Рублёв Андрей около 1360 - 1428

История искусств 2 «Б»

Тема: Андрей Рублев

 

Рублёв Андрей около 1360 - 1428

Один из самых известных русских иконописцев московской школы, книжной и монументальной живописи XV века. Истории известно немного фактов из биографии Андрея Рублёва. Например, данных о его рождении и происхождении практически не сохранилось. Предположительно, родился он в 1360 году, и считается, что предки иконописца были мастеровыми. К сожалению, мы не знаем и первоначального имени художника. Имя Андрей он получил после монашеского пострига в монастыре на берегу реки Яузы. Сегодня этот монастырь известен как Андроников. На одной из сохранившихся икон различима надпись: «Андрей Иванов сын Рублёв». В результате ученые сошлись во мнении, что отчество Андрея – Иванович. Первое письменное упоминание об Андрее Рублёве относится к 1405 году. Именно тогда летопись сообщает, что чернец Рублёв, Феофан Грек (прибывший из Кафы) и Прохор-старец расписали Благовещенский собор Московского Кремля. Совместная работа с Феофаном Греком была прекрасной школой и высокой честью для молодого автора. Тем не менее, взяв у Феофана Грека лучшее из техники, Рублёв создал собственный стиль иконописи, в котором нет драматизма и суровости. Его иконы написаны в спокойной манере, наполнены ясностью и гармонией. К сожалению, роспись Благовещенского собора до наших дней не сохранилась, но в иконостасе осталось семь икон, которые специалисты относят к творчеству Андрея Рублёва. В начале XV века он со своим товарищем Даниилом Чёрным приступил к росписи Успенского собора под Звенигородом. Его кисти принадлежат, предположительно, изображения двух святых – Флора и Лавра, но и во всей росписи ощущается присутствие Рублёва. В это время Андрей Рублёв трудился над иллюстрациями к Евангелию Хитрову. Здесь также ярко прослеживаются традиции иконописи, выработанные художником, в перекличке с византийскими традициями. Только, в отличие от изображений авторства греков, рублёвские изображения наполнены духовным спокойствием, углубленностью в духовную жизнь. В 1408 году появилось второе упоминание о работе мастера. Рублёв вновь работал с Даниилом Чёрным. Они расписали Владимирский Успенский собор, который был построен еще до монголо-татарского нашествия. В западной части храма и на его сводах разместили мастера свои фрески Страшного суда. Многие исследователи сходятся во мнении, что кисти мастера принадлежит «Владимирская Богоматерь». После этого почти двадцать лет не было никаких сообщений об иконописце. Предполагается, что он находился в Андрониковом монастыре. И только в 1422 году Андрея Рублёва приглашают в Троице-Сергиевский монастырь, который начинает восстанавливаться. Над усыпальницей Сергия Радонежского вместо сгоревшего деревянного был возведен храм из камня. Этот храм и расписывал Андрей Рублёв. В Троицком соборе мастер создал икону, которая до сегодняшнего дня поражает совершенством композиции. Многие искусствоведы называют ее шедевром и вершиной творчества Рублёва: это «Святая Троица». Скончался иконописец осенью 1428 года, во время бушевавшей в Москве эпидемии чумы. Лучшие иконы, которые признаны работами Андрея Рублёва, – «Спас», «Апостол Павел» и «Архангел Гавриил», относящиеся к Звенигородскому чину, – хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Есть еще несколько икон и фресок, которые приписываются Рублёву, но исследователи называют их работами артели или современников Рублёва, творивших в его стиле.

«Троица», «Живоначальная Троица», или «Гостеприимство Авраама»

Эта икона сейчас выставлена в Третьяковской галерее. Она была написана в 20-е годы 15 века. Жизнь Рублева мифологизирована, авторство большинства его икон не доказано, но «Троица», несомненно, принадлежит ему.

В центре иконы – три ангела, они сидят за столом, а за их спинами гора, дерево и дом. Сюжет взят из Библии. Три ангела означают святую Троицу: Отца, Сына и Святого духа. Чаша на столе - символ мудрости и жизни. По некоторым версиям, на иконе изображен святой Грааль. Иисус пил из нее на Тайной вечери, после которой его предал ученик Иуда.

Многие пытались найти Грааль. Считается, что если человек попьет воды из этой чаши, ему гарантирована вечная жизнь.

«Спас», или «Спас Вседержитель», «Звенигородский Спас».

«Спас»

Эту икону нашли в 1918 году в Успенском монастыре в Звенигороде в самом неподходящем месте – в сарае под кучей дров. Она также «прописана» в хранилище Третьяковки. «Спас» был написан в начале 15 века, около 1410 года.

К сожалению, икона сохранилась плохо. Уцелела только середина полотна с ликом Иисуса Христа. То, что было по бокам и составляло композицию иконы – уже не узнать. Кстати, исследователи считают, что Рублев намеренно придал Христу русские черты лица, хотя ранее его изображали по византийскому канону, греческому.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: