Развитие индустрии туризма в XIX в

Предпосылки возникновения туризма. В XIX в. начинает бурно развиваться транспорт. Радикальные изменения в транспортном сообщении были связаны с изобретением парохода в 1807 г., паровоза в 1804 г. Более революционное значение для становления туризма сыграло появление железных дорог. Первая железная дорога появилась в Британии (1825). С этого времени началось крупномасштабное железнодорожное строительство во всех частях планеты. С 1838 г., т.е. с того времени, когда английский парламент разрешил перевозку почты по железной дороге, закончилась каретная эра. Паровоз обладал удивительной по тем временам скоростью и комфортом, что сочеталось с невысокой стоимостью и относительной безопасностью.

Первые маршруты железнодорожного транспорта были ориентированы на потребности коммерции и связывали между собой крупные промышленные центры. Однако довольно быстро появились маршруты, рассчитанные на отдыхающих, отправляющихся на известные морские курорты.

Техническое переоснащение коснулось и такого вида транспорта, как

пароходы. Пассажирские суда становятся достаточно комфортабельными, и с

середины XIX в. начинается эра морского туризма.

К середине XIX в. на смену дилижансам и каретам приходят новые виды

транспорта. С 1830 г. В Англии появляются первые автобусы – омнибусы, приводящиеся в движение паровым двигателем. Постепенно их слабомощного и маломестного транспортного средства автобусы превращаются в общедоступный городской транспорт, используемый также и при междугородних перевозках.

«Транспортная революция», сопровождавшаяся повышением качества обслуживания пассажиров в сочетании с удешевлением стоимости поездки, способствовала существенному увеличению транспортных потоков. Повышенная мобильность населения порождала потребность в совершенствовании системы гостеприимства. Небольшие пансионы не могли справиться с возрастающим потоком путешественников.

В европейских центрах начинают создаваться предприятия по обслуживанию временных посетителей – гостиницы.

Значительный прорыв был совершен в ресторанном бизнесе. Существующая система была рассчитана на взыскательную и состоятельную публику. Концепция ресторана процветала в Европе. Европейские рестораны предлагали изысканную кухню и отличались высоким сервисом, особенно в Англии. Европейские рестораны перестают быть местом сбора чисто мужских компаний. Их охотно посещают представители высших слоев общества.

Значительные успехи совершаются и в системе гостеприимства США. Америка внесла большой вклад в развитие системы фешенебельных отелей. Американцы внесли большой вклад в развитие сети дешевого питания. В эпоху Золотой лихорадки в Калифорнии зародился принцип кафетерия, пользовавший большой популярностью. Для удобства путешественников на вокзалах стали появляться небольшие ресторанчики. Пассажиры железных дорог испытывали проблемы с питанием, т.к. в поездах еще не было вагонов-ресторанов.

Деятельность Тома Кука.

Туризм родился 5 июля 1841 года в Англии. В этот день 570 членов Общества трезвости погрузились в железнодорожные вагоны в Лейстере, чтобы добраться до Лофборо, где проходил квартальный съезд ассоциации трезвенников южных графств. Программа путешествия была насыщенной: трехчасовой митинг, чай и сэндвичи с ветчиной, а также культурно-развлекательная часть — игра в крикет и танцы в городском парке. Все удовольствие, включая транспорт, обошлось по одному шиллингу. Организатором тура стал проповедник Томас Кук (1808-1892).

Потом он организовал еще несколько подобных поездок и к 1845 г. Кук оставил морализаторство и стал организовывать познавательные экскурсии по Англии, Шотландии и Ирландии.

В 1851 году Кук учреждает первое в мире туристическое агентство — Бюро путешествий Thomas Cook & Son. Первой масштабной акцией новоиспеченного бюро стала отправка людей на открывшуюся в Лондоне Торгово-промышленную выставку. Первым заграничным путешествием, организованным бюро Thomas Cook & Son, также стала Всемирная выставка в Париже в 1855 году. Клиентов Кука ожидали заранее забронированные номера в отелях, путеводители с массой полезных советов о том, как вести себя в незнакомом городе.

Куку принадлежит пальма первенства в разработке многих новшеств: он создал первый пакетный тур, который представлял собой комплекс услуг, продаваемых по одной цене. Фирма Кука, вступая в договорные отношения с железнодорожными и пароходными компаниями, гостиницами и ресторанами, заботилась о комплексном обслуживании туристов. С момента возникновения первых туристских бюро путешествия становятся товаром, который покупается за деньги, и люди требуют, чтобы качество соответствовало цене. Кук впервые стал изучать спрос на туристские услуги, заложив основы туристского маркетинга. Понимая необходимость расширения географии путешествий, Кук стал распространять билеты не только в Англии, но и за ее пределами.

Первенство принадлежит фирме Кука и в организации первого кругосветного путешествия. Направления деятельности Кука крайне разнообразны. Популярностью пользуются образовательные и экскурсионные туры. Он продолжает традиции паломнического туризма, отправляет англичан на курорты. Развитие туризма во вот. пол. XIX в. Деятельность туристской фирмы Кука получила широкий резонанс не только в Англии, но и по всей Европе. Несколько позже появляются туристские фирмы и агентства в Германии, Франции, Италии, Швейцарии, России и других странах.

Эстафету Англии в развитии массового туризма перенимает Швейцария.

Деятельность ее многочисленных агентств по распространению специальных  афиш, плакатов, листовок о предлагаемых туруслуг с 80-х гг. XIX в. приобретает панъевропейский характер. В конце же XIX в. создаются многочисленные общества, специализирующиеся на туруслугах и их рекламе. Во всех солидных газетах появляются рубрики о путешествиях и их маршрутах.

Необыкновенной популярностью начинают пользоваться путеводители.

Выпуск путеводителей на поток поставил в начале XIX в. английский издатель Дж. Марри. Но вполне заслуженная слава в этом вопросе пришла немецкому издателю Карлу Бедекеру. К.Бедекер организовал издательскую фирму в 1827 г., где начал выпускать путеводители по английскому образцу. А в 1846 г. его путеводители стали издаваться на основных европейских языках. Качество их было высоким, т.к. для составления путеводителей привлекали различных специалистов: историков, искусствоведов, географов, а также литературоведов

Начинают осваиваться новые виды туристской деятельности. Так появилась идея организации индивидуальных туров. Первые морские круизы появились в середине XIX в. У средних слоев населения начинает пользоваться популярностью летний отдых на дачах.

По-прежнему большой популярностью пользуются курорты. В XIX в. с развитием промышленности, торговли и транспорта начинается интенсивное развитие европейских курортов, которые перестают быть привилегией знати. Это приводит к расширению круга их посетителей за счет представителей буржуазии, крупного чиновничества, интеллигенции. С XIX в европейские курорты приобретают облик не столько лечебных комплексов, сколько место отдыха и туризма. Во второй половине XIX в. приобретает популярность новый вид туризма – горный туризм. в середине 50-х годов XIX в. были организованы Альпийские клубы в Англии и Швейцарии. Швейцарский Альпийский клуб начинает заниматься активной спортивной и исследовательской деятельностью, кроме того, на членские взносы его участников начинают строиться горные хижины и приюты на пути следования альпинистов, осуществляется подготовка инструкторов, проводников горных походов и спасателей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: