Тема 48. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Договор коммерческой концессии (6 часов)

1. Понятие охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Понятие и система интеллектуальных прав.

2. Понятие объекта авторского права. Виды объектов. Субъекты авторского права. Соавторство. Исключительное право, личные неимущественные и иные права на объекты авторского права. Передача исключительного права.

3. Понятие смежных прав. Субъекты смежных прав. Права исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания, права публикатора.

4. Понятие патентного права. Объекты патентного права. Условия патентоспособности изобретения, полезной модели, промышленного образца. Правила выдачи патентов.

5. Исключительное право на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца. Лицензионный договор. Личные неимущественные права автора.

6. Общие положения о правах на средства индивидуализации.

7. Понятие и общая характеристика договора коммерческой концессии. Стороны договора. Коммерческая субконцессия. Форма договора. Условия договора. Права и обязанности сторон. Последствия ненадлежащего исполнения договора. Изменение и прекращение договора коммерческой концессии.

Задания для подготовки: прослушивание лекции, изучение рекомендованной литературы и судебной практики, решение задач, подготовка к диспутам (деловым играм) по темам «Защита авторских прав на музыкальные произведения», «Авторское право и Интернет» и других по рекомендации преподавателя, подготовка сообщений (докладов) по темам: «История регулирования прав на аудиовизуальное произведение», «Ограничивающие условия договора коммерческой концессии и защита конкуренции», «Перспективы развития законодательства о договоре коммерческой концессии», «Квалификация дистрибьюторского договора по российскому праву и отграничение от договора коммерческой концессии» и другим по рекомендации преподавателя.

 

Вопросы:

1. Интеллектуальная собственность: понятие, содержание. Переход от концепции интеллектуальной собственности к концепции интеллектуальных прав.

2.Структура Права интеллектуальной собственности

3.Объекты интеллектуальной собственности: понятие, место в системе объектов гражданских прав, виды, особенности правового режима, условия охраноспособности.

4. Субъектыинтеллектуальных прав.

5. Соавторство: понятие, соотношение со смежными категориями в гражданском праве (в вещном и обязательственном праве), виды.

6. Иные участники отношений в сфере создания и использования результатов творческой деятельности и средств индивидуализации, отчуждения прав на них

7. Правовое положение организаций, осуществляющих коллективному управление авторскими и смежными правами

 

8. Интеллектуальные права: понятие и состав. Основания возникновения прав и порядок их оформления.

9. Исключительное право: понятие, содержание, сроки действия.

10. Личные неимущественные права в сфере интеллектуальной собственности: понятие, виды.

11. Иные права: понятие, виды, содержание

 

12. Создание результата творческой деятельности.

13. Обнародование произведений: понятие, формы

14. Свободное использование результатов творческой деятельности: понятие, виды. Право преждепользования и послепользования

15. Распоряжение исключительным правом: понятие, пределы, формы.

16. Договоры, опосредующие создание результатов творческой деятельности и средств индивидуализации, а также распоряжение правами на них.

17. Охрана и защита прав в сфере интеллектуальной собственности

18.Специфика ответственности за нарушения прав в сфере интеллектуальной собственности

 

 

КазусЫ (задачИ)

 

Задача 1. Гр-н А. разработал оригинальные схемы электронной торговли.

Он обратился к юристу за консультацией, как ему закрепить свои права на эти схемы и обеспечить их правовую охрану?

 

Вопросы к задаче

1. Являются ли оригинальные схемы электронной торговли результатом интеллектуального труда гр-на А.?

2. Удовлетворяют ли они требованиям охраноспособности?

3. Дайте гр-ну А. правовую консультацию.

 

 

Задача 2. Гр-н Х. на личной странице в социальной сети выставил свою фотографию и прокомментировал ее цитатой из известного стихотворения, указав имя поэта и название стихотворения.

 

Вопросы к задаче

1. О каких форме и способе использования произведения идет речь?

2. Возможно ли цитирование литературного произведения в Интернете (на каком-либо сайте) без выплаты авторского вознаграждения правообладателю и без письменного разрешения автора?

 

 

Задача 3. Студент технического вуза гр-н К. написал в рамках курсовой работы компьютерную программу «TEST», позволяющую проводить тестирование остаточных знаний по ряду математических дисциплин.

 

Вопросы к задаче

1. Каким объектом интеллектуальных прав является программа для ЭВМ?

2. Кому принадлежат личные неимущественные права на данное программное обеспечение?

3. Принадлежат ли кому-нибудь и, если – да, то кому исключительные права на данное программное обеспечение?

 

 

Задача 4. К владельцу кафе «Ласточкино гнездо» с претензией обратилась организация, управляющая смежными правами исполнителей и изготовителей фонограмм.

В данной претензии организация со ссылкой на ст.1326 ГК РФ, требовала заключения с ней договора о сборе вознаграждения за публичное исполнение фонограмм музыкальных произведений, опубликованных в коммерческих целях. В тексте также содержалось предупреждение о том, что, если владелец кафе откажется заключать подобный договор, то организация обратиться в суд с требованием о запрете публичного исполнения фонограмм в кафе, а также о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав правообладателей, управлением прав которых занимается данная организация.

 

Вопросы к задаче

1. Что такое фонограмма?

2. Что означает опубликование фонограммы в коммерческих целях?

3. Что такое публичное исполнение фонограммы?

4. Кому и кем должно выплачиваться вознаграждение за публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях?

5. Какова природа права на вознаграждение, предусмотренного в ст.1326 ГК?

6. Любая ли организация по коллективному управлению может осуществлять сбор вознаграждения, предусмотренного в ст.1326 ГК?

7. Допустимы ли при невыплате вознаграждения за публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, такие способы защиты как запрет использования фонограмм и взыскание компенсации?

 

 

Задача 5. Известный ученый Пастер открыл бактерии, которые могут существовать, не потребляя кислород.

На основании сделанного Пастером открытия был создан и запатентован такой способ обработки пищевых продуктов, как «пастеризация».

 

Вопросы к задаче

1. Если бы Пастер открыл бактерии в наше время и обратился в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам за выдачей патента на сделанное им открытие, какой ответ он бы получил?

 

 

Задача 6. В апреле 2019 г. Котов подал заявку на выдачу патента на промышленный образец.

По результатам экспертизы было вынесено решение об отказе в выдаче патента. Отказ был мотивирован тем, что предложение Котова не отвечает требованиям новизны, поскольку в январе 2019 г. промышленный образец был воспроизведен фотографически в лаборатории НИИ и указанные фотографии, отображающие существенные признаки промышленного образца, были опубликованы в феврале 2019 г. в иностранном научно-техническом журнале.

 

Вопросы к задаче

1. Какие требования предъявляются к новизне промышленного образца?

2. Правомерен ли отказ в выдаче патента?

3. Может ли Котов воспользоваться выставочным или конвенционным приоритетом?

 

 

Задача 7. Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "СемьЯ" обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Квантор" об обязании ответчика прекратить незаконное использование товарного знака "СемьЯ" путем удаления его с вывесок магазинов, с бейджей продавцов, ценников, иных материалов и документации, а также о взыскании с ответчика 50 000 рублей компенсации за незаконное использование товарного знака "СемьЯ".

Возражая против иска, представитель ответчика заявил, что созданная ООО «Квантор» сеть магазинов розничной торговли с коммерческим обозначением "СемьЯ" не имеет никакого отношения к деятельности УК "СемьЯ", а потому его прав на зарегистрированный знак обслуживания (товарный знак) не нарушает.

 

Вопросы к задаче

1. Что такое товарный знак?

2. Что такое коммерческое обозначение?

3. Каким образом определяется приоритет использования коммерческого обозначения и товарного знака?

4. Ваше решение как судьи.

 

 

Задача 8. Учрежденное французской компанией «Литл Мэри» общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Венеция» являлось правообладателем словесных товарных знаков «Виноградная лоза» по свидетельству Российской Федерации №152; «Дикая черешня» по свидетельству Российской Федерации №162.

Исключительные права на указанные товарные знаки были переданы ООО «Торговый дом «Венеция» дочернему обществу компании «Литл Мэри» «Русский дом» на основании договоров об отчуждении исключительных прав.

Впоследствии дочернее общество «Русский дом» и ООО «Спец Торг» заключили договор об отчуждении исключительных прав на указанные товарные знаки от 4 марта 2015 г.

Оспаривая указанную сделку, компания «Литл Мэри» указала на то, что сделка от 4 марта 2015 г. не одобрялась ею как единственным участником общества «Русский дом», что исключает правомерность отчуждения объектов интеллектуальной собственности.

Компания «Литл Мэри» длительное время производит как на территории Российской Федерации (на основании лицензионных договоров), так и во многих других странах винную продукцию под обозначением «Дикая Черешня», «Виноградная лоза», которая представлена на рынке алкогольной продукции. У компании «Литл Мэри» сохраняются права на товарные знаки. Отчуждение товарных знаков является причиной введения потребителей в заблуждение относительно товара и его изготовителя ввиду мировой известности продукции, маркируемой этими товарными знаками.

Более того, приобретение «Спецторг» исключительных прав на указанные товарные знаки является актом недобросовестной конкуренции, поскольку они приобретены ими без намерения фактического использования.

 

Вопросы к задаче

1. Что понимается под введением потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя?

2. Какие обстоятельства свидетельствуют о наличии возможности введения потребителя в заблуждение?

3. Является ли актом недобросовестной конкуренции отчуждение исключительных прав на товарный знак в пользу лиц, не имеющих намерения их использования?

4. Может ли свидетельствовать об отсутствии намерения использовать товарный знак тот факт, что приобретатель исключительного права на товарный знак не является производителем товаров и услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован?

5. Может ли повлиять на решение вопроса о признании сделки недействительной тот факт, что на момент совершения сделки редакция устава общества «Русский дом», утвержденная общим собранием его участников, содержит правило о том, что для совершения крупных сделок не требуется решения общего собрания участников?

6. Ваше решение как судьи.

 

 

Задача 9. Между ООО «Франчайзинговая компания ТЭНТ» (правообладателем) и индивидуальным предпринимателем гр-ном Т. (пользователем) заключен договор, по условиям которого правообладатель передал пользователю за вознаграждение право использовать в его предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, включающий право на объекты авторского права, секрет производства (ноу-хау), а также сведения и информацию производственного, технического, экономического, организационного и иного характера.

Полагая, что пользователем нарушены предусмотренные договором обязательства по оплате роялти и штрафа, ООО «Франчайзинговая компания ТЭНТ» обратилась в суд с требованием исполнить обязательство по оплате вознаграждения и штрафа.

Разрешая спор, суд признал несостоявшимся предоставление права использования в предпринимательской деятельности гр-на Т. комплекса исключительных прав по заключенному договору по причине отсутствия государственной регистрации предоставления права использования. В этой связи в удовлетворении исковых требований было отказано.

 

Вопросы к задаче

1. Какова правовая природа заключенного договора?

2. Какие условия заключенного договора являются существенными?

3. Как определяется предмет договора коммерческой концессии?

4. Обоснованно ли решение суда?

 

 

Задача 10. Преподаватель педагогического вуза гр-ка С. разработала авторский курс по методике преподавания социальной реабилитологии будущим педагогам инклюзивного образования.

Презентация курса и выступление гр-ки С. прошли на встрече, которая имела лекционный формат.

Через некоторое время гр-ка С. узнала, что её презентацией и материалами лекции пользуются в негосударственном коммерческом вузе.

 

Вопросы к задаче

1. Какими дополнительными правами обладает автор, публично выступая с лекцией, докладом?

2. Предусмотрены ли законом какие-либо способы защиты личных неимущественных и исключительных прав гр-ки С.?

 

 

Задача 11. С 21 января по 19 апреля 2019 года профессиональный программист гр-н Е. незаконным путем добыл логины и пароли для доступа в сеть Интернет нескольких пользователей, провайдером которых является АО «ЦентрТелеком». Информация о логинах и паролях законных пользователей Интернет является коммерческой тайной ОАО «ЦентрТелеком».

Получить пароли Ершову А. удалось с помощью системного администратора АО «ЦентрТелеком» гр-на П., пользуясь его доверием. Гр-н Е. часто помогал профессиональными советами гр-ну П. и несколько раз оставался один за его компьютером.

Гр-н Е. с помощью полученного кода по ночам заходил в сеть Интернет, а на счета потерпевших списывались денежные суммы за пользование сетью Интернет в указанное время. За указанный период законные пользователи понесли убытки в сумме более 14 000 рублей.

 

Вопросы к задаче

1. Нарушены ли чьи-нибудь права в данном случае?

2. Если права нарушены, то какова их характеристика?

3. Какие меры ответственности и за какие нарушения в данном случае вы можете предложить?

 

Задания

1. Рассмотреть с позиций квалификации как объектов авторского права:

- курсовую или выпускную квалификационную работу студента,

- лекцию и презентацию к ней преподавателя,

- работу, направленную на конкурс.

Для выполнения задания используются формы и методы

работы в малых группах, обсуждение.

Обучающиеся делятся на 3 группы, каждая из которых

рассматривает по 1 объекту. Остальные участвуют

в обсуждении.

 

2. Посмотрите телеспектакль (по выбору)

«Безумный день, или Женитьба Фигаро» (Московский театр сатиры, 1974 г.),

«Дальше – тишина» (театр имени Моссовета, 1978 г.),

«Миллионерша» (театр им.Вахтангова, 1974 г.),

«Школа злословия» (Московский художественный театр, 1952 г.),

«Ханума» (Ленинградский Большой драматический театр, 1978 г.)

и обоснуйте:

а) является ли телеспектакль аудиовизуальным произведением или видеозаписью спектакля;

б) может ли видеозапись охраняться как объект авторских прав;

в) какое правовое значение имеет квалификация аудиовизуальной записи в качестве видеозаписи или аудиовизуального произведения.

3. Дать квалификацию правовой природе мультимедийного продукта.

Необходимо ли предоставление ему правовой охраны как самостоятельному виду сложного объекта?

Имеют ли правовое значение отличия мультимедийного продукта от аудиовизуального произведения для выделения его в качестве самостоятельного сложного объекта?

 

4. Предложите возможные варианты развития смежных правоотношений в условиях системы копирайта и явлений «пиратства» на рынке видео- и аудиопродукции.

 

5. Приведите примеры словесных, изобразительных, общеизвестных, коллективных и других товарных знаков.

 

6. Изучите информацию по т.н. делу «Селфи обезьяны» (об изображениях, сделанных обезьяной на оборудовании, принадлежащем британскому фотографу Дэвиду Слейтеру), в т.ч. обоснование по праву различных стран с учетом распространения картин, рисунков, фотографий, сделанных животными.

Найдите в нормах российского законодательства ответы на вопросы:

- кто является автором фотографий?

- кто имеет право на распространение фотографий?

Меняет ли что-н. в правовой квалификации таких объектов то, что в Индии дельфины признаны субъектами права?

 

7. Составить таблицу «Договоры, опосредующие создание результатов творческой деятельности и средств индивидуализации, а также распоряжение правами на них» (со ссылками на нормы права; обязательные колонки «Правовая характеристика», «Существенные условия», факультативные – на усмотрение студента).

 

8. Составить алгоритм передачи прав на результаты творческой деятельности и средства индивидуализации в имущественную базу деятельности юридических лиц по различным организационно-правовым формам (со ссылками на нормы права; обязательны ОПФ по всем их группам и по всем классификациям организаций).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: