Современное состояние образования

Содержание

 

Введение

Современное состояние образования

Основные подходы к образованию

Образование как глобальная проблема общества

Образование XXI века (прогнозирование). Перспективы образования в Уральском регионе

Заключительная часть

Список используемой литературы

 



Введение

 

Образование – целенаправленная систематическая, познавательная деятельность по освоению и совершенствованию знаний, умений и навыков, а так же совокупность знаний полученных в результате обучения. Образование, это необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Образование, это вид деятельности миллиардов людей на планете. В него постоянно включается значительное большинство населения многих стран мира. Чем больше образование распространялось в мире, тем значительнее и количественно становилось его научное исследование.

Каждый этап в развитии образования связан с осмыслением основных идей и путей его совершенствования. В основе всего лежит содержание, форма, направленность образования, методы его осуществления, соотношение с воспитанием. Содержание образования всегда отражает определенный уровень знания. Это, как правило, подтвержденные практикой либо признанной теорией знания. На начальном этапе развития человеческого общества ими были знания, проверенные и достигнутые в повседневной деятельности, борьбе за жизнь и выживание. Образование выполняло функцию – передачи знаний, традиций, умений, приемов, навыков деятельности по принципу «делай, как я», имело четко выраженную личностную направленность, способствовало адаптации человека к условиям жизни, обучало, воспитывало и развивало его в той степени, в какой это было возможно в конкретных обстоятельствах. По мере развития человечества знания, передававшиеся в процессе повседневного, регулярного обучения, становились неотъемлемым элементом социальной жизнедеятельности, образа жизни общества и конкретных людей. Практика обучения и воспитания развивалась по пути совершенствования, прежде всего, личностно ориентированного образования, ведь оно выполняет важнейшую социальную роль связующего звена между обществом и конкретным человеком.

«Содержание образования – целостный процесс, характеризующийся, во-первых, условием опыта предшествующих поколений, во-вторых, воспитанием типологических качеств личности, в-третьих, умственным и физическим развитием человека». (Ледиев В.С., «Содержание образования», М., 1989 г.).

Этапы развития образования определяли его как относительно самостоятельное и самодостаточное явление. Разумеется, автономия была относительной, всегда существовала зависимость (в той или иной степени) от государства и церкви. Образование как социальное явление и процесс, как социальная система, наконец, как социальный институт, являясь элементом общества, испытывает на себе влияние практически всех изменений, происходящих в нем. Образование, так или иначе, воздействует на общественную систему, заставляет реагировать на свои потребности и проблемы. Образование – это одна из важнейших сфер жизни общества и одно из наиболее значительных средств самореализации личности. В различных цивилизациях осуществляется передача накопленного опыта путем образования. На каждом новом этапе своего развития образование последовательно приобретает разные формы (в традиционном обществе оно осуществляется через институты подмастерья и духовного наставничества на смену им приходит школа с обучением большого количества новых предметов и т.д.). Образование, это сложный культурно-исторический процесс. Это еще и самоценность, самоцель. Суть в том, что образование необходимо человеку для удовлетворения потребности узнать нечто новое. Именно в такой роли образование и его разновидность – самообразование часто выступают источником научного и культурного процесса.

Содержание образования для своего эффективного усвоения в масштабах общества требует соответствующих учреждений, структур, институтов. Один из первых институтов – прошел длительную эволюцию в своем развитии от немассовой, доступной лишь немногим людям, до обязательной для большинства населения, образованной структуры. Чем больше образование распространялось в мире, в отдельных странах, тем значительнее, количественно и качественно – становились его научные исследования.

Появление потребностей в развитии образования и государства, производства, науки, культуры, семьи (равно как и у образования в развитии этих институтов) и взаимной заинтересованности означало переход к новому этапу образования. В заметной форме такие обоюдные потребности и интересы сформировались к концу XIX к началу XX века. Именно потребности и интересы сформировались к концу XIX – началу XX века. Именно потребности и интересы общества в развитии конкретных социальных институтов вызвали бурное развитие образования и его концепции – как на уровне педагогики, так и в целом всего социально-гуманитарного знания. Научные исследования, осуществленные в рамках тех или иных наук, означало формирование различных подходов к изучению образования.

С проблемой образования и воспитания напрямую связана проблема нарастающей варваризацией общества. Перечень печальных явлений одичания можно продолжат долго, они лежат в основе самых серьезных социальных болячек: эмоциональная и нравственная неразвитость, разрушение института семьи, проблемы человеческой личности и т.д.

Сегодня много говорят об утраченном интересе к книге. Рассуждают о том, как привить детям любовь к чтению, чтобы дети читали, размышляли, спорили, находя в книгах ответы не только на вопросы, касающиеся изучения того или иного школьного предмета, но и на свои личные.

Уровень преподавания в школах в целом в нашей стране заметно снизился, что нашло выражение, например, в том, что лучшие ученики на международных конкурсах по отдельным наукам вместо мест в первой десятке откатились в 4–5-й десяток. «…Самое печальное, что нынешнее поколение начинает отставать не только по количеству, но и по качеству знаний. Год от года недавние школьники – талантливые и слабые, усердные и ленивые – выглядят, в массе, всё более «серыми». Наступает момент, когда об этом хочется сказать как можно громче…». (председатель приемной комиссии исторического факультета МГУ).

Известно снижение общего уровня образованности в России за последние 10–15 лет. Не последнюю роль сыграло расширение числа некоторых коммерческих ВУЗов. Поступление в такого рода ВУЗы определялось, прежде всего, готовностью платить за обучение, экзамены при поступлении носили в основном формальный характер. Вследствие коммерциализации образования, численность студентов за последние 10–15 лет превосходит потребности народного хозяйства в притоке новых специалистов.

Последнее время стали уделять внимание вопросам родного языка. Все озабочены тем, насколько неграмотны нынешние выпускники. Мысли и эмоции выражаются двумя-тремя словами: «Супер», «Классно», «Вау». Беда в том, что язык улицы активно транслирует телевидение. «…Полное ощущение, что язык «уплывает»…». (С.Серова, профессор Российской академии театрального искусства). И это воспринимается не как культурная, а как национальная катастрофа. Язык – это святыня, по языку мы все – родные. Это огромное богатство, огромная ценность. Это то, что объединяет нацию. Сейчас это понимается на государственном уровне. Нынешний год объявлен годом русского языка.

Неблагополучная ситуация в обществе, неразбериха в школьных программах привела к тому, что нередко под предлогом новаций в школу внедряются сомнительные учения. К сожалению, немногие из педагогов отдают себе отчет в той опасности, которую моральный нигилизм несет незрелым душам. Обществам утрачивается целостность и широта образования, утрачивается его мировоззренческая функция, а её цели подменяются идеологическими суррогатами или тем, что образование сводится к приобретению только профессиональных навыков. Такой подход подрывает все структуру и традиции Российской образовательной системы.

Никто серьезно не исследует возможные последствия внедрения новых технологий в учебный процесс – в том числе и отдаленные – негативные как для ребенка, так и для системы образования. Например, известное тестирование, препятствует формированию умения связно и аргументировано излагать мысль, анализировать и обобщать материал. Сочинения абитуриентов последних лет иллюстрируют этот факт.

Здоровый консерватизм педагогов, осознающих, что дети – не материал для экспериментов, до последних лет защищал детей. Однако бурный инновационный процесс в образовании разрушил эту стабильность. Отсутствие государственной идеологии обеспечивает «окно» для проникновения в школу самых разных программ и пока не будут определены серьезные государственные приоритеты, говорить о единых школьных программах вряд ли приходится. Если раньше школа получала от государства политический, четко сформированный и для всех одинаковый социальный заказ на воспитание «нового человека», то теперь ясности в общих ценностных ориентирах стало куда меньше. И если всё общество сегодня горестно размышляет о своей молодежи, её бездуховности, безверии, агрессивности, то школе приходится срочно искать какой-то выход из этой ситуации на каждом шагу, каждый день.

Школа как социальный институт вряд ли может быть существенно лучше создавшего её общества. Общество учреждает и строит школу, разрабатывает для неё программы и учебники, определяет её цели и функции, обеспечивает тот или иной уровень её финансирования, задает правовые рамки её деятельности, размещает систему образования в начале или в конце школы своих приоритетов. И если общество больно, то наиболее тяжелое недомогание обязательно обнаружится и в школе, возрождение общества будет связано с обновлением школы и всего института образования. Необходимо заметить, что способность и функция опережения материального бытия общества, присущая образованию крайне важна, ведь опережающая, заглядывающая в завтрашний день реформа может ускорить ход обновления общества.

Вряд ли кто будет оспаривать, что цели образования тесно связаны с целями жизни данного общества. Жизнь определяет образование, и обратно – образование воздействует на жизнь. Понять систему образования данного общества – значит понять строй его жизни.

Образование есть не что иное, как культура индивида. По существу своему оно не может быть никогда завершено. Мы образовываемся всё жизнь, и нет такого определенного момента в нашей жизни, когда мы могли бы сказать, что нами разрешена проблема нашего личного образования. Только необразованный человек может утверждать, что он сполна разрешил для себя проблему образования. Об образовании в подлинном смысле слова можно говорить только там, где есть культура и задачей всякого образования является приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного. Истина есть такая же цель общего образования, как личность, свобода, право. Каждый должен быть приобщен к науке и к истине. Ибо нет двух знаний – научного и «обыкновенного», а всякое знание, если уже научное знание.

 



Современное состояние образования

 

К началу XX века образование приобрело качественно новые черты с точки зрения его роли и места в жизни общества, прежде всего капиталистического. Став реально массовым, образование превратилось в особую отрасль духовного производства, вместе с тем необходимость и возрастающее значение его было очевидно. Многообразные потребности материального производства в образованных работниках различного уровня обученности, подготовки и квалификации привели к формированию системы до профессионального и профессионального образования.

Государство увеличивает расходы на содержание и развитие института образования. На протяжении всего XX столетия подходы к образованию, сформулированные в рамках философской, социологической, экономической и других наук разрабатывались и детализировались.

Одной из проблем в области образования стала проблема изучения качества подготовки специалистов для учебных заведений. Народное хозяйство переживало серьезный кризис и спад, одной из причин которого считался невысокий профессионализм значительной части работников, рассматривавшийся в свою очередь, как следствие недостаточного качества подготовки специалистов.

Сегодня образование из локального вида деятельности (когда люди учились лишь в школе и профессиональном учебном заведении, после чего к учебе уже не обращались) стало превращаться в универсальное на протяжении всей активной жизнедеятельности человека. Для достижения этой цели, помощи человеку в реализации его образовательных потребностей понадобилось создание институциализированного непрерывного образования с соответствующими центрами, учреждениями, организациями, персоналом, оборудованием, техническим оснащением и т.д.

Возникла целая «индустрия» непрерывного образования. Всё более видное место в структуре образовательной деятельности занимают вопросы развития личности, вопросы самообразования.

Система образования в России начала XXI века стоит на пороге больших перемен, от разумного решения которых государством при участии бизнеса нельзя продвинуться дальше в подъеме культурного уровня и образованности населения страны. И эта задача неразрешима в условиях существующей социальной дифференциации, как в экономике, так и в доступе к образованию. Перспективы развития образования во многом зависят от коренного изменения курса социально-экономической политики.

Российской общество всё в большей степени фокусируется на бизнес – ценностях, коммерции, «полезном знании». Наши студенты приходят в университеты для получения полезных знаний, обеспечивающих наиболее эффективный и скорейший доступ к источникам капитала.

В советской системе образования высшая школа формировала у специалистов определенные представления о социальной реальности, основанные на идеологии марксизма – ленинизма. Нельзя отрицать эффективность её внедрения в мировоззрение целых поколений. Три «кита» советского образования – фундаментальность, систематичность и последовательность позволяли сохранить высокий образовательный уровень. В новой России утрата системных социальных знаний, ведущая к росту функциональной неграмотности, влияет не только на молодое поколение, но и на «взрослую» часть населения страны, вынужденную самостоятельно определяться в новой социальной реальности, изменять своё мировоззрение в условиях противоречивого развития социальных процессов.

Ориентации молодых рабочих на карьерный рост, чаще всего связаны с уходом из рабочих профессий, как не обеспечивающих в настоящее время реализацию их жизненных и творческих потребностей. Поэтому представление о новом мобильном интеллектуальном рабочем является пока лишь абстракцией. Обнажаются общероссийские проблемы, вызванные отсутствием эффективных механизмов регулирования воспроизводства образовательного потенциала этой категории работников.

Низкий социальный статус начального профессионального образования как в представлениях молодежи, так и в образовательных приоритетах государства, нестабильность социально – экономической ситуации в стране, не способствующей развитию инвестиций предприятий в подготовку кадров. Потребности предприятий в подготовке квалифицированных кадров образовательными учреждениями требуют установления прочных и регулируемых взаимосвязей системы образования и экономики, особенно в региональном аспекте.

Сегодня связь между современным, качественным образованием и эффективной экономикой, безопасностью государства для всех очевидна. Наша страна, ориентируясь на инновационный путь развития, нуждается в качественном обновлении системы образования, подготовки кадров – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта – «Образование».

Разработан ряд мер по качественной модернизации существующей в России сети профессионального образования. Начиная с 2007 года национальный проект – «Образование» пополнился новым направлением – государственной поддержкой подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы.

Промышленными предприятиями оказывается спонсорская помощь образовательным учреждениям, которые получили средства на материально – техническое оснащение и обеспечение доступа к программным средствам и мировой глобальной сети Интернет.

Один из самых интересных проектов в сфере образования и подготовки кадров реализует корпорация «ВСМПО – АВИСМА». При участии компании в Верхней Салде была создана широкая сеть межшкольных классов производственного обучения, заключены договоры на подготовку кадров для предприятия с профессиональным лицеем, организованны восемь политехнических классов. Ведется целенаправленная профессиональная подготовка кадров для предприятий «под заказ», формируется кадровый резерв.

Сегодня основной упор и государство, и частный бизнес делают на качество подготовки и обучения специалистов. Следует отметить, что в условиях сохранения численности трудовых ресурсов потребность в работниках с различным уровнем профессионального образования будет увеличиваться. Вопрос о необходимом уровне образования рабочих не вызывает разногласий у экспертов. Начальное профессиональное образование должно стать основной базой для подготовки рабочих. Но это лишь первый этап, которого ещё требуется достигнуть, потому что большинство рабочих в настоящее время вообще не имеют профессионального образования.

Информационный бум, развитие и смена технологий в промышленности, структурных изменений в экономике, миграции населения. В результате происходит быстрое устаревание приобретенных профессиональных, социальных и общекультурных знаний, потеря ими актуальности. Возникает необходимость дополнительного обучения и переучивания в процессе деятельности. Отсюда актуальность идеи массового непрерывного образования как способа преодоления возникших социальных и образовательных проблем.

Одной из важных проблем сегодняшнего образования является недостаточный образовательно-квалификационный уровень всего преподавательского корпуса.

Национальный проект – «Образование» делая акцент на высокий уровень образованности, позволяющий человеку быть востребованным в жизни, претендовать на интересную высокооплачиваемую работу. Среди основных направлений проекта можно выделить: интернетизацию российского образования; поддержку на конкурсной основе лучших учителей и школ; поощрение талантливых молодых людей; государственную поддержку инновационных образовательных программ.

В настоящее время в школах появилась новая ставка психолога. Психологию вводят наравне с традиционными дисциплинами, а в некоторых школах и с первого класса. Главной задачей на уроках психологии – социализировать ребенка, помочь ему найти место в нашем непростом мире. Для младших главное – развитие воображения, творческого мышления и умения познавать себя, у старших школьников большее значение имеет выбор будущей специальности, профессии.

Активно в отношении профориентации своих детей, участвуют родители. Ориентируя их на более устойчивые и менее зависящие от социально – политических изменений жизненные стратегии и ценности. При этом значимым становится содержание и качество получаемого образования. Образование воспринимается как содержательно востребованная составляющая профессиональной стратегии.

«…Думается, что школьный вопрос так важен для всей нашей жизни, что сопоставим по значению с проблемами экономическими… Текущее десятилетие можно назвать временем педагогических инноваций…, но генеральной идеи нет…, отсутствует решающее слово, которое пояснило бы конечную цель школьного образования…». (Председатель приемной комиссии исторического факультета МГУ).

Нищенское финансирование народного образования, отсутствие четкого социального заказа, неразработанность правовых основ, регулирующих деятельность органов народного образования, всё – это реалии нашего времени.

Вопрос об оплате труда преподавательского состава пока остается открытым, что заставляет некоторых ученых уезжать за границу.

Нашей высшей школе нужна молодая профессура, её нет. За годы после революции 1917 г. из страны уехали сотни ученых, экономистов и т.д. Научные разработки не внедряются в производство. Так, академик Сергей Петрович Капица создал аппарат – «МИКРОТРОН», с помощью его можно лечить онкологические заболевания. Уже излечены десятки людей. Но в массовое производство аппарат не выпускают чиновники. («Комсомольская правда», 14-21 февраля 2008 г.).

«…Пока Вы будите поставлять нам такие кадры, наша фирма будет процветать…». (Билл Гейтс, корпорация – «Майкрософт», (половина сотрудников этой фирмы – люди получившие образование в СССР)).

Как положительный факт следует отметить, активизацию военно-патриотической и спортивной работы. Конкурс – смотр школьных музеев в г. Екатеринбурге. Это соревнование призвано воспитать у учащихся патриотизм, гражданское и историческое сознание. По условиям смотра необходимо составить отчеты об участии в акциях «Ветеран», «Милосердие», «Письмо из госпиталя», а также о шефской работе с ветеранами войн и тружениками тыла.

Наличие компьютерных классов в школах позволяют проводить Интернет – конкурсы и Всероссийские Интернет – олимпиады. В 2007 г. все школы Уральского федерального округа должны были подключиться к Интернету. В Свердловской области серьёзно материально поддерживается талантливая молодежь. Уже на протяжении 12 лет отличники учебы получают Губернаторскую стипендию. Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» проводит Всероссийские конкурсы. Например: «Лучший урок письма», цель которого – сохранить эпистолярный жанр. Темы различны, кроме того, этот конкурс и для учителей: за лучшую методическую разработку проведения урока письма.

В последние годы платное образование прочно вошло в нашу жизнь. У родителей теперь есть реальная возможность выбора формы обучения для своего ребенка. В настоящее время многое делается для поднятия престижа образования. Например, в нашем регионе, в наступившем 2008 году, по сравнению с 2007 годом, расходы на образование увеличились более чем на четыре миллиарда рублей. Образовательный комплекс г. Екатеринбурга занимает одно из ведущих мест в России. Есть все основания полагать, что положительная динамика в области развития образования в ближайшие годы сохранится. («Уральский рабочий» № 15 от 30.01.2008 г.).

Россия пока остается одной из наиболее образованных стран мира, и состояние отечественной системы образования волнует многие умы. Перспективы развития, вклад общества и государства в этот процесс заставляют представителей педагогики философской, социологической, психологической, экономической и других наук обратить специальное внимание на сферу образования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: