На пути к Красной Змее

 

Слышавший все это Кино осторожно пробрался мимо спящих драконов и направился прямо на юг. Там вдали подымались высокие горы, там находилось горячее облако, а за ним, возможно, живет Красная Змея. И Кино направился на поиски. Давно остался позади его родимый лес, ущелье, часть степи.

Здесь начался незнакомый, совсем чужой ему лес. Кино ловко прыгал между сучьями. Отдыхал он всего два раза в день по нескольку часов, а ночью быстро двигался вперед. Была уже третья ночь его похода.

Мысли о ночном совещании драконов и Клювоносов не оставляли его. Как Клювоносы общались с Красной Змеей? Где они с ней встречаются? Клювоносы говорили, что ящеры будут править вечно, но Кино был убежден в противоположном. Кто же прав? На юге должен он, наконец, узнать истину. Наступало утро. Кино почувствовал себя очень усталым и голодным. На араукарии он нашел себе хорошее место для отдыха и ненадолго заснул. Проснулся Кино от жарких лучей солнца. Клювоносы уверяли, что солнце – это яйцо, положенное Змеей туда, где был день, что из яйца вышли ящеры, а скорлупа образовала море и тину. Но солнце здесь, оно на небе. Значит, Клювоносы не говорили всей правды, а только обманывали глупых ящеров.

Кино вздрогнул, как от неожиданного удара. Учение Клювоносов было ложным. Все, что Кино слышал от Красной Змеи вполне подходило к тому, что он видел ежедневно. Солнце всходило и не было яйцом, из скорлупы которого образовалось море. Ящеры утверждали, что лесные звери не должны выходить из леса днем, а Кино сделал это, и Красная Змея дала ему победу над Пустохвостом. Этим она подтвердила ему, что он должен низвергнуть власть ящеров и передать ее млекопитающим. Итак, на юг, к Красной Змее! Кино быстро двинулся вперед, но вдруг остановился, вскрикнув от неожиданности. Перед ним было море, тянувшееся так далеко, что конца не было видно. Поверхность воды была неподвижна и чиста, отливая голубизной. У подошвы скал шумел прибой. Нежно и утешительно дул тихий ветерок. А прямо перед ним, далеко на юге, как бы из волн моря поднимался высокий горный хребет, из середины которого высилась отдельная, совсем белая вершина. Над ней показалось белое облако и развеялось по ветру, вслед за ним стали появляться новые облака. Не там ли на белой вершине жила Красная Змея? Не попал ли он на нужный путь?

Но как добраться туда через море? Он стал пристально вглядываться налево. Берег там описывал широкую дугу. У подножия южных гор тянулась обширная долина, простиравшаяся, вероятно, до гор с белой вершиной. Равнина была покрыта лесом. Там росли стройные высокие пальмы, между ними просвечивали зеленые, серые, красные и белые цветы.

Опасаясь встретить врагов в чужом лесу. Кино осторожно осмотрелся и очень обрадовался тому, что увидел. Здесь оказалось множество вкусных муравьев. Ему очень понравились длинные сладкие стручки рожкового дерева. Ничего подобного он до сих пор не ел. Красная Змея, видимо, милостива к нему. Нигде не было видно ни одного крупного животного.

Вода была совершенно тиха и прозрачна. Вдруг он услышал в воде тихий шепот и от ужаса едва не упал в море. То, что он сначала принял за круглые, покрытые водорослями камни, ожило и медленно двигалось… Это была целая колония моллюсков, поселившихся у берега. Вдвое длиннее Кино, они сидели в воде, точно исполинские конические жбаны, широко открывая свои плоские крышки.

– Хвала Священной рыбе, Священной рыбе, – шептали они.

Кино захотелось узнать, что означал этот шепот, похожий на пение, и он крикнул вниз:

– Кви! Кви! Кто вы и что делаете там внизу?

– А ты кто такой, что спрашиваешь? – зашептали раковины.

– Я Кино, тот Кало, что убивает ящеров.

– Если ты убиваешь ящеров, тогда убей и больших змей. А то они обыкновенно пробираются сюда; самая злая из них Пифон. Стоит нам открыть наши крышки, как он просовывает свою ужасную морду к нам в раковины и высасывает наши соки. Но Пифон приходит редко, он боится Священной рыбы, вот почему мы каждое утро ее восхваляем.

Кино задумался. Значит, в море живет какая‑то злая большая змея, А кроме того Священная рыба, убивающая змей. Чему же верить? И вдруг Кино вспомнил, что мелькнуло в его сознании, когда он думал о Красной Змее и слушал россказни Клювоносов: «Открой глаза и верь только самому себе».

И счастлив был Кино, что открыл глаза. Вдали на море показалась красная спина, затем шея с головой, пасть которой была усажена страшными зубами. Это была змея, длиной превосходившая самого большого ящера. Кино вздрогнул и крикнул:

– Змея идет!

Пока моллюски поспешно захлопывали свои крышки, змея подплыла прямо к коралловому рифу и взобралась на него, И тут Кино понял, что это была не змея. Животное имело четыре ноги с ластами. С их помощью оно взобралось на верхушку рифа и соскользнуло в лагуну, находившуюся между рифом и берегом, считая себя в безопасности от преследующего врага. А враг этот был самым ужасным из всех морских животных – гигантская акула. По длине она была не меньше самого Пифона, а острые зубы в два ряда – вдвое длиннее тела Кино.

Акула проникла через проход в рифе и бросилась на змею. Та пыталась ухватиться передними лапами за берег, но акула, перевернувшись на спину и ударив хвостом по воде, с широко открытой пастью бросилась на змею и перекусила ее в самой середине тела… Кровь окрасила воду, в которой бился разорванный пополам Пифон.

Охваченный ужасом Кино неподвижно сидел в своем убежище. Теперь он понял, почему на этом берегу не было ящеров. Он понял и другое: на свете существуют и более сильные животные, чем обитатели драконова болота. Значит, неправда, что ящеры властители земли. Но ведь млекопитающим от этого не легче. Ведь рыбы не могут попасть на землю. И почему большая рыба плавает только в теплом море? И почему это море теплое?

Ах, как велик мир, и сколько в нем вещей, над которыми нужно хорошенько подумать.

 

Глава 8

Теплое море

 

Акула удалилась, и Кино смело направился к берегу. Там лежало нечто ужасное. Акула пожрала всю змею до того места, до которого могла доплыть по воде. Но громадная голова, вцепившаяся в росшие на берегу водяные растения, висела у берега. Кино ловким прыжком вскочил на нее и стал раскачиваться, как на гибком древесном сучке. Тут он снова услышал шепот моллюсков.

– Хвала Кино, убившему большую змею моря! Хвала Кино!

Кино пытался возражать, но моллюски, не видевшие прошедшей схватки, даже не слушали его и продолжали петь свои хвалебные гимны. Тогда он снова попытался прервать их.

– Если вы хотите меня отблагодарить, скажите мне, как добраться до Красной Змеи.

– Мы не знаем животных земли и гор. Мы знаем только песнь воды. Море шумит и разрушает землю. Священная рыба уплывет с теплой водой в холодную страну, а ящеры замерзнут или их поест Священная рыба. Восхвалим же Кино‑победителя.

Раковины продолжали петь, но на этот раз песня их звучала, как непонятная жалоба.

– Малое будет великим, а великое малым. Наступит время, когда земля станет могущественнее моря. Кино прыгает по земле. Он мал, но будет велик. Мы велики, но будем малы. Земля станет владычествовать над морем, а дети Кино будут плавать по морю и убивать Священных рыб. Восславим же могущественного, который станет сильнее Священной рыбы!

Тогда Кино воскликнул:

– Скажите же мне наконец, как добраться до белой горы?

– Иди по берегу моря до большой реки. На другом ее берегу находится гора. Сядь на берег реки и пой песню воды – «Холодное будет теплым, теплое холодным». К тебе явится большая черепаха и перевезет через реку.

Крикнув раковинам «Спасибо и прощайте!», Кино отправился на юг по скользкой, покрытой мягким мхом, поверхности скал. На узкой прибрежной полосе не видно было ни одного живого существа, как будто это был священный путь, специально для путешествия Кино.

Солнце уже приближалось к поверхности моря, когда Кино добрался до устья реки. Он занялся ужином, высматривая в то же время, нет ли поблизости черепахи, но так ее и не обнаружил.

Освежившись теплой и сладкой водой и утолив жажду, Кино оглянулся кругом. На ночном небе над темной полосой леса поднималось что‑то красное, точно полоса огня, принимая все новые и новые образы, то в виде круглой и толстой спины Игуанодона, то в виде узкой с острой мордой головы ящера, то в виде извивающейся змеи… Красной Змеи, такой могучей, таинственной…

Не сознавая, что он делает, Кино запел песню моря: «Холодное будет теплым, теплое холодным! Великое будет малым, а малое великим!»

Послышался плеск воды; из нее показалась голова и большой панцирь с двумя громадными ластами по бокам. Внизу под собой он услышал глухой голос:

– Ты Кино?

– Да, это я.

– Прыгай ко мне на голову, и я перевезу тебя. Запомни, когда будешь сидеть на моей голове, не говори ни слова, не спрашивай ничего. Звук голоса запрещен в открытом море. Когда я скажу тебе: «Прыгай!» – то прыгай с моей головы куда попало, потому что после этого я нырну под воду. Ну, давай, прыгай!

Кино продолжал колебаться, но желание увидеть Красную Змею было слишком велико. Он решил поверить себе, сделать то, что считал правильным, и сделал решительный прыжок на голову черепахи. Через минуту они пустились в путь. Плавание шло медленно. Никогда еще он не бывал на воде, а теперь оказался в море совершенно один… И он не смел говорить, не смел спрашивать.

Спустя некоторое время под красным облаком показалась темная полоса. Это был другой берег. С надеждой смотрел на него отважный мореплаватель.

В эту минуту прямо на черепаху выплыло какое‑то черное чудовище с широкой спиной и ветвистыми руками и ногами. Забыв запрет черепахи, Кино в страхе крикнул:

– Стой, стой! Что это такое?

– Прыгай! – глухо ответила черепаха.

Кино понял, что сейчас она втянет голову внутрь панциря – и тогда он окажется в воде. Он смело прыгнул в сторону чудовища и вцепился в его мягкую и мокрую спину.

Черепаха беззвучно ушла под воду. Кино осмотрелся, и страх его перед неизвестным зверем прошел. Чудовище оказалось сгнившим деревом, уносимым течением реки.

Страшно было другое. Ствол неуклонно отдалялся от берега в открытое море. Кино был уверен, что обречен на верную погибель.

 

Глава 9

Невиданные животные

 

Куда плыть? Да Кино забыл и думать об этом, выплыв из реки в море. Увидев громадных плавающих рыбоящеров, которых подстерегала ужасная акула, он спрятался в дупле дерева. Он сидел неподвижно и дрожал. Не сам ли он превознес себя, преувеличил свои подвиги? Не за это ли разгневалась на него Красная Змея и возбудила гнев ящеров против сумчатых?

– О мои бедные родители и братья по лесу. Я заставил вас страдать. Вот‑вот придут ящеры, наделенные исполинской силой; они сломают леса и уничтожат всех млекопитающих. По моей вине настигнет гибель лесных животных.

Так плакался Кино в глубоком раскаянии. Но как и через кого послать известие родным о грозящей им опасности? Если их нельзя спасти, надо дать им возможность своевременно бежать. Но здесь не было послов. Верь самому себе – самому себе, маленькому Кино? И он поверил себе, а точнее голосу, говорящему в нем. То был не его собственный голос, а голос Красной Змеи, говорившей не только в нем, но во всем, что имело к нему отношение – в его роде, в лесу, в млекопитающих и их бедах, в солнце, в тепле, в его безотчетной тоске…

Черепаха сказала, что море единое и потому требует не мудрости, а повиновения. Чтобы повиноваться единому… земля тоже должна стать единой. Многое должно превратиться в единое, чтобы все мы на земле не противоречили друг другу. Единое должно быть в нас, и когда мы найдем путь к нему, то получим единый закон – закон Красной Змеи.

Становясь частью единого, я узнаю в себе то, что есть во всех. Я буду этому верен. Каждый в себе, но для всех. Я понимаю и верю тому, чего хочет Красная Змея. Любой путь ведет к тому, чтобы получить единое. И если даже не станет маленького Кино, то сделанное и понятое им поможет другим найти единое.

Глаза Кино сделались еще больше. Он ничего не видел и не слышал вокруг себя. Это был уже не Кино. В нем говорил голос, который должен был звучать в последующих поколениях, пока они не найдут слово для того, что Кино называл единым, что влекло его к желанной цели в образе Красной Змеи.

Оно сверкало в мерцании звезд, шумело в волнах моря, клубилось в огненном потоке вулкана и дрожало в деятельном мозгу маленького предка человека, хотя еще в виде магической формулы, но уже пробуждало в тайниках его сознания мысль!

Кино очнулся от своих мечтаний и больше уже не боялся.

Начинался прилив. Быстрое течение несло древесный ствол к берегу. Кино выждал благоприятный момент и прыгнул на высокое дерево, стоящее в воде недалеко от берега.

Он вцепился в один из далеко торчащих вперед сучьев и, дрожа от радости и волнения, уселся на нем…

Он был спасен. Он быстро добрался до первого лесного дупла и крепко заснул. Проснувшись и кое‑как позавтракав, Кино возобновил свои поиски. Едва заметное белое облако указывало на близкое соседство белой горы. Чем выше он забирался, тем ниже становилась трава, сильнее жгло солнце. Но вот начался спуск, которому не видно было конца.

И тут Кино увидел нечто необыкновенное, чего до сих пор не видел ни разу. Он увидел маленькие голубые звездочки с желтеньким глазком посредине. С удивлением смотрели они на него, качаясь на стебельках, вросших в землю. Были тут и другие глазки, сиявшие розоватым, красным и белым цветом. Среди глазок слышалось тихое жужжание, которое издавали полосатые жуки, похожие на мух, только красивее. Они забирались в глазки и выбирались оттуда с ножками, покрытыми тонкой желтой пылью. Некоторые из глазков принялись порхать по воздуху.

Кино шепотом спросил:

– Кто вы такие, прекрасные глазки, что вы делаете здесь?

Глазки не отвечали, зато послы, летавшие между ними на лугу, зажужжали и запели:

 

Мы пыльцу собираем с цветочных глазков,

Воспеваем тепло и свободу,

И на крыльях прозрачных готовы собрать

Много вкусного сладкого меду.

 

Большой толстый шмель уселся против Кино и приветливо спросил его:

– Неужели ты не знаешь, что такое цветы?

– Таких прекрасных и разнообразных цветов я еще не видел; что они делают здесь?

– Они кормят нас медом, который мы очень любим. А мы переносим цветочную пыль с одного цветка на другой. Делая их красивее и разноцветнее.

– А сами‑то они что делают?

– Стараются быть красивыми и сладкими.

– Но летающие цветы еще красивее этих. У них, наверное, самый сладкий мед?

– Что ты! Это ведь бабочки. Они лентяи. Нам нет до них дела.

– У вас, значит, нет никаких забот. Вы не боитесь злых ящеров и других животных, нарушающих законы Красной Змеи?

– Я не знаю, кто такие ящеры и что значит быть злым. Что такое закон? Кто такая Красная Змея? Когда солнце светит, то цветы благоухают, мед течет, а пчелы жужжат. Когда оно не светит, мы спим в темноте, ничего не зная и не чувствуя. Что может быть лучше? Но сейчас светит солнце, и я должен собирать мед. Прощай же, прощай!

Шмель улетел. Кино сидел неподвижно, не зная, что ему думать. Он увидел, как из длинной личинки выползло маленькое существо Через минуту по бокам его стали развертываться два пестрых блестящих крылышка. Они развернулись во всю длину, зашевелились, и удивительно красивая бабочка уселась на обломке скалы, освещенная лучами солнца.

Кино захотелось поближе рассмотреть красавицу, но пока он взобрался на скалу, та уже улетела. Зато он увидел за этой скалой другие крутые скалы и стал карабкаться по ним, с трудом сознавая, зачем он это делает. В нем что‑то тихо звучало, чего он раньше не слышал. Он увидел, что идти выше некуда. Неужели он один в этом мире? Ни травы, ни цветка, никаких животных, ни единого звука кругом.

Под ним зияла пропасть, за нею громоздились новые горы, а над ними, на невероятной высоте, среди голубого эфира, поднималось что‑то ослепительно белое. И оттуда тянулся серый столб, разливаясь вверху белым облаком…

Священный трепет охватил Кино. Он был вблизи Красной Змеи.

 

Глава 10

Красная Змея

 

Великое будет малым, а малое будет великим!

Да, теперь он знал, что это значит. Здесь он впервые увидел, как мир велик… и как он. Кино, мал.

Но разве это был не его мир? Ведь он прыгал по лесам, плыл по реке и морю, полз по лугам, карабкался по скалам, благодаря силе собственной воли. Не являлась ли она частью с великой могучей воли Красной Змеи? А раз ее величие было в нем, малом, значит, и он был велик и могуч.

– О Красная Змея, если ты живешь в этом горячем облаке, подтверди это каким‑нибудь знаком.

Где‑то и что‑то глухо прогремело, и Кино вздрогнул. Это был не гром, звуки шли из‑под земли. Грохот повторился, и Кино получил такой толчок, что едва удержался. Вся гора дрожала, камни и обломки скал скатывались в долину. Сотрясение продолжалось всего минуту, затем все стихло. Счастье, что Кино сидел на самом верху: ни один камень не мог задеть его. Земля под ним поколебалась, но он удержался на прежнем месте.

«Легко вам надеяться, – думал Кино о пчелах, цветках и бабочках, – когда живете на обширном и изобильном солнечном склоне, собираете мед, спокойно спите, спокойно просыпаетесь и не знаете врагов. Но и мы тоже надеемся, потому что Красная Змея дала нам способность стремиться к тому, чего еще нет, она дала нам мужество и острые зубы для защиты от врагов. А чтобы мы не вздумали лениться, она дала нам способность, которая делает нас умнее и заставляет думать о будущем; она дала нам разум, чтобы понимать мир, когда придет то, чего еще нет. И она сотрясает горы, чтобы мы не забывали о ее величии».

Так думал Кино, пока сотрясение земли не прекратилось, а затем он снова начал карабкаться по склонам крутых и гладких скал, от которых ноги его покрывались ранами. Так он добрался до цепи скал, покрытых белым песком.

Он прыгнул на этот белый песок, но погрузился в него так глубоко, что торчала одна голова. Песок был ужасно холоден, даже теплая шкурка не спасала от холода. А в том месте, где он увяз, песок стал влажным и тяжелым – и ему сделалось еще холоднее.

Такого песка он никогда еще не видал. С трудом выбравшись из плена, он попал, наконец, на каменную возвышенность и ниже увидел огромную котловину. Здесь не было растительности, а только выделялись желтоватые полосы и пятна. Между ними тянулись страшные трещины, из которых вылетали белые маленькие облака. Воздух был насыщен неприятным едким запахом, по земле пробегала легкая, но непрерывная дрожь.

Кино увидел длинное кроваво‑коричневое животное, покрытое слизью и задрожал от страха. Это была змея.

Бежать от нее? А если это Красная Змея? Пока он колебался, раздался страшный грохот. Целая лавина белого песка обрушилась на крутой скалистый гребень, через который перешел перед этим Кино, и отрезал ему дорогу назад. Тем временем змея взобралась еще выше по склону. Там Кино увидел еще одно животное – большую жабу с выпуклыми глазами и широким ртом. Змея, широко раскрыв пасть, бросилась на жабу и обвила ее кольцами своего тела. Кино вскрикнул от ужаса. Нет! Змея, пожиравшая жабу, не может быть Красной Змеей.

Тут случилось еще нечто худшее. Из‑за камней выползла вторая змея и поползла к Кино, которому некуда было скрыться.

Тут раздались раскаты грома, и гора снова заколебалась под ногами Кино; камни отрывались от земли и неслись вниз. Один из них задел извивающуюся змею, второй размозжил ей голову, и та уже не шевелилась больше.

Только теперь Кино понял, что падающие камни могут убивать змей, пусть же они убьют и вторую, которая была совсем близко и уже подняла свою голову… Кино прошептал: «Красная Змея, убей и эту!» И вдруг он понял: Красная Змея была в нем самом. Теперь он это знал. Он схватил ближайший камень и швырнул в змею. Камень попал в тело врага и ранил его. С мужеством отчаяния Кино швырял в растерявшуюся змею камень за камнем, пока один из них не попал в ее раскрытую пасть и не свалил ее вниз.

А земля тряслась, гром гремел. Из верхушки горы вырвался красный огненный столб, дым и испарения поднимались отовсюду… Все темнее делался воздух… Неужели это дыхание Красной Змеи, которое она испускает в гневе? Неужели настал конец мира?

Кино убил Красную Змею, и мир погибает. Но вместе с этим восстал и новый мир…

Случилось нечто, чего еще никогда не было: не зубами, не когтями, не конечностями собственного тела победил он врага, распростертого внизу. Он победил его брошенным камнем – первым оружием!

И месть разбитого мира обрушилась на маленького изобретателя… Месть за то, что он первым восстал против грубой силы, первым победил силу мышлением.

Ослепительные зигзаги молний бороздили помрачневшее небо, сверху сыпался настоящий дождь пепла. Кино, притаившийся под выступом скалы, задыхался от недостатка воздуха; мысли его путались.

С горы доносился грохот грома, из долины подымался жгучий воздух… Неподвижно лежал Кино среди бушующих стихий.

 

Глава 11

Тайна клювоносов

 

Стая Клювоносов во главе с Граппом и Каплавутом направлялась к покрытому лесом берегу. Отправляясь к Игуанодону они захватили с собой целое войско своих товарищей на случай встречи с Пустохвостами. Клювоносы, правда, были священны для всех, верящих в Красную Змею, но Пустохвосты всегда были закоренелыми злодеями, и Клювоносы не доверяли им. Они знали, что Пустохвосты могут напасть на маленькую толпу и уничтожить ее всю, чтобы никто не мог рассказать об этом злодеянии.

Грапп все время заботился о том, чтобы не упустить ни малейшей предосторожности. Но вести к Игуанодону всех Клювоносов он не собирался.

В начале полосы низкого кустарника, где Кино некогда скрывался от Пустохвоста, Грапп собрал всю группу и приказал ей ждать здесь или его самого или его посланного. Он строго запретил всем выходить из кустов, а сам с Каплавутом, взяв по одному помощнику, продолжил трудное путешествие до берега реки. Здесь они остановились отдохнуть, а помощников послали разыскать Игуанодона.

– Без Мегалозавра нам не обойтись, – сказал Каплавут, рассматривая могучий, как крепость, лес. – Игуанодон не дорос еще до этих крепких деревьев.

– Этого и не нужно, – отвечал Грапп. – Сильных ящеров достаточно, Атлантозавр все уничтожит. Необходимо обязательно избавиться от Мегалозавра. Помоги мы ему достигнуть славы победы, и он станет владыкой мира. Такой силе трудно противиться.

– Духи ночи низвергли его в прах.

– Наше счастье, что была ночь. Болото увидело теперь, что и Мегалозавры способны бояться Красной Змеи.

– Красная Змея передала нам власть, чтобы мы заботились о тех животных, которые сами не могут думать о себе. И, главное, чтобы они не научились этому. Если они научатся думать и понимать окружающее – нашему могуществу конец. А потому… потому‑то и следует уничтожать лесных животных.

– В сущности, – прервал его Каплавут, – почему, собственно, Красная Змея хочет, чтобы властвовали ящеры, а не сумчатые? Неужели у нас не хватит ума руководить сумчатыми так, чтобы воля Красной Змеи выполнялась для их и, конечно, для нашего блага?

– Они могут не остановиться в своем развитии. Научившись думать, сумчатые могут одержать победу даже над сильными ящерами. Силы нам нечего бояться, нам страшна мысль. Хорошо, что пока они сами не знают, к чему это может привести. Но некоторые чуют это, например, хитрый Кала. Он пророк. А там, где появляются пророки, следует уничтожать все племя, пока оно еще не поддержало их. Потом будет поздно.

– Я преклоняюсь перед твоей мудростью. Я знаю только правила нашего ученья, но основ их еще не усвоил.

– Ты достоин получить высшую степень. Что говорит первое правило?

– «Если хочешь повелевать, держи всех в неведении».

– А второе?

– «Ум побеждает силу».

– Хорошо. Мы переросли племя ящеров и стали их властителями потому, что мы умны. Я открою тебе тайну, как развиваются ум и сила. Мы учили ящеров, чтобы они развивали спинной мозг на заднем конце спины. Но этим мы учили их идти по ложному пути. Способность ящера стремительно двигаться, раздвигать свои тяжелые конечности, страшное бешенство, с которым они бросаются в битву, ужас, который они внушают себе и всему миру, полностью зависят от заднего спинного мозга. Но вследствие этого они становятся рабами тех, кто умен. Происходи увеличение мозга на верхнем конце спины, выше шеи, в голове, они были бы умны и могли бы думать. Там, в голове, где глаза и уши, должна находиться вся сила жизни, то, что мы называем головным мозгом. Когда он разовьется, не будет тугоумного и бессмысленного раздражения. Прошедшее и будущее соединятся, чтобы вместе служить одной цели. И это значит «мыслить».

Долго смотрел Каплавут на Граппа и наконец сказал:

– Да, мудрый учитель, ты открыл мне великую тайну. Теперь я понял, почему у нас предводителями становятся не сильнейшие, а те, у которых более выпуклая голова. Только им открывается тайна Красной Змеи.

– Теперь ты понимаешь, почему мы должны покончить с млекопитающими. У них началось продвижение мозга к голове. Попадаются такие, у которых это происходит очень быстро. Чем больше скапливается в них частиц жизни всего мира, тем больше будут они походить на Красную Змею, обнимающую всю силу мира. Бывают случаи, как с этим Кала, когда детеныши являются в мир более развитыми. И если образуется такое поколение, если эти преимущества будут увеличиваться, то это приведет к тому, что появится общество лесных жителей, которые умом своим превзойдут силу ящеров и…

– И не будут больше верить Клювоносам, – договорил Каплавут, – но если они не будут больше нуждаться в нас…

– Они должны нуждаться в нас, такова воля Красной Змеи, – твердо сказал Грапп.

– Преклоняюсь.

Немного погодя Грапп сказал тихо и таинственно:

– Бесчисленны виды животных и будут бесчисленны, пока существует земля. Всегда будет много тех, кто будет нуждаться в Клювоносах, превосходящих их умом. Но ум имеет свою границу и может управляться еще более высоким умом, над которым уже нет власти. Истинные мудрецы сосуществуют вместе, но не управляют друг другом и не позволяют управлять собой; каждый из них сам себе господин и не повинуется никому. Такова тайна Красной Змеи. Но мир никогда не должен познать ее. Кто разгласит эту тайну, тот умрет.

– Я преклоняюсь, – прошептал Каплавут. – А Игуанодон? – спросил он затем.

– Он должен умереть! – холодно отвечал Грапп.

Каплавут ужаснулся:

– Что ты говоришь, Учитель! Ведь он наш предводитель. Его мы объявили самым мудрым и непогрешимым!

– Он должен умереть, потому что находится в близком родстве с нами. Ты знаешь, что Игуанодон и Клювоносы из одного знаменитого драконьего племени птиценогих. У него тоже развита склонность к мышлению. Если племя игуанодонов станет таким же умным, как наше, сохранив свои размеры и силу, как мы сможем бороться с ними? Надо бояться и другого. Даже если Игуанодон поумнеет, то может оказаться не столь мудрым, чтобы хранить тайну, дающую силу власти, и вздумает покровительствовать мышлению животных, а не подавлять его. Мы же хотим оставить их в неведении.

– Зачем же ты допустил, чтобы его выбрали предводителем? Победив, он станет опасен для нас.

– Одержав для нас победу, он вместе со всем своим родом погибнет смертью героя. А его слава перейдет к нам, его ближайшим родственникам. Однако, там, я вижу, возвращаются наши разведчики. Помни, что все, что я тебе рассказал, сделано на тот случай, если меня постигнет какое‑нибудь несчастье. Тогда ты единственный будешь знать тайну Клювоносов. Молчи теперь: слуги приближаются.

– Нашли вы нашего предводителя? – спросил Грапп разведчиков.

– Могучий Игуанодон направился к месту своего отдохновения под папоротники на опушке леса. С сука огромного бука над его головой вам будет удобно говорить с ним.

Забравшись на сук букового дерева, Клювоносы увидели, что могущественный спит. Они ждали долго, но наконец решились разбудить его.

– Это мы, могущественный двоюродный братец, твои друзья Клювоносы, – крикнул Грапп. – Нам очень жаль, что мы помешали твоему сну.

– Рад вам, любезные братцы. Я думал, что наглый Кино вновь хочет посмеяться надо мною. Впрочем, я не спал, а раздумывал кое о чем. Чем, однако, могу служить вам?

– Мы пришли к тебе с предложением. Мы слышали, что наглый Кино осмелился насмехаться над тобою. Мы хотим наказать его и все его племя. Можешь ты помочь нам твоим умом?

В длинной речи Грапп изложил план Клювоносов, упомянул, что слово Игуанодона будет законом и равносильно слову Красной Змеи.

Очень польщенный речью Граппа Игуанодон ответил сразу же:

– Вы поступили мудро, избрав меня. Я силен, я умен, я идеал. Вы не знаете, что это такое, но я объясню вам.

Мне кажется, что самое развитое создание Земли должно ходить на двух ногах, высоко носить голову, иметь подвижный большой палец и при этом думать. Оно должно иметь вкусную пищу, пресную воду, обширное пастбище и место для ночлега. Когда оно пожелает, к нему могут приходить посетители, чтобы называть его самым умным, красивым и одаренным животным. Это я и называю идеалом. Пытаясь найти такое животное, я убеждаюсь, что ближе всего подходит к идеалу Игуанодон. Вот почему я свой собственный идеал.

Будь все животные подобны мне, они были бы счастливы и не мешали друг другу, а этого они могут достичь, только когда не будут есть мяса.

Поэтому следует есть только растительную пищу. Моя программа заключается в том, чтобы сделать всех животных счастливыми, делая их похожими на меня. Для этого следует сломать большую часть леса, чтобы лесные животные стали луговыми. Тех же, кто воспротивится этому идеалу, следует уничтожить. Все животные будут тогда счастливы. Не противоречьте мне. Вы сами сказали, что словами моими говорит Красная Змея и что слово мое непогрешимо. Спешите сейчас же к драконову болоту. Пусть все ящеры идут в лес, чтобы услышать мою волю. Я сказал. Я свой собственный идеал. – И с этими словами Игуанодон вернулся к месту своего отдыха.

– Разве мы можем согласиться на это? – спросил Каплавут.

– Разумеется, нет, – ответил Грапп. – Пока мы объявим только о согласии Игуанодона. Скорей же, вперед!

 

Глава 12

Паника в лесу

 

По первобытному лесу разнеслись ужасные вести. Первыми их принесли жуки. Беспокойно лазали кругом сумчатые, а Седоголовый сидел, задумавшись, в своем гнезде.

– Ящеры гневаются, – слышалось со всех сторон. – Они грозят сломать весь лес и уничтожить всех млекопитающих. Хуже всего, что и Клювоносы дали на это согласие.

Никто не знал, что делать. Молодежь считала, что хороший совет мог бы дать Кино, но никто из старших не захотел слушать об этом. Рассуждали только о том, как выпросить прощение у ящеров. В беде, обрушившейся на всех, винили Кино, убившего Пустохвоста. Только немногие из молодежи посещали и утешали Кнаппо и Мею – родителей Кино. Исчезли куда‑то еж и Тагуан.

День проходил за днем, но о ящерах не было слышно, и сумчатые несколько успокоились. Погода была туманная и холодная, ночные животные никак не могли заснуть.

Многие из них собрались у реки, в том месте, где она становилась уже. На другом берегу они увидели какое‑то неизвестное им животное. Голова у него была, как у Клювоноса, а одежда яркая и пестрая. Мягкий хвост развевался на ветру.

Животное это пело громким, звонким голосом:

– Хвала Кино, убившему и съевшему большую змею! Восхвалим Кино‑победителя! И теплое будет холодным, а холодное теплым! И малое будет великим, а великое малым! Восхвалим же храброго Кино‑победителя! Я летаю кругом, я летающий певец. Великое будет малым, и горы рухнут. Малое будет великим, и море выйдет из своих берегов. Восхвалим Кино‑победителя!

И животное, расправив свои блестящие крылья, улетело прочь, а слух о его песне распространялся все больше и дальше по лесу. Воцарились ужас и смятение. Молодые сумчатые разошлись в разные стороны, не знаю, что и думать. Они не понимали, что случилось, и запомнили только, что Кино восхваляют. Кино совершил, следовательно, что‑то великое, неслыханное. Хвала же Кино!

В старших же заговорил еще сильнее страх к угрожающему им бедствию, в воздухе царили ужас и тревога.

Мудрый Седоголовый сделал предложение, которое понравилось всем. Он сказал, что следует немедленно отправить посольство к могущественному и мудрому Игуанодону и просить его помирить их с ящерами. Но кто решится пойти к нему? Да, скверное было дело. Днем животные не имели право выходить из леса, а ночью могущественный спал. Спор продолжался до рассвета.

Тем временем Мея и Кнаппо сидели у себя в гнезде. Тревожно было у них на душе. Вдруг оба они вздрогнули. Кнаппо выглянул из гнезда и увидел Тагуана, сидевшего перед самым дуплом.

– Ты отец Кино?

– Да, но Кино здесь нет. Мы не знаем, где он.

– Выходите скорее, мне нужно вам многое сказать.

Кнаппо и Мея уселись на суку перед своим дуплом, а Тагуан тут же подвесился на хвосте.

– Слушайте, – сказал Тагуан. – Где теперь Кино, я не знаю. Но не беспокойтесь за него. Красная Змея покровительствует ему. Я сам летал к теплому морю, я слышал пение моря и видел голову змеи, которую убил Кино. Одна голова этого Пифона в несколько раз больше Кино. Значит, Красная Змея предназначает его для чего‑то чудесного. Раковины прославляли Кино и пели, что он мал, но будет велик. И все на свете будет иначе. Я видел, как сверкали молнии и гремел гром над высокой горой, видел, как высокая стена воды перескочила через риф, хлынула к лесу и залила его. А там, где был большой риф, появилось пустынное поле, покрытое камнями и щебнем вплоть до скал. Половина белой горы исчезла, но Кино был на другой ее стороне. Не беспокойтесь о нем.

– А что ты слышал о ящерах? – спросил Кнаппо.

– Они решили сломать лес и уничтожить млекопитающих. Игуанодона выбрали они своим предводителем.

– Наши хотят идти к нему просить помилования.

– Это не поможет. Ящеры не знают милости. У меня есть для вас совет. Уходите из леса. Отправьтесь на юг. Там леса еще больше и красивее. В них растут сладкие фрукты, мягкие орехи. Муравьи там живут большими домами, а плоды зреют целый год. Воздух там теплый и ароматный и, главное, нет ни одного ящера. Там вы будете жить без страха и борьбы.

– Но почему никто раньше не подумал об этом? – спросил Кнаппо.

Тагуан улыбнулся.

– Они ничего не знают о белом свете. Они никогда не ходили дальше своих дубов, буков, смолистых сосен. Пойдем на собрание и расскажем им обо всем.

Но когда Кнаппо и Тагуан пришли на место, где обычно собиралось совещание, то не нашли там никого. Не придя к согласию о составе делегации, старики решили все вместе отправиться на опушку леса, чтобы на рассвете, когда Игуанодон выйдет на пастбище, просить его выслушать их.

Там они сидели на древесных сучьях, с тревогой ожидая, когда взойдет солнце и появится Игуанодон.

 

Глава 13

Неудавшиеся планы

 

Грапп и Каплавут, простившись с Игуанодоном, решили пойти назад более короткой дорогой. Но туман, поднимавшийся с реки, искажал очертания предметов и задерживал движение. Не успели Клювоносы пройти и половины дороги, как на одной из высоких скал послышался крик, и целая стая Пустохвостов кинулась к им и преградила дальнейший путь.

– Мы погибли, – прошептал Каплавут.

– Они не посмеют напасть на нас, они совершенно спокойны, – ответил Грапп.

– Они просто хотят узнать, много ли нас. Как только увидят, что всего четверо, так сейчас же нападут.

– Красная Змея не допустит нашей гибели. Слишком важное дело поставлено на карту, решается, кто должен победить и властвовать – ящеры или сумчатые. Если мы не вернемся, ящеры сами по себе не станут действовать. Красная Змея защитит нас.

– Учитель, – сказал Каплавут, – а кто тебе сказал, что Красная Змея нуждается в нашем уме? Что она будет поддерживать нашу власть? Она и без нас может уничтожить хоть ящеров, хоть лесных животных.

Грапп с гневом взглянул на товарища.

– Усмирить животных можно только через господство умнейших. Я прозреваю в далекое будущее.

Пустохвосты между тем приблизились вплотную и схватили служителей. Предсмертный крик этих Клювоносов прозвучал эхом среди скал.

Грапп крикнул во весь голос:

– Сюда, Пустохвосты, сюда! Покайтесь в вашем ужасном преступлении! Не то духи ночи умертвят вас.

Дикий бешеный крик прервал его слова.

– Ящеры! Ящеры! – заревели хищники. Один из Пустохвостов схватил Граппа за горло и перекусил его. Каплавут понял, что тоже погиб, и покорился своей участи.

Пустохвосты похоронили тайну Клювоносов в своих желудках.

Клювоносы долго ждали своих предводителей. На третий день, гонимые голодом, они вышли из убежища. Часть из них пала жертвой Пустохвостов. Но большая часть счастливо добралась до болота, где уговорили ящеров подождать возвращения Граппа с известиями от Игуанодона. Но посольство не возвращалось. Атлантозавр хотел пробраться к Игуанодону через лес, но нашел такие вкусные деревья, что пожирал их до глубокого вечера. Утром же был такой густой туман и холодный ветер, что он вернулся обратно к теплому болоту.

Тем временем Мегалозавр снова воспрянул духом, и все, что не желало быть съеденным, старалось держаться подальше от него.

Не дождавшись прибытия ящеров, Игуанодон, наконец, сказал себе:

– Зачем мне, собственно, ждать их. Разве я не собственный идеал? Я могу и один вести лесных животных к счастью. И я сделаю это.

В одно прекрасное утро он встал и направился к лесу, оставляя следы своих лап на илистом песке на целые миллионы лет. Вытянутая вверх шея торчала как башня. Дойдя до опушки леса, он крикнул громовым голосом:

– Ночные звери леса, слушайте слова Игуанодона, самого мудрого из всех животных. Мир порочен, великие злодеяния совершались в нем, и вы должны их искупить. Ящеры придут сюда, сломают лес и съедят его и вас. Но я желаю вам добра и счастью. Выходите из леса, пока с вами не приключилось никакой беды. Выходите на луг. Я научу вас есть траву, а не живых муравьев.

Те, кто ходит на охоту, не будет больше есть мяса животных. Вы сможете жить и в лесу, и на огромном пространстве солнечного луга. Вы все должны походить на великий образец, данные вам Красной Змеей в лице Игуанодона. Я примирю вас с великими ящерами и прикажу им не трогать тех из вас, кто не ест мяса. Остальные будут сметены с лица земли. Повинуйтесь же моему приказу. Тогда все животные мира станут счастливы и перестанут вредить друг другу.

Игуанодон был убежден, что его слов достаточно для разрешения вопроса. Он считал, что во всем прав, нашел правильный выход и что все будут повиноваться ему.

Лесные звери, однако, не показывались. Они удалились в лес, чтобы посоветоваться. Седоголовый и его род, в первую очередь старшие, склонялись к тому, чтобы повиноваться Игуанодону. Но большинство, особенно молодежь и охотники на маленьких животных, горячо возражали. В разгар спора пришли Кнаппо и Тагуан. Последний, узнав о словах Игуанодона, воскликнул:

– О, глупцы! Неужели вы согласны загубить свой прекрасный лес, рассыпаться по холодному лугу, вместо того, чтобы прыгать высоко в воздухе по ветвям? Вы готовы сделаться пустынниками и травоядными. А выдержат ли ваши желудки такую пищу? Вы погибнете и вымрете, если только вас раньше не пожрут ящеры. И почему вы верите, что ящеры будут повиноваться Игуанодону? Ведь они всегда делают только то, что хотят. Здесь вы не сможете стать дневными животными, потому что ящеры слишком могущественны.

Все это мечты будущего. А пока надо искать защиты у леса, но у другого, более красивого и безопасного. Вы должны переселиться в другое место.

Все закричали и перебили Тагуана. Только через некоторое время Кнаппо объяснил животным подробно продуманный план Тагуана.

В этот день лесные звери совсем не спали. Мысль переселиться в другой лес все больше привлекала их, особенно молодежь. Всю ночь шли горячие споры. Трудно было сразу решиться на такое рискованное предприятие. Не придя ни к какому решению, они спрятались в своих гнездах. Но долго отдохнуть не удалось. С опушки леса прибежало несколько беглецов. Они сказали, что слышали какой‑то небывалый треск на опушке.

Игуанодон, напрасно прождавший результатов своей речи, решил, что пора приступить к уничтожению леса. Когда на следующее утро он не нашел на лугу никого из лесных животных, когда на вторую его речь никто даже не выглянул из леса, он подошел к ближайшему буку, обхватил его лапами и обломал сучья. Так продолжал он в течение некоторого времени.

Скоро стало известно, что не только Игуанодон, но и целое стадо ящеров движется сюда. Все боялись, что Атлантозавр и Мегалозавр могут в любую минуту вломиться в лес. И решение, перед которым все до сих пор колебались, было принято под наплывом овладевшего всеми страха. Все Семьи собрались и покинули свои гнезда. Толпа в панике бросилась из леса, тесня и толкая друг друга.

 

Глава 14

Видение Кино

 

Он больше не боялся. Едкий воздух не беспокоил его, гром не гремел, все было тихо, ясно и легко. Природа, казалось, отдыхала. Но что‑то изменилось.

Уж не умер ли он?

Ему не было больше грустно. Свои собственные страдания, страдания других, забота об их судьбе – все это прошло. Как что‑то далекое осталось оно позади него… и не огорчало больше.

Позади него! Что же это вообще было? Он ничего больше не знал из прошлого. Но впереди! Впереди было все. Можно было видеть то, чего еще не было?

Был ли он еще тем же маленьким Кино? И вдруг он увидел маленький выбеленный череп, лежавший неподвижно под прозрачной крышкой, и чей‑то голос говорил: «Это череп маленького сумчатого животного, одного из наших предков. Он был погребен под камнями, выброшенными вулканом во время извержения. Длинный ряд предков разделяет нас. И, однако, на нем мы уже ясно видим законы строения, единство сил, перешедших к нам.

Робко скрывались его товарищи в густых буковых лесах на берегу моря. Слабый народец с маленьким мозгом, но с теплой кровью, в теплой шубке, уже был подготовлен для будущего, уже мог бороться с грядущими бедами, против которых не могли устоять могущественные, исполинский ящеры.

Бедные животные! Они не знали, что наступит со временем более высокая и сознательная жизнь, в которой тогда им было отказано! Что они только первая ступень, за которой последуют миллионы поколений, пока у них появятся, наконец, потомки с более окрепшими костями, более развитым мозгом, чтобы, в свою очередь, управлять миром, но только с помощью духа, называемого свободой. Может быть, они были бы счастливы, будь они уверены в этом?

Где таилась она, эта мысль, которая возносит и соединяет нас, делает нас своими двигателями, которая превращает природу в науку, пусть еще скрытую в самых далеких тайниках. Она есть, была и будет, ибо она не во времени. И среди нас появляются время от времени ясновидящие, в которых она вдруг вспыхивает, показывает им мир, а затем погасает под давлением масс, время которых еще не пришло. Бывали случаи, когда среди прошлых поколений появлялся вдруг преждевременный разум, чтобы все же погибнуть.

Из маленького мозга этой головки тянулись когда‑то первые нити ко всем границам его тела. Мозг учил его, что гораздо выгоднее поджидать благоприятного случая, чем сразу бросаться на добычу, и оно постепенно научилось сдерживать свои нервы, пускать их в ход лишь в тот момент, когда это наверняка приводило к желанной цели.

Так постепенно от поколения к поколению развивался орган, предназначенный для восприятия всего существующего в природе и объединения бесконечного в одно стройное единое, в котором просыпается сознание собственного «я».

Благо же нам, что твой маленький череп не погиб! Мозг твой был слишком развит для своего времени!»

Голос смолк, и Кино не слышал больше ничего. Хотя кругом все было ясно, он видел, что вокруг были не гора, не море, не лес, а нечто более равномерное, какие‑то то зеленые, то желтые полосы. А через них длинный прямой путь. Раскаты грома приближались.

Что это такое? Неужели на сушу вышел страшный Пифон? С поразительной быстротой надвигалось какое‑то ужасное животное. В голове его сверкал огонь, из пасти его выходило дыхание, подобное облаку над горой… Он еще ни разу не видел ни одного ящера такой длины, ни одной змеи, которая неслась бы с такой быстротой. Не ожила ли изрыгающая огонь гора и двинулась по земле? Это животное жило у Красной Змеи. Теперь оно несется мимо, а Кино сидит на нем и несется вместе с ним. Он не боялся больше, он чувствовал себя большим и сильным… животное подчинялось ему, оно остановится там, где Кино захочет… ни один ящер не догонит его… Но здесь и не было ящеров.

Из темноты на него смотрели яркие глаза. Нет, это звезда, Красная Звезда, чем кроткий свет говорит: тебя приветствует будущее.

Колющая боль пробежала по телу Кино, и он снова начал дышать. Воздух становился чище. На нем по‑прежнему лежала тяжелая плотная оболочка. Он отряхнулся, и день заглянул ему в глаза. Там, где светила звезда, он увидел теперь широкую огненную голову. Пепел слетел с его шкуры… он был свободен. Змеиная долина превратилась в огненное море, горы совсем преобразились.

Осторожно он начал искать обратный путь. Он отправился на поиски луга, где перед этим жужжали пчелы. Он сразу узнал скалы и то место, где раньше был луг. Но другой ручей, грязный и сырой, журчал теперь по‑новому руслу, из земли и щебня не выглядывали больше цветочные глазки, пчелы и бабочки не играли в лучах солнца.

Кино решил взобраться на скалы, чтобы посмотреть, как лучше перебраться через теплое море. Для него, голодного и усталого, этот путь был труден. Взобравшись на последний обломок скалы, он страшно испугался. Куда исчезли зеленые луга, леса, покатые холмы, горы? Глухо ревел прибой бушующего моря. А на востоке все было уничтожено, залито водой, превратилось в какое‑то болото. Далее Кино ничего не мог видеть… там плыли и белые, и серые, и черные яблоки, которые начинали отливать красноватым цветом, когда ветер гнал их над огненным морем.

 

Глава 15

Огонь

 

Чтобы попасть в родимый лес, Кино необходимо было свернуть вправо. Но до поворота пришлось пройти порядочный кусок пути сначала среди кустов, затем по равнине, поросшей травой. С трудом он нашел себе кое‑какую пищу и немного воды. В том месте, где скалы становились ниже, он решил переждать ночь; смертельно усталый забрался в одну из ям и заснул.

Когда он, немного отдохнувший, выполз из своего убежища, то увидел, что уже наступила ночь. Небо было чисто. В нем опять стояла красноватая звезда, с которой с ним в первый раз говорила Красная Змея. Теперь‑то он знал, что она жила не там, а в нем самом и в нем говорила о будущем мире, где властвовать будут не ящеры, а добрые, умные животные. Путь в этот мир так длинен, что Кино не мог бы пробраться до конца его, зато будущие поколения сделают это.

Дорога, по которой возвращался Кино, оказалась тяжелой. Сначала он вышел на скалистый, горный хребет, затем целый час шел среди сухой высокой травы, пока не поднялся вторично на гору. Мало‑помалу добрался он до следующего понижения почвы.

Там бежали, спешили, неслись куда‑то животные, направляясь к долине на север. Оглянувшись, Кино понял, в чем дело. Сзади поднимались облака, отливавшие красным цветом, они с быстротой ветра продвигались вперед. Под облаками скрывалось целое море огня. Но Кино не боялся его. Огонь не может перебраться через обнаженные скалы, он бежит, гонимый ветром, в широкую долину перед собой, как перекатывающееся животное. А животные совсем растерялись, они не слышат и не видят ничего, не догадываются подняться на обнаженные скалы…

Пламя несется мимо. Огонь пожирает сухую траву и над долиной разносится едкий дым, горят разбросанные кое‑где кустики. Все реже вспыхивает пламя, короче языки огня… Степной пожар проходит.

Кино продолжает путь. Он бежит вдоль окраины пожарища, где земля не так горячая для его ножек. По дороге ему попадаются обуглившиеся и задохнувшиеся от дыма животные, и он вздрагивает от ужаса. Он видит целое погибшее стадо и подходит поближе… Это Клювоносы! Умные Клювоносы, которые одни смели говорить с Красной Змеей. Но она не защитила их на этот раз от огня.

Кино рассматривает обгоревшие стебли. Среди них попадались нетронутые огнем ветки, тлевшие только на сломанных концах. Кино взял в руки один из таких стеблей… на концах он был горячий, но в середине только теплый и его можно было держать. Ветер раздул сердцевину и показался дым… Кино нес огонь. Увлекшись, он не заметил, как недалеко от него зашумели в воздухе и набросились на полуобгоревшие трупы какие‑то существа. Это была целая стая Пустохвостов, злейших врагов Кино. Увидев мертвых Клювоносов, они испустили оглушительный крик ярости и набросились на трупы. Кино пришел в неописуемый ужас. Схватив зубами прутик, он кинулся к горе. Но Пустохвосты уже поднялись в воздух. Один из них заметил его.

– Кала, Кала! – крикнул он.

– Кала, наглый Кала! – крикнуло все стадо.

– Убить его!

К счастью Кино, он находился недалеко от полос земли, поросших травой. Напрягая все свои силы, он бросился к ним. Тростник, который он по‑прежнему нес в зубах, разгорался все сильнее, но Кино не бросал его. Добежав до первого места, поросшего травой, он бросился в самую середину. Пустохвосты ревели позади него. Он хотел перевести дух и выпустил тростник изо рта. Но подобрать его снова он уже не смог, потому что тот стал слишком горячим, и Кино пустился дальше. До высокой травы было совсем недалеко, но Кино знал, как быстро летают Пустохвосты. Он обернулся назад, не желая, чтобы на него напали сзади…

Но Пустохвосты прервали преследование. Слышался их испуганные крик с того места, где Кино уронил тростник. Сначала там заклубился густой дым, потом из самой его середины поднялось яркое пламя и разнеслось широкой огневой полосой до самой долины.

К счастью, огненная стихия бушевала в противоположной от Кино стороне. Дым скрыл от него Пустохвостов. Кино понял, что огонь можно переносить с места на место, что можно с его помощью зажечь степь, сделать то, что было во власти только Красной Змеи.

Кино вздрогнул и пришел в себя. Он стремился к родному лесу. Сколько времени он потерял даром. Пошел дождь, который остудил землю, и теперь он мог двигаться быстрее. Но что лежит там?

Пустохвосты! Злые враги… побежденные силой огня, мертвые… все!

Он взглянул вперед… с горы открывался вид на степь, превратившуюся в черное пространство земли… но это была уже не степь. Он знал, что это было… еще несколько усилий, и он у опушки леса.

 

Глава 16

Снова в лесу

 

До самого вечера Кино спал в дупле бука на опушке леса. Какой‑то шум разбудил его. Всюду слышались голоса и крики животных.

– Кви! Кви! Ги, Кала! Гу, Кузу! Гну, гнуру, гнура! Кви!

Все ближе и ближе слышался шум. Это шли лесные животные, толпа за толпой. Процессия молодых сумчатых… первый отряд переселенцев. Громадное количество животных, проведя весь день близ Кино, проснулись, чтобы продолжить начатый ими путь к югу.

Кино не мог сразу понять причины такого небывалого переселения животных. Отдельные проходили так близко, что могли заметить его. Чего им нужно здесь?

Но вот приблизилась целая толпа молодых Кала… один из них остановился, взглянул в сторону Кино и с громким криком радости кинулся к нему.

– Кино, Кино, ты ли это?

– Да, Пус, брат мой, это я!

– Кино жив, это Кино! – крикнул Пус своим товарищам. Вскоре вся молодежь собралась кругом Кино и засыпала его вопросами.

Тут Кино узнал все, что случилось без него. Его племя бежало от ящеров. Они хотели переселиться в теплый, вечно цветущий лес со сладкими плодами. Неужели Кино путешествовал к Красной Змее только для того, чтобы у них отняли родимый лес, чтобы они потеряли свою силу, мужество, а затем и свою жизнь? Кино решил, что этого не должно произойти. Пока он это обдумывал, слышались вопросы и восклицания:

– Как выглядит Красная Змея? Сколько врагов ты уничтожил? Какую змею победил ты? Веди нас, Кино, на юг, чтобы ящеры не пожрали нас. Защити нас от гнева Игуанодона и Клювоносов. Они говорят, что ты убил Красную Змею и мир рушится. Скажи, что это неправда!

– Да, неправда! – воскликнул Кино. – Красную Змею никто не может убить. Она защищала меня все время. Она защитит нас и от ящеров, если вы захотите слушать меня.

– Кино жив! Кино здесь! – разносилось по лесу все дальше и дальше.

Старики остановились тоже. Они стали совещаться. Как отнестись к возвращению Кино? Он был изгнан из леса. Принять ли его обратно? Но он навлек на них гнев ящеров, из‑за него вынуждены они покинуть свою родину. Седоголовый и большинство стариков были против Кино. Они приказали молодежи не мешать собранию, но та отказалась уйти. Кино прыгнул на дерево и начал оттуда свою речь. Мало‑помалу все, хотя и не очень охотно, стали слушать его.

– Да, Красная Змея говорила со мной, – воскликнул Кино. – Она не гневается на меня и всех нас! Верьте мне! Великое будет малым, а малое великим! Время ящеров прошло. Они погибнут, как и змеи, которых я убил горным камнем, как Пустохвосты, которых я сжег огнем. Не верьте Клювоносам. Они лгут, когда говорят, что животные вышли из яиц, положенных Красной Змеей. Если бы это было так, то могли бы разве светить солнце и луна? Взгляните, что поднимается там, между сучьями леса. Это луна, значит, мы не могли выйти из луны.

– Клювоносы лгут, – продолжал Кино. – Они не имеют никаких преимуществ перед другими животными. Каждый может найти дорогу к Красной Змее и говорить с ней. Я это сделал, и она сейчас вблизи меня.

В лесу царила полная тишина, и лишь слышался ясный и твердый голос Кино:

– Пламя Красной Змеи пожрало Клювоносов, которые подговаривали ящеров уничтожить нас всех. Я взял зубами огонь и Красная Змея защитила меня от Пустохвостов. Верьте мне, наступит время власти умных и добрых животных. Они будут большие и сильные, будут ходить на двух ногах, подняв глаза к небесному светилу. Их власть на земле будет велика – ни море, ни горы, ни реки не остановят ее. Ибо в каждом из них будет жить Красная Змея. Наступит время, когда на земле будут властвовать наши внуки. Когда слабый будет силен своей добротой и умом. Кто хочет повиноваться Красной Змее, тот да слушает меня. Не идите на юг, вернитесь на родину, следуйте за мной!

Не дожидаясь возражений и обсуждений, Кино большими прыжками направился в родной лес. За ним двинулась почти вся молодежь, а также его родители и родственники из рода Кала.

Седоголовый и большинство стариков решили идти дальше к югу. Так разделились сумчатые. Одни направились на юг. Под конец они нашли вечнозеленые леса с богатой пищей и теплым воздухом. Там они остались жить и их позднейшие поколения выродились в мелких сумчатых.

Кино же и его приверженцы направились на север, навстречу неизвестной судьбе, диким врагам и суровой природе.

Кино одолевали тяжелые заботы. Конечно, он был уверен, что Красная Змея ему поможет. Среди утренней тишины послышалось вдруг хлопанье крыльев.

– Тагуан! – крикнул Кино.

– Гик! Гик! Это ты, Кино? Ты не встретился со своими по дороге?

– Молодые вернулись со мной. Я веду их на родину.

– А остальные?

– Отправились на юг.

– О, Кино, зачем ты уговорил их идти обратно? Спешите назад. Спасение ваше только на юге.

– Я не боюсь ящеров. Красная Змея защитит нас.

– Не верь этому. Красная Змея хочет преградить вам обратный путь. Когда я пролетал к северу на целый день пути для вас, я почувствовал жаркий воздух со стороны степи и увидел какой‑то свет среди ночной тьмы. Пролетев дальше, я едва не задохнулся. Все ущелье вблизи меня дымилось. На деревьях лопалась кора. А к вечеру там было уже огненное море. Все дымилось, а местами стояли огненные великаны. О, Кино, ты не должен возвращаться в лес.

– О, Красная Змея! – воскликнул Кино. – Благодарю тебя, Тагуан, за принесенное известие. Да, это сигнал Красной Змеи о том, что она защитит нас от ящеров. Прости, я должен идти.

Кино понял, что говорила ему Красная Змея. Огонь из степи проник в ущелье. Он танцевал воздушную пляску кругом сухой коры, дремал в тлеющих углях. Кино разбудит его и сумеет сохранить.

Да, огонь позволяет носить себя. В горах есть пещеры, где сухие камни навалены друг на друга. Надо отнести огонь туда. Товарищи его должны научиться находить в лесу пищу для огня, для Красной Змеи. Кино каждый день будет носить его в пещеры. На горах у опушки леса должны дежурить умные Кала. Когда придут ящеры, они должны дать знать об этом ему, Кино. Тогда вынесут огонь из пещеры, бросят его на дорогу, по которой пойдут ящеры, на траву, покрывающую горы. И ящеры побегут от гнева Красной Змеи. Малое станет великим, если они соединятся вместе… из многого сделают «единое». Тогда все удастся. Многие должны позаботиться о том, что нужно для всех.

Красная Змея, благодарю тебя!

Кино вскочил и отправился будить своих товарищей.

 

Глава 17

Путь огня

 

– Почему ты, Кино, ведешь нас другой дорогой, а не той, что мы пришли? Та была короче, – спросил Кнаппо.

– Мы не можем перебраться через ущелье. Пока вы спали, огонь из степи перебрался в ущелье. Нам надо пройти к лесному озеру, чтобы обойти его.

Кино прыгнул вперед. Каждая минута была ему дорога. Если огонь в ущелье погаснет? Если пойдет дождь? Нет, ждать нельзя.

При первых проблесках рассвета он ясно увидел траву, колеблемую ветром. Ему тоже очень хотелось спать, но он знал, что не имеет права отдыхать… хотя бы до тех пор, пока не соберутся все его отставшие товарищи.

– Здесь вы можете отдохнуть, – сказал он им, – а я пока пойду посмотрю, что делается в нашем лесу. Тогда я скажу вам, что надо делать, чтобы защититься от ящеров.

Завернув за ближайший угол леса, Кино вздохнул свободно. Он почуял запах пожара и увидел в стороне ущелья серое облако. Недолго думая отправился он дальше по краю ущелья. Неужели пожар уже кончился? Но вон поворот… почва дымится, дальше… тлеют древесные стволы и сучья, а там, на другой стороне ущелья… там огонь, еще дальше, он поднимается вверх по склону ущелья.

Совсем уже рассвело и начиналось утро. Товарищи еще спали. С радостью увидел Кино, что и старики пришли сюда к ним. Впереди предстоял тяжелый день, и он решил заснуть хоть на минутку.

Когда Мея проснулась, она не нашла Кино и его молодых товарищей. Пока она с тревогой осматривалась кругом, к ней подбежал Пус.

– Куда девался Кино? – спросила Мея.

– Я прямо от него, – отвечал Пус. Он велел вам идти дальше, если вы отдохнули. Еще в полдень он разбудил меня и самых сильных и преданных делу и повел к спрятанной между скалами сухой пещере, закрытой сверху упавшим камнем. И тут Кино дал нам странное приказание: собирать сухие ветви, траву, тяжелые сучья, такие, что некоторые приходилось нести вдвоем, втроем. Это было очень утомительно. Приходилось идти на задних лапах, как ходит Игуанодон. Мы так не умеем. И все это днем на горах, где так мало тени. Кино сказал, что он готовит чары против ящеров. Потом он сказал нам, чтобы мы шли с ним в лес и наполняли углубление в скалах сухими ветками и сучьями.

«Вашими когтями и зубами вы не победите ящеров, – сказал Кино. – Я обещал защитить вас, но я в силах сделать это, только если вы будете мне повиноваться. Не говорил я вам разве, что я огнем победил Пустохвостов в степи? Ветки и сучья мне нужны для огня, который я принесу. А если боитесь, идите тогда к старикам и оставайтесь робкими животными, которые скрываются от ящеров. Я же буду делать то, что говорит во мне Красная Змея».

И Кино, разгневанный, кинулся в лес. Никто из наших товарищей не стал помогать Кино. Они решили отдыхать и ждать.

Я один стал помогать Кино. Мы собрали целую кучу хвороста на одной дороге в лесу, затем сделали то же самое на другой лесной дороге. И так еще дальше. Я спросил Кино, что это значит. Он ответил: «Это путь огня. Спасибо тебе за помощь. Теперь отыщи моих родителей и всех отставших. Скажи им, чтобы они поступали, как хотят. Если я им нужен, пусть идут ко мне в пещеру».

Так говорил Пус.

 

Глубочайшая тьма царила в первобытном лесу, но ночные животные уверенно пробирались в темноте. Кругом была полнейшая тишина. Путешествие продолжалось уже довольно долго, когда Пус, а за ним и все остальные остановились.

– Что случилось? – спросил Кнаппо. – Мне что‑то не нравится в воздухе.

– Да, да, что‑то чувствуется.

– И я тоже чувствую, – раздалось из толпы.

– Кви‑кви! – раздался вдруг крик испуга. Все сразу остановились.

– Что‑то светлое там на земле и движется. Это не луна, она еще не взошла.

– Я узнал это место! – крикнул Пус. – Там на обломке скалы, вблизи большого дуба, мы вместе с Кино сложили целую кучу хвороста. Это путь огня.

– Огня! Кви! Пурру! Прочь отсюда, прочь! Да защитит нас Красная Змея!

Животные кинулись было бежать, как безумные, но какая‑то неведомая сила приковала их к месту.

Какое‑то животное с трудом двигалось по мокрому мху и только там, где были большие камни и корни деревьев, оно действовало быстро и ловко. Прямо перед ним или над ним виднелось что‑то непонятное. Животное держало зубами сучок, конец которого горел… туда и сюда разлетались от него брызги искр… Животные догадались, что это Кино… но не смели верить этому.

Бесшумно следовали они за факелоносцем… они испугались, но не в силах были уйти.

Кино остановился… сучок сделался коротким, он уронил его и смотрел, как он дымился на земле… трещал… и вдруг из середины дыма из него загорелось новое пламя. При его свете все ясно узнали Кино.

Кино ничего не слышал, он видел только трещавшее пламя. Тревога и радость наполняли его. Загорится ли сучок, положенный им одним концом в огонь? Донесет ли он его до углубления в скале и тогда решится, сумеет ли он спрятать огонь. Он поднял сучок зубами. Вот так – вперед же!

В лесу светало. Животные, словно заколдованные, не решаются спр


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: