При жизни святой: земной подвиг монаха Павла Горшкова – путь на Голгофу

к 150-летию со дня рождения

 

Слава тебе, отче Павел, Пресвятой Богородицей обласканный, с одра смертного поднятый, на путь истинный направленный! Слава тебе, учившему детей правилам христианской жизни и проповедовавшему рассеянному народу россейскому Заповеди Божии! Слава тебе, вестнику святой Трезвости, чистоте немеркнущей, за веру православную пострадавшему! Слава тебе, за Русь Святую стоящему, за Народ Русский молящему, верность Государю и Отечеству исповедующему! Слава тебе, заступнику верующих, малодушных вразумлявших, падших подымавших, отчаявшихся укреплявшему! Моли Бога о нас, отче Павел! Ходатайствуй за нас пред Пречистой Богородицей и подвигом своего земного пути веди нас ко Господу!

 

 

Жизнь во Христе, столь естественная для православного человека, для обывателя - подвиг. Отдание жизни за Христа, так сладостное для христианина, а тем паче для священнослужителя, для иноверца – безумство. И если для первых смерти нет, но есть Жизнь Вечная, то для иных страшна сама мысль о приближающемся конце земного существования. И пока одни сбирают нетленные богатства духовные, «для будущего века», другие спешат скупить весь мир, попутно теша себя земным удовольствием и весельем. Так и живут рядом, те, которые готовы положить «жизнь за други своя», и те, кому «своя рубашка ближе к телу».

Наш рассказ о человеке, чья судьба как печалит, так и призывает к жизни, даёт силы на труд и борьбу за новую жизнь, за нового человека – человека преобразившегося, просветленного и увековеченного.

Точная дата и место рождения настоятеля (1941-1944) Псково-Печёрского монастыря Павла Горшкова неизвестна. По одним данным он родился 20 августа 1867 г. в селе Дединово Зарайского уезда Рязанской губернии [О.А. Калкин], по другим, 23 августа 1867 г. в Петербурге [Архимандрит Тихон (Секретарев)], кто-то настаивает, что 1 сентября. Неизвестно и его мирское имя, то ли Петр Михайлович, то ли Павел Михайлович Горшков. Чудно, но имеются разногласия и в датах смерти. Одни исследователи утверждают, что он погиб в 1944 г., от рук дознавателей в ленинградских Крестах, другие, что умер игумен в 1950 г. в исправительных лагерях, где-то в Сибири. Но то, что не знаем мы – Господь знает. В нашу задачу не входит выяснение и уточнение автобиографических моментов героя повествования. Вероятно, они важны для истории, но не для Правды и Вечности. Наш разговор пойдёт о бессмертной душе праведника о.Павла Горшкова, малоизвестных страницах его земных трудов.

С детских лет Петенька (по логике вещей, вероятно, так звали о. Павла до принятия монашеского сана) мечтал служить Богу и часто посещал церковные службы, послушничал. Взрастая, под пение псалмов и запахов лампад, мальчик впитывал смыслы православного вероучения. Овладев грамотой, он много читал и хорошо знал святоотеческую литературу, и сомневаться, кем быть и каким быть ему не пришлось. Для себя он решил твердо: «Буду монахом», т.е. человеком отказавшимся жить ради себя. И с семнадцатилетнего возраста Пётр Горшков осознанно погружается в Церковное лоно, становится послушником в Сергиевой Пустыни, что в 19 верстах от Петербурга. Тогда Россия переживала трудные времена, антирусские силы - демоны, как их тогда называли, активизировались и требовались усиленные молитвы, и в 1888 г., в год покушения на Царя Александра III, отрок Горшков принимает монашеский постриг с именем Павла. Последующие тридцать лет, до кровавых событий революционных безумств, он живет в Троице-Сергиевой Пустыни, служа верой и правдой Богу, отечеству, народу. Кто бы знал тогда, что именно он, о. Павел Горшков станет русским апостолом трезвости, до последних дней словом и делом утверждающим истинный путь ко Христу, неся крест сей до предсмертного вздоха.

В современной транскрипции трезвость понимается обывателем, как не употребление алкогольной продукции. Однако искони это слово принадлежит православной терминологии, обозначая путь христианина к Вечной Жизни. Другие однокоренные слова: трезвение, трезвенность, трезвление и пр. в значении своём характеризуют душевное состояние делателя, определяя этапы его жизненного пути. Вероятно, смещение понятий произошло по причине, вынудившей Церковь заниматься спасением людей от гибели телесной, а паче душевной, которая сопровождает всякого употребляющего спиртное. Особое отношение к трезвости было в годы советской власти, когда в словарях слово не значилось, и всё было сделано для того, чтобы трезвенника представлять не иначе как сектанта, антисоциальным изгоем. В сознание масс исподволь внедрялась точка зрения, что жить трезво – значит или иметь дурные манеры.

Сегодня доподлинно известно, что спаивание русского народа, изначально жившего трезво, согласно православным традициям, начинается с усиления иноверческих позиций в системе управления государством. С развитием промышленного алкогольного производства, резко увеличилось количество гибнущих от пьянства людей. Смерть телесная всегда предваряется душевным кризисом, и здесь помочь может только вера. В России борьба иноверцев с православием априори направлена против русского народа, носителя православного религиозного воззрения. В условиях, когда государство рассматривало население как источник дохода, не заботясь о его нравственном и интеллектуальном совершенствовании, Церковь оставалась единственным пристанищем для одиноко блуждающих душ. И, несмотря на все гонения, преследовавшие православие XVII-XVIII вв., священство сумело преобразить российское общество (получавшее светское образование по европейским лекалам), вдохнув в него христианские идеалы.

Поэтому очень важно рассмотреть, в каких социокультурных условиях проходило становление отрока Горшкова, понять, что двигало юношей, когда он принимал окончательное решение: отдать всего себя во служение ко Христу. Позднее он много раз мог отречься от Него, как это сделал, например, епископ Енисейский и Красноярский Никон (Бессонов Николай Николаевич), которому отец Павел Горшков был полная противоположность и взошёл на крест с именем Христа на устах, считая сие радостной вестью покаяния.

 В первую очередь обращает на себя внимание борьба за национальное самоопределение России, проходившая в российском обществе XIX века, в основе которого лежали мировоззренческие и духовно-нравственные ценности. Государственный путь развития страны с ориентацией на национальные интересы становится очевидным при царствовании Николая Павловича Романова. Тогдашний министр народного просвещения Сергей Семенович Уваров (1786-1855) лаконично обозначает рамки русской образовательной политики: «Православие – Самодержавие – Народность», что позволило приверженцам национальной идеи сорганизоваться и публично высказывать мысли в пользу славянской культуры. Публикации славянофилов Алексея Степановича Хомякова (1804-1864), Ивана Васильевича Киреевского (1806-1856), Степана Петровича Шевырева (1806-1864) и др. пробудили интерес к православной традиции воспитания. Результатом общественных дискуссий стало то, что в 1817 году Государь Император Александр I издал Манифест, с требование6м, чтобы «христианское благочестие было основанием истинного просвещения». Так, с 1819 г. до 1917 г. во всех училищах и гимназиях стал преподаваться «Закон Божий».

Привлекает к себе атмосфера вокруг трезвости, созданная заботами русской интеллигенции. Полемика о роли и значении русского народа, которая разгорелась на страницах газет и журналов, не могла не повлиять на мировоззрение молодежи. Авторитетная точка зрения принадлежала священству. Чего стоили только молитвы, проповеди и печатные труды святителя Игнатия Брянчанинова, в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов (1807 —1867), святого праведного Иоанна Кронштадского – Ивана Ильича Сергиева (1829 – 1908), слова которых как духовное молоко питали русскую молодёжь, а вместе с ними и будущего игумена о.Павла Горшкова.

Надо отдать должное позиции обер-прокурора Св.Синода Русской Православной Церкви К.П. Победоносцева (1827-1905), сориентировавшего народное образование, которое тогда было возможно только в церковно-приходской школе, на опыт С.А. Рачинского (1833-1902), русского педагога, вдохновителя и родоначальника православных обществ трезвости при учебных заведениях. Позднее, один из его ранних учеников – протоирей Александр Петрович Васильев (1868-1918) окончил Бельское Духовное училище, Московскую Вифанскую Духовную семинарию, четыре года Санкт-Петербургской Духовной академии. В 1892 г. он был рукоположенный в иереи. За духовные труды Господь сподобил о.Александра стать духовником (1913-1917) у последней семьи царствующей династии Романовых. Ему суждено было, перед отправкой страстотерпцев в Сибирь, служить напутственный молебен перед Знаменским образом Божией Матери (30.07.1917).

Ещё, будучи учащимся и семинаристом духовных заведений А.П.Васильев много времени отдавал передаче опыта организации обществ трезвости своим сокурсникам. Вначале 1890 года им было организовано при Духовной академии первое среди высших духовных школ России общество трезвости. Он также становится одним из первых организаторов обществ трезвости в рабочих кварталах Петербурга. Его беседы среди петербуржцев были популярны и непременно заканчивались словами: «трезвись, православный народ, чтобы не погибнуть». В 1897 году им было организовано общество трезвости в Сергиеве.

Примечательно, что соработником и духовным наставником о.Александра Васильева был протоирей Философ Николаевич Орнатский (1860-1918), видный духовный и общественный деятель, председатель Общества религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, ныне причисленный к лику святых новомученников и исповеданников российских.

Другой незаурядной личностью был проповедник трезвости, публицист, духовный писатель, издатель журнала «Трезвое слово», газеты «Трезвость», просветительных листков «В защиту трезвости и света» протоирей Петр Иванович Поляков (1858-1922). Он, ещё будучи учителем в Курской губернии, в 1884 г. организовал одно из первых сельских обществ трезвости «Христианское общество трезвости и воздержания», описав в 1887 г. его структуру в журнале «Русский начальный учитель», ставшее прототипом подобных общественных объединений в различных уголках Российской Империи. Он же стал основателем Всероссийского общества трезвости, созданного в столице в 1891 г., и в 1892 г. влившееся в Попечительство о народной трезвости, которое покровительствовал принц Александр Петрович Ольденбургский (1844-1932), создатель первого научного института в России – Императорский институт экспериментальной медицины (1885-1890). Искренне считая, что сила слова значительно увеличивается, если оно произносится духовным наставником, в 1902 г. Пётр Иванович становится священником. «Я хотел бы гореть перед Богом как свеча», - говорил о. Пётр. Много славных дел у него на счету, но одно из них особенное: организация в 1906 г. при Александро-Невском обществе трезвости первого детского сада для беспризорных детей.

Официально Александро-Невское общество трезвости начало осуществлять свою деятельность в 1898 году. Оно было открыто при Воскресенском храме у Варшавского вокзала Санкт-Петербурга по инициативе председателя Общества религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, и с благословления о.Иоанна Кронштадского. Первым руководителем стал иерей Александр Васильевич Рождественский (1872-1905) – выпускник Санкт-Петербургской Духовной академии, он же публицист, редактор журналов «Отдых Христианина», «Трезвая Жизнь», «Воскресный Благовест», «Известия по Петроградской епархии». Деятельность Общества была настолько благодатна, что уже через семь лет состояло из более 70 тыс. членов.

После ухода о. Александра Рождественского в мiр иной, руководство (1905-1917) Александро-Невским обществом трезвости (с 1914 года – Александро-Невское Всероссийское Братство трезвости) было наложено на протоирея Пётра Алексеевича Миртова (1871-1918?), кандидата богословия, члена Совета Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Он также был членом Совета Союза борьбы с детской смертностью, членом противоалкогольной комиссии при Обществе охранения народного здравия, членом Миссионерского комитета, членом правления Общества ораторского искусства, членом правления шестого и восьмого городских попечительств. Кроме всего прочего в нём обнаружился талант писателя, также он долгое время редактировал журналы: «Отдых Христианина», «Трезвая Жизнь» (с 1915 г. «Родная жизнь»), «Воскресный Благовест», «Известия по Петроградской епархии». Общий тираж всех изданий превысил 3 млн. экз., за это время было издано около 300 книг и брошюр.

За годы его председательствования Александро-Невское общество трезвости было удостоено рядом высших наград: золотой медали на Санкт-Петербургской выставке по борьбе с пьянством в 1910 году, золотой медали на Царскосельской юбилейной выставке, малой золотой медали на Первой Западно-Сибирской выставке в Омске, почетными дипломами на Дрезденской и Туринской международных выставках – в 1911 г., яхтой «Марево», которую в 1912 г. подарил Александро-Невскому Обществу трезвости Император Николай Александрович Романов, для устройства на ней плавучей церкви и противоалкогольного музея. За двенадцать лет по столице Российской Империи православные трезвенники более 30 раз прошли крестными ходами, в каждом из которых приняли участие свыше ста тысяч человек. К 1917 году число членов Александро-Невского Всероссийского Братства трезвости превысило 140 тыс. человек, и только в Санкт-Петербурге и губернии имело 12 отделений, 7 библиотек, 5 школ и 1 детский сад.

Этот далеко не полный перечень людей и их дел показывает, в какой морально-нравственной атмосфере происходило становление личности о. Павла Горшкова. Следует отметить, что источником вдохновения этих делателей на ниве трезвения и религиозно-нравственного просвящения в земной жизни всегда являлся Христос, движителем - любовь к отчеству, заботой – русский народ. И ещё одна особенность, связывающая их, как соработников: все они были духовными чадами святого праведного о.Иоанна Кронштадского, и деятельность их на благо России и русского народа была освящена его благословением и молитвами. Достойное место в этом строю занял о.Павел, которого праведный Иоанн благословил трудиться на ниве трезвения и просвящения. С той поры, в каком бы сане инок не пребывал, он до конца своих дней молитвой, проповедью и делом утверждал трезвость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: