Сравнительная характеристика менеджмента

 

Скачкообразный к управлению произошел в 1911 г. опубликования американским Фредериком У. Тейлором книги «Принципы управления». С этого традиционно считается признания управления наукой и областью исследования Перечисленные и другие заставили ученых-управленцев осознать существование внешних по к организации сил. В целях были раз новые подходы.

К времени известны важнейших подхода, существенный вклад в теории и практики ме (рисунок 2.1):

1) с позиции выделения школ в управ

2) подход к управлению как

3) системный подход;

4) подход.

Подход с выделения различных в управлении в себя четыре рассматривается с четырех зрения. Это школы управления, админи управления, отношений и науки о а также науки или количественных методов.

 подход видит непрерывной серией управленческих (функций).

Сущность  подхода заключается в что руководители должны организацию как совокупность элементов, таких как структура, и технология, которые на достижение целей в условиях внешней среды.

 

 

Ситуационный сфокусирован на том, что дность различных управления определяется 

 

Рисунок 2.1 - управления как науки (по Мескону)

 

Рассмотрим подробнее перечисленные оды в менеджменте.

1. на основе выделения школ. Хронологически различные школы мысли можно в следующем порядке: научного управле административная школа, психологии и человече отношений и школа управления (или нная школа). Приверженцы из этих направлений пола что им удалось найти к наиболее эффективному ению целей организации. исследования и неудачные применить теоре открытия школ на доказали лишь правильность многих ответов на управления в организационных ациях. Однако их этих школ значительный вклад в ме Школы пересекаются в теории и практики. с тем самые прогрессивные организации до сих пор используют концепции и приемы, возникшие в данных школ. приемы, которые успешными в одних и в конкретное время, не успешны в других.

 научного управления – 1920 г.) связана с работами Тейлора, Френка и Гильбрет, Генри Ганта. Тейлору принадлежит о том, что управление должно быть Управление необходимо с помощью разработанных и методов. Систему и организацию труда проектировать. Им разработана структура управ организацией, согласно контролировать ход работ и давать должен не один а несколько – каждый по функции. Ф.У. показал, что каждый должен осуществлять обучение и расстановку на те места, где они могут наибольшую пользу, уста для них задания, распределять ресурсы и обеспечивать расходование, высокую производительность иков, своевре контролировать их действия и достигнутые результаты.

 школы научного полагали, что используя замеры, логику и можно усовер многие операции труда с более ктивным их выполне Им принадлежат идеи продолжительности выполнения по элементам операций на хронометражных данных и рабочего времени, организации и планирования, емые в современной практике Значительный вклад в науки управления Г. Форд системой ин труда и более организацией и управле производством. На предприятиях Г. впервые было конвейерное произ

Авторы школы управления в основном ящали свои тому, что называется производством. Они повышением эффективности на уровне, ниже еского.

Классическая или школа в управ (1920 – 1950 г.) связана с Анри Файолем, инженером, исследователем и атором. Анри иногда называют менеджмента. А. Файоль линейную или иерархическую управления организацией. На исследований процесса дства им распределены на 6 все операции, имеющие место в технические (производство, переработка); коммерческие и продажа); (изыскания капитала и им); страховые (по работников и имущества); (баланс, издержки, истика); административные. А. показал, что общая ад функция состоит из или предсказания (включая организации, распоряди согласования или координации и В современном менеджменте они почти в неизменном виде.

 классической школы являются Г. Эмердсон, М. Л. Урвик, Джеймс Д.

Приверженцы классической старались взглянуть на ор с позиции перспективы. определить общие ха и закономерности организаций. классической школы создание универсальных управления. Следование принципам несомненно едет организацию к успеху. Принципы две стороны вопроса. из комплекса принципов разработка рациональной управления организацией. категория классических касалась построения организации и управления Примером может принцип единоначалия, которому человек получать приказы от одного начальника и под только ему. также называется распорядительства» − служащему давать приказания какого-либо образа только один на

Сторонниками школы обоснована необходимость модели как важного эле управления сложными структурами, без которого не рациональное этих структур. рациональной системы представляющей бюрокра модель, определяет тип предназначенной для выполнения административных задач систематической координации ра многих индивидов. Макс Вебер, фактически и не к классической школе сформулировал многие рационального управле обосновав необходимость для обеспечения рациональ функционирования организаций. М. считал бюрократию эффективной формой сложными организационными Он полагал, что «совре рациональный предпринимательский нуждается в формальных управления, без которых воз только авантюристический капитализм, но невозможно частное предприятие».

 школа придерживалась на организацию с зрения широкой пытаясь опреде ее общие характеристики и омерности.

Школа отношений (1930 – 1950 г.). Ученых Паркер Фоллетт и Мейо называют ыми авторитетами в развитии человеческих отношений в Именно М.П. была первый, вшей менеджмент как «обеспечение работы с помощью лиц». Э. Мейо в ходе проведения что четко разработанные операции и высокая плата не всегда к повышению произ труда, как считали школы научного Силы, возникающие в взаимодействия людьми, превосходят руководителя. Нередко реагировали гораздо на давление со стороны по группе, чем на желания и материальное ирование.

Более исследования, проведенные Маслоу и другими помогли понять явления. Мотивами людей, по их мнению, не экономические силы, как сторонники и последова школы научного а различные потребности, могут быть частично и косвенно с помощью денег.

 психологической школы если руководство большую заботу о работниках, то и уровень работников должен стать. Это будет к увеличению производительности. Ре использовать приемы человеческими включающие более действия непосредственных консультации с работни и предоставление им более возможностей общения на и на досуге.

Развитие наук, таких как и социология, методов исследования второй мировой сделало изучение на рабочем месте строго на

Среди наиболее представителей поведенческого можно отметить Арджириса, Ренсиса Лай Дугласа Мак-Грегора, Герцберга. Изучались аспекты социального мотивации, характера и авторитета, организационной коммуникации в организации, изменение содержания и качества трудовой

Школа поведенческих значительно отошла от школы че отношений, сосредоточившейся на налаживания межличностных Поведенческий подход полностью весь менеджмент в годы произошло и отстаивал «единственный путь» решения проблем. Его исходное поло состояло в том, что применение науки о по будет всегда повышению эффектив работника и организации в це

Основной целью с точки зрения о поведении было эффективности организации за повышения эффективности его еских ресурсов.

 управления или количественный (1950 г. – по настоящее время) – это методов научного ис к проблемам организации. представителей этой можно выделить ученых, как У. Черчмен, Р. Л. Арноор – исследование Р. Дисинсон, Ф. Каст, Д. С. Оптнер – исследование Ч. Бернард, И. Марч – социальных систем. Эта основывается на методологии (Н. Винер), системного общей теории (Л. Берталанфи, С. Янг), и математических методах. ее заключается в следующем. постановки проблемы специалистов разрабатывает ситуации – форму пред реальности. Модель реальность или представляет ее облегчает понимание реальности.

Создав переменным задаются значения, что позволяет сравнивать каждую пере и отношения между

Ключевой характеристикой управления является словесных рассуждений и анализа моделями, олами и количественными Самый крупный к применению количественных в управлении связан с компьютеров. Влияние науки или количественного подхода в время все возрастает. Вклад школ в развитие еской мысли в табл. 2.1.

Таблица 2.1

 четырех школ в управленческой мысли

(по Мескону)

ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ
1. Использование анализа для определения лучших выполнения задачи. 2.  работников, лучше подходящих для выпол задач, и обеспечение их 3. Обеспечение работников требующими для эффективного их задач. 4. Систематическое и использование материаль стимулирования для повышения ьности. 5. Отделение и обдумывания от самой работы.
 ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ
1.  принципов управле 2. Описание функций ения. 3. Систематизированный к управлению всей ией.
ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ И ШКОЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ
1. Применение приемов межличностными отношениями для степени удовлетворенности и ительности. 2. Применение о человеческом поведении к ению и формированию организации образом, чтобы работник мог быть использован в соответствии с его нциалом.
ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ
1. Углубление сложных управленческих про благодаря разработке и моделей. 2. Развитие методов в помощь елям, принимающим в сложных ситуациях.

 

2. Процессный к менеджменту предложен при школы административного которые описывали менеджмента, прежде Анри Файолем. они рассматривали функции как независимые друг от друга. подход рассматривает управления взаимо

Управление представляется Работа по дости целей с помощью – это серия непрерывных действий. Действия, из которых само по себе процессом, очень для успеха органи называют управленческими Управленческая в отдельности представляет процесс потому, что из серии взаимосвязанных Процесс управления яв суммой всех

Анри Файоль, приписывается первоначальная раз этой концепции, что существует пять функций. По его словам означает предсказывать и организовывать, распоряжаться, ко и контролировать».

М.Х. полагает, что процесс состоит из функций организации, мотивации, 

Функция планирования с определением целей и того, что должны ее члены для их достижения. Для необходимо ответить на 3:

1. Где мы находимся в настоящее Анализ сильных и слабых всех функциональных организации

2. В направлении мы хотим На основе анализа внешней среды улируют более цели

3. Как мы собираемся это Что должен делать ка и организация в целом для намеченных целей.

 организации (организовывания): значит создать определенную Чтобы организация поставленных целей, преобразовать в структуру тво элементов. Важным функции организации определение того, кто выполнять конкретные в организации, в том числе и еские.

Функция: задача функции состоит в том, все члены организации свои функции в соответствии с планом. С конца 18 в. до се 20в. полагали, что возможность больше зара способствует тому, что лучше работают. в настоящее время место ориентация на и нематериальные стимулы.

 контроля. Контроль – обеспечения фактического организацией намеченных включает три аспекта: стандартов, оценка ре и сравнение этих с ожидаемыми; принятие мер в отклонения от плана.

Эти четыре функции управления общими (основными – от специфики деятель предприятия) и связующими процессами и принятия решений. (лидерство) рассматривается деятельностью.

 иной точки придерживается З. П. Румянцева и авторский подход к состава и содержания функций управления 2.2).

 

 


Таблица 2.2

 и содержание функций

З. П. Румянцева, Н.Б.  Т. Б. Шрамченко Дж. Ст. Влек, Л. В. Д. Кенинг
1. Планирование – целей, составление 1. Планирование – определение и составление планов 1. политики и планирование – миссии и курса, целей и планов
2. ание – проектирование структуры, ресурсов, полномо ответственности. 2. – проектирование структуры, еделение ресурсов, порядка 2. Организовывание – структуры, распре целей и задач, и ответственности
3. ание – взаимная увязка людей и подразде 3. Лидерство – как своевременное пред о распорядительстве 3. и распоряжения - мотивирование ющих, руководство и ание/распорядительство
4. Мотивирование – работающих путем их потребностей 4. Мониторинг и - регулирование установление норм, достигнутого, внесение ктив 4. Контроль, внесение
5. Контроль - сопоставление ре с планами, оценка и ение корректив    

 


3. Системный к менеджменту. Сформировался в ХХ столетия. Согласно подходу все организации системами. Поскольку выступают компонентами (социальные компонен наряду с техникой, используется для выполнения системы называются социотехнологическими.

 организаций, составляющие управленче деятельности, не функционально один из другого, что основой процессного к менеджменту, а все между собой, и оказывают непосредственное и опо воздействие. Изменения в из элементов организации изменения других и в целом ации.

Все организации открытыми системами, выживание любой зависит от внешней окружающего мира.

Впервые организацию социальной американский исследователь Бернард. Ч. Бернард овал следующие основные менеджмента: определение организации, поддержание между ее элементами и ение эффективного функционирования Ч. Бернард предложил социальной ответственности согласно которой отдельных организационных и принимаемые в них решения имеют идущие социальные внутри организации и в среде. Менеджмент учитывать их в перспективной дея организации.

Представителем подхода является Друкер – выдающийся современный в области менедж П. Друкер продолжил А. Файоля по созданию це концепции управления и роли профес менеджера в организации. теоретическим  П. Друкера выступает в соответствии с которой во менеджмента ставятся организации. По П. Друкера только выработки целей можно определять ее систему и методы твия элементов процесса Со времен А. Файоля были функции и про

В рамках системного наиболее значимой концепция «7 – S», разработанная Э. Р. Паскалем, Т. Питерсом, Р. «7 – S» – это семь взаимосвязанных названия которых в языке начинаются с S, в том числе стратегия, система управ персонал, квалифи сотрудников, организационные Поэтому, как считают поддержание баланса и между перечислен переменными составляет задачу современного ме

Подходы, развиваемые школами, не рассматри внешнюю, окружающую организации в качестве переменной в менеджменте.

4. подход к менеджменту 60-х годов ХХ по настоящее время). В условиях внутренняя и среда организации резким изменениям. Воз набор обстоятельств, сильно влияют на в данное конкретное Набор возникших называется ситуацией. внимания ситуационного является ситуация.

 ситуаций не является в теории менеджмента. Еще в годы ХХ века Паркер Фоллетт «закон ситуации». Она что различные ситуации различных типов В 1948 г. Ральф Стогдилл к выводу, что именно ситуация во определяет, какие и навыки нужны руководителю.

 из основоположников ситуационного является крупный специалист в области жмента Игорь

Ситуационный подход не из того, что концепции подходов не верны. подход увязы конкретные приемы и с возникающими конкретными для того, чтобы целей органи наиболее эффективно. подход определяет, значимые переменные во внешнем окружении и организации и как они влияют на вность организа

Метод ситуаций в основу методологии ения в Гарвардской школе – самой престижной в

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: