МБОУ г. Мурманска гимназия №3.
Класс: 8 «Б».
Дата: 12.03.2020.
Тема урока: Россия в системе международных отношений
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: Создать условия для формирования представлений о месте и роли России в системе международных отношений в середине XVIII в.
Предметные результаты (Образовательные и развивающие задачи).
Ученик будет знать и понимать:
– Какие международные отношения складывались у России с основными европейскими странами;
– Основные события и процессы середины XVIII в., которые происходили в Европе, и их даты;
– Расположение сил в Европе по карте в середине XVIII в.;
– Определять основные термины: конвенция;
– Знать основных деятелей и личностей: Фридрих II, Елизавета Петровна, Петр III, Людовик XV, Георг III,
Ученик научится:
– Показывать на карте основные европейские страны, а также показывать территории наиболее напряженных конфликтов России с соседями;
– Систематизировать информацию об основных отношениях России с европейскими странами;
|
|
– Характеризовать деятельность правителей Европы и России, давать ей оценку, определять её историческое значение;
– Извлекать информацию из исторической карты;
– Давать историческую оценку роли России в системе международных отношений.
Личностные результаты:
– расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении.;
– понимание роли морального сознания в личностном выборе, его влияния на поступки и образ жизни;
– соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами;
– эмпатия и сопереживание судьбам исторических личностей.
Метапредметные результаты:
Познавательные –
* анализировать факты и ситуации, выделять существенные черты, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между явлениями;
* определять понятия и давать им разъяснение;
* извлекать информацию из разных источников и переводить ее в новые знаковые системы (схемы, планы, таблицы, диаграммы);
* делать и обосновывать выводы; определять и аргументировать личную позицию.
Коммуникативные –
* Излагать суждения, обмениваться мнениями, слушать друг друга
Регулятивные –
* Определять и формулировать цель изучения материала,
* организовывать свою учебную деятельность;
* соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Оборудование (ресурсное оснащение) урока:
– учебник: История России. 8 класс / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И. В. Курукин, А.Я. Токарева; под ред. Торкунова. – М.: Просвещение, 2019 г. § 17.
– атлас: История России. 8 класс / И.В.Курукин, 2018.
Методы и формы обучения:
|
|
- Словесный метод: аналитическая беседа, объяснение, проблемное изложение.
- Частично поисковой метод: эвристическая беседа.
Основные термины: конвенция.
План урока:
1. Изменение международных отношений в середине XVIII в.
2. Международные отношения России с европейскими странами
Этапы урока | Деятельность учителя и организация деятельности учащихся | Примечания | ||
1. Организационный момент | Заранее до урока вывешивается карта посвященная международной обстановке в Европе в середине XVIII в. Ученики приветствуют преподавателя. | |||
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Сегодня наша цель с вами, выяснить, какое место занимала Россия в международных отношениях в середине XVIII в., и как с какими странами складывались отношения. Наши задачи это: 1. Дать общую характеристику изменений международных отношений в середине XVIII в. 2. Дать характеристику взаимоотношений с основными европейскими странами (Франция, Великобритания, Австрия, Пруссия, Швеция, Речь Посполитая и Османская Империя с Крымом). В течении урока мы с вами разберемся: какое место занимала Россия в системе международных отношений к середине ХVIII в.? Как строились отношения России с крупными европейскими государствами в середине XVIII в.? Отношения с какими странами Европы и Азии следует рассматривать в первую очередь? | |||
3. Актуализация знаний. | Учащимся дается самостоятельная работа по блоку тем посвященным революциям в Европе. Данная работа дается на 15 минут урок. Затем у учащихся спрашивается: Какие важные события происходили в Европе в середине XVIII в.? Определите на карте территории, являвшиеся в тот период зоной наиболее напряжённых конфликтов России с соседями. Изменялось ли положение России в мире в течение первой половины ХVIII в.? Действительно ли в годы Северной войны Россия стала великой европейской державой? Выделите важнейшие события, связанные с отношениями России с Турцией, Крымом в XVII в. | |||
4. Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания (по каждому изучаемому вопросу плана урока) | 1 вопрос. Изменение международных отношений в середине XVIII в.
Учитель раскрывает, какие важные изменения происходят на международной арене. Раскрывается то, что острые противоречия переносятся вместо франко-австрийских на англо-французские.
В данном вопросе учитель раскрывает, в чем особенность противоречий и куда смещается вектор европейской политики, а также кто являлся союзниками Англии, а кто Франции
2 вопрос. Международные отношения России с европейскими странами
Учащимся предлагать в течение урока заполнять таблицу, состоящую из двух граф.
В данную таблицу заносится, какие основные процессы протекали в отношениях России с определенной страной, как они менялись, и основные события, договора или войны, которые заключались или проводились в это время с датами. Также после обсуждения каждой страны, ученик на карте показывает страну, а также на какой территории происходили конфликты и напряженные отношения с Россией. | |||
6. Первичное закрепление. | Перечислите основные события, характеризующие отношения России и Франции до начала Семилетней войны. Назовите основные причины складывания союза России и Франции? В чём состояли, по вашему мнению, главные причины ослабления Речи Посполитой? Охарактеризуйте позицию, которую занимала Турция в отношениях с Россией. Какие товары везли из России в Англию и наоборот? Почему Пруссия стала сильным европейским государством? Какие существенные противоречия предопределяли конфликт Австрии и России, несмотря на временные союзы? Причины столкновения России и Пруссии? Какие цели преследовала Швеция? | |||
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | К началу 1760-х гг. роль России в Европе возросла». Оцените результаты проводимой внешней политики. Удалось ли решить важнейшие её задачи? Аргументируйте ответ. | |||
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | §17. Доделать таблицу. Доклад по Екатерине II. | |||
9. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Большое спасибо за урок. Сегодня мы изучили с вами тему «Россия в системе международных отношений». А теперь давайте попробуем вместе с вами оценить вашу работу на уроке и определить самого активного ученика. |
|
|