Адаптивная компенсаторно-развивающая Программа «Развитие тактильных ощущений у слепого ребенка»

Цели педагогической деятельности: развитие у ребенка процессов компенсации слепоты на основе развития им тактильных ощущений и основ осязания, активизация общего психического тонуса посредством присвоения умений контактных способов отражения, взаимодействия и познания физического мира.

Достижения ребенка:

- устойчивая эмоциональная отзывчивость на физический контакт с предметным миром;

- развитие механизмов тактильного отражения предметно-пространственной организации мира;

- освоение ребенком собственной телесной организации;

- поведение на основе тактильного отражения действительности;

- развитие способности к дифференциации тактильных ощущений.

Стратегия работы с ребенком:

1. Уверенные прикосновения к ребенку (достаточно плотный нажим), следует избегать как мягких, «расплывчатых», так и чрезмерных по усилию прикосновений.

2. Тактильные материалы вводятся постепенно, с учетом предпочтений ребенка.

3. Не принимаемые ребенком, «негативные» для него тактильные активаторы вводятся аккуратно и постепенно. При проявлении у ребенка защитной реакции (повышенная чувствительность) – уклонение от прикосновений, недовольство, выражаемое голосом, движениями и др. на тактильный материал, следует прекратить занятие, создать эмоционально благополучную для малыша обстановку. В последующем вернуться к использованию данного материала.

4. Во время занятия следует принимать и проявлять положительные реакции на прикосновения ребенка к вам.

5. Сопровождайте речью все ваши действия (до и во время тактильного отражения ребенком). Заранее сообщайте, а во время действия напоминайте о воздействующем материале.

6. Перед физическим контактом у ребенка должен быть период свободного состояния.

7. В момент активизации тактильных ощущений ребенка следует снизить активность других сенсорных систем. В частности голос взрослого, комментирующего ситуацию, должен быть негромким, но внятным для понимания ребенком.

Меры предосторожности: иметь представления о состоянии кожи ребенка (аллергические реакции, сыпь).

Предметные тактильные стимулы: материалы с различными текстурами, кубики с текстурами, емкости разного объема для наполнения стимульным материалом (сыпучий, жидкость, предметный), шпагаты, шнуры, веревочки разной текстуры (гладкие, ворсистые, плетеные), бусы разной текстуры, разных материалов, мячи массажные, резиновые, флисовые, вязаные, щетки разной жесткости, лоскутки тканей (шелк, вельвет, твид, букле, махровая ткань и др.), наборы объемных (трехмерных) геометрических тел, мелких игрушек.

Словарь педагога:

- осязательное восприятие;

- величина, размер;

- изменение формы;

- физические характеристики;

- материя;

- предмет и его части.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: