В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года, №273-ФЗ впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования.
Проблемами психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР занимаются такие психологи, как М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, Л.Б. Баряева, Е.А. Стребелева, С.Д. Забрамная, Л.М. Шипицына, Е.А. Екжанова и др.
Инклюзивное образование ребенка с ЗПР в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:
- сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека;
- следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути;
- сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности;
- ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы;
- использование научно обоснованных в педагогической практике технологий и методик;
- организация совместной деятельности различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, администрации и др.;
- использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе.
Цель инклюзивного обучения детей с ОВЗ (ЗПР) в дошкольной образовательной организации - создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей, обеспечение нормального развития ребенка, помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.
Ключевыми направлениями психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в ДОУ являются: диагностическое, коррекционное и развивающее. Также, психолого-педагогическое сопровождение включает в себя профилактическую и консультативную работу с педагогами и родителями, воспитывающих детей данной категории. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей с ОВЗ полиморфна (многообразна) и разнородна по составу.
В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ особая роль принадлежит дефектологу. Говоря о работе дефектолога, имеем в виду не просто психолого-педагогическую помощь, поддержку детей, испытывающих трудности в обучении. А говорим именно о педагогическом сопровождении детей на всех этапах обучения как о сложном процессе взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребенка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные аспекты, готовность к школьному обучению.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы дефектолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются: развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций, развитие речи, формирование учебных навыков.
В системе педагогической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.
Система комплексного сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.
Основные этапы индивидуального сопровождения:
1)сбор информации о ребенке;
2)анализ полученной информации;
3)совместная выработка рекомендаций;
4)консультирование всех участников сопровождения;
5)решение проблем;
6)анализ выполненных рекомендаций;
7)дальнейший прогноз развития ребенка.
Осуществление инклюзии для детей с ЗПР на этапе дошкольного детства предполагает выполнение определенных условий:
· Обязательное наличие индивидуальной коррекционно-развивающей и
образовательно-воспитательной программы для ребёнка с ЗПР;
· Необходимость создания адекватной возможностям ребёнка охранительно-
педагогической и предметно-развивающей среды;
· Наличие специальной образовательной помощи, осуществляемой командой
сотрудников при ведущей роли педагога-дефектолога;
· Чёткое разделение функционала всех специалистов, вовлечённых в
Инклюзивное образование;
· Обучение родителей навыкам стимулирующего общения с собственным
ребёнком;
· Психолого-педагогическое сопровождение нормально развивающихся
дошкольников, вовлечённых в инклюзивное обучение.
Формы инклюзивного обучения в дошкольном возрасте – это группы кратковременного пребывания, комбинированные группы.
Поскольку в группы принимаются дети с различной структурой дефекта, при организации групповых занятий необходима одновременная, совместная работа 2–3 педагогов, осуществляющих обучение детей разным видам деятельности и обеспечивающих их сопровождение в процессе воспитания и обучения с учетом различий в тяжести имеющихся нарушений. Как показывает практика, это воспитатель, дефектолог, учитель-логопед или педагог-психолог.
При этом важно учитывать, что гибкое сочетание индивидуальных и групповых занятий позволяет ребёнку с ЗПР выработать разные стратегии поведения в процессе общения и различных видах детской деятельности.
Модели инклюзии для детей с ЗПР: постоянная, временная, частичная.