V. Задание на анализ биологической информации

IV. Задание на анализ информации

1. Какой тип взаимоотношений между организмами иллюстри­рует этот рисунок? Почему под пологом хвойных деревьев не растёт травянистая растительность? Испытывают ли взрос­лые деревья отрицательные или положительные воздействия со стороны подроста?

 

2. Проанализируйте график, отражающий изменение численности рыси и зайца. Почему численность популяций рыси и зайца ко­леблется циклически?


3. Изучите график, отражающий смену простейших в сенном на­стое: 1 — жгутиковые; 2 — инфузории кольноды; 3 — парамеции; 4 — брюхоресничные инфузории; 5 — амёбы; 6 — сувойки. В какой период времени в настое доминируют брюхореснич­ные инфузории? Какова их максимальная численность (обилие)? Какая группа простейших доминирует вслед за ними?


Сутки

 

4. На рисунке изображены типы популяций в зависимости от со­отношения в них количества особей разных возрастных групп. Под какими номерами изображены растущая, сокращающаяся и стабильная популяции?


  1.   На графике изображено изменение среднегодовой температуры Земли с 1850 г. по настоящее время. Как изменилась среднего­довая температура Земли за последние 160 лет? На сколько гра­дусов Цельсия изменилась среднегодовая температура планеты за последние 50 лет? На сколько градусов Цельсия изменилась среднегодовая температура планеты за последние 100 лет?

 

  1.   На графике изображено парциальное давление атмосферного озо­на в зависимости от высоты над уровнем моря. На какой высоте над уровнем моря количество атмосферного озона наибольшее? В какое время года в озоновом слое озона больше? Как изменяется количество атмосферного озона с увеличением высоты над уров­нем моря начиная с 25 км?

Парциальное давление озона Ps (мПа * 10)



V. Задание на анализ биологической информации

1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера пред­ложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой их обитания. 2. Термин «экология» впервые ввёл немецкий биолог Эрнст Гегель. 3. Это произошло в 1688 г. 4. Экология возникла как часть геологии. 5. Современ­ная экология — комплексная (междисциплинарная) наука, син­тезирующая данные естественных и общественных наук о при­роде и взаимодействии природы и общества.

2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера пред­ложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Среда обитания — это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них определённое воздействие.

2. На нашей планете живые организмы освоили пять сред оби­тания. 3. Это водная, наземная, воздушная, почвенная и ор­ганизменная среды обитания. 4. Первой была заселена водная среда. 5. Второй была освоена наземная среда обитания.

3. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера пред­ложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Экологический фактор, количественное значение которого выходит за пределы оптимума вида, называется лимитирующим (ограничивающим) фактором. 2. Такой фактор будет ограничи­вать существование (распространение) вида даже в том случае, если все остальные факторы будут неблагоприятными. 3. Лими­тирующие факторы определяют географический ареал вида.

4. Например, продвижение вида к полюсам может лимити­роваться недостатком влаги. 5. А продвижение вида в аридные

районы может лимитироваться недостатком влаги или слишком высокими температурами.

4. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера пред­ложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. В спектре солнечного света выделяют три области, различные по своему биологическому действию. 2. Рентгеновские лучи в не­больших дозах необходимы живым организмам, так как оказыва­ют бактерицидное действие, стимулируют рост и развитие клеток, синтез витамина D и т. д. 3. В больших дозах губительны из-за спо­собности вызывать рахит. 4. Видимые лучи — основной источник жизни на Земле, дающий энергию для хемосинтеза. 5. Инфракрас­ные лучи — основной источник тепловой энергии.

5. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера пред­ложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. «Экосистема» и «биогеоценоз» — понятия близкие, но не синонимы. 2. Биогеоценоз — понятие более общее. 3. Каждый биогеоценоз — это экосистема, но не каждая экосистема — био­геоценоз. 4. Капля воды с живыми организмами в ней — это биогеоценоз, но не экосистема. 5. Единая экосистема нашей пла­неты называется биогеоценозом.

6. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера пред­ложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. В экосистеме органические вещества синтезируются автотро­фами из неорганических веществ. 2. Затем они потребляются миксотрофами. 3. Выделенные в процессе жизнедеятельности или после гибели организмов органические вещества подверга­ются акклиматизации, то есть превращению в неорганические вещества. 4. Эти неорганические вещества могут быть вновь ис­пользованы автотрофами для синтеза органических веществ. 5. Так осуществляется антропогенный круговорот веществ.

7. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера пред­ложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Агроценозы отличаются значительным видовым разнообрази­ем. 2. Для них характерны короткие цепи питания. 3. Сельско­хозяйственным экосистемам свойствен полный круговорот веществ. 4. Источником энергии является только Солнце. 5. От­личительной чертой агроэкосистем является отсутствие саморе­гуляции.

8. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера пред­ложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Если в экосистеме скорость прироста растений (образования первичной продукции) выше темпов переработки её консу­ментами и редуцентами, то это ведёт к уменьшению биомассы продуцентов. 2. Если при этом присутствует недостаточная утилизация продуктов опада в цепях разложения, то происходит накопление живого органического вещества. 3. Это ведёт к затор- фовыванию болот, образованию мощной лесной подстилки и т. п.

4. В нестабильных экосистемах биомасса остаётся постоянной.

5. Это обусловленно тем, что практически вся продукция расхо­дуется в цепях питания.

9. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера пред­ложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Оптимум — такое количество экологического фактора, при котором интенсивность жизнедеятельности организмов мини­мальна. 2. В зоне пессимума жизнедеятельность организмов уг­нетена. 3. За пределами выносливости существование организ­ма предпочтительно. 4. Различают нижний и верхний пределы выносливости. 5. Экологический фактор, количественное зна­чение которого выходит за пределы выносливости вида, назы­вается антропогенным фактором.

10. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера пред­ложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Для растений солнечный свет необходим как источник энер­гии для фотосинтеза и хемосинтеза. 2. Гелиофиты (светолюби­вые) — растения, обитающие в условиях хорошего освещения. 3. Например, к ним относятся травянистые растения лугов и сте­пей. 4. А также все водные растения, листья которых располо­жены под поверхностью воды. 5. Для них характерны крупные листья.

11. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Половая структура относится к динамическим показателям популяции. 2. Это соотношение особей мужского и женского пола в популяции. 3. Половая структура свойственна популя­циям как раздельнополых, так и гетеротрофных организмов. 4. Теоретически соотношение полов должно быть одинако­вым: по 50 % мужских и женских особей. 5. Фактическое со­отношение полов зависит от генетических особенностей вида.

12. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. 5-образная кривая роста численности популяции отражает ограниченный логистический тип роста, зависящий от плотно­сти популяции. 2. Скорость роста популяции не снижается по мере роста численности (плотности). 3. Биотический потенциал популяции (г) реализуется полностью. 4. Проявляется в услови­ях низкой конкуренции за ресурсы. 5. При достижении предель­ной численности (К) скорость роста снижается вплоть до нуля.

13. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Воздействие одного вида на другой может быть положительным или отрицательным. 2. К положительным взаимодействиям отно­сят протокооперацию, мутуализм, комменсализм. 3. К отрица­тельным взаимодействиям относят конкуренцию и аменсализм.

4. И к положительным, и к отрицательным взаимодействиям можно отнести нейтрализм, растительноядность, хищничество и паразитизм. 5. В зрелых экосистемах доля сильных отрица­тельных взаимодействий меньше, чем в молодых.

14. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Продуценты — это гетеротрофные организмы, способные производить органические вещества из неорганических. 2. Для этого они используют фотосинтез или хемосинтез. 3. К проду­центам относят автотрофные растения. 4. Продуценты занима­ют первый трофический уровень в цепях питания. 5. Они при­сутствуют во всех экосистемах.

15. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Консументы — это гетеротрофные организмы, потребляю­щие органическое вещество продуцентов или других консумен­тов. 2. Их делят на биотрофов и хемотрофов. 3. К консументам относятся животные, гетеротрофные растения, паразитические микроорганизмы. 4. В цепях питания консументы занимают все трофические уровни, кроме первого. 5. Они присутствуют во всех экосистемах.

16. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Редуценты — это гетеротрофные организмы, питающиеся ор­ганическими остатками и разлагающие их до минеральных ве­ществ. 2. Их делят на голозоев и фаготрофов. 3. К редуцентам относят сапротрофные бактерии и грибы. 4. Редуценты занима­ют первый трофический уровень в цепях питания. 5. Они при­сутствуют во всех экосистемах.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: