого упоминания заслуживает положение женщины в Афинах. Ни политических, ни гражданских прав она не имела.

Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. — М., 1995. — С. 65—67.

Текст 2. Гражданство в Древнем Риме

Римское гражданство приобреталось рождением от полноправных отца и матери... По достижении совершеннолетия римский юноша приводился отцом на форум (площадь в Риме, где совершались суд и многие другие официальные действия) и записывался в соответствующую трибу2. С этого момента гражданин становился политически равноправным.

Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступления, а также вследствие ссылки или изгнания.

Политическое полноправие не означало еще полноправия «гражданского», т. е. права распоряжаться имуществом. Пока был жив отец, сын, по традиции, находился под его властью (т. е. в составе семьи отца), никаких сделок с вещами и деньгами он не мог совершать, если на это не имелось прямого уполномочия отца. Как политическое, так и гражданское полноправие было достоянием мужчин... Это, конечно, не означает совершенного отстранения женщин от участия в делах семьи и общества. Влияние женщины было косвенным, но довольно значительным. Воспитанием детей, положением хозяйки дома, родственными связями, своим умом, обаянием, наконец, своим героизмом римская женщина не раз оказывала решающее влияние на судьбу родного города...

...По сравнению с афинской женщиной женщина в Риме находилась в гораздо лучшем положении.

Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. — М., 1995. — С. 81—82.

Вопросы и задания к текстам 1 и 2: 1. Какова главная мысль приведенных фрагментов? 2. Что нового по сравнению с материалом учебника вы узнали о гражданстве в Древних Афинах и Древнем Риме? 3. В чем сходство и различие характеристик древнеафинского и древнеримского гражданства? 4. В чем выражалось полноправие гражданина в этих государствах? Какие обязанности на него возлагались? 5. Докажите, что звание гражданина было почетным как в Древних Афинах, так и в Древнем Риме. 6. В чем сходство и различие правового положения женщины в Древних Афинах и Древнем Риме? 7. Чем объясняется тот факт, что равенство в правах не приводит граждан к фактическому равенству? Справедливо ли это? Аргументируйте свой ответ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: