Адаптивные компенсаторно-развивающие программы. Коррекционно-развивающие программы для слепых детей младенческого и раннего возраста

Адаптивная компенсаторно-развивающая Программа «Развитие
у слепого ребенка слухового восприятия».

Цели педагогической деятельности: развитие у ребенка процессов компенсации слепоты, активизация его общего психического тонуса субъективной активности на основе слухового отражения действительности, способность проявить себя без помощи другого, предупреждение развития у него трудностей слухового восприятия (при сохранном физическом слухе), актуализация в жизненных проявлениях ребенка регуляторной, ориентировочной, познавательной, коммуникативной, мотивационно-потребностной функций слуха и слухового восприятия.

Возможные трудности ребенка в развитии слухового восприятии (при сохранном физическом слухе) в период детства:

- недостаточно хорошо различает окружающие его звуки;

- не может определить источник звука, соотнести звук с издающим его предметом, что влечет за собой трудности ориентировки в мире звуков, в окружающей действительности;

- трудности ориентировки в мире могут вызывать страх в ситуации звуков действия, движения, предметных звуков, трудно осмысливаемых бытовых шумов, не соотносимых с объектно-предметным наполнением мира;

- трудности дифференциации шумов среди других звуков (например, шум текущей воды), что вызывает трудности контроля собственной деятельности;

- пассивность в просодических средствах языка, бедность акустического облика (например, «не слышит», «не понимает» интонации говорящего, не чувствует эмоциональной составляющей коммуникации), что приводит к искаженному формированию речевого восприятия, в т. ч. собственной речи ребенка.

Достижения ребенка в развитии слухового восприятия в условиях реализации Программы:

- способность к слуховому сосредоточению, развитие слухового внимания на знакомые и малознакомые звуки и шумы, отличающиеся громкостью, высотой, длительностью звучания; к дифференциации звуков по их предметно-объектной отнесенности; к пространственной локализации звука/шума с инициированием соответствующих движений, практических умений и действий;

- способность к поведению в знакомой обстановке на основе слуходвигательной и речеслуходвигательной координаций, к выполнению знакомых движений, действий по просьбе, к передвижению в пространстве на основе пространственной локализации звука и с реализацией мотива достижения;

- формирование картины мира с освоением первичных представлений о звучащем мире, развитие предметности слухового восприятия, развитие видов слухового восприятия (речевой слух, музыкальный слух, предметно-объектный слух, акустический облик), умение адекватно ситуации реагировать на изменения в звуковой среде;

- интерес к слушанию речи (собственной и окружающих).

Стратегии работы с ребенком:

1. Речь взрослого, обращенная к ребенку, должна быть четкой, ясной для слухового восприятия малыша. Взрослому следует избегать тихого и невнятного произнесения отдельных звуков, слов, предложений.

2. Используя метод имитации, обучающий несколько энергичнее, чем в повседневном разговоре, артикулирует звуки своей речи и выразительно интонирует ее.

3. Взрослому следует избегать имитирования произношения ребенка (не «сюсюкать», не «лялякать»). Следует удерживаться на уровне орфоэпической нормы.

4. Звуковые стимулы вводятся постепенно, с учетом возрастных способностей.

5. Не принимаемые ребенком, «негативные» для него звуковые активаторы вводятся аккуратно и постепенно. При проявлении у ребенка защитной реакции (повышенная чувствительность) неадекватная голосовая реакция, недовольство, выражаемое движениями, следует прекратить занятие, создать эмоционально благополучную для малыша обстановку. В последующем следует вернуться к использованию данного материала.

6. Во время занятия следует принимать и проявлять положительные реакции на прикосновения ребенка к губам взрослого, на желание ребенка ручным способом исследовать органы речи говорящего.

7. Взрослый сопровождает речью (комментирует) действия по извлечению звука (до и во время слухового восприятия ребенком). Следует заранее сообщать, а во время действия напоминать о воздействующем материале.

8. При использовании погремушек разных видов и с разными звучанием и шумами как акустического стимула следует обращать внимание на первичные эмоциональные проявления (реагирование) ребенка, связанные с характеристикой звука (интерес, радость, страх, плач, недовольство). Отрицательные эмоции – не повод для отказа от их дальнейшего использования.

9. При воспроизведении звука ребенок требует от взрослого правильного комментирования действия и его эффекта - «колокольчик потряхиваю», «колокольчик звенит», «по бубну ударяем, его встряхиваем».

10. Перед длительным слуховым сосредоточением ребенка, концентрации им слухового внимания должен быть период свободного состояния с актуализацией отражения окружающего с опорой на другие органы чувств ребенка.

11. В момент активизации слуховых ощущений и слухового восприятия следует снизить активность других сенсорных систем ребенка. Также не должно быть шумового фона, затрудняющего ребенку локализацию звучания и слухоразличение.

12. Варьирующийся темп, динамика или качество звука могут стать сигналами к движению (пойти-побежать, пойти-остановиться, потянуться вверх - нагнуться вниз).

13. Организуя занятие с активизацией слуха и слухового восприятия ребенка, следует помнить о роли помещения или предметной наполняемости пространства, где звучит акустический стимул – каждое помещение имеет свое звучание, с которым оно входит в резонанс.

 Стимульные источники звука (аудио-активаторы):

- ударные шумовые игрушки - инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, трещотки, кастаньеты, маракасы, треугольники;

- мелодичные игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: колокольчики с низким и высоким звучанием, колокольчики «8 нот», металлофоны, пианино, дудочки, флейты, свирели, свистульки, «гром-бом» и др.;

- погремушки с различными шумовыми эффектами:

- деревянные (тихий, мягкий, приглушенный шум) – натуральный материал, «теплый», наполнены сыпучим материалом; фактура дает правильные представления о предметном мире;

- погремушки-звоночки с бубенцами или с металлическими парными подвесками в виде пластинок (их разнообразие по количеству звучащих деталей);

- пластиковые погремушки;

- наручные погремушки, носочки с погремушками;

- звучащие мячики разных размеров и с разными наполнителями;

- игрушки-пищалки (издающие характерный звук при сдавливании);

- игрушки-покатушки в виде цилиндров с бубенчиками внутри и бочонков, наполненных гремящими шариками;

- игрушки-неваляшки; звучащая юла;

- музыкальные игровые панели;

- электронные музыкальные игрушки; интерактивные электронные «говорящие» домашние животные;

- пластиковые, деревянные, металлические, картонные емкости разные по объему, протяженности, c разными наполнителями (сыпучими веществами), разным объемом;

- застежки: молнии, кнопки, липучки; игрушки, одежда для кукол с разными застежками;

- предметы из разных материалов: дерево, бумага (разные виды), железо, стекло, шуршащие ткани;

- свистки (судейские, охотничьи);

- музыкальные записи, аудио записи (голоса объектов живой природы) и др.

 

Словарь педагога.

Словарь педагога:

- процесс слухового восприятия;

- звуки, их разновидности и источник;

- характеристика звука.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: