От софистов до Аристотеля

Истоки проблемы человека, как и истоки многих других философских проблем, находятся в древнегреческой философии. Более того, как подметил известный швейцарский специалист по античной культуре А. Боннар, "отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и прогресс. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир и человека, один посредством другого. Человек и мир в представлении греческой цивилизации являются отражением один другого – это два зеркала, поставленные друг против друга и взаимно читающие одно в другом".

Для греческого миросозерцания человек не дух и не бог, но и не вещь; человек – это телесно-духовное свободное существо. Для миросозерцания древнего грека характерно представление о свободе человека и его живом единстве с обозримым космосом. А отсюда оптимизм и чувство безопасности в земном бытии, и стремление к полноте жизни, к гармонии материальной и духовной сторон жизни. Античный космологизм, мысля человека вплетенным в безличный круговорот природы, призывал человека на борьбу с судьбой (внешней необходимостью). И идеалом античности достаточно долгое время является деятельный и непокорный судьбе герой (Ахиллес, Одиссей, например).

Для древнего грека все космично, природно и божественно, но вместе с тем все и человечно. Как во вселенной философия находит человека, так и в человеке она вновь обнаруживает вселенную. В едином начале, в первоматерии, древнегреческие философы видят ту основу, которая претворяется в отдельных предметах и в которую они, в конце концов, возвращаются. Человек в этих концепциях выступал лишь частным моментом всеобщего космического процесса. Но при всем при этом космологический объективизм древних проникнут этическими и эстетическими моментами.

Но все течет, все изменяется. Изменяется и подход к проблеме человека. На смену первоначальной родовой целостности приходит полис, и здесь на первый план начинают выступать отношения между полисом и гражданином, иными словами, отношение "человек – общество". Победы демоса обусловили рождение античной демократии, а это обусловило и своеобразие греческой культуры. Следует отметить, что античную культуру отличает в первую очередь ее светский характер, так как при всем значении почитания богов в античном мире не религия, а само общество санкционировало существующий социальный строй и его этику, а значит, не возникала и некая обязательная, якобы Богом освященная догма. Мышление, поиски философского осмысления мира, дискуссии о наилучшем устройстве общества ничем не были стеснены, а активная политическая, гражданская жизнь требовала и развивала умение логически рассуждать, познавать психологию людей, человеческую природу, видеть в человеческой личности ценность, ставшую центром философии, литературы, искусства. В рамках этой ограниченной демократии (она не распространялась на рабов, ибо раб не человек, а лишь говорящее орудие: "ходячий паяльник", "ходячая отвертка", "ходячая вычислительная машина" и т.п.) свободный человек приобретает самостоятельность и самоценность. И это незамедлительно нашло отражение во взглядах софистов.

Если ранняя, космологическая философия, натурфилософия пыталась в природе найти и определить первооснову и вечную сущность вещей, а через них и принципы человеческого существования, то софисты пытаются найти их в самой человеческой жизни. Они утверждают плодотворную для философии человека идею человеческого происхождения всяких жизненных норм и установлений. Человек, с точки зрения софистов, творит и в культурной деятельности и в познании. Наши истины в такой же мере являются предметом человеческого творчества, в какой и наши общественные институты, культура в целом. Именно это имел в виду Протагор, когда говорил: "Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют".

Но если у софистов человек – центр культуры, ее творец, движимый в своих поступках волей, чувствами, впечатлениями, то для Сократа человек тот, кто творит добро. Сократа интересует уже, прежде всего, внутренний мир человека, его душа, его нравственные качества и возможности. Задача человека, по его мнению, в том, чтобы неутомимо трудиться над своим нравственным улучшением и стремиться ко всему хорошему и прекрасному. Отсюда и следует, что человек тот, кто творит добро.

Сокра́т (ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э.)

 

Несколько иначе решает проблему человека ученик Сократа Платон. Платон определяет человека уже не с точки зрения деятельности, а с точки зрения познания идеи и следования ей. Человек уже не творит, а следует за существующей идеей, познав ее, стремится реализовать ее в своей жизнедеятельности. Метафизическому противопоставлению идей и действительности в учении Платона соответствует антропологический дуализм души и тела. Собственно человеческим теперь рассматривается только душа, а тело является чем-то низшим и враждебным душе, веществом, материей. Подобно тому, как идея впервые делает вещь тем, чем она является в действительности, так и душа делает человека человеком.

 

Платон (428 или 427 – 348 или 347 гг. до.н.э.)

 

Поскольку душа, по мнению Платона, не от мира сего (ее родина – это мир идей, где она ведет блаженное существование), и в человеке она, как бы, производит самоотчуждение, то человек у Платона состоит из двух различных и враждующих между собой половин. В человеке всегда царит воинственное напряжение и не только между душой и телом, но и в самой душе, состоящей из страсти, мужества и духа. Именно дух и представляет собой высшую, божественную часть души и только его господство обеспечивает ей, а тем самым и человеку, нормальное состояние. Основная задача человека отсюда – это подавление низших помыслов. Избавляясь от вожделений посредством разума, человек как бы освобождается от мира земного, сковывающего его, и устремляется к высшей действительности. По сути, здесь и начинает формироваться представление о том, что свобода – это господство разума над чувственными влечениями, а тем самым и над материальной действительностью.

Сформулированный Платоном дуализм души и тела, стал определяющим для всего последующего понимания человека в рамках идеалистической философии. Его вобрало в себя в последствие и христианство. Таким образом, в греческой философии оформились две тенденции рассмотрения человека: космологически-натуралистическая, рассматривавшая человека в неразрывной связи со всем миром и базирующаяся на материализме и вторая, религиозно-этическая, разделяющая и противопоставляющая человека и природу, базирующаяся на идеализме. Попытка синтеза этих тенденций была предпринята в философии Аристотеля.

 

Аристотель (384 – 322 до н.э.)

 

Человек в философии Аристотеля предстает как вершина мировой иерархии, как существо, внутренне связанное с миром. Человека от всего живого отличают, душа, мышление, осознанная воля, умение различать добро и зло и склонность к искусству. Душа, согласно Аристотелю, есть форма тела и связана с "высшей формой", формой всех форм. "Высшая форма" – это высшее бытие, которое представлено Аристотелем в качестве объективного и безличного принципа, в качестве цели, к которой постоянно должно стремиться все сущее. В видоизмененной форме, по сути, сохраняется платоновский дуализм души и тела, который выражается в активности формы и инертности материи. Утверждается все та же самая необходимость господства разума над чувственностью, над вожделением и утверждение личности как духовной сущности, прежде всего. Но, вводя понятие "осознанная воля", т.е. утверждая самостоятельность воли человека, Аристотель делает человека ответственным за свою судьбу. Утверждая наличие свободного выбора между добром и злом, Аристотель, по сути, начинает многовековую дискуссию о свободной воле.

В философии Аристотеля и, прежде всего, в социальном учении находит яркое выражение философский принцип приоритета общего над частью. Индивидуальное здесь начинает рассматриваться как нечто второстепенное. Отсюда, вероятно, и следует, что человек не может жить сам по себе, не вступая в общение с себе подобными. Человек у Аристотеля в этом аспекте есть животное политическое или социальное. Он создает общество и живет в нем, скрепляя его этическими идеями. Созданное человеком общество, в силу природной сущности человека (животное политическое) с необходимостью предполагает государство. В государстве, по сути, природа человека находит свое завершение и полноту выражения. Но государство обретает у Аристотеля и этическое значение, ибо оно защищает благо всех, а тем самым и благо каждого отдельного человека. Государство и каждый отдельный человек, по Аристотелю, должны быть единодушны, и преследовать одну и ту же цель.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: