IV. Задание на анализ информации
1. Какой тип взаимоотношений между организмами иллюстрирует этот рисунок? Почему под пологом хвойных деревьев не растёт травянистая растительность? Испытывают ли взрослые деревья отрицательные или положительные воздействия со стороны подроста?
2. Проанализируйте график, отражающий изменение численности рыси и зайца. Почему численность популяций рыси и зайца колеблется циклически?
3. Изучите график, отражающий смену простейших в сенном настое: 1 — жгутиковые; 2 — инфузории кольноды; 3 — парамеции; 4 — брюхоресничные инфузории; 5 — амёбы; 6 — сувойки. В какой период времени в настое доминируют брюхоресничные инфузории? Какова их максимальная численность (обилие)? Какая группа простейших доминирует вслед за ними?
Сутки
4. На рисунке изображены типы популяций в зависимости от соотношения в них количества особей разных возрастных групп. Под какими номерами изображены растущая, сокращающаяся и стабильная популяции?
- На графике изображено изменение среднегодовой температуры Земли с 1850 г. по настоящее время. Как изменилась среднегодовая температура Земли за последние 160 лет? На сколько градусов Цельсия изменилась среднегодовая температура планеты за последние 50 лет? На сколько градусов Цельсия изменилась среднегодовая температура планеты за последние 100 лет?
- На графике изображено парциальное давление атмосферного озона в зависимости от высоты над уровнем моря. На какой высоте над уровнем моря количество атмосферного озона наибольшее? В какое время года в озоновом слое озона больше? Как изменяется количество атмосферного озона с увеличением высоты над уровнем моря начиная с 25 км?
Парциальное давление озона Ps (мПа * 10)
V. Задание на анализ биологической информации
1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой их обитания. 2. Термин «экология» впервые ввёл немецкий биолог Эрнст Гегель. 3. Это произошло в 1688 г. 4. Экология возникла как часть геологии. 5. Современная экология — комплексная (междисциплинарная) наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества.
2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Среда обитания — это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них определённое воздействие.
2. На нашей планете живые организмы освоили пять сред обитания. 3. Это водная, наземная, воздушная, почвенная и организменная среды обитания. 4. Первой была заселена водная среда. 5. Второй была освоена наземная среда обитания.
3. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Экологический фактор, количественное значение которого выходит за пределы оптимума вида, называется лимитирующим (ограничивающим) фактором. 2. Такой фактор будет ограничивать существование (распространение) вида даже в том случае, если все остальные факторы будут неблагоприятными. 3. Лимитирующие факторы определяют географический ареал вида.
4. Например, продвижение вида к полюсам может лимитироваться недостатком влаги. 5. А продвижение вида в аридные
районы может лимитироваться недостатком влаги или слишком высокими температурами.
4. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. В спектре солнечного света выделяют три области, различные по своему биологическому действию. 2. Рентгеновские лучи в небольших дозах необходимы живым организмам, так как оказывают бактерицидное действие, стимулируют рост и развитие клеток, синтез витамина D и т. д. 3. В больших дозах губительны из-за способности вызывать рахит. 4. Видимые лучи — основной источник жизни на Земле, дающий энергию для хемосинтеза. 5. Инфракрасные лучи — основной источник тепловой энергии.
5. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. «Экосистема» и «биогеоценоз» — понятия близкие, но не синонимы. 2. Биогеоценоз — понятие более общее. 3. Каждый биогеоценоз — это экосистема, но не каждая экосистема — биогеоценоз. 4. Капля воды с живыми организмами в ней — это биогеоценоз, но не экосистема. 5. Единая экосистема нашей планеты называется биогеоценозом.
6. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. В экосистеме органические вещества синтезируются автотрофами из неорганических веществ. 2. Затем они потребляются миксотрофами. 3. Выделенные в процессе жизнедеятельности или после гибели организмов органические вещества подвергаются акклиматизации, то есть превращению в неорганические вещества. 4. Эти неорганические вещества могут быть вновь использованы автотрофами для синтеза органических веществ. 5. Так осуществляется антропогенный круговорот веществ.
7. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Агроценозы отличаются значительным видовым разнообразием. 2. Для них характерны короткие цепи питания. 3. Сельскохозяйственным экосистемам свойствен полный круговорот веществ. 4. Источником энергии является только Солнце. 5. Отличительной чертой агроэкосистем является отсутствие саморегуляции.
8. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Если в экосистеме скорость прироста растений (образования первичной продукции) выше темпов переработки её консументами и редуцентами, то это ведёт к уменьшению биомассы продуцентов. 2. Если при этом присутствует недостаточная утилизация продуктов опада в цепях разложения, то происходит накопление живого органического вещества. 3. Это ведёт к затор- фовыванию болот, образованию мощной лесной подстилки и т. п.
4. В нестабильных экосистемах биомасса остаётся постоянной.
5. Это обусловленно тем, что практически вся продукция расходуется в цепях питания.
9. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Оптимум — такое количество экологического фактора, при котором интенсивность жизнедеятельности организмов минимальна. 2. В зоне пессимума жизнедеятельность организмов угнетена. 3. За пределами выносливости существование организма предпочтительно. 4. Различают нижний и верхний пределы выносливости. 5. Экологический фактор, количественное значение которого выходит за пределы выносливости вида, называется антропогенным фактором.
10. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Для растений солнечный свет необходим как источник энергии для фотосинтеза и хемосинтеза. 2. Гелиофиты (светолюбивые) — растения, обитающие в условиях хорошего освещения. 3. Например, к ним относятся травянистые растения лугов и степей. 4. А также все водные растения, листья которых расположены под поверхностью воды. 5. Для них характерны крупные листья.
11. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Половая структура относится к динамическим показателям популяции. 2. Это соотношение особей мужского и женского пола в популяции. 3. Половая структура свойственна популяциям как раздельнополых, так и гетеротрофных организмов. 4. Теоретически соотношение полов должно быть одинаковым: по 50 % мужских и женских особей. 5. Фактическое соотношение полов зависит от генетических особенностей вида.
12. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. 5-образная кривая роста численности популяции отражает ограниченный логистический тип роста, зависящий от плотности популяции. 2. Скорость роста популяции не снижается по мере роста численности (плотности). 3. Биотический потенциал популяции (г) реализуется полностью. 4. Проявляется в условиях низкой конкуренции за ресурсы. 5. При достижении предельной численности (К) скорость роста снижается вплоть до нуля.
13. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Воздействие одного вида на другой может быть положительным или отрицательным. 2. К положительным взаимодействиям относят протокооперацию, мутуализм, комменсализм. 3. К отрицательным взаимодействиям относят конкуренцию и аменсализм.
4. И к положительным, и к отрицательным взаимодействиям можно отнести нейтрализм, растительноядность, хищничество и паразитизм. 5. В зрелых экосистемах доля сильных отрицательных взаимодействий меньше, чем в молодых.
14. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Продуценты — это гетеротрофные организмы, способные производить органические вещества из неорганических. 2. Для этого они используют фотосинтез или хемосинтез. 3. К продуцентам относят автотрофные растения. 4. Продуценты занимают первый трофический уровень в цепях питания. 5. Они присутствуют во всех экосистемах.
15. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Консументы — это гетеротрофные организмы, потребляющие органическое вещество продуцентов или других консументов. 2. Их делят на биотрофов и хемотрофов. 3. К консументам относятся животные, гетеротрофные растения, паразитические микроорганизмы. 4. В цепях питания консументы занимают все трофические уровни, кроме первого. 5. Они присутствуют во всех экосистемах.
16. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Редуценты — это гетеротрофные организмы, питающиеся органическими остатками и разлагающие их до минеральных веществ. 2. Их делят на голозоев и фаготрофов. 3. К редуцентам относят сапротрофные бактерии и грибы. 4. Редуценты занимают первый трофический уровень в цепях питания. 5. Они присутствуют во всех экосистемах.