Концептуальные основы развития физической культуры, служебно-прикладной физической подготовки и спорта

 

Одним из основополагающих документов, определяющих основные направления социально-экономического развития Российской Федерации, является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Концепция), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от        17 ноября 2008 г. № 1662-р и в которой нашли свое отражение и актуальные проблемы физической культуры и спорта.

Данной Концепцией развитие физической культуры и спорта  определено как одно из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации.

Концепция подчеркивает, что в развитии общества, его духовного и        физического здоровья значительную роль играют физическая культура и спорт.

Стратегическая цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта  -  создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентной способности российского спорта.

Реализация этой цели будет осуществляться по следующим направлениям:

первое направление - развитие системы массовой физической культуры и спорта, физического воспитания, в том числе:

- развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в           образовательных учреждениях и по месту жительства, расширение            количества спортивных сооружений;

- развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, создание детских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей и взрослых;

- осуществление комплекса мер по материально-техническому          оснащению и кадровому обеспечению сферы физической культуры и спорта, создание информационного банка и реестра спортивных объектов, в том     числе физкультурно-спортивных сооружений;

- разработка и введение новой системы оплаты труда в сфере            физической культуры и спорта;

- нормативно-правовое обеспечение предоставления услуг в сфере          физической культуры и спорта за счет бюджетных средств                          негосударственными организациями;

- реализация информационной политики в целях повышения интереса граждан к занятиям физической культурой и спортом;

- развитие системы проведения массовых физкультурных и спортивных соревнований;

второе направление  -  повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене, в том числе:

- модернизация системы подготовки спортивного резерва,               научно-педагогических кадров в сфере спорта высоких достижений,          формирование системы непрерывной подготовки тренерско-преподавательского состава;

- развитие инфраструктуры спортивных центров по различным видам спорта, в том числе баз олимпийской подготовки;

- обеспечение разработки и внедрения новых эффективных               физкультурно-спортивных технологий, модернизация системы                    научно-методического и медико-биологического обеспечения сборных    команд страны;

- обновление структуры сети образовательных учреждений в            соответствии с задачами инновационного развития;

- совершенствование системы отбора талантливых спортсменов и         стимулирования тренерско-преподавательского состава;

- формирование механизмов обеспечения социальных гарантий             выдающимся российским спортсменам.

Важными этапами в развитии физической культуры и спорта в стране станет проведение в г. Сочи XXII Олимпийских зимних игр и                   XI Паралимпийских зимних игр 2014 года, а также проведение в г. Казани Универсиады 2013 года.

Установлены следующие целевые ориентиры развития физической культуры и спорта:

- подготовка нормативно-правовой базы в части обеспечения            государственных стандартов, регламентов, финансовых нормативов;

- увеличение за 2007 - 2015 годы доли граждан, систематически         занимающихся физической культурой и спортом, в том числе учащихся,   с 14,8 % до 30 %;

- увеличение уровня обеспеченности населения спортивными             сооружениями исходя из их пропускной способности: в 2007 году -            на 21,7 %, в 2012 году - на 26 %, в 2020 году - на 48 %;

- увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных   спортивных учреждениях, в общем количестве занимающихся физической культурой и спортом: в 2007 году - на 15,9 %, в 2012 году - на 19,8 %, в 2020 году - на 50 %;

- увеличение в 2015 году количества физкультурно-спортивных          организаций и физкультурно-спортивных сооружений для занятий              физической культурой и спортом, прошедших добровольную сертификацию, на 30 объектов (на 100 тыс. жителей).

Основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта были конкретизированы в Стратегии развития             физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до       2020 года (далее – Стратегия), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р.

 Целью государственной политики Российской Федерации в сфере       физической культуры и спорта является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни,                    систематически заниматься физической культурой и спортом, получить       доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить               конкурентоспособность российского спорта.

К числу основных задач, требующих решения для достижения             поставленной цели, относятся:

1) создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения;

2) разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;

3) модернизация системы физического воспитания различных           категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования;

4) совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной       защиты спортсменов и тренеров;

5) развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения   физкультурно-спортивной деятельности;

6) развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной      деятельности;

7) создание системы обеспечения общественной безопасности на       объектах спорта и организации работы с болельщиками и их                    объединениями.

Как отмечено выше, одним из направлений национальной стратегии России является здоровье нации. Достижение задач физического и                  духовного оздоровления населения невозможно без соответствующего           развития физической культуры и спорта.

Важнейшим условием решения проблем, связанных с формированием здорового образа жизни, является поднятие престижа занятий спортом, а также формирование сферы досуга, которая не только будет способствовать ведению здорового образа жизни, но и станет доступной и привлекательной для современной молодежи, станет сферой, предоставляющей широкие        возможности для самореализации.

Реализация Стратегии позволит привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом и приобщить к здоровому образу жизни большинство населения страны, что, в конечном счете, положительно          скажется на улучшении качества жизни граждан Российской Федерации.

Существенно повысится конкурентоспособность российского спорта на международной спортивной арене, что позволит российским спортсменам стабильно побеждать на крупнейших международных спортивных              соревнованиях, в том числе успешно выступать на играх Олимпиад и               Олимпийских зимних играх. Эти успехи планируется достичь путем создания эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса и                     спортивного резерва с использованием новейших научных достижений.

Важнейшими элементами Стратегии, во многом определяющими            развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на             долгосрочную перспективу, станут обеспечение инновационного характера создания и развития инфраструктуры отрасли, совершенствование             финансового, кадрового и пропагандистского обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.

Реализация Стратегии предусматривает продление до 2020 года           действия федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы» и ее подпрограммы «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы».

Конечной целью всех этих преобразований является вклад физической культуры и спорта в развитие человеческого потенциала России, в                сохранение и укрепление здоровья граждан, воспитание подрастающего              поколения.

Министерство спорта Российской Федерации является ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации № 13 «Развитие физической культуры и спорта».

Кроме того, Министерство спорта Российской Федерации является участником государственных программ «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года», «Социально-экономическое  развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», «Развитие Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года», «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России» и «Доступная среда на 2011-2015 годы», «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы», «Развитие образования» на 2013-2020 годы, «Социальная поддержка граждан».

Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта»               разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской              Федерации от 11 ноября 2010 года № 1950-р.

Приоритетным направлениям реализации государственной                 программы № 13 «Развитие физической культуры и спорта»                           (далее – Программа) являются:

- развитие физической культуры и массового спорта;

-  развитие спорта высших достижений и системы подготовки             спортивного резерва;

-  подготовка и проведение Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года в Российской              Федерации;

- повышение эффективности управления, развития отрасли физической культуры и спорта.

В рамках направления «Развитие физической культуры и массового спорта» предстоит обеспечить:

- совершенствование соответствующей нормативной правовой базы;

- совершенствование системы физического воспитания различных          категорий и групп населения, в том числе в образовательных            учреждениях;

- развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том   числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и                   инвалидов;

- реализацию комплекса мер по развитию студенческого спорта на       базе образовательных учреждений среднего и высшего                    профессионального образования;

- повышение эффективности пропаганды физической культуры и спорта, включая меры по популяризации нравственных ценностей спорта и олимпизма в средствах массовой информации.

В рамках направления "Развитие спорта высших достижений и             системы подготовки спортивного резерва" предстоит обеспечить:

- совершенствование соответствующей нормативной правовой базы;

- совершенствование системы подготовки спортсменов высокого класса;

- создание условий, направленных на увеличение числа                                перспективных спортсменов, способных претендовать на завоевание золотых медалей и войти в тройку призеров на XXVII Всемирной летней универсиаде 2013 года в г. Казани, на XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх 2014 года в г. Сочи, на Играх XXXI Олимпиады и XV Паралимпийских играх 2016 года в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия), XXIII Олимпийских зимних играх и XII Параолимпийских зимних играх в г. Пченчхане (Республика Корея);

- совершенствование системы отбора и подготовки спортивного         резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, преимущественно по олимпийским, паралимпийским и              сурдлимпийским видам спорта;

- оптимизация системы антидопингового и медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва;

- создание условий и проведение на высоком организационном уровне XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани; XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи (выполнено);

- организация и проведение на высоком уровне тестовых мероприятий на олимпийских объектах г. Сочи в 2013 году и общественно               значимых мероприятий в период организации XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи (выполнено);

- подготовка спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по зимним видам спорта для участия и успешного               выступления на XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх 2014 года в г. Сочи (выполнено);

- организация продвижения заявки г. Красноярска на право проведения XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 г., а также г. Уфы на право проведения 11-х Всемирных игр 2021 года;

- совершенствование организации обеспечения общественной                    безопасности и охраны правопорядка при проведении официальных спортивных соревнований.

В рамках направления "Подготовка и проведение Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года в                 Российской Федерации" предстоит обеспечить:

- реализацию правительственных гарантий, данных ФИФА;

- координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской                Федерации и организаций для обеспечения проведения в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года;

- создание спортивной инфраструктуры для проведения Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года в Российской Федерации, соответствующей требованиям ФИФА;

- реализацию комплекса мероприятий по подготовке и проведению Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка                         Конфедераций ФИФА 2017 года в Российской Федерации;

- эффективное использование в постсоревновательный период                     спортивных объектов Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года.

В рамках направления "Повышение эффективности управления                   развитием отрасли физической культуры и спорта" предстоит обеспечить:

- повышение качества оказания государственных услуг и исполнения государственных функций в установленной сфере деятельности;

- обеспечение эффективного и качественного управления                     государственными финансами и использования государственного имущества;

- улучшение кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта, включая разработку мер по кадровому обеспечению                     физкультурно-спортивной работы среди лиц с ограниченными            возможностями здоровья и инвалидов;

- совершенствование кадрового обеспечения физкультурной и              массовой спортивной работы на предприятиях и в учреждениях, по месту жительства населения;

- совершенствование системы подготовки тренерских кадров и других специалистов для отрасли физической культуры и спорта;

- совершенствование системы оплаты труда работников учреждений, оказывающих услуги в сфере физической культуры и спорта, и мер социальной поддержки;

- реализация комплекса мер по фундаментальным научным исследованиям, направленным на развитие спорта высших достижений и           формирование условий для осуществления конкурентоспособных прикладных научных исследований и экспериментальных                разработок, направленных на развитие спорта высших достижений;

- улучшение системы аккредитации общероссийских спортивных            федераций;

- повышение эффективности научно-методического и информационно-аналитического обеспечения подготовки спортсменов высокого  класса и спортивного резерва;

- совершенствование форм взаимодействия с общественными            объединениями и организациями, осуществляющими деятельность в сфере физической культуры и спорта;

- совершенствование управления сферой физической культуры и      спорта на региональном и муниципальном уровнях;

- укрепление международных спортивных связей, включая развитие сотрудничества с международными спортивными организациями, объединяющими граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Целью Программы является создание условий, обеспечивающих           возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, повышение конкурентоспособности российского спорта на              международной спортивной арене, а также успешное проведение в                 Российской Федерации крупнейших международных спортивных                       соревнований.

Задачи Программы:

- повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового уровня жизни;

- обеспечение успешного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях и                совершенствование системы подготовки спортивного резерва;

- развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том         числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и                       инвалидов;

- проведение на высоком организационном уровне крупнейших             международных спортивных мероприятий, в том числе XXVII            Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, XXII              Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, а также Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года в Российской Федерации;

-    обеспечение эффективного использования в постсоревновательный    период спортивных объектов XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.

Решение указанных целей и задач обеспечивается через систему          мероприятий, предусмотренных в следующих подпрограммах:

подпрограмма 1 «Развитие физической культуры и массового спорта»;

подпрограмма 2 «Развитие спорта высших достижений и системы          подготовки спортивного резерва»;

подпрограмма 3 «Подготовка и проведение Чемпионата мира по           футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года в            Российской Федерации»;

подпрограмма 4 «Управление развитием отрасли физической культуры и спорта».

В структуру Программы включены мероприятия, предусмотренные в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», а также предполагается выполнение мероприятий проекта федеральной целевой программы             «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на             2016-2020 годы», разработка которой предусмотрена Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года № 1101-р.

Основным ожидаемым конечным результатом реализации Программы является устойчивое развитие физической культуры и спорта, что                      характеризуется ростом количественных показателей и качественной            оценкой изменений, происходящих в сфере физической культуры и спорта.

Реализация Программы также позволит привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом и приобщить к здоровому образу жизни широкие массы населения, что окажет положительное влияние на улучшение качества жизни граждан Российской Федерации.

Для оценки хода реализации Программы и характеристики состояния установленной сферы деятельности предусмотрена система целевых                показателей (индикаторов), как для Программы в целом, так и для                     подпрограмм и федеральной целевой программы. Сведения о показателях (индикаторах) Программы, подпрограмм и федеральной целевой программы, отчетные и прогнозные их значения по годам реализации приведены в            Приложении 1 к Программе.

Следует отметить, что ряд мероприятий Программы окажет косвенное влияние на достижение ожидаемых результатов при реализации                 государственных программ Российской Федерации: «Доступная среда на 2011 – 2015 годы», «Развитие образования 2013-2020 годы»,                          «Социально-экономическое развитие Калининградской области на период до 2020 года», «Развитие Северо-Кавказского федерального округа до 2025           года», «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и                        Байкальского региона на период до 2025 года» «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России», «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы», «Социальная поддержка граждан».

Наиболее значимыми итогами законопроектной деятельности              Министерство спорта России являются:

- принятие Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 16-ФЗ                    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленного на установление единых требований к                подготовке спортсменов на основе федеральных стандартов спортивной подготовки на всей территории Российской Федерации;

- принятие Федерального закона от 28 июля 2012 года № 136-ФЗ                «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и             статью 16 Федерального закона «О физической культуре и спорте в          Российской Федерации», направленного на правое регулирование              взаимоотношений между спортсменом, тренером и работодателем;

- принятие Федерального закона от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ             «О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленного на  реализацию правительственных деклараций и государственных гарантий, данных Российской Федерацией Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА), и регулирование отношений, возникающих в связи с подготовкой и проведением Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года в Российской Федерации;

- принятие Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 192-ФЗ           «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований», целью которого является предотвращение насилия и хулиганского поведения зрителей на спортивных соревнованиях;

- участие в разработке ряда проектов федеральных законов о внесении                изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в              Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации, принятые в 1913 – 1915 годах.

В рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010г. № 83-ФЗ         «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных                             (муниципальных) учреждений» изменена организационно-правовая форма подведомственных Министерству спорта России учреждений. Также              осуществлен переход от сметного финансирования подведомственных      учреждений к предоставлению им субсидий на финансовое обеспечение        государственного задания в соответствии с утвержденным ведомственным перечнем государственных услуг (работ), а также субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного           задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).

Принятые меры позволили в большей степени адаптировать механизм финансирования физической культуры и спорта к потребностям сферы и учитывать динамику, происходящих в ней изменений.

Во всех субъектах Российской Федерации приняты и (или) приведены в соответствие со Стратегией развития физической культуры и спорта в          Российской Федерации на период до 2020 года региональные программы развития физической культуры и спорта.

Между Министерством спорта Российской Федерации  и 52 субъектами России заключены соглашения о сотрудничестве и                 взаимодействии. Предметом соглашений являются вопросы развития            массового спорта, спорта высших достижений, системы подготовки                 спортивного резерва и спортивной инфраструктуры.

В целях привлечения граждан к систематическим занятиям физической культурой и спортом проведена масштабная работа по обновлению               спортивной инфраструктуры и повышению показателей ее доступности для различных групп и категорий населения.

По информации Министерства спорта Российской Федерации от 21 мая 2015 г. в 2014 году обеспечено достижение всех основных показателей сферы физической культуры и спорта, установленных государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г.      № 302, (далее - государственная программа): 

- увеличение доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 29,0% (план – 29%);
  - увеличение обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта до 29,0% (план – 29%);

- увеличение доли учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 65,1% (план – 57%);
  - увеличение доли профессиональных образовательных организаций высшего образования, имеющих студенческие спортивные клубы, в общем количестве данных образовательных организаций до 30,8% (план – 30%);
- увеличение доли российских спортсменов, вошедших в восьмерку лучших спортсменов на чемпионатах мира и Европы в спортивных дисциплинах, включенных в программу Игр XXXI Олимпиады, в общем количестве российских спортсменов, принимающих участие в чемпионатах мира и Европы до 39,3% (план – 36%). 

Достижение данных показателей обеспечено путем реализации мероприятий государственной программы, включающих меры по совершенствованию нормативной правовой базы, развитию физической культуры и массового спорта, системы подготовки спортивного резерва, материально-технической базы, проведению спортивных мероприятий.

В 2014 году Минспортом России обеспечена системная работа по совершенствованию нормативно-правового обеспечения развития сферы физической культуры и спорта. Принято 5 поправок к Федеральному закону от «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», 81 нормативный правовой акт Минспота России прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» обеспечена разработка и принятие 24 нормативных правовых актов, направленных на реализацию мероприятий по поэтапному внедрению Комплекса на федеральном, региональном и местном уровнях.

В рамках реализации Федерального конституционного закона
от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» приказом Минспорта России от 14 октября 2014 № 840 утвержден Перечень спортивных званий, спортивных разрядов, квалификационных категорий спортивных судей, присвоенных в соответствии с законодательством Украины и приравненных к установленным в Российской Федерации спортивным званиям, спортивным разрядам, квалификационным категориям спортивных судей».

Издан  приказ Минспорта России от 31 марта 2014 г. № 176 «Об утверждении плана действий по социально-экономическому развитию Республики Крым и города федерального значения Севастополь в сфере физической культуры и спорта на период до 1 января 2015 г.».

  Массовый спорт и спортивная инфраструктура.  В рамках работы по направлению «Массовый спорт» в 2014 году из федерального бюджета выделены средства в объеме 5000157,4 тыс. рублей. Указанные средства распределены между 53 субъектами Российской Федерации.
Также в целях вовлечения различных категорий и групп населения в систематические занятия физической культурой и спортом ежегодно расширяется перечень спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (далее – ЕКП). В рамках ЕКП 2014 года проведено более 11 тыс. мероприятий, включая 259 физкультурных (2010 год – 9 тыс. мероприятий, включая 195 физкультурных).

В 2014 году проведено 171 мероприятие для детей и учащейся молодежи, 63 – для лиц средних и старших возрастных групп, 25 – для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (2010 год – 145 мероприятий для детей и учащихся, 37 – для взрослого населения, 13 – для инвалидов). Физкультурные мероприятия в рамках ЕКП 2014 года проведены по 70 видам спорта (2010 год – 35 видов спорта).

Среди комплексных многоэтапных физкультурных мероприятий ЕКП необходимо указать на проводимые с 2010 года Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские состязания» и Всероссийские спортивные игры школьников «Президентские спортивные игры». Они предусматривают тестирование уровня физической подготовленности учащихся и проведение соревнований по отдельным видам спорта между сборными общеобразовательных учреждений. 

В рамках «Президентских состязаний» в 2014 году участвовали более 9,6 млн человек из 83 субъектов Российской Федерации (147 тысяч классов-команд).

В «Президентских спортивных играх» в 2014 году участвовали 5,5 млн человек из 83 субъектов Российской Федерации (2011 год – 2,4 млн человек). Соревнования были проведены в 34,7 тыс. общеобразовательных организаций (77% их общего количества).

Помимо комплексных многоэтапных спортивных соревнований широкое распространение получили спортивные фестивали, проводимые, в том числе, по национальным и неолимпийским видам спорта (ЕКП 2014 года предусматривало проведение 28 спортивных фестивалей), а также всероссийские масс-старты: «Лыжня России», «Кросс наций».
В общей сложности, по экспертным оценкам, существующая система потенциально позволяет привлечь к соревновательной деятельности свыше 80 млн граждан (около 56% общей численности населения Российской Федерации).

Для массового привлечения к соревновательной деятельности граждан с 2002 года возрождено спартакиадное движение (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2002 г. № 554-р «О проведении Спартакиады народов России»). По состоянию на 2015 год  в ЕКП включено около 20 спартакиад.

В целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом предусмотрено создание в образовательных организациях студенческих и школьных спортивных клубов.

Доля образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, имеющих студенческие спортивные клубы, в общем количестве аккредитованных государственных образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования по итогам 2014 года составила 30,8%.

Развитию студенческого спорта способствует создание общероссийскими спортивными федерациями студенческих лиг по различным видам спорта. В настоящее время создана 21 студенческая лига.
Физкультурно-оздоровительную работу с инвалидами осуществляют 11,5 тыс. учреждений во всех субъектах Российской Федерации, 47,7 тыс. объектов спорта (18,2% общего количества) адаптированы для инвалидов (2010 г. - 12,7%). Дополнительные учреждения спортивной направленности по развитию адаптивной физической культуры открыты в 47 субъектах Российской Федерации, до конца 2015 года планируется открыть указанные учреждения еще в 53 регионах. По сравнению с 2008 г. объем финансирования спортивных соревнований с участием спортсменов-инвалидов увеличился со 177 млн. рублей до 400 млн. рублей.

Военно-прикладными и служебно-прикладными видами спорта (16 видов) в 2014 году занимались 61 тыс. человек. Национальными видами спорта занимается свыше 100 тыс. человек (2012 г. - 91,2 тыс. человек).
По направлению «Совершенствование спортивной инфраструктуры и материально-технической базы для занятий физической культурой и массовым спортом» выполнено следующее.

В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2013 года № 404п–П13, предусмотрено повышение уровня обеспеченности спортивными сооружениями к 2018 году не менее чем в 1,5 раза.

По состоянию на 31 декабря 2014 года в Российской Федерации функционируют порядка 269 тыс. объектов спорта (2013 год – 264,9 тыс. объектов спорта).

В настоящее время в целом по Российской Федерации обеспеченность населения плавательными бассейнами составляет 11% нормативной потребности, плоскостными спортсооружениями – 32%, спортивными залами – 65%.

В рамках адресного (пообъектного) распределения субсидий по объектам капитального строительства обеспечено софинансирование в 108 объектов спорта.

Спорт высших достижений и подготовка спортивного резерва. В рамках работы по направлению «Спорт высших достижений» в 2014 году из федерального бюджета выделены средства в объеме 4 874 970,5 тыс. рублей, проводилось финансирование 15 объектов федеральной собственности, из них 5 объектов было введено в эксплуатацию в 2014 году.
В настоящее время в Российской Федерации развивается 1082 базовых вида спорта (2011 год – 697).

В системе подготовки спортивного резерва в 2014 году участвовало: 137 центров спортивной подготовки (ЦСП), 56 училищ олимпийского резерва (УОР), 1047 специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮСШОР), 3782 детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ).

В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года              № 412-ФЗ осуществляется внедрение федеральных стандартов спортивной подготовки, обеспечивающих единые требования к спортивной подготовке на территории страны. По состоянию на 31 декабря 2014 г. 70 стандартов (100% запланированного количества).

В целях формирования и апробации новых подходов к организации подготовки спортивного резерва, внедрения федеральных стандартов спортивной подготовки, созданы экспериментальные площадки в 12 субъектах Российской Федерации.

Действующая система подготовки кадров ежегодно обеспечивает подготовку свыше 11 тыс. специалистов для сферы физической культуры и спорта.

Научно-методическое сопровождение подготовки спортсменов сборных команд России осуществляется 40 комплексными научными группами по летним видам спорта, 15 комплексными научными группами по паралимпийским видам спорта и 1 – по сурлимпийскому виду спорта, также Аналитического центра ФГБУ «ЦСП» в зимних олимпийских и паралимпийских видах спорта.

В 2014 году проведено 87 научно-практических мероприятий, по итогам которых подготовлены и внедрены научно-методические и информационно-аналитические материалы по подготовке спортсменов высокого класса, что привело к оперативному доведению информации до специалистов, тренеров и спортсменов высокого класса о новых разработках, методиках, технологиях и иных аспектах подготовки спортсменов высокого класса и их использованию в тренировочном процессе.

В 2014 году выполнено 100% заявок спортивных сборных команд Российской Федерации по закреплению за ними медицинского персонала, что позволило обеспечить все олимпийские виды спорта необходимым медицинским и медико-биологическим сопровождением.

В прошедшем году проведено 13 269 углубленных медицинских обследований спортсменов (УМО) (2008 год - 2 546 УМО).
Помимо этого, обеспечен 100% охват спортсменов процедурой антидопингового контроля, доля выявленных случаев нарушения антидопинговых правил составляет менее 0,57 %.

Успешно функционирует государственная система аккредитации спортивных федераций по видам спорта. На 31 декабря 2014 г. в реестр аккредитованных спортивных федераций включено более 2,8 тыс. общероссийских и региональных спортивных федераций.
Согласно данным Всероссийского реестра видов спорта в Российской Федерации признано 166 видов спорта, включая 51 олимпийский вид спорта.
В прошедшем году обеспечено участие спортивных сборных команд Российской Федерации в 2950 международных спортивных соревнованиях по летним, зимним и неолимпийским видам спорта (2008 год – 2080 международных спортивных мероприятий).

 Реализация Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (далее ФЦП 2006-2015). В 2014 году общий объем финансирования строительства объектов ФЦП 2006-2015 за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, по данным готовой отчетности, составил 71% от плановых значений, предусмотренных Соглашениями о предоставлении субсидий, при этом удельный объем финансирования строительства объектов массового спорта за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в 2014 году вырос по отношению к уровню 2013 года на 10,8%.

Одновременно в 2014 году контрольными действиями Минспорта России обеспечен ввод в эксплуатацию 67 объектов, профинансированных из федерального бюджета в рамках ФЦП 2006-2015 в предыдущие годы.
Субъекты Российской Федерации гарантируют завершение строительства объектов, ввод в эксплуатацию которых не осуществлен в сроки, определенные Соглашениями, без привлечения средств федерального бюджета.

Завершение строительства и ввод в эксплуатацию объектов, включенных в проект перечня строек, подлежащих софинансированию из федерального бюджета в 2015 году, позволит выполнить запланированные показатели результативности ФЦП 2006-2015.

Достигнутые в 2014 году результаты способствуют решению заявленных задач программы, в частности, развитию инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных организациях и по месту жительства, развитию материально-технической базы спорта высших достижений, в том числе для подготовки олимпийского резерва. В свою очередь, решение указанных задач способствует достижению поставленной цели программы: «создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Наиболее значимые итоги работы в сфере физической культуры и спорта. Главным итогом 2014 года является завоевание российскими спортсменами первого общекомандного места на XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх  2014 года  в г. Сочи (далее - Игры-2014).

На Играх-2014 российские спортсмены завоевали 33 медали (13 золотых, 11 серебряных, 9 бронзовых), заняв первое общекомандное место (на XX Олимпийских зимних играх в г. Турине – 5 место, на XXI Олимпийских зимних играх в г. Ванкувере – 6 место).

В 2014 году на высоком организационном уровне в 100%-ном соответствии с требованиями международных спортивных организаций-правообладателей обеспечены подготовка и проведение на территории Российской Федерации крупнейших международных соревнований, в том числе Игр-2014, чемпионата мира по фехтованию в г. Казани, чемпионата мира по гребле на байдарке и каноэ в г. Москве, чемпионата мира по дзюдо в г. Челябинске, этапа «Формулы-1» - 2014 Гран-при России в г. Сочи.

Помимо Игр-2014 в прошлом 2014 году российские спортсмены приняли участие в 5 чемпионатах мира и 6 чемпионатах Европы по зимним видам спорта.

В 2014 году также состоялись чемпионаты мира по 28 из 38 летних олимпийских видов спорта. Итоги чемпионатов мира 2014 года по летним видам спорта по количеству завоеванных медалей в олимпийских видах программы следующие. Сборная команда России стала пятой, завоевав 13 золотых, 11 серебряных и 24 бронзовых наград (всего 48).
Обеспечено успешное проведение (100%) физкультурных и спортивных мероприятий, включенных в ЕКП.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от   8 апреля 2014 г. № Пр-750 по итогам Совета, утверждена Программа подготовки спортсменов к XXIII Олимпийским зимним играм и XII Паралимпийским зимним играм 2018 года в г. Пхенчхане (Республика Корея).
  Успешно реализован Указ Президента Российской Федерации
«О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО), а также обеспечена реализация Указа Президента Российской Федерации от 4 января 2014 г. № 16 «О подготовке к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады» (далее – Универсиада-2019).
Протоколом заседания Организационного комитета по подготовке и проведению Универсиады-2019 от 22 июля 2014 г. № 1пр Минспортом России утверждены План основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением Универсиады-2019; Перечень объектов капитального строительства, необходимых для подготовки и проведения Универсиады-2019, финансовое обеспечение которых может осуществляться за счет средств федерального бюджета.

На 31 декабря 2014 г.  реализовано 7 пунктов Плана (100% исполнение мероприятий, запланированных на 2014 год).

Реализовано распоряжение Президента Российской Федерации от            6 августа 2014 года № 257-рп в части подготовки и проведения Международного спортивного форума «Россия – спортивная держава» (далее – Форум) (9-11 октября 2014 года г. Чебоксары (Чувашская Республика).
В рамках подготовки к проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года осуществляется реализация Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.

Реализованы в 100%-м объеме пункты плана мероприятий по реализации Федерального закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установленные на 2014 год (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.07.2013              № 1333-р).

Вместе с тем Министерство спорта Российской Федерации обращает внимание на нерешенные задачи в сфере физической культуры и спорта. Анализ зарубежного опыта показывает, что достижение высоких показателей (от 40%) численности граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, непосредственно зависит от степени вовлеченности лиц среднего и пожилого возраста. В Российской Федерации спортивные соревнования среди указанных групп граждан проводят около половины регионов. На сегодняшний день данное направление находится на «периферии» внимания как органов управления физической культурой и спортом, так и общественных физкультурно-спортивных организаций.

Проблемными при этом остаются вопросы недостаточной привлеченности средней и старших возрастных групп населения в занятиях физической культурой и спортом (доля систематически занимающихся среди экономически активного населения составляет 12,1% общей численности, среди пенсионеров – 4% общей численности) и системного отставания по уровню спортивного мастерства российских спортсменов в отдельных летних и зимних видах спорта, включая медалеемкие.

В структурах бюджетов учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва, на обеспечение участия в спортивных соревнованиях направляется не более 2,5% общих затрат. Доля расходов на заработную плату и иные обеспечивающие статьи составляет до 90%.

Таким образом, из 3,1 млн занимающихся на этапах спортивной подготовки в спортивных школах страны в спортивных соревнованиях, проводимых в рамках соответствующих спартакиад, участвуют около 30 тыс. человек (1,1% общей численности данной группы).

В каждом субъекте Российской Федерации имеются спортивные школы, ограничивающие участие спортсменов в спортивных соревнованиях муниципальным уровнем. Также отдельные субъекты Российской Федерации не проводят соревнования по базовым олимпийским и паралимпийским видам спорта.

Неоптимальные соревновательные нагрузки отражаются на качественных характеристиках контингента учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва, снижают функциональную и психологическую подготовленность российских спортсменов и общий уровень их квалификации. При этом в отдельных субъектах Российской Федерации средства бюджетов направляются на финансовое обеспечение профессиональных спортивных клубов по командным игровым видам спорта. Объем бюджетных средств, выделяемых на эти цели, превышает совокупный объем бюджетных средств на развитие массового спорта и спорта высших достижений.

Российская Федерация по-прежнему уступает странам-конкурентам в закреплении во «взрослых» составах спортивных сборных команд Российской Федерации спортсменов, успешно выступавших в юношеском и юниорском возрасте, за счет отсутствия устойчивой динамики роста спортивных результатов.

В настоящее время зимние и отдельные летние олимпийские виды спорта не обеспечены необходимым числом квалифицированных спортсменов и резервистов (требуется, чтобы не менее 50% основного состава спортивной сборной команды имели спортивное звание «Мастер спорта международного класса»), гарантирующим успешное выступление на крупнейших международных спортивных соревнований, включая Олимпийские игры, в долгосрочной перспективе.

Несмотря на интенсивное развитие инфраструктуры, значение показателя по уровню обеспеченности населения объектами спорта, исходя из их единовременной пропускной способности, составляет всего 28,6%.
Таким образом, для достижения целей государственной политики к 2020 году необходимо практически удвоить обеспеченность населения спортивными сооружениями. Данный показатель требуется увеличивать более чем на 3% ежегодно.

Основными факторами, препятствующими более интенсивному развитию доступности объектов физической культуры и спорта для всех категорий населения, являются:

преимущественная опора на федеральные организационные и финансовые ресурсы. По сложившейся практике субъекты Российской Федерации предпочитают решать задачи по развитию спортивной базы на условиях практически полного софинансирования за счет ассигнований федерального бюджета. При этом приоритетными для большинства регионов являются проекты по созданию крупных дорогостоящих объектов, что противоречит логике реализуемой инвестиционной политики в области спорта;

неравномерное развитие физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации. Анализ ряда рейтингов субъектов Российской Федерации, формируемых на основании официальных статистических данных, свидетельствует о наличии значительной дифференциации регионов России по показателям развития отрасли. Так, разница между лучшим по обеспеченности объектами спорта регионом (Калужская область – 66%) и регионом, имеющим наименьшее значение этого показателя (Республика Ингушетия – 8,8%), составляет до 7,5 раз. Аналогичную пропорцию возможно составить в отношении количества построенных объектов спорта. Кроме того, не все субъекты Российской Федерации включены в инвестиционные программы, реализуемые Минспортом России;

недостаточная обеспеченность спортивных сборных команд Российской Федерации отечественными центрами для организации тренировочного и восстановительного процесса. Согласно декларируемым целям, до конца 2015 года все олимпийские виды спорта планируется обеспечить базами спортивной подготовки.

Планы, инициативы и предложения Министерства спорта  Российской Федерации по развитию сферы физической культуры и спорта.   Первоочередными задачами считать:

успешное внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса;

совершенствование организации проведения физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства, учебы и работы граждан;

повышение эффективности использования спортивной инфраструктуры, в том числе на основе применения малобюджетных проектных решений для повышения показателей обеспеченности населения объектами спорта шаговой доступности;

обеспечение видов спорта, включенных в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, необходимыми условиями для ведения тренировочного и восстановительного процессов на территории Российской Федерации;

обеспечение эффективного управления наследием XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи и других крупнейших международных спортивных соревнований, проводимых на территории Российской Федерации;

подготовка к участию в Играх XXXI Олимпиады 2016 года XV летних паралимпийских играх 2016 года в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия);
успешное проведение XVI чемпионата мира по водным видам спорта в
г. Казани (с 24 июля по 9 августа 2015 года);

подготовки к проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года.

В 2015 году необходимо добиться достижения следующих основных показателей:

доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения – не менее 30%;

доля учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов – не менее 60%;

доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения – не менее 10%;
единовременная пропускная способность объектов спорта – не менее 30%.

 
























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: