Искусство публичной речи

Ораторское искусство (риторика, красноречие) – это искусство построения и произнесения публичного высказывания с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Выделяют следующие виды риторики: церковная, военная, торговая, судебная, бытовая, политическая, академическая (лекции, доклады, выступления на семинарах и конференциях, ответы на экзаменах и пр.).

При этом успех любого публичного выступления зависит от четырёх факторов, четырёх так называемых составляющих успеха публичной речи: доходчивости, правильности, увлекательности, убедительности речи. Рассмотрим их по отдельности.

 

1. Доходчивость речи обеспечивают:

· уместность - отбор языковых средств в соответствии с ситуацией,

· снятие языковых трудностей в соответствии с правилами устной речи:

- короткие предложения,

- отсутствие причастных и деепричастных оборотов,

- действительный залог (не было принято, а приняли),

- преобладание глаголов (не восстановление, а восстановили).

Отметим, что уровень «устности» речи зависит от степени официальности ситуации - доклад на научной конференции будет содержать больше типично письменных конструкций, чем застольная речь.

· сознание оратором цели своего выступления:

- дать информацию (лекция, доклад, сообщение об эксперименте),

- продемонстрировать свои знания (ответ на экзамене, зачете),

- побудить слушателей к действию (агитационные речи),

- переубедить слушателей (речь адвоката).

· логичность изложения, т.е. речь должна быть последовательной, без отступлений от основного содержания, без неуместных повторов,

· метатекстовые конструкции т.е. слова, указывающие на рубрикацию текста, например, в начале своего выступления, во-вторых, в-третьих, а теперь перейдем к следующему вопросу, остановимся на ….в заключение.

2. Правильность речи имеет два аспекта.

1). Соблюдение норм речи. Когда один человек выступает с речью перед другими, они играют в игру «я знаю что-то, чего вы не знаете, я вас выше, слушайте меня». Если же оратор допускает речевые ошибки, замечаемые публикой, то он тем самым нарушает правила игры, демонстрирует, что он не выше публики, в итоге слушать его не будут, его речь раздражает.

2). Правильная техника речи, т.е. то, что обеспечивает ее звучание.

· Дыхание. Говорим мы на выдохе, но чтобы говорить даже очень громко, поток воздуха нужен минимальный, своим дыханием надо уметь управлять.

· Голос бывает чистый, хриплый, грудной, гундосый, глубокий и т.д. Чтобы голос хорошо звучал в большой аудитории, он должен рождаться в передней части рта, но резонировать по всей ротовой полости.

· Громкость. Слишком тихая речь раздражает, потому что приходится тратить дополнительные усилия на то, чтобы расслышать. Слишком громкая раздражает тоже. Уловить норму – задача оратора.

· Дикция, т.е. четкость произнесения звуков. Часто люди ленятся, говорят с почти неподвижным языком, губами. Что получается? Во-первых, страдает имидж такого оратора (люди думают: «Он ради нас не хочет даже языком как следует шевелить, не уважает значит!»), во-вторых, воспринимать такую речи трудно, слушатели отключаются, следовательно, цель её достигнута не будет.

· Скорость. Слишком быструю речь слушать трудно, т.к. мозг воспринимает информацию порциями, и нужно время, чтобы уложить эти порции в голове и связать с уже имеющейся там информацией. Слишком медленная речь раздражает тоже, так как забывается начало, пока оратор доберется до конца.

· Интонация - это движение тона голоса во время говорения. Часто не слыша или не понимая смысла слов, мы вполне понимаем смысл речи по интонации. Если речь монотонна, т.е. движения тона нет или почти нет, она воспринимается плохо, оценивается как безэмоциональная, как речь робота. Слишком много интонаций в публичной речи тоже не очень хорошо: иронию, ехидство и т.п. понимают не все, не все знают и те факты, на которых эти интонации могут основываться, следовательно, в целях доходчивости лучше от них отказаться.

· Пауза. Кроме логических пауз (Казнить нельзя помиловать), выделяют паузы раздумья, которые так и хочется заполнить словами-паразитами (лучше откровенно признаться, что в это время вы думаете, подбираете слова, сказав, например,: лучше сказать, нет, пожалуй, даже, не знаю, как и назвать это,  вернее,  ) и паузы физиологические (вдохнуть, слюну проглотить) Ими надо управлять, чтобы не мешали восприятию смысла.

 

3. Увлекательность связана как с языком, так и с психологией.

1). Языковой аспект увлекательности связан с такими качествами хорошей речи, как выразительность, богатство. Хорошо, если оратор использует пословицы и поговорки, метафоры (Толпа поглотила его), каламбуры (когда за одним словом слышится другое: Она совсем рерихнулась)

2). Психологический аспект увлекательности ещё называют языком внешнего вида оратора. Сюда относятся:

· внешность. Оратор по условиям игры находится в особом положении, под пристальным наблюдением публики. Выделяться ему стоит только аккуратностью одежды, прически и всех деталей,

· манеры. По условиям игры оратор должен быть авторитетом, однако люди ценят человечное отношение оратора к ним, его способность и пошутить, и продемонстрировать, что это он только играет, что всех умнее и лучше в данный момент. Следовательно, надо уметь создавать атмосферу дружескую, но деловую, держаться скромно, но с достоинством,

· поза. Лучше, если оратор выйдет из-за трибуны, подойдет к публике, будет двигаться и вдоль сцены (размышляя о чем-либо), и вперед–назад (шаг вперёд – знак, что сейчас будет сказано самое важное, шаг назад, что самое важное кончилось, можно слегка расслабиться),

·   взгляд. Не в бумажку! Не в угол! На публику, причем внимание надо уделять всем, скользя взглядом по лицам, фиксируясь на каждом,

· жесты обязательны, при этом они не должны быть механическими, заученными, должны идти «изнутри», от содержания речи, от эмоционального состояния говорящего.

4. Убедительность выступления зависит от того, удалось ли оратору установить контакт со слушателями, привлечь и удержать их внимание, ощущать обратную связь. Этому способствуют

· обращения Уважаемые слушатели! Друзья! Уважаемый председатель! Вам, конечно, известна эта работа… Обратите внимание… Понимаете,..

· диалогизация монолога

- риторическими вопросами (не требующими ответа) – В чем же преимущества этого способа? А преимущества его в том, что….

 - реальными вопросами - Правильно я говорю? Это понятно?

· вовлечение слушателей в соавторство - Если мы рассмотрим… Давайте рассмотрим…..Мы, носители русского языка, знаем ……;

·  использование наглядности (рисунков, чертежей, предметов, фото, цифр).

 

Соблюдение этих четырёх условий приведёт вас к успеху, и вы, выступая на производственном или профсоюзном собрании, произнося тост или отвечая на экзамене, сможете оказать желаемое воздействие на аудиторию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: