Кое-что из автобиографии

Родился я 30 сентября 1912 г. в д. Наговицыно, что в 6-7 км от д.Тольён.

В 1920 г.мой отец (крестьянин) привёз меня в Тольён и я стал учеником I-го класса Вашей школы. После нашего Наговицыно Тольён мне показался очень большим и скучным, так как все мри друзья остались в Наговицыно. Жил я на квартире у дяди Васи, недалеко от школы у проулка, что ведёт к р.Чепца. До сих пор помню, что встречен я был не очень любезно и при возвращении из школы в первые 3-4 месяца меня часто поколачивали как «чужестранца». Но вскоре я подружился с Федей Каракуловым,  и он стал моим хорошим другом и защитником. И всё же я очень скучал по своей деревне, забирался на крышу и глядя на свой перелесок (он был хорошо виден) плакал горькими слезами.

Известно, что человек привыкает к любым трудностям. Так и для меня эта первая разлука со своими родителями, братьями и сёстрами явилась хорошей тренировочной школой для дальнейшей жизни.

Моей первой учительницей была Людмила Васильевна Белослудцева. Ей я и обязан тому, что она так умело, привила мне любовь к учёбе, к знаниям. По её рекомендации я самостоятельно прочитал во 2 классе первую в своей жизни книгу Клавдии Лукашевич «Первые сапоги и сам заработал». Книга эта произвела на меня неизгладимое впечатление. Моими внеклассными воспитателями и наставниками были София Григорьевна, Александра Савельевна Басовы и Феодосия Денисовна Скобкарёва (в последствии Городилова), у которой я и жил 2 зимы. Моими друзьями, кроме Феди Каракулова, были Игорь и Зина Басовы. О Тольёнской школе у меня в памяти остались очень хорошие воспоминания. Закончив 2 – ой класс Тольёнской школы, я перебрался в Дебёсы и учился там в 3 и 4 классах. Ко времени окончания 4 класса (1924г.) у моих родителей было 5 чел. детей, из них я самый старший. Жить было трудно и на семейном совете было решено на этом мою учебу закончить, тем более что отец мой учился только 2 года, мать совсем неграмотная, а я уже проучился 4 года. Видимо мои хорошие отметки в школе, советы Скобкаревой и Басовой и мои настойчивые просьбы, повлияли на отца и он согласился отпустить меня “за три девять земель” в г. Глазов на подготовительное отделение Педагогического техникума. В то время учащимся техникума

выплачивалась небольшая стипендия, и это было главным доводом поступления в Педтехникум. Проучился я в техникуме, с осени 1924 г. до февраля 1930 года. Учился хорошо, но жить было тяжело. Получаемой стипендии — б р. 50 к. в месяц — хватало только на завтраки и обеды. (Деньги сдавали в столовую). На ужины и одежду приходилось зарабатывать (разгрузка ж.д. вагонов, пилка и колка дров и т.д.)

Окончив Педтехникум получил назначение в с.Зюзино Дебёсского р-на и начал работать учителем в 4 классе. И здесь со мной произошел забавный (а по моим тогдашним понятиям очень неприятный) случай, который не пошел на пользу моей педагогической деятельности. Должен сказать, что на подготовительное отделение техникума принимали с 13 лет, а мне было только 12 и я добавил себе I год и техникум кончил в 17,5 лет. Прямо скажем — учитель весьма не солидный, да к тому же еще очень худенький и маленький ростом. Так вот стоим мы у доски с учеником второгодником, входит в класс отец одного из учеников, смотрит на нас двоих и спрашивает: “А кто из Вас будет учителем”? Класс замер, а я покраснел до пяток и готов был провалиться сквозь землю.

  Через месяц после этого случая я добился перевода меня в другую школу. Переехал в с.Большая Чепца и начал учить переростков, т.е. детей, которым было по I2—I5 лет, но по ряду причин они не могли начать учиться в 8 лет и мы с ними занимались по программе 3—4 классов. С ними я хорошо подружился и с удовольствием играл в лапту, но случая в Зюзино забыть не мог и распустив свою школу с единственным классом, убыл на летние каникулы. После каникул в школу уже не прибыл...

Во мне снова вспыхнула моя страсть и любовь к радио— технике, которая в то время только—только начинала развиваться, как космонавтика в наши дни. А любовь эта к радио— технике мне была привита в кружке радиолюбителей в техникуме преподавателем Блиновым. Здесь же я и получил первые знания и сам сделал детекторный приемник. Привез его в свою деревню, сделал антенну и заставил говорить. И я стал «героем» в масштабе всей своей деревни.

   Так вот это, в начале детское, увлечение радиотехникой переросло в дальнейшем в серьезное стремление стать радио— инженером, но до диплома инженера было еще очень далеко, а путь к нему не так прост, и поэтому с осени 1930 г. до осени 1931 г. я усиленно занимаюсь практической радиотехникой. 29, 30 и З годы — это бурные годы коллективизации сельского хозяйства. Создается новая жизнь, нужно срочно поднимать и культуру сел и деревень...

   С утра до вечера я лажу по столбам и тяну провода радиолиний, устанавливаю розетки и репродукторы и с величайшим удовольствием объявляю через микрофон: “Товарищи колхозники! Строительство колхозного радиоузла закончено и теперь Вы каждый вечер будете слушать радиопередачи из Москвы”. Итак незаметно прошло больше года любимой работы по радиофикации колхозов Граховского района УАССР. Первой в Граховском районе была радиофицирована коммуна “Равенство”

(6.II.I93О г.)

Осень 19ЗI г. У меня на руках комсомольская путевка —и в ней сказано: “Рекомендуется в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии по Ворошиловскому набору”. Не направляется, а рекомендуется, потому, что тогда призывали с 22 лет, а мне было 19.

12 октября распрощался с г.Ижевском и 15 октября уже был в военной форме с надписью на петлицах: 3СП МПСД – что означало – 3 стрелковый полк Московской пролетарской стрелковой дивизии.

Итак уехав впервые 8-летним мальчиком из своей деревни за 7 км. в Тольён, в 19 лет я уже оказался далеко за пределами родной Удмуртии…

Первое время мне тяжело служить, мне очень жаль оставленную радиотехнику, я скучаю по родным краям, по рыбалке на Чепце у большого вяза…

Прошёл год, я сдал экзамен на командира взвода (уже в Калуге) и собираюсь домой, но приходит приказ и меня без моего согласия зачисляют в кадры РККА. Моя новая военная специальность-пиротехника (в гражданском мире – это фейерверки и салюты, а в военном – пороха и снаряды). Служу, работаю, но пиротехнику не люблю.

Осень 1934 г. – Прыгаю до потолка! Сдал экзамены и зачислен слушателем Военной академии на радиотехнический факультет г. Ленинград. Впереди 5 лет учёбы. Почти каждое лето приезжаю в свою деревню.

Весна 1939 г. - вот он в моих руках долгожданный диплом радиоинженера, а вместе с ним и любимая работа.

Таков мой путь, дорогие ребята, от ученика Вашей школы до инженера.

Мне остаётся лишь добавить, что я не просто инженер, а военный инженер и после 1939 года прошло ещё не много, не мало, а 28 лет. И все эти 28 лет я неразрывно связан с нашей Советской Армией.

  Ну, а так как я военный, то мне, естественно, и полагалось быть на войне и защищать в меру моих сил и возможностей нашу Великую Родину. (Я участник войны с Финляндией и Великой Отечественной Войны).

Начав службу рядовым красноармейцем в 1939, к 1958 году стал генерал-майором инженерно-технической службы.

Был, как и Вы, пионером (с 1925г.), был комсомольцем и с 1941г. член КПСС.

  Последний раз был в родной деревне зимой 1963г., ездил в Дебёсы на могилу отца.

Сейчас живу и работаю в Москве, в области радиолокации и ракетной техники, но по родным лугам и лесам всё равно скучаю. Есть такая поговорка: «Где человеку пуп резали, его всегда туда тянет» - вот так и со мной происходит…

 

Ученик Тольёнской школы –

Генерал-майор ИТС -                                                             Ф. Городилов.

«14» апреля 1967 г.

г.Москва.   

                    


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: