Задачи и направления психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР дошкольного возраста

В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года, №273-ФЗ впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования.

Проблемами психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР занимаются такие психологи, как М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, Л.Б. Баряева, Е.А. Стребелева, С.Д. Забрамная, Л.М. Шипицына, Е.А. Екжанова  и др.

Инклюзивное образование ребенка с ЗПР в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:

- сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека;

- следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути;

- сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности;

- ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы;

- использование научно обоснованных в педагогической практике технологий и методик;

- организация совместной деятельности различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, администрации и др.;

- использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе.

Цель инклюзивного обучения детей с ОВЗ (ЗПР) в дошкольной образовательной организации - создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей,  обеспечение нормального развития ребенка, помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.

Ключевыми направлениями психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в ДОУ являются: диагностическое, коррекционное и развивающее. Также, психолого-педагогическое сопровождение включает в себя профилактическую и консультативную работу с педагогами и родителями, воспитывающих детей данной категории. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей с ОВЗ полиморфна (многообразна) и разнородна по составу.

В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ особая роль принадлежит дефектологу. Говоря о работе дефектолога, имеем в виду не просто психолого-педагогическую помощь, поддержку детей, испытывающих трудности в обучении. А говорим именно о педагогическом сопровождении детей на всех этапах обучения как о сложном процессе взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребенка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные аспекты, готовность к школьному обучению.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы дефектолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются: развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций, развитие речи, формирование учебных навыков.

В системе педагогической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.

Система комплексного сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.

Основные этапы индивидуального сопровождения:

1)сбор информации о ребенке;

2)анализ полученной информации;

3)совместная выработка рекомендаций;

4)консультирование всех участников сопровождения;

5)решение проблем;

6)анализ выполненных рекомендаций;

7)дальнейший прогноз развития ребенка.

Осуществление инклюзии для детей с ЗПР на этапе дошкольного детства предполагает выполнение определенных условий:

· Обязательное наличие индивидуальной коррекционно-развивающей и

образовательно-воспитательной программы для ребёнка с ЗПР;

· Необходимость создания адекватной возможностям ребёнка охранительно-

педагогической и предметно-развивающей среды;

· Наличие специальной образовательной помощи, осуществляемой командой

сотрудников при ведущей роли педагога-дефектолога;

· Чёткое разделение функционала всех специалистов, вовлечённых в

Инклюзивное образование;

· Обучение родителей навыкам стимулирующего общения с собственным

ребёнком;

· Психолого-педагогическое сопровождение нормально развивающихся

дошкольников, вовлечённых в  инклюзивное обучение.

Формы инклюзивного обучения в дошкольном возрасте – это группы кратковременного пребывания, комбинированные группы.

Поскольку в группы принимаются дети с различной структурой дефекта, при организации групповых занятий необходима одновременная, совместная работа 2–3 педагогов, осуществляющих обучение детей разным видам деятельности и обеспечивающих их сопровождение в процессе воспитания и обучения с учетом различий в тяжести имеющихся нарушений. Как показывает практика, это воспитатель, дефектолог, учитель-логопед или педагог-психолог.

    При этом важно учитывать, что гибкое сочетание индивидуальных и групповых занятий позволяет ребёнку с ЗПР выработать разные стратегии поведения в процессе общения и различных видах детской деятельности.

    Модели инклюзии для детей с ЗПР: постоянная, временная, частичная. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: