Развитие философско-правовых идей в России

Идея права является фундаментальным ценностным основанием современной цивилизации. Однако современный мир культурно неоднороден, поэтому закономерно возникает вопрос: в какой мере универсальная идея права применима в рамках той или иной частной культуры?

Особую актуальность этот вопрос приобретает для стран, которые осуществляют модернизацию общества и столкнулись с необходимостью реформирования своих правовых систем на началах свободы и прав человека. Данный вопрос имеет не только теоретическое, но и огромное практическое значение, поскольку реформируемая правовая система должна, с одной стороны, основываться на универсальных принципах права, а с другой стороны, должна ориентироваться на национальную культурную традицию, на традицию правосознания.

Возникновение философской, в том числе философско-правовой мысли в России исторически относится к периоду формирования первого государства восточных славян – Киевской Руси и основывается на следующих факторах:

1) возникновение и распространение письменности;

2) христианизация Киевской Руси;

3) формирование государственности.

Именно в этот период возникают первые философско-правовые идеи, которые первоначально имели религиозно-мифологический, а затем (в связи с принятием и распространением христианства) теологический характер.

Следует отметить, что собственно философско-правовые концепции в России стали формироваться в эпоху Просвещения (XVIII – XIX вв.). Для начального же периода становления отечественного философско-правового знания (XI – XVII вв.) характерно возникновение отдельных идей, ставших прообразом философии права.

К ним можно отнести следующие:

1) идея равноценности и равноправия народов, сформулированная митрополитом Илларионом в «Слове о законе и благодати»;

2) идея демократизации церкви и свободы совести как будущее основание принципа автономии личности;

3) идея справедливости как основания осуществления власти и отношений между сословиями.

В целом литературные памятники XI – XVII столетий можно охарактеризовать, скорее, как этические либо правовые, нежели как философско-правовые. Здесь следует вспомнить «Поучения» Владимира Мономаха, «Моление» Даниила Заточника, «Слова» Серапиона Владимирского, «Стоглав», «Домострой» и др.

Существенный импульс в развитии отечественная философия права получила в эпоху Просвещения. С XVIII века философия права преподаётся в российских учебных заведениях как самостоятельная учебная дисциплина. В трудах профессиональных философов закладываются научные основы философии права, формируется её понятийный аппарат.

К числу наиболее выдающихся профессоров права следует отнести Ивана Андреевича Третьякова (1735 – 1776), Якова Павловича Козельского (1729 – 1795), Семёна Ефимовича Десницкого (1740 – 1789) и др. Находящиеся во многом под влиянием идей европейских просветителей отечественные мыслители рассматривают проблемы происхождения права и власти, предмета философии права, разграничения «естественного права» и «позитивного закона».

Так, в труде одного из первых просветителей Я. П. Козельского «Философические предложения» (1768) философия делится на теоретическую (логика и метафизика) и практическую, или нравоучительную (юриспруденция и политика). Юриспруденцией он называл знание всех возможных «прав и правостей». А под правом понимал справедливость, то есть такое деяние, которое не приносит ни пользы, ни вреда другим людям.

Другой видный просветитель XVIII века С. Е. Десницкий занимался изучением вопросов происхождения права и власти, предмета философии права, правовых основ супружества и др. Так, в сочинении «Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции» (1768) он утверждал, что право возникает из частной собственности: когда земли было в изобилии, её захват не имел смысла, поэтому в первобытном (натуральном, по его терминологии) обществе отношения между людьми определялись обычаями. Когда же появились владельцы собственности, возникла потребность в правовом регулировании отношений как средстве защиты от «наглости», посягательства на собственность.

Что касается подготовки юристов, то основными дисциплинами, которые им необходимо изучать, С. Е. Десницкий считал следующее:

1). Нравоучительная философия как учение о добродетелях – истине, премудрости, великодушии и воздержании. Основным вопросом нравоучительной философии он полагал соотношение справедливости и полезности.

2). Натуральная юриспруденция как учение о правах человека в зависимости от его состояния и звания.

3). Римское право.

И. А. Третьяков, читавший в Московском университете курс римского права, также внёс большой вклад в развитие русской философско-правовой мысли. В частности, он показал зависимость между состоянием правопорядка и крепостью власти: когда власть не защищает граждан от несправедливости, усиливается «отвращение от трудолюбия», тунеядство, праздность, преступность. По этой причине, если власть хочет быть прочной, она должна защищать граждан от угроз, как внутренних, так и внешних.

В то же время отечественная философия права базировалась на иной, нежели европейская, мировозренческо-методологической парадигме. В противовес европейскому рационализму в силу особенностей русского менталитета идея естественного права имеет религиозно-экзистенциальный характер.

Одной из версий религиозно-экзистенциального обоснования права выступает кордоцентризм («философия сердца»). Данное философское направление предполагает при анализе сущности человека, его мыслей, поступков не ограничиваться лишь сознательными психическими переживаниями, а видеть их глубочайшую первооснову – «сердце» как источник мыслей и познания. Основные представители этого направления – Григорий Саввич Сковорода (1722 – 1794) и Памфил Данилович Юркевич (1827 – 1874).

С позиции «философии сердца» акцент в обосновании права делается на внутренней духовной сущности права. Идея права в рамках кордоцентризма состоит не в формально-внешнем принуждении, а в регулировании жизни с учетом внутреннего мира и свободы человека. Право при этом обосновывается как условие, возможность творческой самореализации личности, её индивидуального развития. Исходные принципы правового мировоззрения –идея нравственной автономии личности и идея справедливости.

В обосновании права П. Д. Юркевич, как и Г. С. Сковорода, придерживался позиции интуитивизма, полагая, что мир, и прежде всего индивидуально-личностный мир, не доступен для разума.

Источником морального и правового законодательства, по мнению Юркевича, является не разум, а сердце, любовь, то есть свободно принятая система ценностей. «Глубина сердца» – это первоначальная основа человеческой души, которая позволяет человеку отличить справедливое от несправедливого, доброе от дурного. «При всякой встрече противоположных желаний и интересов, – отмечает П. Д. Юркевич, – он должен обращаться к нравственным требованиям справедливости, которая укажет ему, где и когда его желания незаконны, где и когда они противоречат благу его ближнего и благу общему».

Нравственно зрелый человек, по мнению П. Д. Юркевича, руководствуется не только соображениями разума, но повинуется заповеди любви, которая внушает ему жертвовать своими личными выгодами для блага других, для блага общего. В справедливости и любви заключаются самые прочные условия для установления мира и братства между людьми.

П. Д. Юркевич выступал против обоснования права в рамках моральных систем эвдемонизма и утилитаризма, требующих полезности поступка в качестве критерия моральности. Правило морального утилитаризма требует признавать полезным только то, что гармонизирует деятельность индивида с общим благом. Недостатком морального утилитаризма, по мнению П. Д. Юркевича, является пренебрежение достоинством человеческой личности, которая в достижении цели получает не только удовлетворение, но и совершенство.

Рассматривая вопрос о предмете философии права, П. Д. Юркевич отмечает, что философия права «методически исследует те постоянные и существенные основания, из которых происходят с необходимостью формы права положительного». Философия права по отношению к действующему (положительному) праву – это аналитика его оснований. Она не должна рассматриваться как непреложный закон. Человек может судить о том, что есть право, не только на основании положительного права, но на основании идеи права, создаваемой внутренне.

В качестве основания философии права Юркевич выделяет такие антропологические посылки:

1) человек может определяться не только внешними, эмпирическими причинами, но и сознанием идей;

2) человек имеет определённые правила, обычаи, повиноваться которым дело доброе и святое;

3) повинуясь этим правилам и обычаям, он имеет способность суждения об их достоинстве.

Таким образом, «философия сердца» в классической отечественной философии права выступает как методологический фундамент морального обоснования права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: