Информационное общество

Определение понятия «информационного общества» является одним из ключевых. В 50—70 годы стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие электронных устройств и в первую очередь, компьютеров. Проблема существования и бытия человека в мире где информация обладает столь сильным влиянием не могла не занимать философов, что привело к появлению концепции «информационного общества».

Данный термин впервые возник в Японии и его возникновение пояснили следующим образом — это общество в котором в изобилии циркулирует информация высокая по качеству и есть все средства для её хранения, распределения и использования и при этом стоимость пользования информационными услугами столь мала, что доступна каждому.

В. А. Извозчиков понимает под термином «информационное общество» общество в котором во все сферы человеческого жизнедеятельность включены компьютеры и другие средства обработки и хранения информации в качестве орудий интеллектуального труда и позволяющих с большой скоростью получить доступ к большому количеству информации и обработать её, т.е. общество компьютеризированное.

Переход от индустриального к информационному обществу сопровождается переносом основных акцентов в экономике с производства материальных благ т.е. товаров на оказание услуг, в следствии чего происходит значительное снижение добычи и переработки сырья.

Подобные тренды не могут не оказывать влияния на сферу деятельности людей и так во второй половине XX века произошёл отток людей из сферы материального производства в информационную сферу. В развитых странах более 75% людей составляет так называемый слой «белые воротнички» — это люди, которые не занимаются непосредственно производством материальных ценностей, а занимаются обработкой информации в любом её представлении.

 Самое важное это то, что информатизация влияет и на труд в традиционных отраслях промышленности. Робототехнические системы и их повсеместное внедрение являются основными причинами этого явления.

Важной чертой информационного общества является развитый рынок информационных продуктов и услуг, которые включают в себя следующие секторы:

— деловой информации (финансовая, биржевая);

— профессиональной информации (научно-техническая ин

формация);

— потребительской информации (новости и развлекательная информация);

— услуг образования.

    Однако основными отличительными чертами по мнению А.И. Ракитова пятой информационной революции являются следующие характеристики:

— создание сверхскоростных вычислительных устройств;

— создание, постоянное наполнение и расширение гигантских автоматизированных баз данных;

— создание и быстрой рост трансконтинентальных коммуникационных сетей [9, с. 88].

В предшествующем информационному периоде своего развития общество в качестве стимула к действию использовало стремление человека к сытости, материальному комфорту, то при переходе к новому обществу действие последних стимулов становится не столь сильно, так как добиться достаточного удовлетворения физиологических потребностей уже не представляется столь сложным, а, следовательно, перестаёт быть стимулом. В информационном обществе необходимо факторы, который станут стимулирующими для деятельности человека.

Стимулом для действия человека в информационном обществе становятся:

— повышение общественного статуса;

— получение элитного образования;

— общественная известность;

— специальная организация социально-экономического пространства.

Исходя из вышеперечисленных характеристик можно сделать вывод, что в основе информационной революции находится скачкообразное развитие информационных и коммуникационных технологий, при это наблюдается глубокая обратная связь между развитием технологий и ускорением процесса движения к информационному обществу.

Для более ясного понимания различий индустриального и информационного обществ приведём сводную таблицу с их основными характеристиками составленную Лукиной Н.П. [10].

Таблица 1

 Основные характеристики индустриального и информационного обществ

Характеристика общества Индустриальное общество Информационное общество
1. Ведущий сектор экономики Промышленность Сфера услуг
2. Главная ценность Потребление товаров Использование новых информационных технологий
3. Профессиональная структура Рабочие, обслуживающий персонал, менеджеры Интеллигенция, техники, учёные
4. Объект организации Машины и люди Знание
5. Структура экономики Традиционные капиталоёмкие и трудоёмкие отрасли Наукоёмкие, информационно-ёмкие, инновационные отрасли
6. Источник стоимость Труд Информация
7. Структура власти элиты Законодательная, исполнительная, судебная Законодательная, исполнительная, судебная, власть информации, власть интеллекта
8. Фактор власти элиты Собственность Образование, квалификация компетентность
9. Система образования Традиционная педагогика Информационная педагогика, инновационные технологии, в том числе новые информационные
10. Культура Общая, профессиональная Общая, профессиональная, информационная

 

 

Анализируя данные таблицы, можно прийти к выводу что основными признаком и параметром информационного общества признана особая роль знания и новые технологии, основанные на этом знании, а также доминирование информации, а основным принципом информационного общества становится сетевой характер, что подразумевает не строго иерархическую структуру, а скорее «подобную структуре молекул» как отмечает Д. Танскотт, объясняя это следующим образом «В индустриальном обществе основной экономической единицей была корпорация. Иерархическая командно-административная система уходит своими корнями в бюрократические структуры церкви и армии аграрной эпохи… Сегодня старые корпорации распадаются, вместо них появляются динамичные молекулы и скопления людей и организаций… Социальные структуры в обществе технологий подчиняются не иерархическим принципам, они основаны не на линейном соподчинении, но существуют как совокупность узлов, расположенных на самых различных уровнях власти и выполняющих функции центра» [11].

Таким образом сетевой принцип уравнивает все входящие в культуру компоненты, распространяясь на искусство, политику и философию. Несколько слов об информатизации общества и критериев его оценки.

А. П. Ершов предложил достаточно интересный критерий оценки информатизации общества, а именно оценивать степень информатизации общества по пропускным способностям каналов связи. Эта мысль достаточна логична и предполагает, что для удовлетворения спроса на информацию большего числа людей требуется большая пропускная способность канала связи и таким образом выявлена прямая зависимость между информатизацией общества и пропускной способностью каналов связи.

По мнению специалистов, на текущий момент, ближе всего к информационному обществу находится США, Япония и ряд стран Западной Европы, однако следует отметить что не существует общепринятых критериев оценки информационного общества. Ряд специалистов придерживается мнения, что большинство стран закончит путь информатизации к 2030—2040 годам.

Если обратиться к методике оценки уровня развития информационного общества субъектах Российской Федерации, то можно обнаружить достаточно логичные методы, которые учитывают множество факторов, так методика содержит показатели, мониторинг которых осуществляется международными организациями (индекс развития электронного правительства (EGDI), рассчитываемый Организацией Объединённых Наций; индекс развития ИКТ (IDI), рассчитываемый Международным союзом электросвязи; индекс готовности к сетевому обществу (NRI), рассчитываемый Всемирным экономическим форумом. Так каждый индекс имеет множество подындексов, которые учитывают, как социальное обеспечение и занятость населения, так и государственные и муниципальные финансы. Так происходит оценка развития информационного общества в РФ и все коэффициенты приведены к эталонному, что легко позволяет оценить развитие одного региона относительно другого. Таким образом, на 2015 год
город Москва занимает первое место в рейтинговой таблице с индексом равным 0,6631 [12]. Другие регионы имеют меньший индекс и соответственно меньшую степень информатизации, при этом максимальный коэффициент информатизации равен единице.

Существуют определённые концепции и соглашения во всём мире относительно информационного общества и его основных целей. Таким образом в декларации, принятой участниками Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества в Женеве в 2003 году первый раздел называется «Наша общая концепция информационного общества». Он начинается такими словами: «Мы, представители народов мира, собравшиеся в Женеве 10 —12 декабря 2003 года для проведения первого этапа Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, заявляем о нашем общем стремлении и решимости построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество, в котором каждый мог бы создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, пользоваться и обмениваться ими, с тем чтобы дать отдельным лицам, общинам и народам возможность в полной мере реализовать свой потенциал, содействуя своему устойчивому развитию и повышая качество своей жизни на основе целей и принципов Устава Организации Объединённых Наций и соблюдая в полном объёме и поддерживая Всеобщую декларацию прав человека» [8].

Становится очевидно, что информатизация общества происходит исключительно на благо людей, а именно использование возможностей в интересах людей, предоставляемых информационными и телекоммуникационными технологиями.

По мнению автора, следует затронуть некоторые темы, которые не решаются пониманием разницы между четвёртой и пятой информационными революциями и знанием коэффициента информатизации того региона, в котором проживает тот или иной человек, а именно вопросы культуры в новом обществе и человеческих ценностей.

3.1. Культура в новом обществе

Вопрос культуры в новом обществе обычно не рассматривается авторами самой концепции «информационного общества» и каким образом влияет его наступление на культурные аспекты жизни человечества.

Данный вопрос рассмотрен американским философом, социологом Элвином Тоффлером в его книгах «Третья волна».

Переход к информационному общество оказывает положительный эффект на скорость передачи информации и на её доступность, а также улучшить её воспринимаемость широкой публикой. Этот переход оказывает влияние и на культурную составляющую человеческого существования, так как информация содержит в себе и необходимый культурный аспект. В настоящее время в средствах массой информации можно часто встретить словосочетание «клиповое мышление», этимология которого происходит от английского («to clip» — обрезать), в отечественной науке первым, кто использовал понятие «клиповое мышление» был Гиренок Ф.И., обозначив таким образом специфический стиль мыслительной деятельности присущий представителям информационного общества. Однако первым, кто заговорил о таком мышлении был Э. Тоффлер, который ввёл термин «блип-культура», что в переводе с английского («blip» — выброс сигнала), означающий фрагментальное представление о мире.

Можно видеть, что Э. Тоффлер не ошибался, применяя такой термин, так на текущий момент большое количество развлекательной информации представляется в виде кратких выжимок основных событий при этом, чаще всего, в виде визуальной информации, что увеличивает её различимость и «усваиваемость», таким образом происходит изменение в мышлении людей в сторону быстрых реакции и обработки информации, способности решать несколько задач одновременно. Недостатком такого способа мышления является снижение концентрации внимания и снижение восприятия однотипной, монотонной информации.

Таким образом современный человек обладает большим количеством информации на достаточно поверхностном уровне, так как «блип-культура» не подразумевает передачу большого количества информации, которая бы могла раскрыть все тонкости присущие информации из сферы культуры.

Кроме того, стоит отметить, что культура является очень гибкой и находится в постоянном развитии, поэтому сложно говорить о культуре как о чем-то однородном и можно выделить только некоторые её свойства того или иного периода.

3.2. Проблемы нового общества

Проблемы современного мира достаточно часто обсуждаются различными средствами массовой информации и включают в себя: проблемы с экологической обстановкой, активисты разных стран часто призывают лидеров государств принять радикальные меры по устранению экологических катастроф, это, пожалуй, наиболее популярная на сегодняшний день проблема, большая часть медийного пространства занята обсуждением конфликтных ситуаций между государствами, сюда же относится и экономическое неравенство между развитыми странами и странами «третьего мира», проблем мирового масштаба большое множество. Иные проблемы возникают при переходе к «информационному обществу» — именно к идеализированному, которое понимается авторами самой концепции. Также остаётся открытым вопрос перестройки сознания людей для нового типа мышления, который упоминался ранее.

Касательно проблем «информационного общества».

Серьёзную опасность и таким образом проблему представляет возможность полной «роботизации» человека в его трудовой деятельности. Данную проблему поднимает Мартин Форд в своей работе «Роботы наступают. Развитие технологий и будущее без работы». Так Мартин Форд приводит существующие уже сегодня примеры замены человеческого труда машинами, вот один из них: «Основатели стартапа Momentum Machines, Inc. из Сан-Франциско решили добиться полной автоматизации процесса приготовления гамбургеров для гурманов» [13, стр. 33]. Таким образом, поставив под угрозу рабочие места, которые связаны со сферой услуг, а это огромное количество низкоквалифицированных рабочих мест. Стоит упомянуть быстрое развитие технологий беспилотного управление автотранспортом и какой ажиотаж вызывает данная технология, несмотря на то, что в случае внедрения под угрозой окажутся рабочие места, связанные с нефтедобывающей промышленностью.

Казалось бы, что пережить этот опыт предстоит только профессиям, которые заняты непосредственно решением рутинных задач, однако и это убеждение в скором времени будет подвергнуто критике, так как с каждым днём технологии становятся всё более «интеллектуальными» и учатся выполнять всё более и более сложные задачи. Такие тренды могут привести к тому, что экономика дойдёт до рубежа, когда количество создаваемых рабочих мест будет всегда меньше величины необходимой для обеспечения полной занятости.

Многие утверждают, что новые технологии не впервые совершают переворот в сфере экономики и каждый раз «морально устаревшие» рабочие места заменяются новыми, которые появляются вместе с новой экономикой, развитой в результате освоения новых технологий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информация является ценным ресурсом и представляет с собой сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах независимо от формы их представлений.

Усовершенствование способов хранения и обработки информации стали определяющими факторами в истории развитии человечества, приводя к информационным революциям.

Информационная революция — «взрывной процесс создания и распространения новейших информационных технологий для наиболее продуктивного производства, рациональной организации и эффективного использования информации, предопределившей переход от постиндустриального к информационному обществу» [5].

 Считается, что уже произошла четвертая информационная революция, которая связана с бурным развитием технологий и их внедрением в человеческую деятельность. Всё это приводит к смещению акцента с материального производства на информационную сферу, тем самым происходит переход от индустриального общества к информационному.

Информационное общество — это общество, в котором информация становится самым требуемым в обществе ресурсом, отчего возникают изменения в труде, культуре и даже мышлении человека.

Такие радикальные изменения не могут иметь нейтральный эффект. С одной стороны, в силу доступности информации растут такие параметры как уровень образования, интеллектуальности, осведомлённости об политической и экономической ситуации не только в регионе проживания, но и во всём мире. Всё это положительно влияет на уровень жизни людей, непосредственно связанных с информацией.

С другой стороны, перекос в сторону информационных технологий приводит к ещё более большому разрыву между странами с разной степенью информатизации, что оказывает негативное влияние на социально-экономические показатели стран с низкой степенью информатизации.

В информационном обществе наивысшим приоритетом обладает информация и на сегодняшний день для получения информации в мире больше не требуется прямое общение между людьми, это приводит к тому, что человек может больше изолироваться от общества и стать более подверженным иллюзии независимости от него.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: