Немецкая классическая философско-правовая школа

Тема 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ

 

В философско-правовых учениях Западной Европы конца XVIII – середины XIX столетия особое место занимает философия права немецкой классической философии. Такие её представители как Иммануил Кант, Георг Гегель и другие оказали большое влияние на философскую мысль в целом и на философско-правовую в частности.

С их именами связана глубокая философская разработка проблем права, государства, закона. Не случайно, что их концепции считаются классикой философии права и рассматриваются многими исследователями в виде общетеоретической основы философии права как научной дисциплины. Значительное место в философско-правовых учениях данного периода занимают также историческая школа и правовая концепция марксизма.

Родоначальником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 – 1804). Философии права он посвятил труды «Критика практического разума» (1788), «К вечному миру» (1795), «Метафизические начала учения о праве» в «Метафизике нравов» (1797), «Спор факультетов» (1797).

И. Кант развивает гуманистический пафос теорий естественного права, предлагая свой, более обоснованный взгляд на право. Это стало возможным благодаря тому, что он положил в основу как познания, так и поведения принцип личности, или принцип субъективности. Исходным пунктом кантовской теории стало представление о человеческом индивиде как о существе, принципиально способном стать «господином себе самому» и потому не нуждающемся во внешней опеке при осуществлении ценностного и нормативного выбора. Лишь в той мере, в какой индивиду удаётся осознать эти предписания, подчинить им свои непосредственные влечения и мотивы и дать закон самому себе, он становится субъектом, способным противостоять экспансии любой чужой воли, возведённой в закон.

Учение И. Канта о праве и государстве опирается на трансцендентальную философию и непосредственно связано с противопоставлением области теоретического и практического разума.

Теоретический разум – это область человеческого познания. Здесь все явления, данные нам в опыте, в том числе и поступки людей, подчинены причинности, здесь нет места для свободы. Он достоверно может ответить на вопрос «Что я могу знать?». На вопросы «Что я должен делать?» и на «Что я могу надеяться?» даёт ответ практический разум.

Практический разум – это область нравственных долженствований. Всё кантовское учение о праве и морали предстаёт как учение о социальных регуляторах, о должном и недолжном, социальных отношениях и вообще человеческих действиях.

Сфере теоретического разума соответствует естественный закон, сфере же практического – закон свободы.

Истоки идеи должного (как нравственной, так и правовой), по И. Канту, следует искать не во внешнем мире, не в сфере опыта, а во внутреннем мире субъекта. В этом и заключалось основное требование принципа субъективности применительно к сфере нравственности и права.

Исследованию и обоснованию принципов нравственности посвящена работа И. Канта «Критика практического разума». Основной трансцендентальной идеей и первым постулатом кантовской этики является свобода человека, его свободная воля, её способность и право самой устанавливать правила должного и следовать им без внешнего принуждения и давления. Человек как часть природы – подчинён причинно-следственным связям, которые существуют в мире природы. Но ему присуща свобода, его поступки являются актом свободной воли, независимой от внешних детерминаций. Эту мысль И. Кант проводит в своем учении о категорическом императиве.

Императив в его понимании – это правило, содержащее объективное принуждение к поступку определённого вида. Все императивы И. Кант подразделяет на две группы – гипотетические и категорические, которые характеризуют разные стороны человеческого духа.

Под гипотетическими императивами он подразумевал требования, которые следует соблюдать в качестве необходимых условий, чтобы достичь поставленных целей. Так, человек, занимающийся торговлей и желающий иметь постоянных покупателей, должен быть с ними честен. Требование «будь честен» выступает для него в качестве гипотетического императива, ибо честность не является в его глазах самоцелью и самоценностью, а есть всего лишь средство для ведения успешной торговли.

Поступки, осуществляемые под воздействием гипотетических императивов, И. Кант квалифицирует не как моральные, а как легальные, то есть вполне приемлемые и даже одобряемые обществом, не противоречащие его интересам и задачам развития цивилизованных отношений.

Применительно к правовой тематике принцип гипотетической императивности достаточно точно мог бы характеризовать регулятивную природу норм позитивного права. Легальные поступки, соответствующие нормам позитивного права, – это поступки, представляющие собой действия, формально совпадающие с требованиями закона. При этом мотивы их могут быть самыми разными, в том числе имморальными.

Категорический императив – это, безусловное, нравственное предписание о должном поведении человека как разумного существа, обладающего свободной волей. Исполнение этого предписания является совершенно необходимым, независимо от того, извлекает ли в результате этого человек для себя пользу или нет.

Таким образом, отвечая на вопрос, «Что я должен делать?» И. Кант призывает следовать категорическому императиву:

1) поступать так, чтобы максима твоего поведения могла стать всеобщим правилом для всех: «…поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в тоже время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»;

2) быть свободным в своих действиях, но соизмерять свою свободу со свободой других, в противном случае возникает произвол, анархия: «…поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Первая формулировка категорического императива подразумевает требование того, чтобы человек как разумное существо поступал в соответствии с его требованиями из уважения к самому закону, из сознания своего долга; вторая – требование того, чтобы каждый человек относился к другому всегда бескорыстно, видя в нём не средство для достижения своих целей, но только самостоятельную, абсолютную самоценность. Эта формулировка – исходный постулат кантовской философии о ценности личности, идеи о человеке как цели самой по себе, как высшей ценности. То есть человека, ни при каких обстоятельствах нельзя использовать как средство, а только в качестве цели, ибо нет более высокой цели, чем Человек; право человека должно считаться священным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти.

Для И. Канта категорический императив – это нравственный закон. Он не навязан человеку извне, но находится в нём самом. В качестве закона он обладает следующими качествами: объективностью, абсолютностью, необходимостью, универсальностью. В качестве такового он запрещает делать людям то, что, став всеобщим правилом поведения, привело бы к разрушению основ цивилизованного общежития.

Методологическая проработка И. Кантом проблемы категорического императива имеет огромную ценность для обоснования сущности естественного права. Идея категорической императивности естественно-правовых норм позволяет обосновать их безусловную повелительность для общественного и индивидуального правосознания. Она доказывает, что их адресатом являются все, без исключения, субъекты правоотношений. Перед фактом безусловной категоричности естественно-правовых требований все равны, поскольку эти требования доводят до людей содержание всеобщего нравственного закона.

Отвечая на вопрос «На что я могу надеяться?», философ подчёркивает, что, кроме как на самого себя, человек возлагает надежды на общество и его институты и, прежде всего, на юридические законы. Однако юридический закон не учитывает мотивы поступка и, значит, не обеспечивает справедливость как разновидность права. Он только регулирует поведение людей, их действия, да к тому же не все, а лишь оговоренные законом. Отсюда И. Кант делает гениальный вывод, ставший правовым фундаментом гуманизма: государство, воля законодателя не вправе опекать человека, предписывать ему, во что верить, кого любить и т. п.

Важным вопросом для понимания этико-правовых идей И. Канта является его понимание права. Понимание И. Кантом права тесно связано с его пониманием свободы как единственного прирождённого права: «Свобода, – отмечал он, – единственное первоначальное право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду». В то же время он допускает, что, несмотря на наличие в сознании каждого разумного индивида нравственного закона, человек может поступать вопреки ему, то есть, что свобода воли, понимаемая лишь в отрицательном смысле – как способность лица поступать по собственному усмотрению, – сводится к произволу лица. Право, следовательно, подразумевает свободу индивидов (свободу их воли) и связанную с этой свободой возможность и необходимость произвола, столкновение и коллизию различных произвольных действий.

И вот тут важно подчеркнуть, что, по И. Канту, решение сложной проблемы, связанной со свободой и антагонизмом среди людей, состоит в определении и сохранении границ свободы. По этой причине необходимо, чтобы произвол каждого лица был поставлен в обществе в определённые границы с тем, чтобы никто не мог нарушить свободу других. Лишь при этом условии свобода согласуется сама с собой. Эту задачу, с точки зрения И. Канта, и выполняет право.

Смысл и назначение права состоит в том, чтобы ввести свободу и произвол индивидов в разумные и общезначимые рамки. Право касается лишь действий и обозначает только внешние границы общедопустимого поведения, то есть, иначе говоря, выступает по существу в виде запретов, подразумевая дозволенность незапрещённого. Как пишет И. Кант, только право определяет «для всех, что им по праву должно быть дозволено или не дозволено».

Он даёт следующее определение права: «Право – это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы». «Свобода – независимость от принудительного произвола других». Иначе говоря, задачей права является допускать лишь такую деятельность отдельных лиц, которая внешне объективно была бы совместимой с требованием нравственного закона. Таким образом, И. Кант определяет право как совокупность условий, ограничивающих произвол одного человека по отношению к другому посредством общего закона свободы.

Для осуществления указанных требований всеобщего правового закона необходимо, чтобы существовали какие-то реальные гарантии его действительного осуществления. Это, в свою очередь, подразумевает, что право должно обладать определённой принудительной силой, чтобы оно могло заставить исполнять свои требования, препятствовать их нарушению и восстанавливать нарушенное. Без этого право было бы бессильно, а категорический императив в форме всеобщего закона права не имел бы безусловного значения и не препятствовал правонарушениям. Вот почему всякое право должно выступать как принудительное право.

И. Кант делит право на естественное и положительное. Естественное право, считает он, по своему происхождению априорно – существует до всякого опыта и базируется на требованиях разума. Иными словами, по И. Канту, естественное право – это право, каким оно должно быть согласно требованиям практического разума.

Положительное право – лишь исторически существующее право, которое необходимо преобразовать в соответствии с требованиями права естественного. Отсюда можно сделать вывод, что правовая теория И. Канта – это теория естественного права, акцентирующая внимание на должном в праве, к которому нужно стремиться в соответствии с требованиями разума.

И. Кант также различает право в широком смысле и право в строгом, узком смысле. Право в широком смысле имеет место тогда, когда обязанность и принуждение не установлены законом и в силу этого основаны на справедливости и на крайней необходимости; право в узком смысле имеет место тогда, когда обязательность осуществления права основана на законе (в государственном смысле).

Важным понятием кантовской философии права является также понятие правопорядка. Правопорядок, по И. Канту, – это «порядок свободы». Он является условием надёжности правоотношений. Это значит, что для того, чтобы стихийно складывающиеся правоотношения подчинили себе практическую жизнь общества, субъекты правоотношений должны быть лично свободными людьми и наделены правами человека и элементарными политическими правами. Согласно И. Канту, правопорядок основывается на следующих априорных принципах:

1) свобода каждого члена общества как человека;

2) равенство его с каждым другим как подданного;

3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина.

В основе этих принципов лежит понятие автономии личности, которое дифференцируется на такие виды: моральная, утилитарная, гражданская автономии.

Моральная автономия предполагает, что человек сам способен понимать, что есть добро и что есть зло. Следовательно, он не нуждается в государстве, которое должно быть выведено из моральной сферы. В данном случае моральная сфера становится делом гражданского общества.

Утилитарная автономия предполагает, что человек сам знает, что для него хорошо и что плохо, что выгодно и что нет. Следовательно, государство не должно принудительно осчастливливать людей.

Гражданская автономия предусматривает, что человек соглашается жить только по таким законам, в составлении которых он принимал участие.

Таким является, в общих чертах, основной смысл кантовского морального обоснования права. Суть дела, как мы видим, состоит не в том, что И. Кант пытается дедуцировать правовые нормы из моральных. Тенденция кантовского морального обоснования права совершенно иная. В правовой законности он видит как раз гарантию невмешательства государства в процесс индивидуального «самовоспитания». Моральное обоснование права И. Кант осуществляет посредством разведения и последующей корреляции моральных и правовых норм.

Вершина классической немецкой философии – Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831). Он является гениальным мыслителем-диалектиком, внесшим выдающийся вклад в прогресс человеческого познания. Значительное место в творчестве Г. Гегеля занимали проблемы государства и права, поэтому он вошёл в историю не только как классик философии, но и как классик философии права.

По существу, он является родоначальником философии права как систематизированного научно-философского знания. «Философия права» (1820) – одна из основных работ, в которой автор реализовал, применительно к праву, свою главную философскую концепцию – идеалистическую диалектику. В «Философии права» в концептуально-концентрированной форме отражены достижения гегелевской философии в области социальных, политических и правовых проблем.

В самом общем виде философия права Г. Гегеля представляет собой ещё один вариант естественно-правового мышления, основывающегося на идеалистическом мировоззрении. Продолжая во многом линию И. Канта, он стремится реализовать принцип субъективности. Это значит, что истоки права и его критерий он пытается отыскать в человеческом сознании. Так, сравнивая законы природы и законы права, он отмечает, что мерило природы находится вне нас, а законы права – «это законы, идущие от людей». Из принципа субъективности Г. Гегель выводит и нормативную силу права: «В законах права предписание имеет силу не потому, что оно существует и каждый человек требует, чтобы оно соответствовало его собственному критерию».

Истоки права, утверждал Г. Гегель, находятся в сфере духа. А для этой сферы характерно разделение на противоположности и борьба между ними. Прежде всего, для неё характерна коллизия между тем, что есть, и тем, что должно быть. Но это же обстоятельство, с его точки зрения, есть преимущество духа. Именно данное противоречие обусловливает необходимость философского осмысления права, рассмотрение разумности права.

Основы легитимации права Г. Гегель ищет в самом праве, в его имманентной разумности. Его естественное право и разумно, и действительно. Разумно потому, что относится к сфере подлинной реальности, к тому, что есть, а то, что есть, есть Разум. Действительно потому, что как сущность приобщается к существованию (позитивному праву). Оно есть Разум в состоянии мирового осуществления. И именно в этом диалектическом смысле следует понимать выражение Г. Гегеля о том, что «философская наука о праве имеет своим предметом идею права – понятие права и его осуществление». Право и естественное право есть одно и то же. Всё, что не разумно, не обладает действительностью, а следовательно, не является и правом. По его мнению, естественное (или философское) право – это наиболее разумная основа положительного права, рассматриваемая в развитии.

Основное в учении Г. Гегеля – это бытие Абсолютной идеи, которая является одновременно и Разумом, и Духом. Эта Абсолютная идея находится в процессе непрерывного развития, который проходит через стадии триады – тезиса, антитезиса и синтеза. Например, понятие «сущность» (тезис) и «явление» (антитезис) находят свой синтез в понятии «действительность».

Г. Гегель подразделяет диалектическое развитие духа на три ступени:

1) субъективный дух (антропология, философия духа и психология);

2) объективный дух (право, моральность, нравственность);

3) абсолютный дух (искусство, религия откровения и философия).

Идея свободы пронизывает всю эту триаду, поэтому Г. Гегель и рассматривал философию права как науку о свободе, как философское осмысление всего, что связано с правом, долженствованием, нормативностью.

Объективный дух, по Г. Гегелю, – это та ступень развития духа (и всемирной истории), когда свобода впервые приобретает форму реальности, то есть наличного бытия в виде государственно-правовых формообразований (право, государство, общество). Дух выходит из своей субъективности, познаёт и приобретает внешнюю реальность своей свободы, иными словами, «объективность духа входит в свои права».

Таким образом, в рамках гегелевской философии, философия права представляет собой философию объективного духа. В «Философии права» Г. Гегеля развитие объективного духа дается через раскрытие диалектического движения понятия права: от его абстрактных форм до конкретных, или от абстрактного права к морали, а затем к нравственности (семье, гражданскому обществу и государству).

Само право, согласно триаде, существует в трёх ипостасях:

1) идея права, которая проявляется как свобода воли;

2) особое право – как конкретные права социальных субъектов: личности, семьи, государства;

3) позитивное право – как закон.

Предметом философского рассмотрения права Г. Гегель считал только первую его ипостась, то есть идею права. В процессе своего диалектического развития идея права проходит три ступени:

1) абстрактное право (тезис);

2) мораль (антитезис);

3) социальная этика, нравственность (синтез).

Абстрактное право это право свободной, правоспособной личности. «Право как таковое есть формальное, абстрактное право» абстрактного лица. Абстрактное право у Г. Гегеля включает в себя те права и обязанности, которые принадлежат человеческим существам не потому, что они являются гражданами, а просто потому, что они представляют собой человеческие личности. Эти права делятся на три группы, а именно: собственность, контракт и ущерб (деликт и преступление). Право собственности является результатом свободной воли, поскольку какая-либо вещь может быть присвоена определённым лицом в качестве средства удовлетворения его потребности.

На этой стадии ещё нет позитивных законов, здесь действует принцип «будь лицом и уважай других в качестве лиц». Личность реализует свою свободу в собственности, отношения, по поводу которой ведут к дальнейшему развитию идеи права – договору. Антитезисом собственности является контракт, с помощью которого человек может отказаться от собственности посредством акта свободной воли. Однако множество отношений, случайность договорных связей могут породить видимость права, право против нарушенного права или проще – не право (ущерб). Ущерб является результатом противопоставления индивидом себя всеобщей воле. Зачастую люди не право считают правом, ошибочно принимая за право то, что хотят получить. К основным формам не права Г. Гегель относит: непреднамеренное нарушение права, обман, преступление. Преступление представляет собой отрицание права. Целью наказания является восстановление права.

Мораль является антитезисом абстрактного права. Мораль, по Г. Гегелю, это рациональный фактор, а не субъективное чувство. Она является результатом ущерба, нанесённого индивидуальной волей, когда она становится отличной от всеобщей воли. Основными формами моральности Г. Гегель называет умысел, намерение, благо, добро и зло. В самом общем виде сфера моральности – это сфера долженствования, предписывающая делать добро и не делать зло.

Социальная этика (нравственность) у Г. Гегеля представляет собой синтез абстрактного права и морали. В свою очередь она развёртывается в триаде: 1) семья, 2) гражданское общество, 3) государство. Они являются институтами, в которых воля индивида обнаруживает себя в согласии со всеобщей волей.

В семье, считал Г. Гегель, всё пронизано нравственностью: брак – это нравственное отношение и нравственный союз, а семейная собственность зиждется на нравственном интересе. Брак – институт, основанный на разуме, к которому влюблённость не имеет отношения.

Под гражданским обществом Г. Гегель понимал социальный строй, покоящийся на личном экономическом интересе, где каждый для себя – цель, все другие – суть ничто. Субстанцией личности в гражданском обществе является частная собственность. Своеобразие потребностей и возможностей их удовлетворения, оригинальность целей, интересов, духовного развития личностей выступает основанием образования различных сословий и формального права. Таких сословий три: сельскохозяйственный класс, промышленный класс, правящий класс. Гражданское общество, по Г. Гегелю, складывается тогда, когда большинство населения относится к «среднему сословию» с высоким уровнем правосознания. В таком обществе личность полагается на силу закона – значимого для всех и известного всем.

Государство является синтезом семьи и гражданского общества. Оно развертывается в триаде:

1) отношения государства к своим гражданам (внутренняя политика или конституция);

2) отношения государства с другими государствами;

3) переход государства в мировую историю.

Последнее выступает как право абсолютное, как народный дух, как подлинная нравственность.

В своей внутренней политике государство является воплощением как индивидуальной свободы, так и всеобщей, поэтому в его деятельности есть три аспекта: всеобщий (законы), особенный (применение законов к конкретным делам) и единичный (монарх). Таким образом, государство не является внешней властью, навязанной личности, но результатом реализации универсального характера самой личности. Государство, таким образом, считает Г. Гегель, является воплощением свободы, выражением рациональной воли.

В отношениях государства с другими государствами нет объективной сферы всеобщего права. Проблемы в их постоянно изменяющихся отношениях, в конечном счете, решаются при помощи войн.

В синтезе перехода государства в мир истории действительное сознание какой-либо нации, которое актуализирует себя через взаимоотношения определённых рациональных умов, выступает как всеобщее сознание в процессе мировой истории. Право универсального всемирного разума является верховным правом.

Таким образом, под правом Г. Гегель понимает не просто гражданское законодательство, но также и мораль, этическую жизнь и мировую историю. Именно потому, что эта концепция права объединяет знания в то, что он назвал истинной системой, исследовав диалектические стадии, он заключает, что государство стоит выше предыдущих стадий и является воплощением свободы в самой конкретной форме, подчиняющейся только высшей абсолютной истине мирового разума. Всю сферу права Г. Гегель рассматривает сквозь призму свободы: право – это свобода, произвол – это «смешение свободы и несвободы», а закон – это разум и свобода.

Гегелевское философское учение о праве было пиком в истории объективно-идеалистической мысли.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: