Внутренняя и внешняя политика России 80-х ГГ. XIX – начала XXвв

АІІІ (1881-1894): Родился в 1845г, не был наследником (Н.А.). При вступлении на трон был опытным челом (участие в управлении государственными делами, представитель комиссий д/помощи населению от неурожая, член всех совещаний), сложные отношения с отцом (более консервативные взгляды, антигерманский настрой, личные мотивы), трудолюбие с твердым характером, сильной волей, здравым смыслом.

Убийство 1 марта 1881г АІІ не привело к революции, которую ждали народовольцы. Зато оно изменило расстановку в верхах. Позиции Лорис-Меликова как и либерально настроенных сановников ослабли. «Конституция» была отвергнута.

Царствование АІІІ (1881-1894) вошло в историю как время «контрреформ»: резкое увеличение консервативных начал, ревизия реформаторского наследия 1860-70-х гг (хотя модернизация продолжалась). Места ушедших в отставку Лорис-Меликова, Абазы, Милютина заняли люди, которых не назовешь консерваторами: министром внутренних дел стал Игнатьев, финансов Бунге. Была создана конспиративная организация «Святая дружина» для борьбы с терроризмом, в которой большую роль играли Фадеев, Шувалов, Воронцов-Дашков. Они, борясь с революционным движением, замахивались и на «священную корову» ГКС – бюрократию, которая, по их мнению, мешала единению царя с народом, препятствовала более активному участию дворянства в политической жизни страны. Эта программа получила поддержку Игнатьева и Бунге. В дело вмешался Победоносцев, оказавшийся «столпом нового царствования». Для него конституция была гораздо хуже русского бунта. Его можно подавить и навести порядок в государстве, а конституция – яд для всего организма, разъедающий его постоянной ложью. «Святая дружина» была распущена, Игнатьев был принесен в жертву, а МВД возглавил Толстой. Роль в политике и формировании общественного мнения играли журналист Катков, издатель газеты «Гражданин» князь Мещерский. Эту группу лиц зачастую рассматривали как второе правительство, существовавшее наряду с законным. Ими была разработана определенная программа, включавшая в себя идеи об укреплении самодержавия с помощью развития национальной промышленности. Экономическая программа была традиционной для ГКС – протекционизм, строгий контроль над биржевыми операциями, использование государственной монополии, укрепление общинного землевладения.

Суть: политический кризис из-за западных идей, так реформирование и европеизация России ослабили гос. устои, способствовали развитию революционного движения. Цель в укреплении самодержавия, его авторитета; подавление «крамолы» и улучшение учреждений и законов созданных в «эпоху реформ».

А) Печать: 1864 → 1882 = временные правила (если 3 предостережения, то к цензуре до 23:00; раскрытие псевдонимов; вопросы о закрытии издания при совещании министров). Многие либерально настроенные издания прекратили свое существование. Главное управление по делам печати в 1883 году возглавил Феоктистов, который прославился своей жесткой политикой по отношению к литераторам. Уже в том же 1883-1884 гг. были закрыты некоторые периодические издания, в том числе журнал Салтыкова-Щедрина «Отечественные записки».

Б) Просвещение: 1863 → 1884 = Университетский устав. Была ликвидирована университетская автономия, ректоры и профессора назначались министром (Делянов), а деканы – попечителями учебных округов. Возросла роль инспекторов студентов, был ликвидирован университетский суд. Ношение студентами форменной одежды сделалось обязательным, значительно повысилась плата за обучение. Министр прикрыл большинство женских курсов. 1887 = «Циркуляр о кухаркиных детях» (нет обучению в гимназиях недворянских детей). Низшие же школы решено было полностью передать в духовное ведомство, школы грамоты были в 1884 году переданы в ведение Святейшего Синода.

В) Земство: 1864 → 1890 = теперь при выборах в земства число гласных от помещиков увеличивалось за счет снижения ценза, для городских жителей он возрастал. Список гласных от крестьян утверждался губернатором. Жесткий админ. контроль (идея Пазычева, всё для укрепления позиций дворянства в сметных органах самоуправления). Алатырский предводитель вдорянства Пазухин был вызван в столицу и стал разрабатывать проект реформы земств. Осенью 1886 года Толстой созвал Особое совещание для предварительного обсуждения преобразования земских учреждений, а в январе 1887 года в Гос. Совет был внесен проект закона о земских начальниках. В июле 1889 года вышло «Положение о земских начальниках», а в июле 1890 года «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Суть этого законотворчества – усилить опеку над земствами со стороны дворян, подчинить местные органы власти МВД. Земские начальники, которые формировались из дворян, были облечены сильной властью. Согласно второму документу была изменена процедура выборов в земства в угоду помещикам, снижен земельный ценз для дворян, сокращено количество гласных. Дворяне стали посылать в земские собрания представителей больше, чем крестьяне и горожане вместе взятые. В земскую систему вводилось новое звено – губернское по земским делам присутствие. В его состав входили представители администрации, а от земства – председатель губернской земской управы, он же губернский предводитель дворянства, и один губернский гласный. Это учреждение взяло земства под неусыпный контроль.

Г) Город: 1870 →1892 = отстранение от выборов совсем неимущих, преимущество владельцам крупной городской недвижимости (двво и брж), постановления ГД санкционировались губернатором (под контроль правительства).

Д) Суд: 1864 → 1885 = спец. дисциплинарное присутствие д/вопросов о удалении судей, ограничение гласности и публичности, 1887 = повышался ценз для присяжных заседателей (дворянское представительство).

Е) 1881 = в любой части могло быть объявлено о чрезвычайном положении (местные власти могли удалять опасных людей, закрывать учебные заведения, органы печати). Принятое как временное «Положение» 14 августа 1881 г. сохраняло силу до Февральской революции.

В целях укрепления экономических позиций дворянства в 1885 г. был учрежден Дворянский банк. Ему вменялось в обязанность оказывать поддержку помещичьему землевладению

Закон от 18 мая 1886 г. ставил преграды семейным разделам, в которых власти видели «великое зло, ведущее к обеднению сельского населения». В целях предотвращения обезземеливания крестьян в 1893 г. был издан закон «О неотчуждаемости крестьянских надельных земель». Некоторому облегчению положения сельского населения способствовали такие меры, как перевод временнообязанных крестьян на выкуп (с 1 января 1883 г.) и понижение выкупных платежей, отмена подушной подати. В 1883 г. по инициативе Александра III был основан Крестьянский банк, призванный содействовать расширению крестьянского землевладения.

Конфликты между рабочими и предпринимателями беспокоили императора, охотно бравшего на себя в таких случаях роль посредника и стремившегося, не слишком ущемляя интересы буржуазии, вместе с тем удовлетворять и некоторые требования противоположной стороны. В 1883 г. был издан закон об ограничении труда малолетних, в 1885 г. — о «запрещении ночного труда женщин и детей». 3 июня 1886 г. император подписал закон об определении условий найма и порядке расторжения договоров с предпринимателями, в тексте которого в той или иной мере нашли отражение отдельные требования, выдвинутые участниками вспыхнувшей в 1885 г. Морозовской стачки.

Важной составной частью внутренней политики самодержавия в царствование Александра III являлась линия на всемерное вовлечение окраинных территорий в единую общеимперскую систему. В этой связи ограничениям подвергалась автономия Великого княжества Финляндского, ликвидировались последние остатки польской государственности. В Прибалтике были упразднены архаичные судебные и административные порядки, позволявшие остзейским дворянам — потомкам ливонских рыцарей — по-прежнему ощущать себя полновластными хозяевами края.

Социальная политика самодержавия в 80-х – первой половине ХIХ в.

Внимание правящих кругов привлекали к себе и дворянские проблемы. Процесс оскудения дворянства, его разорение набирал силу. Правительство не могло спокойно относится к тому, как исчезает то сословие, которое традиционно было теснее всего связано с правительством = как опора. Дворянство не собиралось пассивно ждать. Они добивались от правительства принятия мер, которые могли бы исправить положение. В правление АІІІ дворянский вопрос неоднократно служил предметом дебатов в правительстве. Продворянскую позицию проводил Толстой после своего назначения министром внутренних дел. 1) создание в 1885г государственного кредитного учреждения – Дворянского поземельного банка. Он был образован в связи с празднованием 100-летия со дня Жалованной грамоты дворянству. Банк должен был приостановить процесс вымывания помещиков из деревни. Чтобы пользоваться услугами банка необходимо было принадлежать обязательно к потомственному дворянству, и владеть поместьем. Безземельные дворяне пользоваться услугами банка не могли. Банк предоставлял дворянам ссуду под залог имения (льготные условия, 60% от стоимости имения, на длительный срок и под низкий процент).

2) мера должна была облегчить помещикам контролировать поведение с/х рабочих. Помещики жаловались на низкую дисциплину наемных рабочих. В 1886г закон о найме с/х рабочих: ответственность до 1 месяца ареста за досрочное прекращение работ. Это должно было дисциплинировать крестьян, работавших в помещичьих имениях (не эффективно, т.к. не было письменно оформленных отношений).

3) Создание в 1889г института земских начальников (по Толстому): земские начальники - чиновники МВД. Уезды делились на участки, и в каждый участок назначалось должностное лицо,

которое именовалось Земский участковый начальник (из числа местных дворян): контроль за деятельностью органов крестьянского самоуправления, т.е. за волостными сходами, а на более низком уровне – за решениями сельских сходов. Земские начальники получали довольно обширные дисциплинарные права по отношению к крестьянским должностным лицам: сельским старостам, волостным старшинам. Они могли их штрафовать, арестовывать на несколько дней + ликвидация мировых судов, т.е. нижние судебные инстанции. Часть их судебных функций была передана земским начальникам.

Усложнение задач государственного управления предъявляло новые требования к качеству работы государственного аппарата. И здесь встал вопрос об отмене гражданских чинов в России (проблема несоответствия между чинами и должностями). Система гражданских чинов затрудняла привлечение на службу способных людей, могущих принести большую пользу, но которые никогда не служили, или служивших недолго и имевших маленькие чины. Кроме того, эти чины способствовали притоку на службу людей, не слишком подготовленных. Дело в том, что гражданские чины с течением времени превратились в знак отличия, которым награждались люди, не имевшие никакого отношения к государственной службе. В 1883 году было образовано специальное особое совещание, которое должно было заняться вопросом об отмене гражданских чинов. В совещании преобладали сторонники ликвидации чинов: предлагалось сделать не 14, а 12 разрядов. Чтобы чинов не было, а должности были расписаны по 12 разрядам. В 1894 году был образован специальный Комитет о службе чинов гражданского ведомства и наградах. Этот Комитет должен был рассматривать все вопросы, связанные со служебным перемещением, назначением на должности, уходом в отставку. Решения Комитета представлялись на утверждение императору. Многие кадровые вопросы, которые раньше вершили министры, теперь стали вершиться императором.

По отношению к крестьянству правительство шло по пути мелочной опеки, регламентации всей крестьянской жизни. Имущественная дифференциация в среде крестьянства приводила к семейным разделам. Правительство в 1886 году издает закон, по которому семейные разделы значительно затруднялись: требовалось разрешение главы семьи и согласие 2/3 сельского схода. Правительство стремится искусственно консервировать и саму крестьянскую общину. В 1893 году был принять закон об ограничении прав общины на переделы земли и закрепление наделов за крестьянами. По новому положению за передел должно проголосовать не менее 2/3 сельского схода и интервал между переделами не мог быть меньше 12 лет. В том же году был приять закон, запрещавший закладывать недельные земли, ограничивавший залог и продажу крестьянских земель, что закрепляло малоземелье крестьян. Правительство сдерживало в этот период и переселение крестьян из густонаселенных районов.

Некоторому облегчению положения сельского населения способствовали такие меры, как перевод временнообязанных крестьян на выкуп (с 1 января 1883 г.) и понижение выкупных платежей, отмена подушной подати. В 1883 г. по инициативе Александра III был основан Крестьянский банк, призванный содействовать расширению крестьянского землевладения.

Политика Александра III в рабочем вопросе носила попечительный характер. В 1883 г. был издан закон об ограничении труда малолетних, в 1885 г. — о «запрещении ночного труда женщин и детей». 3 июня 1886 г. император подписал закон об определении условий найма и порядке расторжения договоров с предпринимателями, в тексте которого нашли отражение отдельные требования, выдвинутые участниками вспыхнувшей в 1885 г. Морозовской стачки.

Важной составной частью внутренней политики самодержавия в царствование Александра III являлась линия на всемерное вовлечение окраинных территорий в единую общеимперскую систему. В этой связи ограничениям подвергалась автономия Великого княжества Финляндского, ликвидировались последние остатки польской государственности. В Прибалтике были упразднены архаичные судебные и административные порядки, позволявшие остзейским дворянам — потомкам ливонских рыцарей — по-прежнему ощущать себя полновластными хозяевами края.

Финансово-экономическая политика самодержавия в 80-х – начале 90-х гг. ХIХ в.

Если во многих отношениях политика 1880-90-х годов представляла собой отход от курса на модернизацию, то в финансово-экономической сфере ситуация была обратной. Здесь курс на модернизацию продолжался.

Финансовое положение России было очень тяжелым к н.1880-х гг. Русско-турецкая война расстроила бюджет. Вопрос об экономической политике. Партия Московских ведомств выступала за ускоренное экономическое развитие страны, за создание мощного экономического потенциала, который мог бы превратить Россию в одну из ведущих промышленных стран мира. Это должно было способствовать укреплению военной мощи государства. Без развитой промышленности невозможно быть великой державой. Вопрос о выработке оптимальной финансово-экономической политики был предметом дискуссий в правящих кругах.

В 1881г министром финансов был назначен Н.Х. Бунге (ректор Киевского университета, в Редакционной комиссии д/отмены крепостного права, научные труды): МФ должно проводить политику, стимулирующую развитие экономики, промышленности. Он пытался решить проблему бюджетного дефицита, совершенствовать налоговую систему. В 1882г принят закон об отмене подушной подати: поэтапно + привело к сокращению государственных доходов. В 1885г Бунге добился введения 3% налога на прибыль с акционерных предприятий и 5% налога с денежных капиталов, помещенных в банк. Уволен.

Преемником стал Вышнеградский (ученый, специалист в области математики и механики, директор Технологического института в СПб, имел опыт предпринимательской деятельности, являлся одним из руководителей частного акционерного общества Юго-западных железных дорог): жесткая налоговая политика = подняты косвенные налоги на спички и керосин, товары широкого потребления + взыскание недоимок с крестьян. Линия на сокращение государственных расходов: займы с высоким процентом были преобразованы в займы с более низким процентом и более длительным сроком погашения. На мировом рынке образовалась ситуация, что капиталов было много, а сфер для приложения было мало. Поэтому, хотя условия для помещения капитала в России стали менее выгодными, но лучше нигде не предлагали. Эти меры позволили Вышнеградскому ликвидировать бюджетный дефицит к 1891 году. Эта мера рассматривалась Вышнеградским как предпосылка к переходу к золотому денежному обращению. Не удалось ввести в России винную монополию. Вышнеградский: идеи о необходимости создания в России развитой промышленности, ускоренной индустриализации государства. Здесь важным средством он считал проведение политики таможенного протекционизма, т.е. защиты отечественной промышленности на внутреннем рынке от иностранной конкуренции на основе высоких таможенных пошлин. Новый тамож. тариф 1891г (высокие пошлины на ввозимые в Россию промышленные товары) → промышленный подъем начала 1890-х годов. Кроме того, существенно увеличились доходы гос. казначейства.

С 1881 по 1887 год Минфин Бунге провел серию протекционных реформ:

*на 30% повысил таможенные сборы с иностранных товаров

*были увеличены прямые и косвенные налоги

Но, бюджетный дефицит до конца ликвидирован не был = > Бунге формально ушел с повышением, министром стал миллионер Вышнеградский, которому удалось ликвидировать дефицит

*в отличие от Бунге, он выколачивал деньги с крестьян

*увеличил косвенные налоги на товары первой необходимости

*на 1\3 увеличил пошлины на иностранные товары

*добился превышения экспорта над импортом («Недоедим, но вывезем»)

*приступил к выкупу частных ж\д

*был создан золотой запас, который в 1897 году позволил провести денежную реформу

Назревание в России в начале 20 в. революционного кризиса. Начало 20 века - время мощных соц. потрясений в России. Причины: часто объясняли ухудшением положения широких слоев населения. В первую очередь соц. низов, крестьянства. Сейчас сторонников этого мнения не так уж и много. Пореформенная эпоха была временем значительных изменений. Эти изменения, будучи в целом позитивными, создавали факторы, порождавшие в обществе напряжение: например, рост просвещения. Ослабевал авторитет царской власти. Хотя это достаточно дискуссионный вопрос. Со времени реформ Петра Россия раскололась на два мира: европеизированные верхи и основная масса населения России, прежде всего многомиллионное крестьянство.

Начало XXв. явилось для России временем серьезных социальных потрясений и серьезных катаклизмов, которые сильно повлияли на развитие страны. Модернизация (малоземелье крестьян, социальная мобильность и грамотность, ослабление монархических настроений среди крестьян), русско-японская война, цивилизационный раскол между образованным меньшинством и необразованной массой. Экономический спад 1900-03 гг.

Недовольство широких слоев населения своим положением все чаще выходило наружу.

Выступления рабочего класса (забастовки, демонстрации) становятся постоянным и существеннейшим фактором внутриполитического развития страны. «Промышленная война» в Петербурге (массовые стачки рабочих столицы в 1896 г.) показала силу рабочего движения. Начало XX в. ознаменовалось дальнейшим ростом выступлений российского пролетариата, повышением уровня его организованности. Стачки и демонстрации приобретали все более политический характер. В феврале — марте 1901 г. в Петербурге, Москве, Харькове прошли студенческие и рабочие манифестации. Первомайская стачка рабочих Обуховского завода вылилась в прямое столкновение с войсками и полицией (Обуховская оборона). В 1902 г. прошли забастовка и политическая демонстрация в Сормово и крупная стачка-демонстрация в Ростове-на-Дону. Широкомасштабный характер приобрела всеобщая стачка на Юге России в 1903 г., охватившая Баку, Одессу, Киев и другие города. Серьезную опасность для самодержавия представляло и крестьянское движение. В 1902 г. в Полтавской и Харьковской губерниях прошли массовые выступления, в ходе которых крестьяне громили помещичьи усадьбы, захватывали хлеб и корм для скота, самочинно распахивали помещичьи земли. На подавление волнений было брошено более 10 тыс. солдат. В той или иной степени движение распространилось на Киевскую, Пензенскую, Орловскую, Саратовскую, Новгородскую и Черниговскую губернии, на Кубань и Кавказ.

Рост недовольства широких слоев населения создавал благоприятные условия для выхода на политическую арену радикально настроенных революционных партии. Конец XIX — начало XX. в.

стал важнейшим этапом в развитии российского социал-демократического движения, К концу 1890-х гг. социал-демократические кружки и группы существовали более чем в 50 городах России. После убийства АІІ в 1881 народничество теряет свои позиции (это был сигнал к свершению революции, социалистическому переустройству общества = не произошло). В этих условиях с начала 1880-х гг место народничества начинает вытеснять марксизм (теория для объяснения общественного развитие). Первая марксистская группа появляется в России в 1880-е: создается группа «Освобождения труда» (Плеханов, Аксельрод, бывшие члены «Черного передела»). Началась полемика с народничеством по ключевому вопросу: полагая, что крестьянство вовсе не способно сыграть какую-либо роль в революционной борьбе, они уповали на то, что с этой миссией сможет справиться растущий рабочий класс России. Тогда же в к.19 века в России создаются первые марксистские кружки, преимущественно в крупных городах. А в начале 1900-х годов при активном участии Ленина, который выходит на политическую сцену, начинается борьба за создание марксистской политической партии. В 1895 создается в СПб Союз борьбы за освобождение рабочего класса. Тогда же организации под аналогичным названием учреждаются в ряде других центрах России. В 1898 в Минске состоялся 1 съезд РСДРП, на котором было провозглашено создание Российской социал-демократической рабочей партии. В 1900 Ленин начинает борьбу за создание партии, построенной на основе жесткой дисциплины, строго централизованной, состоящей из профессиональных революционеров (пропаганда в Г«Искра», выходившей заграницей и нелегально доставлявшейся в Россию). В 1903 сначала в Брюсселе, потом Лондоне прошел 2 съезд РСДРП, который фактически конституировал создание социал-демократической партии. На съезде была принята программа и устав партии. Программа состояла из 2-х частей: программа-минимум (борьба за свержение самодержавия и установление в стране республики, 8часовой рабочий день, возвращение крестьянам отрезков), программа-максимум (свержение капиталистического строя, совершение социалистической революции и установление диктатуры пролетариата). На съезде произошел раскол между более радикальной частью делегатов во главе с Лениным. На выборах центрального комитета победу одержали сторонники Ленина, получившие большинство. С этого времени в РСДРП возникает 2 течения: большевистское и меньшевистское.

Весьма влиятельной силой на левом фланге российского политического спектра была партия социалистов-революционеров (эсеров). Еще в 1890-е гг. возник ряд организаций, ставивших своей задачей возрождение традиций революционного народничества (Северный Союз социалистов-революционеров, Южная партия социалистов-революционеров). В 1902 г. на базе этих организаций и была создана партия социалистов-революционеров. Программа эсеров являла собой сочетание марксистских и народнических установок. Эсеры выступали за реорганизацию общества на социалистических началах и уничтожение частной собственности. Ближайшие требования их программы совпадали с программой-минимум РСДРП, однако в отличие от социал-демократов они выступали за национализацию земли и уравнительное землепользование. Движущими силами революционных преобразований эсеры считали пролетариат, трудовое крестьянство и революционную интеллигенцию. К числу важнейших средств политической борьбы эсеры относили террор. Еще в 1901 г., т. е. до оформления партии, один из ее основателей, Г. А. Гершуни, приступил к созданию боевой организации. Под руководством Гершуни, а после его ареста — Е. Ф. Азефа, являвшегося, впрочем, провокатором и ведшего двойную игру, эсеры осуществили накануне Первой русской революции ряд успешных террористических актов (убийство в 1902 г. министра внутренних дел Д. С. Сипягина, а в 1904 г. — его преемника В. К. Плеве и др.

Внешняя политика в 80-90е годы. В ходе русско-турецкой войны обозначился кризис трех императоров, началось австро-германское сближения, сближение России и Франции.

В 1879 году Германия и Австрия подписали Венский договор против России и Франции.

В 1883 году новым МИД становится немец Гирс, он был за восстановление союза 3 императоров, ему противостояли Игнатьев, Катков, Милютин, Обручев, однако в 1881 году, по инициативе МИДа был восстановлен союз 3 императоров, тем не менее, в 1882 году был сформирован тройственный союз против России (Австрия, Германия и Италия).

В 80-е годы начинается ухудшение русско-германских отношения в связи с Болгарским кризисом. Князем там тогда был племянник императрицы, немецкий офицер Баттенберг, который стремился освободиться от влияния России и ограничения конституцией. Ему удалось добиться изменения конституции, повысить имущественный ценз и снизить свободу печати. Его неоднократно свергали, он возвращал свою власть, пока в 1887 году не был заменен австрийским ставленником Коборгом.

В 1887 году был подписан русско-германский перестраховочный договор о сохранении благожелательного нейтралитета в случае войны одной из держав с 3, но это не касалось Австрии и России, германии и Франции.

Начинается таможенная война России и Германии, так как немцы повысили таможенные сборы с российских товаров сельхоз сырья, а Россия была тогда вторым, после Англии, импортером зерна. Россия же ввела протекционные тарифы на немецкие товары, что привело к их снижению на российском рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: