Материал для закрепления темы

ТЕМА: Сложные предложения с разными видами связи. Синонимия сложных предложений.

ЦЕЛЬ: 

познакомить студентов со сложными предложениями с разными видами связи, с особенностями синтаксической синонимии.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания о СП и знаках препинания в СП; познакомить с понятием синтаксической синонимии.

Развивающие: развивать речевые навыки, логическое мышление, умения сравнивать и анализировать.

Воспитывающие: формировать коммуникативные качества.

 

ВИД ЗАНЯТИЯ: лекция

ОБОРУДОВАНИЕ: тетрадь, таблицы.

ЛИТЕРАТУРА:

Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие /Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. — Изд. 11-е. —Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 380, [1] с. — (Среднеепрофессиональное образование).

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

1. Вступительная часть.

1.1. Организация студентов.

1.2. Мотивация учебной деятельности.

Ход работы

План

Сложные предложения с разными видами связи.

Синонимия сложных предложений.

Материал для закрепления темы.


1.Сложные предложения с разными видами связи

Сложные предложения с разными видами связи — это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое. Например:

1) { Печален я}: [со мною друга нет ],кем долгую за­пил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).

[ ]: [ сущ.], (с кем), (кому).

  Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть — это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.

  2) [ Переулок был весь в садах ], и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что за­боры и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).

[ 1. и [ ], (с. так что).

Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть — сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.

 

2. Синонимия сложных предложений.

Познакомьтесь с содержанием таблиц. Устно передайте это содержание в виде связного текста. Какие ваши наблюдения и выводы подтвердились?

3. Заключительная часть.

3.1. Итог изложения материала.

3.2. Направление дальнейшей самостоятельной работы студентов над темой (задания для самостоятельной работы).

Вопросы для самоконтроля

    1. Объясните, в каких случаях возможна синонимичная замена сложносочинённых предложений сложноподчинёнными и наоборот.

    2. В чём различие синтаксических синонимов - сложносочинённых и сложноподчинённых предложений?

    3. В каких случаях возможна синонимичная замена сложных бессоюзных предложений союзными и наоборот?

    4. Каково основное стилистическое отличие бессоюзных сложных предложений от синонимичных им союзных? Чем можно объяснить?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: