Развитие событийного туризма в России

 

Событийный туризм в России является направлением весьма молодым, но мощно развивающимся. На данный момент отдых, связанный с различными событиями стал достаточно популярны среди российских туристов.

Весь событийный туризм можно разбить на несколько категорий. Все они отобраны по масштабу события. По таким признакам можно выделить международные и национальные события. В событийном туризме можно определить несколько направлений, которые разделяются по тематикам: театрализованные шоу, карнавалы, ярмарки, фестивали музыки, модные показы, народные праздники, цветочные фестивали, гастрономические фестивали, кинофестивали, спортивные события, религиозные праздники, экономические форумы и др.

В России событийный туризм пока не имеет большого развития и весьма легко можно назвать места, которые привлекаю местных туристов событиями: это фестивали и праздники в столицах России (Москве и Санкт-Петербурге). А в последние годы наблюдается большой интерес к поездкам на родину Деда Мороза и масленичные туры.

Если в жизни туристического объекта нет событий как традиции сложившихся исторически, то событие придумывают специально. Например, в городе Суздаль (Владимирская область) проводится уйма праздников, на которые собираются большое количество туристов не только из России но и из рубежа. Знаменитыми считаются Гусиные бои и Праздник огурца. Они проводятся на территории Музея деревянного зодчества. Также туристов привлекают и «Рождество», «Встреча Нового Года», «Троица», фестиваль «Русская сказка», «Крещение», «Масленица», «Русальная неделя», международный фестиваль «Бабье лето» и другие событийные мероприятия.

В событийном туризме можно выделить несколько тематических видов:

. Театрализованные шоу:

конно-театрализованного шоу (рыцарский турнир) в замке «Львиная голова» (пос. Сукко, Анапа, Краснодарский край).

международный фольклорный фестиваль «Мировая деревня» (пос. Рощино, Ленинградская область);

фестивали исторических реконструкций (Екатеринбург, Санкт-Петербург, Выборг и т.д.);

. Национальные фестивали и праздники:

праздник лета «Ысыхак» (Якутия);

военно-исторический фестиваль «Поле Куликово» (Тульская область).

всероссийский Военно-исторический фестиваль «День Бородина» (Бородино, Московская область);

международный фестиваль «Мода и стиль в фотографии» (Москва);

. Фестивали и выставки цветов:

международный фестиваль цветов (Санкт-Петербург);

всероссийский фестиваль цветов в Анапе (Краснодарский край).

международный фестиваль «Цветы Сахалина» (Южно-Сахалинск, Сахалинская область);

. Фестивали кино и театра:

фестиваль детского кино «Сказка» (Москва).

театральный фестиваль «Золотая маска» (Москва);

Московский международный кинофестиваль горных и приключенческих фильмов (Москва);

кинофестиваль «Кинотавр» (Сочи, Краснодарский край);

. Гастрономические фестивали:

международный гастрономический фестиваль «Фуд-шоу» (Москва); - большой Московский международный фестиваль пива (Москва);

фестиваль «Море пива в Сочи» (Краснодарский край);

праздник-фестиваль, посвящённый помидору (Сызрань, Самарская область).

праздник огурца (Суздаль, Владимирская область);

. Модные показы и фестивали:

фестиваль моды «Плес на Волге. Льняная палитра» (Плес, Ивановская область).

фестиваль моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева» (Самара);

международный фестиваль моды «Бархатные сезоны» (Сочи, Краснодарский край);

международный фестиваль «Мода. Россия. Стиль» (Санкт-Петербург);

. Аукционы:

аукцион недвижимости (Москва);

антикварный аукцион (Москва).

нумизматический аукцион (Санкт-Петербург);

. Фестивали музыки и музыкальные конкурсы:

международный фестиваль искусств «Русская музыка на Балтике» (Калининград);

музыкальный конкурс им. П.И. Чайковского (Москва);

всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина (Самарская область).

международный фестиваль русской классической музыки им. С.В. Рахманинова (Великий Новгород);

. Спортивные события:

зимняя олимпиада 2014 г. (Сочи).

лига чемпионов УЕФА (Москва);

международный теннисный турнир «Кубок Кремля» (Москва);

. Международные технические салоны:

военно-морской салон (Санкт-Петербург);

авиационно-космический салон «МАКС» (Жуковский, Московская область);

выставка средств обеспечения безопасности государства «Interpolitex»;

автосалон в Москве;

Бизнес туриндустрии активно пользуется событиями для формирования туристского продукта и привлечения туристов.

Сегодня событийный туризм динамично развивается в России. Популярными являются спортивные события, такие как: хоккейные турниры, Кубок Кремля по теннису и футбольные матчи. Весьма заметный рост въездного потока туристов обеспечил музыкальный конкурс «Евровидение-2009». Можно сказать, что каждый город в нашей стране интересен и привлекателен своими культурными и спортивными событиями. И на них собирается немалое количество зрителей. Ежегодно проводится Московский международный кинофестиваль, различные фольклорные, этнические и военно-исторические праздники. Огромный потенциал в развитии на более высоком масштабном уровне имеет музыкальные фестивали, посвященные всемирно известным русским композиторам [12].

Следует обратить внимание, что событийный туризм является уникальным видом туризма, так как он неисчерпаем по содержанию. Огромное количество экспертов со всего мира полагает, что в скором будущем число участников событийных туров превысит число участников экскурсионных туров.

О рынке событийного туризма в России и его перспективах можно отметить несколько аспектов. Во-первых, Ростуризм как своими силами, так и силами партнеров организует значительное число событий. Например, 2012 год ознаменован 200-летием победы в Бородинской битве. Празднование этой даты в форме реконструкции сражения на Бородинском поле в Московской области привлекло внимание тысяч гостей, что превратило празднование в полноценное туристское событие. Во-вторых, это поддержка событий в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)», в которой предусмотрено осуществление решения задачи по продвижению российского туристического продукта. Наконец, в-третьих, мы постоянно помогаем различным регионам находить себя на событийном рынке страны и мира. А также создавать возможности для становления полноценного событийного ряда во всех регионах России [13].

Бесспорно лидерами такого сегмента являются столицы России - Москва и Санкт-Петербург. Так же, полноценным центром спортивного событийного туризма является Казань. Екатеринбург - центра бизнес-мероприятий. А вот Пермь совсем недавно демонстрировала свои амбиции центра фестивальных событий. Безусловно, громадным потенциалом обладают Краснодарский край, Московская область и многие регионы Северного Кавказа [13]..ru - является первым российским порталом о событийном туризме. Портал позиционируется как путеводитель для самостоятельных и активных туристов, путешественников, которые посещают различные события и мероприятия в России и за рубежом. [10].

Если говорить о развитии event-индустрии в России, то можно сказать, что основным препятствием является отсутствие в регионах понимания того, что развитие событийного туризма повышает инвестиционный потенциал территории в геометрической прогрессии. Ведь вместе с туристом в регион приходят бизнес, новая жизнь и возможности. Этим стоит пользоваться, и об этом надо постоянно думать и говорить [10].

В этом году выделены события с наибольшими перспективами. Это те мероприятия, которые формируют лицо территории. К ним можно отнести: театральный фестиваль в Авиньоне, фестиваль «Белые ночи в Перми» или Венецианская биеннале.

Праздник выпускников в Санкт-Петербурге «Алые Паруса» взял свое начало в 2005 г. и с тех пор проводится ежегодно. Сейчас это уже событие международного масштаба. Название праздника и постановочный сюжет были взяты из произведения Александра Грина [7].

По мимо культурной столицы событийный туризм успешно развивается и в других регионах страны. В Пермском крае уже много лет проводятся многочисленные фестивали, проходящие на протяжении практически всего года: Дягилевские сезоны, прошедший в десятый раз фестиваль воздухоплавателей «Небесная ярмарка Урала» и другие [1].

Активное развитие событийного туризма безусловно замечено и в Москве. Среди удачных московских турпродуктов сегодня - «Ночь музеев», Международный конкурс им. Чайковского, World Press Photo, «Широкая Масленица». Хороший пример успешного события - международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня». Именно подобного плана мероприятия формируют новое событийное лицо не только столицы, но и страны [8].

В Иркутской области первый Международный Байкальский фестиваль зимних игр «Зимниада» прошел весной 2003 года. С тех пор фестиваль стал ежегодным традиционным мероприятием. Сейчас он имеет большую популярность и известность даже за пределами региона [10].

Событийный туризм начал развиваться в стране недавно и занимает пока малую долю в структуре внутреннего турпотока России. Но, не смотря на это, сегодня мы имеем примеры хорошей организации ярких событийных мероприятий на региональном и муниципальном уровнях. Однако все мы должны понимать, что имеющиеся событийные мероприятия пока нельзя отнести к конкурентоспособным на мировом уровне.

Статистические данные за 2011 г. показывают, что внутренний турпоток в России составил тридцать три и три млн. человек. По оценке экспертов, в 2012 г. внутренний турпоток увеличился на десять процентов и составил тридцать семь миллионов двести девяноста девять тысяч девятьсот тридцать человек.

С началом реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» туризм в России начинает новый этап своего развития [5].

Динамика въездного потока туристов свидетельствует, о его росте в 2011 г. на десять процентов по сравнению с 2010 г. А число поездок иностранных туристов в нашу страну с целью туризма, невелико и составляет в 2011 г. только две целых, три десятых млн [9].

Выезд российских граждан с целью туризма в 2011 г. увеличился в сравнении с 2010 г. на одиннадцать процентов и составил четырнадцать млн. человек [9]. Доля туризма в ВВП страны в 2013 г. составляет 6,5%.

На сегодняшний день можно отметить следующие тенденции развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации:

усиление роли туризма на федеральном и региональном уровне;

активное развитие межрегионального сотрудничества в сфере туризма;

активизация продвижения национального туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках.

развитие наиболее перспективных видов туризма [10].

В ходе анализа структуры внутреннего российского турпотока можно наблюдать, что более большой популярностью среди наших граждан пользуется пляжный отдых (38%). А Поездки с культурно - познавательными целями выбирают 20% туристов [5].

Под событийным туризмом в большом количестве стран мира понимается туристская деятельность, связанная с разнообразными общественными событиями. Также редкими природными явлениями, привлекающими своей уникальностью, экзотичностью, неповторимостью большие массы соотечественников и туристов из разных стран.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: