Формирование новых знаний

Правила линейной перспективы позволяют изображать предметы в пространстве. Чтобы превратить круг в шар, прямоугольник в цилиндр, квадрат в куб, недостаточно только пририсовать ему дополнительные грани, иначе у нас получится просто пустой каркас.

О том, как изобразить предметы, чтобы они выглядели объемными, мы узнаем, посетив страну “Света и Тени”. Создать в рисунке объем не так уж сложно, как кажется. Для этого надо познакомиться с такими личностями, как принц СВЕТ и принцесса ТЕНЬ. Уж они-то точно знают, что такое ОБЪЕМ!

Небольшой островок этой страны – это геометрические тела – цилиндр, конус, параллелепипед, куб, шар. Но самым главным в этой стране является Мистер Фонарь. Когда Мистер Фонарь включает свет, страна оживает, появляется фронтальное, боковое освещение. Откуда не возьмись, появляются блики, далее следует Свет, затем … (продолжают дети).

Но Мистер Фонарь не любит стоять на месте, сделает шаг в сторону, вслед за ним меняют положение и все элементы светотени. Очень любит Мистер Фонарь контражурное освещение.

В волшебной стране все совсем не так просто, как кажется с первого взгляда! Есть у Света и Тени незаметный, но очень важный помощник – РЕФЛЕКС. О нем должен знать каждый художник! Рефлекс – это свет в тени. Господин РЕФЛЕКС - его появление на наших рисунках делает эти самые рисунки более живыми и реальными.

В стране Света и Тени есть еще одна важная особа, её зовут Падающая ТЕНЬ. Без неё нарисованный предмет будет висеть в воздухе, она положит его на землю, создаст необходимое для реальности изображаемого предмета чувство ВЕСА. Падающая Тень имеет свои особенности. Во-первых, она четко очерчена, у неё редко бывают размытые края. Однако это не означает, что можно рисовать жирную линию вокруг тени! Вторая особенность тени: она более густая и темная внутри и ближе к предмету, а ближе к внешнему своему краю она более светлая и прозрачная. Тень не бывает однородной никогда, запомните это! К тому же, теней может быть две, три и более, в случае если у нас источников света два, три, и более.

 

Для того чтобы научиться рисовать реалистично нужно знать законы света и тени:

1. Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учетом перспективных сокращений поверхностями, но и с помощью светотени.

2. Свет и тень (светотень) – очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.

3.Предметы можно освещать: сзади (контражур), спереди (фронтально), сбоку.

Светотень - это способ передачи объёма предмета с помощью теней и света.

Элементы светотени:

Блик

Свет

Полутень

Собственная тень

Рефлекс

Падающая тень

4.Освещенность предметов зависит от угла, под которым лучи света падают на объект. Если они освещают поверхность под прямым углом, то образуется самое светлое место на предмете, условно мы называем его свет.

5. Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо, так как находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.

Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов

Контражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно когда на картине изображены деревья, вода или. Однако предметы в этих условиях выглядят силуэтно и теряют свой объем.

Контрастное освещение, в основе которого лежит четкое разграничение света и тени, называется светотеневым.

6. Характер освещенности зависит и от высоты солнца над горизонтом. Если оно находится высоко над головой, почти в зените, то предметы отбрасывают короткие тени. Форма и фактура выявляются слабо.

7. Свет искусственных источников мы можем изменить по нашему желанию, а естественное освещение изменяется само, например солнце то светит ярко, то скрывается за облаками. Когда облака рассеивают солнечный свет, контраст между светом и тенью смягчается, освещенность на свету и в тенях выравнивается. Такое спокойное освещение называют свето- тональным. Оно дает возможность передать в рисунке большее количество полутонов.

 

Физкультминутка

 

5.Блиц-опрос

Освещенная поверхность предмета называется…

Всегда там, куда не попадает свет, располагается…

Отражает свет и цвет других предметов …

Она всегда там, где мало света, располагается между светом и тенью …

Лучик солнца на светлом месте предмета…

Тень, которая образуется от конкретного предмета на какой-либо поверхности (поверхности стола, стены и т.д.) называется…

 

Практическая работа

Задание:

Выполнить эскиз постановки предметов с применением правил светотени.

 

Закрепление изученного материала

Задание “Найди ошибку”.

 

Подведение итогов

 

7. Рефлексия:

сегодня я узнал...

было интересно...

было трудно...

я выполнял задания...

я понял, что...

теперь я могу...

я почувствовал, что...

урок дал мне для жизни...

мне захотелось...

 

Домашнее задание

Согнуть полоску в произвольной форме, чтобы были ребра и цилиндрическая поверхность. Сделать зарисовки того, как распределяется светотень на полученной полоске картона

Творческое задание:

Желающие могут написать мини-сочинение “Приключение в стране Света и Тени”

 

Самоанализ:

25. Удалось ли достичь цели урока?:

Образовательные, воспитательные и развивающие цели урока достигнуты.

26. Какой этап урока считается главным?

Этап практической работы считается главным, т.к. выполнение поставленных целей осуществляется именно на нем.

27. Как другие этапы урока "работают" на главный этап?

Организационный этап, этап формирования темы и цели урока, а так же, этап освоения нового материала, создают мотивацию к работе.

28. Рациональность использованного времени: получилось ли уложиться в срок? Если нет, то в чем возникло затруднение?

Время использовалось рационально.

29. Какие дидактические материалы, ИКТ выбраны для данного урока?

ИКТ с визуальной и аудио информацией (презентация, музыкальные фрагменты).

30. Формирование УУД:

1) Личностные (ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; знать терминологию; получение детьми представлений о декоративном искусстве)

2) Познавательные (отличать новое от уже известного с помощью учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.)

3) Коммуникативные (уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). Осуществление взаимной помощи. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.)

7) Регулятивные (проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.)

8) Знаково-символические.

31. Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных умений.

32. Результативность урока: Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач.

 

Класс: 4.

Раздел: тематическое рисование

Тема:иллюстрирование русской народной сказки «Морозко»

Вид урока: рисование по теме

Автор конспекта: Меньшикова Ирина Александровна

Цель: Знакомство учащихся с видом книжной графики – иллюстрацией. Развивать образное мышление. Создание иллюстрации к русской народной сказке «Морозко», с определением композиции, пространственного расположения основной сюжетной группы в тематическом рисунке.

Задачи:

1. Учить детей выбирать главное в сюжете и сочетать композицию по мотивам текста сказки.

2. Развивать зрительное представление учащихся о взаимоотношении действующих лиц и предметов при передаче пространства на плоскости листа.

3. Учить детей правильно располагать рисунок на листе.

4. Прививать им навыки цветового решения композиции с помощью гуашевых красок.

Личностные: воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживать настроениям героев сказки, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

Коммуникативные УУД: способствовать развитию монологической речи, делать выводы.

Познавательные УУД: Развивать познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала.

формировать умение выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты;

развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка;

Предметные:

Способствовать расширению кругозора учащихся посредством обобщения знаний, полученных в процессе изучения нового материала;

Метапредметные:

адекватно воспринимать словесную оценку учителя.

Создание условий для формирования умений и навыков работы на уроке.

Основные понятия: иллюстратор, народные сказки.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Оборудование для учителя: репродукции с картин художников, и иллюстрации из детских книг, выставка книг (зрительный ряд), таблицы с поэтапным изображением гусей, девочки, мальчика.

Оборудование для учеников: альбомные листы, карандаш, ластик, кисти, краски, стаканчик для воды.

 

 

Этапы урока

 

Деятельность учителя

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: