Мельницы и бездельницы

 

Когда я слышу фразу вроде «Он умный и талантливый, но не хочет учиться», меня так и подмывает спросить (но природная склонность к приличиям замыкает мои уста): а вы уверены, что вы его учите? Точно уверены? Прям точняк? Именно его именно учите? То есть сообщаете свою любовь к предмету, смыслы, сомнения, размышления, пригодные для него, а не ретранслируете общедоступную информацию в космос, в пустоту неведомым инопланетянам, условно называемым «дети»? Если ретранслируете, то что удивляться, когда пустота вам и отвечает.

Почему в 3 классе хотят учиться все, а к 7-8 у половины такое желание атрофируется? Видимо, дети начинают осознавать, что их не столько учат, сколько дрессируют. У них нет сил выйти на пикет с плакатом типа «Хватит махать кнутом у нас перед носом! Здесь не цирк!» Доступная им форма ухода от насилия – апатия. Они плывут по течению, как бы говоря: «Я не просил меня рожать, и если этот мир меня создал, как-нибудь он обо мне позаботится». В принципе, они правы, но еще не знают, в чем эта правота состоит.

Больше меня беспокоят отличники, всеми фибрами демонстрирующие желание получать знания и смотрящие на окружающих через плечо. Нечто неопределенно-личное, называемое успеваемостью, как всякое очковтирательство, даст себя знать рано или поздно совершенно неожиданным образом. В целом это можно сформулировать так: любовь к себе будет зависеть от соответствия неким административным стандартам. Это чревато глубокими неврозами, психозами, катастрофами в личной жизни и даже мировой войной, не говоря о маленькой победоносной.

Мне жалко учителей, тратящих жизнь на постройку ветряных мельниц, и жалко детей, тратящих жизнь на сражение с ними.

 

 

 

О рейтингах

 

«Я детей не бью. Я их стравливаю», – сказал физрук в одноименном сериале.

Мы детей сравниваем. Публично.

Они не собирались состязаться друг с другом – и вдруг обнаруживают себя мчащимися по гаревым дорожкам под улюлюканье компетентных уважаемых взрослых. «Давай, поднажми, ты сможешь!» – кричат они одному. «Ура! Ты их сделал!» – кричат они другому. «Как низко ты пал!» – кричат они третьему.

«Какие мы молодцы», – говорят они друг другу. А это значит, что не сойти детям с круга, пока сами не займут места на трибунах, и будет большим чудом, если сумеют они обойтись без расталкивания окружающих локтями, без грызни, дедовщины, скандалов, интриг, расследований.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: