План-конспект урока по Истории России

МБОУ г. Мурманска гимназия №3.

Класс: 8 «Б».

Дата: 12.03.2020.

Тема урока: Россия в системе международных отношений

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: Создать условия для формирования представлений о месте и роли России в системе международных отношений в середине XVIII в.

Предметные результаты (Образовательные и развивающие задачи).

Ученик будет знать и понимать:

– Какие международные отношения складывались у России с основными европейскими странами;

– Основные события и процессы середины XVIII в., которые происходили в Европе, и их даты;

– Расположение сил в Европе по карте в середине XVIII в.;

– Определять основные термины: конвенция;

– Знать основных деятелей и личностей: Фридрих II, Елизавета Петровна, Петр III, Людовик XV, Георг III,

Ученик научится:

– Показывать на карте основные европейские страны, а также показывать территории наиболее напряженных конфликтов России с соседями;

– Систематизировать информацию об основных отношениях России с европейскими странами;

– Характеризовать деятельность правителей Европы и России, давать ей оценку, определять её историческое значение;

– Извлекать информацию из исторической карты;

– Давать историческую оценку роли России в системе международных отношений.

Личностные результаты:

– расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении.;

– понимание роли морального сознания в личностном выборе, его влияния на поступки и образ жизни;

– соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами;

– эмпатия и сопереживание судьбам исторических личностей.

Метапредметные результаты:

Познавательные –

* анализировать факты и ситуации, выделять существенные черты, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между явлениями;

* определять понятия и давать им разъяснение;

* извлекать информацию из разных источников и переводить ее в новые знаковые системы (схемы, планы, таблицы, диаграммы);

* делать и обосновывать выводы; определять и аргументировать личную позицию.

Коммуникативные –

* Излагать суждения, обмениваться мнениями, слушать друг друга

Регулятивные –

* Определять и формулировать цель изучения материала,

* организовывать свою учебную деятельность;

* соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Оборудование (ресурсное оснащение) урока:

– учебник: История России. 8 класс / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И. В. Курукин, А.Я. Токарева; под ред. Торкунова. – М.: Просвещение, 2019 г. § 17.

– атлас: История России. 8 класс / И.В.Курукин, 2018.

Методы и формы обучения:

- Словесный метод: аналитическая беседа, объяснение, проблемное изложение.

- Частично поисковой метод: эвристическая беседа.

Основные термины: конвенция.

 План урока:

1. Изменение международных отношений в середине XVIII в.

2. Международные отношения России с европейскими странами

Этапы урока Деятельность учителя и организация деятельности учащихся Примечания
1.       Организационный момент Заранее до урока вывешивается карта посвященная международной обстановке в Европе в середине XVIII в. Ученики приветствуют преподавателя.  
2.       Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сегодня наша цель с вами, выяснить, какое место занимала Россия в международных отношениях в середине XVIII в., и как с какими странами складывались отношения. Наши задачи это: 1. Дать общую характеристику изменений международных отношений в середине XVIII в. 2. Дать характеристику взаимоотношений с основными европейскими странами (Франция, Великобритания, Австрия, Пруссия, Швеция, Речь Посполитая и Османская Империя с Крымом). В течении урока мы с вами разберемся: какое место занимала Россия в системе международных отношений к середине ХVIII в.? Как строились отношения России с крупными европейскими государствами в середине XVIII в.? Отношения с какими странами Европы и Азии следует рассматривать в первую очередь?  
3.       Актуализация знаний. Учащимся дается самостоятельная работа по блоку тем посвященным революциям в Европе. Данная работа дается на 15 минут урок. Затем у учащихся спрашивается: Какие важные события происходили в Европе в середине XVIII в.? Определите на карте территории, являвшиеся в тот период зоной наиболее напряжённых конфликтов России с соседями. Изменялось ли положение России в мире в течение первой половины ХVIII в.? Действительно ли в годы Северной войны Россия стала великой европейской державой? Выделите важнейшие события, связанные с отношениями России с Турцией, Крымом в XVII в.  
4.       Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания (по каждому изучаемому вопросу плана урока) 1 вопрос. Изменение международных отношений в середине XVIII в. Учитель раскрывает, какие важные изменения происходят на международной арене. Раскрывается то, что острые противоречия переносятся вместо франко-австрийских на англо-французские. В данном вопросе учитель раскрывает, в чем особенность противоречий и куда смещается вектор европейской политики, а также кто являлся союзниками Англии, а кто Франции 2 вопрос. Международные отношения России с европейскими странами Учащимся предлагать в течение урока заполнять таблицу, состоящую из двух граф.
Государство Отношения России с этими государствами

 

В данную таблицу заносится, какие основные процессы протекали в отношениях России с определенной страной, как они менялись, и основные события, договора или войны, которые заключались или проводились в это время с датами.

Также после обсуждения каждой страны, ученик на карте показывает страну, а также на какой территории происходили конфликты и напряженные отношения с Россией.

 
6.       Первичное закрепление. Перечислите основные события, характеризующие отношения России и Франции до начала Семилетней войны. Назовите основные причины складывания союза России и Франции? В чём состояли, по вашему мнению, главные причины ослабления Речи Посполитой? Охарактеризуйте позицию, которую занимала Турция в отношениях с Россией. Какие товары везли из России в Англию и наоборот? Почему Пруссия стала сильным европейским государством? Какие существенные противоречия предопределяли конфликт Австрии и России, несмотря на временные союзы? Причины столкновения России и Пруссии? Какие цели преследовала Швеция?  
7.       Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. К началу 1760-х гг. роль России в Европе возросла». Оцените результаты проводимой внешней политики. Удалось ли решить важнейшие её задачи? Аргументируйте ответ.  
8.       Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. §17. Доделать таблицу. Доклад по Екатерине II.    
9.       Рефлексия (подведение итогов занятия) Большое спасибо за урок. Сегодня мы изучили с вами тему «Россия в системе международных отношений». А теперь давайте попробуем вместе с вами оценить вашу работу на уроке и определить самого активного ученика.  

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: