II. Требования к структуре основной образовательной программы

П Р И К А З

 

«___» ___________ 2019 г.                                                                  № ______

 

Москва

Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

 

В соответствии с подпунктом 4.2.30 пункта 30 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст. 5343; № 36, ст. 5634; № 53, ст. 8683; 2019, № 12, ст. 1313), и пунктом 27 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. № 434 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 16, ст. 1942), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

2. Ввести в действие с 1 сентября 2021 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом.

3. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
22 декабря 2019 г. № 15785);

от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г. № 19707);

от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г. № 22540);

от 18 декабря 2012 г. № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 г. № 26993);

от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г. № 35916);

от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г. № 35916);

от 18 мая 2015 г. № 507 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2015 г. № 37714);

от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г. № 40936).

 

 

Министр                                                                                          О.Ю. Васильева






Приложение

УТВЕРЖДЕН

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации

от «___» _____________2019 г. №___

 

Федеральный государственный образовательный стандарт
 начального общего образования

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

I. Общие положения. 3

 

II. Требования к структуре основной образовательной программы..

начального общего образования. 3

 

III. Требования к условиям реализации основной образовательной
программы начального общего образования. 3

 

IV. Требования к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования. 3

 

Приложение 1. Требования к условиям реализации программ
начального общего образования 3

Приложение 2. Требования к предметным результатам освоения
учебного предмета «Русский язык», выносимым на промежуточную
аттестацию 3

Приложение 3. Требования к предметным результатам освоения
учебного предмета «Литературное чтение», выносимым
на промежуточную аттестацию 3

Приложение 4. Требования к предметным результатам освоения
учебного предмета «Иностранный язык», выносимым на
промежуточную аттестацию 3

Приложение 5. Требования к предметным результатам освоения
учебного предмета «Математика», выносимым на промежуточную
 аттестацию 3

Приложение 6. Требования к предметным результатам освоения
учебного предмета «Окружающий мир», выносимым
на промежуточную аттестацию 3

Приложение 7. Требования к предметным результатам освоения
учебных модулей предметной области «Основы религиозных культур
и светской этики», выносимым на промежуточную аттестацию 3

Приложение 8. Требования к предметным результатам освоения
учебного предмета «Изобразительное искусство», выносимым на промежуточную аттестацию 3

Приложение 9. Требования к предметным результатам освоения
учебного предмета «Музыка», выносимым на промежуточную
аттестацию 3

Приложение 10. Требования к предметным результатам освоения
учебного предмета «Технология», выносимым на промежуточную
аттестацию 3

Приложение 11. Требования к предметным результатам освоения
учебного предмета «Физическая культура», выносимым
на промежуточную аттестацию 3


 

Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования

 

























I. Общие положения

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к начальному общему образованию, разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации, ориентирован на ознакомление с доступными для обучающихся по основным образовательным программам начального общего образования (далее – программы начального общего образования) сторонами многообразного цивилизационного наследия России, на расширение представлений об историческом и социальном опыте разных поколений россиян, основах общероссийской светской этики и духовно-нравственных культур народов России, использование научно-обоснованного подхода к физическому воспитанию обучающихся, учитывающего особенности возрастного развития, на реализацию Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.

2. В основе Стандарта лежат представления об уникальности личности каждого выпускника начальной школы, индивидуальных возможностях каждого школьника и ученического сообщества в целом, профессиональных качествах учителей и управленческих команд системы образования, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных возможностей обучающимся в рамках единого образовательного пространства Российской Федерации.

3. Стандарт направлен на обеспечение:

единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, в том числе единства учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными социальными институтами воспитания, с целью реализации равных возможностей получения качественного начального общего образования;

преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования;

вариативности содержания программ начального общего образования, возможности формирования программ начального общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся (включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья);

государственных гарантий качества начального общего образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации программ начального общего образования и результатам их освоения, включающим функциональную грамотность обучающегося;

личностного развития обучающихся, в том числе духовно-нравственного и социокультурного, включая становление их российской идентичности как основы развития гражданского общества, на основе принятых в обществе правил и норм поведения;

физического воспитания, формирования здоровья и здорового образа жизни;

формирования у обучающихся системных знаний о месте России в мире, ее исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, вкладе в мировое научное наследие и на этой основе формирование представлений о современной России, устремленной в будущее;

развития представлений о высоком уровне научно-технологического развития страны, овладение современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями, расширения возможностей личного образовательного маршрута;

освоения обучающимися технологий командной работы на основе личного вклада каждого в решение общих задач, осознания личной ответственности, объективной оценки своих и командных возможностей;

сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

развития форм государственно-общественного управления; расширения возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний; использование различных форм образовательной деятельности обучающихся; развитие культуры образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее – Организация).

4. Содержание начального общего образования определяется программой начального общего образования, разрабатываемой и утверждаемой Организацией самостоятельно. Организация разрабатывает программу начального общего образования в соответствии со Стандартом с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (далее – ПООП).

Реализация программы начального общего образования осуществляется Организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.

При реализации программы начального общего образования Организация вправе применять различные образовательные технологии, в том числе электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.

При реализации программы начального общего образования Организация может применять модульный принцип представления содержания указанной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий.

Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, применяемые при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее соответственно – лица с ОВЗ, обучающиеся с ОВЗ) и детей-инвалидов, должны предусматривать возможность приема передачи информации в доступных для них формах.

Реализация программы начального общего образования, разработанной Организацией, допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений.

5. Программа начального общего образования реализуется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом Организации[1].

6. Организация образовательной деятельности по программе начального общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы.

7. При обучении лиц с ОВЗ и детей-инвалидов по программам начального общего образования применяются Стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Стандарт для обучающихся с ОВЗ), федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – Стандарт для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).

При необходимости программа начального общего образования для лиц с ОВЗ и детей-инвалидов в зависимости от особенностей психофизического развития обучающихся и состояния их здоровья может разрабатываться Организацией на основе положений Стандарта и Стандарта для обучающихся с ОВЗ; Стандарта и Стандарта для обучающихся с интеллектуальными нарушениями; Стандарта, Стандарта для обучающихся с ОВЗ, а также Стандарта для обучающихся с интеллектуальными нарушениями одновременно (далее вместе – федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования).

8. Для развития потенциала обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

9. В Организации, реализующей интегрированные образовательные программы в области искусств, спорта, при реализации программы начального общего образования обеспечиваются условия для приобретения обучающимися знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, спорта, опыта творческой деятельности и осуществления подготовки обучающихся к получению профессионального образования.

10. Организация, имеющая статус федеральной или региональной инновационной площадки, разрабатывает и реализует программу начального общего образования, соответствующую требованиям Стандарта к итоговым результатам освоения указанной программы, самостоятельно определяя достижение промежуточных результатов по годам (этапам) обучения.

11. Срок получения начального общего образования составляет
не более четырех лет.

Для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов при обучении по адаптированным программам начального общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, может быть увеличен не более чем до шести лет.

Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам освоения программы начального общего образования, срок получения образования может быть сокращен.

12. Независимо от формы получения образования и формы обучения Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших программу начального общего образования.

13. Освоение программы начального общего образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) указанной программы, подлежит оцениванию.

13.1. Оценка достижения предметных и метапредметных результатов освоения программы начального общего образования включает в себя результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы по отдельной части или всему объему учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) программы начального общего образования.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в формах, определенных в порядке, установленном Организацией.

Оценка личностных результатов освоения программы начального общего образования не является предметом промежуточной аттестации.

13.2. Внешняя оценка качества образовательной деятельности по программам начального общего образования осуществляется в рамках процедуры государственной аккредитации с целью подтверждения соответствия образовательной деятельности требованиям Стандарта с учетом ПООП.

13.3. Федеральный государственный контроль качества начального общего образования осуществляется в рамках деятельности по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию программам начального общего образования и Стандарту.

13.4. Федеральный государственный надзор в сфере начального общего образования осуществляется в рамках деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и Организациями требований законодательства об образовании.


II. Требования к структуре основной образовательной программы

 начального общего образования

 

14. Структура программы начального общего образования включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений за счет включения в учебные планы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по выбору родителей (законных представителей) обучающихся из перечня, предлагаемого Организацией.

15. Объем обязательной части программы начального общего образования составляет 80%, а объем части, формируемой участниками образовательных отношений по выбору родителей (законных представителей) обучающихся из перечня, предлагаемого Организацией, – 20% от общего объема программы начального общего образования, реализуемой в рамках максимального общего объема недельной образовательной нагрузки обучающихся.

16. Программа начального общего образования реализуется Организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования в соответствии с выбором участников образовательных отношений из перечня, предлагаемого Организацией.

17. Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации программы начального общего образования Организация определяет самостоятельно.

18. Программа начального общего образования должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения программы начального общего образования в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в программе начального общего образования предусматриваются учебные курсы, курсы внеурочной деятельности, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

19. Программа начального общего образования состоит из трех разделов: целевой, содержательный и организационный.

20. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел должен включать:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования.

20.1. Пояснительная записка должна раскрывать:

цели реализации программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися программы начального общего образования;

принципы формирования и механизмы реализации программы начального общего образования;

общую характеристику программы начального общего образования.

20.2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования должны:

обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения программы начального общего образования;

являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), курсов внеурочной деятельности, воспитания, для выбора средств обучения и учебно-методической литературы, для разработки внутренней системы оценки качества освоения обучающимися программы начального общего образования.

Структура и содержание планируемых результатов освоения программы начального общего образования должны отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательной деятельности (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов), соответствовать возрастным возможностям обучающихся.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования должны давать общее понимание формирования личностных результатов, уточнять и конкретизировать предметные и метапредметные результаты как с позиций организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиций оценки этих результатов.

20.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования должна:

отражать основные цели оценочной деятельности, содержание и критерии оценки и формы представления результатов оценочной деятельности;

ориентировать образовательную деятельность на личностное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программы начального общего образования, позволяющий осуществлять оценку предметных и метапредметных результатов;

предусматривать оценку динамики учебных достижений обучающихся;

обеспечивать возможность получения объективной информации о качестве подготовки обучающихся в интересах всех участников образовательных отношений.

21. Содержательный раздел программы начального общего образования включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:

рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), курсов внеурочной деятельности;

программу формирования универсальных учебных действий;

программу воспитания;

программу коррекционной работы (разрабатывается при наличии обучающихся с ОВЗ).

21.1. Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), а также рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования и разрабатываться на основе требований к результатам программы начального общего образования.

Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) должны содержать:

содержание и планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

содержание, планируемые результаты курсов внеурочной деятельности;

тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания обучающихся, указанием формы проведения занятий и часов, отводимых на освоение каждой темы.

21.2. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся должна содержать:

описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.

Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся определяется на этапе завершения обучения на уровне начального общего образования.

21.3. Программа воспитания обучающихся при получении начального общего образования должна быть направлена на развитие их личности, в том числе духовно-нравственное развитие и физическое воспитание, достижение результатов освоения программы начального общего образования и включать:

анализ воспитательного процесса в Организации;

цель и задачи воспитания;

виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики Организации и интересов субъектов воспитания, которые могут быть представлены в виде модулей;

систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся.

Программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой Организацией совместно с семьей и другими институтами воспитания.

Программа воспитания должна предусматривать приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

21.4. Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ОВЗ и оказание им помощи в освоении программы начального общего образования.

Программа коррекционной работы должна содержать:

план индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, их интеграцию в Организации, и освоение ими программы начального общего образования;

описание специальных условий обучения и воспитания, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование адаптированных программ начального общего образования и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, при необходимости предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

планируемые результаты коррекционной работы.

Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

выявление особых образовательных потребностей у обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их развитии;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

возможность освоения обучающимися с ОВЗ программы начального общего образования и их интеграцию в Организации.

22. Организационный раздел программы начального общего образования должен определять общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации программы начального общего образования и включать:

учебный план;

план внеурочной деятельности;

календарный учебный график;

характеристику условий реализации программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.

22.1. Учебный план начального общего образования (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной работы обучающихся, состав и структуру предметных областей.

Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации, из числа государственных языков республик Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, а также устанавливает количество учебных занятий, отводимых на их изучение.

В учебный план входят следующие обязательные предметные области (учебные предметы):

русский язык и литературное чтение (русский язык, литературное чтение);

иностранный язык (иностранный язык);

родной язык и родная литература (родной язык, литературное чтение на родном языке)[2];

математика и информатика (математика);

обществознание и естествознание (окружающий мир);

основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы религиозных культур народов России, основы светской этики)[3];

искусство (изобразительное искусство, музыка);

технология (технология);

физическая культура (физическая культура).

Общий объем аудиторной работы обучающихся за 4 учебных года не может составлять менее 2851 часа и более 3345 часов.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений по выбору родителей (законных представителей) обучающихся из перечня, предлагаемого Организацией, включает учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) по выбору родителей (законных представителей) обучающихся, в том числе для углубленного изучения учебных предметов, обеспечивающих удовлетворение различных интересов обучающихся, потребностей физического развития и совершенствования, а также учитывающие этнокультурные интересы, из перечня, предлагаемого Организацией.

22.2. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации программы начального общего образования.

План внеурочной деятельности Организации определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, возможностей Организации, а также интересов обучающихся и родителей (законных представителей).

22.3. Календарный учебный график определяет порядок чередования учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года:

даты начала и окончания учебного года;

продолжительность учебного года;

сроки и продолжительность каникул;

сроки проведения промежуточных аттестаций.

Календарный учебный график и объем недельной образовательной нагрузки (аудиторной, внеурочной) определяется Организацией в соответствии с гигиеническими требованиями к режиму образовательной деятельности, установленному Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в Организациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: