Великие реформы 60-х-70-х годов. XIXвека

Считать, что деревня в это время находилась накануне революционного взрыва, нет никаких оснований. Хотя волнения были.

Причины отмены крепостного права:

1. Перемены в общественном сознании. (Не нормально, когда один человек является собственностью другого).

2. Сохранение крепостного права делало невозможным проведение любых других преобразований, а необходимость их была очевидна. Необходимо было преодолеть отставание от стран запада.

3. Финансовые соображения. На продолжении продолжительного времени крестьянин содержал и помещика, и государство. Наступала новая эпоха. Требовались деньги. Государству надоело делиться с помещиками.

Впервые вопрос о том, что крепостное право изменится, был поднял Александром 2 весной 1856 года во время приема в честь представителей дворянства. Лучше отменить крепостное право сверху, чем снизу. Но царь испытывал колебания. Хотели, чтобы дворянство само выступило с инициативой отмены. Тогда бы вся критика остальной части дворянства пошла бы в сторону этого человека. Плюс в деревне желательно было показать, что дворяне не держаться за крепостное право.

В правительство стали поступать проекты дворян. Интересы помещиков Нечерноземья представлял проект Тверского предводителя дворянства Унковского. Предлагал как можно быстрее отменить крепостное право с максимальным выкупом и без переходного периода, чтобы помещики успели организовать предпринимательские хозяйства. Интересы помещиков Черноземья представлял полтавский помещик Позен. Он предлагал сохранить как можно больше земель у помещиков. Интересы помещиков степной зоны представлял самарский помещик Самарин, который предлагал переходный период до 12 лет с сохранением барщины, так как в степи мало рабочих рук

Подготовка была возложена на МВД, в котором была создана группировка во главе с товарищем министра Левшиным, который предлагал сохранить за помещиком все земли, в том числе крестьянские наделы за барщину или оброк, крестьяне сразу получили бы личную свободу

*в 01.1857 был создан секретный комитет во главе с Орловым. В нем заседали крепостники, которые затягивали ход реформы

* в 11.1857 был направлен рескрипт Назимову, в котором Александр призывал создавать местные дворянские комитеты для подготовки реформы => началось гласное обсуждение проекта

*в 02.1858 - секретный комитет переименован в главный во главе с ВК Константином

*летом 1858 после восстаний в Прибалтике стало ясно, что без земли освобождать нельзя

*март 1859 - при ГК создали 2 редакционные комиссии по выработке общего и местного положения. Замом Ростовцева был Н. Милютин. Составила проект без уплаты за личную свободу с землей за выкуп с сохранением общины, но в 1860 году Ростовцев умирает и председателем стал крепостник Панин => проект был изменен в сторону помещиков, но без существенных изменений

*10.1860 - комиссии завершили свою работу, проект поступил в ГК

*в 01.1861 проект поступил в госсовет, где его немного подправили в сторону помещиков

*19.02.1861 Александр подписал манифест

Акты 19 февраля 1861 г. об отмене крепостного права. Законодательство об удельных и государственных крестьян.

Окончательный вариант проекта реформы, претерпевший ряд изменений, был подписан императором 19 февраля 1861 г., а 5 марта были опубликованы важнейшие документы, регламентировавшие проведение реформы: «Манифест» и «Общие положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». В соответствии с этими документами крестьяне получали личную свободу и могли теперь свободно распоряжаться своим имуществом, заниматься торгово-промышленной деятельностью, покупать и продавать недвижимость, поступать на службу, получать образование, вести свои семейные дела. В собственности у помещика оставалась вся земля, но часть ее, обычно сокращенный земельный надел и участок с избой, хозяйственными постройками, огородами и т. п., он был обязан передать крестьянам в пользование. Таким образом, русские крестьяне получили освобождение с землей, однако землей этой они могли пользоваться за определенные фиксированные повинности. Крестьяне не могли отказаться от этих наделов в течение 9 лет. Для полного освобождения они могли выкупить в собственность усадьбу и, по соглашению с помещиком, надел, после чего становились крестьянами-собственниками. До этого времени устанавливалось «временнообязанное положение». Новые размеры наделов и платежей крестьян фиксировались в особых документах, «уставных грамотах», которые составлялись на каждое селение в течение двухлетнего срока. Размеры этих повинностей и надельной земли определялись «Местными положениями». Так, по «Великороссийскому» местному положению территория 35 губерний распределялась на 3 полосы: нечерноземную, черноземную и степную, которые делились на «местности». В первых двух полосах в зависимости от местных условий устанавливались «высший» и «низший» (1/3 «высшего») размеры надела, а в степной полосе — один «указной» надел. Если дореформенные размеры надела превышали «высший», то могли быть произведены отрезки земли, если же надел был меньше «низшего», то помещик должен был либо прирезать землю, либо сократить повинности. Отрезки производились также и в некоторых других случаях, например, когда у владельца в результате наделения крестьян землей оставалось менее 1/3 всей земли имения. Среди отрезанных земель зачастую оказывались наиболее ценные участки (лес, луга, пашня), в некоторых случаях помещики могли требовать переноса на новые места крестьянских усадеб. В

результате пореформенного землеустройства для русской деревни стала характерна чересполосица. Уставные грамоты обычно заключались с общиной, что должно было обеспечить круговую поруку в уплате повинностей. «Временнообязанное положение» крестьян прекращалось после перевода на выкуп, который стал обязательным только через 20 лет (с 1883 г.). Выкуп проводился при содействии правительства. Основой для вычисления выкупных платежей становилась не рыночная цена на землю, а оценка феодальных по своей природе повинностей. При заключении сделки крестьяне выплачивали 20 % суммы, а остальные 80 % платило помещикам государство. Предоставленную государством ссуду крестьяне должны были выплачивать ежегодно в виде выкупных платежей в течение 49 лет, при этом, конечно, учитывались набежавшие проценты. Выкупные платежи тяжелым бременем ложились на крестьянские хозяйства. Стоимость выкупленной земли существенно превышала ее рыночную цену. В ходе выкупной операции правительство постаралось также получить назад огромные суммы, которые были предоставлены помещикам в предреформенные годы под залог земли. Если имение было заложено, то из предоставляемых помещику денег вычиталась сумма долга. Наличными помещики получали только небольшую часть выкупной суммы, на остальную часть выдавались специальные процентные билеты.

«Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли и усадьбы, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика. Дворовые слуги в то время составляли 6,5 % крепостных крестьян. Таким образом, огромное количество крестьян оказалось практически без средств к существованию.

Отмена крепостного права коснулась и удельных крестьян, которые «Положением 26 июня 1863» переводились в разряд крестьян-собственников путём обязательного выкупа на условиях «Положений 19 февраля». Отрезки у них в целом были значительно меньше, чем у помещичьих крестьян. Выкуп земель удельными крестьянами осуществлялся на тех же условиях, что и крепостными. В отличие от помещичьих крестьян, переводившихся на выкуп через 20 лет, удельные крестьяне переводились на выкуп через 2 года.

Законом 24 ноября 1866 началась реформа государственных крестьян. За ними сохранялись все земли, находящиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп. По собственному желанию крестьянин мог либо продолжать платить оброк государству, либо заключить с ним выкупную сделку. В отношении государственных крестьян не было ни отрезков, ни завышенных цен, выкупные платежи за десятину в среднем были в 2-2,5 раза ниже, чем для крепостных крестьян, следовательно, в целом соответствовали рыночным ценам на землю.

Земская и городская реформы. Судебная и военная реформы.

1 января 1864 г. Александр II утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях” — законодательный акт, которым вводилось земство. Надо учитывать, что для страны, большинство населения которой составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры. Причины:

1. Перед страной стояли сложные задачи, решение которых призвано было обеспечить прогресс. Своими силами решить эту проблему гос. аппарат не мог. Требовалось привлечь общество - создать специальные институты.

2. Земская реформа была обусловлена конъюнктурой политической, сложившейся после отмены крепостного права. Дворяне и крестьяне остались недовольны. Дворяне требовали политических компенсаций. Дворянский конституционализм 1861-1862 гг - ряд дворянских собраний выступили с конституционными требованиями. Они требовали создать

представительный орган, подобие парламента, с совещательными функциями. Правящие круги были против создания конституционной монархии. Но пошли навстречу в виде земской реформы.

Подготовка реформы - конец 50-х гг. Завершающий этап 1861-1863 совпал с появлением Валуева, который был сторонником конституционной монархии в России, го в перспективе. Он хотел создать и укреплять систему органов местного самоуправления.

На уездном уровне избиратели делились на 3 курии: землевладельческая, городская, крестьянская. Депутатов называли гласные. Избирали сроком на три года. Председателями собраний были руководители дворянского самоуправления — предводители дворянства. Собрания формировали исполнительные органы — уездные и губернские земские управы. Земства получали право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих. Сфера деятельности новых органов всесословного самоуправления была ограничена лишь хозяйственно-культурными делами: содержанием местных путей сообщения, попечением о медицинской помощи населения, о народном образовании, местной торговле и промышленности, народном продовольствии и т.д. Новые органы всесословного самоуправления были введены лишь на уровне губерний и уездов. Отсутствовало центральное земское представительство, не было и мелкой земской единицы в волости. Губернские собрания население не выбирало, туда делегировались представители уездных собраний.

Городская реформа (1870 г.)

Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, изменением социальной структуры их населения, привело к возрастанию роли городов как центров экономической, общественнополитической и культурной жизни страны. Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления. Распорядительные функции теперь возлагались уже не на все городское общество, а на его представительный орган — думу. Выборы в думу происходили раз в четыре года. Число членов думы — гласных — было довольно значительным: в зависимости от численности избирателей в городе — от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных было намного больше: в Московской — 180, Петербургской — 252. На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления — управа и городской голова, который являлся председателем одновременно исполнительного и распорядительного органов. Избирательное право базировалось на буржуазном имущественном цензе. Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы. Избирательным правом в качестве юридического лица также пользовались разные ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри. Принимать личное участие в голосовании дозволялось только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста. Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не владевшие недвижимой собственностью, а также представители образованной части населения, люди умственного труда: инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры. Три разряда: крупные, средние, мелкие. Каждый разряд избирал треть гласных. На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался широкий круг вопросов городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п. Городские думы были обязаны заботиться и об “общественном благосостоянии”: оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, принимать меры против пожаров и других бедствий, способствовать охране “народного здравия” (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий), принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).

Судебная реформа (1864 г.)

Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством. Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей. Это все характерные признаки буржуазного суда.

Мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года. Над ним - коронный суд. Окружной суд. Примерно 1 на губернию. Основная масса гражданских и уголовных дел. Над окружным судом - судебная палата. Одна на несколько губерний, имела департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных. Над ней - Сенат. Сенат рассматривался как верховный кассационный суд и имел уголовный и гражданский кассационные департаменты. Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции.

Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же — министр юстиции.

Председатели судов, прокуроры и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или солидную юридическую практику.

Военные реформы (60 — 70-е гг.)

Военные реформы являлись детищем Дмитрия Алексеевича Милютина (возглавлял военное ведомство России). Первые изменения были произведены в армии уже в конце 50-х — начале 60-х годов. Были окончательно упразднены военные поселения.

С 1862 г. начата постепенная реформа местного военного управления на основе создания военных округов. Создавалась новая система военного управления, устранявшая чрезмерную централизацию, и способствовавшая быстрому развертыванию армии в случае войны. Осуществлена реорганизация Военного министерства и Главного штаба.

В 1865 г. стала проводиться военно-судебная реформа. Ее основы строились на принципах гласности и состязательности военного суда, на отказе от порочной системы телесных наказаний. Установились три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суды, которые дублировали основные звенья общей судебной системы России.

В самом министерстве архаичное деление на департаменты были заменено делением на управления. Меры по перевооружению армии, артиллерии. Бронзовые пушки заменялись стальными, гладкоствольные ружья - нарезными. Развитие армии во многом зависело от наличия хорошо подготовленного офицерского корпуса. В середине 60-х годов более половины офицеров не имели вообще никакого образования. Необходимо было решить два важных вопроса: значительно улучшить подготовку офицеров и открыть доступ к получению офицерских чинов не только для дворян и выслужившихся унтер-офицеров, но и для представителей других сословий. С этой целью были созданы военные и юнкерские училища с непродолжительным сроком обучения — 2 года, в которые принимались лица, окончившие средние учебные заведения. Кадетские корпуса были признаны неэффективными. Были созданы военные гимназии - полноценное общее образование с военными элементами

1 января 1874 г. был утвержден устав о воинской повинности. Призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21-летнего возраста. Для армии в основном устанавливался 6-

летний срок действительной службы и 9-летнее пребывание в запасе (для флота — 7 и 3). Были установлены многочисленные льготы. От действительной службы освобождались единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, некоторые национальные меньшинства и т.д. Новая система позволяла иметь сравнительно небольшую армию мирного времени и значительные резервы на случай войны. Армия стала современной — по структуре, вооружению, образованию. Образование сокращало срок на полгода.

Реформы в области финансов, просвещения и печати в 60-х – 70-х гг. ХIХ в.

Реформы образования.

Экономический процесс и дальнейшее развитие общественной жизни России серьезно сдерживались низким образовательным уровнем населения и отсутствием системы массовой подготовки специалистов. В 1864 г. вводилось новое положение о начальных народных училищах, согласно которому образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). В том же году был утвержден устав гимназий, провозглашавший доступность среднего образования для всех сословий и вероисповеданий. Годом раньше был принят университетский устав, возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров; университетский совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. Результаты не замедлили сказаться: к 1870 г. начальных школ всех видов было 17,7 тыс., в них обучалось около 600 тыс. учащихся; количество студентов в университетах увеличилось в 1,5 раза. Это было, конечно, мало, но несравнимо больше, чем в дореформенное время.

Финансы. Финансовым реформам не повезло. На них не очень обратили внимание современники. Россия вышла из крымской войны с расстроенной финансовой системой. Бюджет в России был секретным. Требовалась гласность бюджета. Бюджет в России не был всеохватывающим. Много вреда принесла система экономических капиталов. Очень плохо был налажен контроль за расходами бюджетных средств. Правда существовало ведомство - Государственный Контроль. Подготовка реформы началась в конце 50-х гг. в 1862 году были приняты новые бюджетные правила. Бюджет стал гласным. Сведения о гос доходах и расходах публиковались в прессе. Бюджет назывался государственной роспись доходов и расходов. Бюджет стал всеохватывающим и обязательным для исполнения. Экономические капиталы были ликвидированы. В 1864-1866 гг. изменена система контроля бюджетом. Государственный контроль получил права поднадзорных инстанций. В губерниях были созданы контрольные палаты. Реформу пытались свести на нет.

Ликвидация откупной системы. В 1861 году Александр 2 подписал закон об отмене откупной системы. На смену пришла свобода торговли спиртными напитками. Владельцы заведений по производству спиртных напитков должны были выплачивать акциз и патентный сбор. А владельцы торговых заведений - только патентный сбор. Эта система просуществовала до середины 90-х гг, когда была заменена гос. монополией. В губерниях были созданы специальные акцизные управления, которые занимались сбором всех этих налогов.

1860 год - единый государственный банк. Был частью министерства финансов. Права денежной эмиссии банк тогда не получил. Но дело гос. кредита было улучшено.

1863 г. - отменена подушная подать с мещан. Теперь платили только крестьяне.

1875 г. - государственный поземельный налог. Платили владельцы земли за пределами городской черты. 60-е гг. - поднят вопрос о введение подоходного налога, но он не был в ту пору решен. Эта мера сильно бы задела интересы дворян.

1862г. - попытка ввести свободный размен бумажных денег на драгоценные металлы. На основе принципов биметаллизма. Размен на золото и серебро. Но ничего не вышло. В 1863 году свободный размен был прекращен.

Начинается история частных акционерных коммерческих банков.

Политика в области печати. Смягчение цензуры. До этого цензурой занималось министерство народного просвещения. В 1863 году общая цензура была передана в ведение министерства внутренних дел. Правда сохранялись ведомственные цензуры. В 1865 году - новые цензурные правила. Цензура предварительная и карательная (материал в цензуру не представляется, но ответственность берет на себя). Министр внутренних дел получал право освобождать столичные периодические издания от предварительной цензуры при условие внесения залога в несколько тыс. руб. Он имел право делать предостережения. Третье предостережение означало приостановку работы издания на полгода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: