Глава 3. Эллинское владычество (336-30 гг. до н. э.)

Эллинистической цивилизацией принято называть ступень в развитии материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальных отношений народов Средиземноморья, Передней Азии и прилегающих районов, начало которой положили Восточный поход Александра Македонского и массовый колонизационный поток греков и македонян во вновь завоёванные земли.

Ослабленному нескончаемыми мятежами и междоусобицей государству Ахеменидов уже не по силам было устоять перед армией Александра Великого. Македонцы высадились на Азиатском континенте в 334 г. до н. э., нанесли поражение персидским войскам на р. Граник и затем дважды разгромили огромные армии Дария III в битве при Иссе (333 до н. э.) на юго-западе Малой Азии и при Гавгамелах (331 до н. э.) в Месопотамии. Овладев Вавилоном, а следом и Сузами, Александр направился к Персеполю и предал его огню.

Александр нанёс зороастризму огромный урон: были разрушены и разграблены многие храмы, казнены жрецы и сожжены двенадцать тысяч (!) коровьих кож, на которых, согласно преданию, золотыми чернилами была записана Авеста. В течение всего правления Александра Македонского гонения на зороастрийцев не прекращались, за что они считают его одним из величайших грешников всех времён и народов. По-видимому, это была месть за сожжённые персами Афины.

В 330 г. до н. э. бежавший Дарий III был убит сатрапом Бессом, а в 329 г. до н. э., после взятия восточной провинции Ирана — Бактрии, завершилось правление Ахеменидской династии. Началась эпоха эллинистической цивилизации.

Александр Македонский ввёл греческий язык, его учителя обучили около   30 000 молодых персов из знатных семей греческому языку и военной науке. В великих походах Александра сопровождала большая свита географов, историков и писцов, которые записывали всё происходящее день за днём и знакомились с культурой всех встречавшихся по пути народов.

В 323 г. до н. э. Александр в возрасте 33 лет умер от лихорадки в Вавилоне. Замысел слить воедино греческую и персидскую культуру так и не был осуществлён, однако многочисленные колонии, основанные им и его преемниками, в течение нескольких веков сохраняли своеобразие греческой культуры и оказывали значительное влияние на аборигенное население.

В 305-304 гг. до н. э. полководец Александра Селевк I Никатор (Победитель), переподчинив многие области в Малой Азии, создаёт самостоятельное государство Селевкидов и принимает царский титул. В качестве резиденции он избрал Вавилонию и на берегу Тигра отстроил новую столицу, названную в его честь Селевкия-на-Тигре. От наложницы Апаме, родом из провинции Бахтаран (нынешний Керманшах в восточной (иранской) части Курдистана), у него родился сын и преемник Антиох I, в жилах которого текла греческая и курдская кровь.

Его внук Антиох III Великий (242-187 гг. до н. э.) в 209 г. до н. э. захватил Мидию и выделил её в статусе сатрапии. Власть на местах была предоставлена местной знати на условиях признания зависимости и выплаты денежных и натуральных поставок.

Селевкидское царство, оказавшееся наследником восточных владений Александра, стало уменьшаться в размерах уже через несколько десятилетий после своего возникновения. Началом послужила потеря самых дальних восточных областей — Бактрии (современный Северный Афганистан и частично правобережье р. Амударьи) и Парфии (горы Копетдаг и примыкающие к ним долины Юго-Западной Туркмении и Северо-Восточного Ирана) — в династической борьбе между Селевком II (246 — 225 гг. до н. э.) и Антиохом Гиераксом.

Греческий язык продолжал использоваться и при Селевкидах, но в то же время в районе Персеполя сохранился древнеперсидский язык.

В классические и эллинистические времена Ван дер Варден[140] выделяет четыре формы персидской религии:

1. Ортодоксальный зороастризм, где Ахура-Мазда почитается в качестве верховного божества и где поклоняются также Огню, Земле, Луне, Митре и т. д.

2. Его позднейшей разновидностью является «религия двух богов», которую Плутарх в сочинении «об Исиде и Осирисе» описывает как культ магов. Кроме Ормузда, маги почитали злого духа Ахримана и совершали ему жертвоприношения, которые были строго запрещены с точки зрения ортодоксальных зороастийцев.

3. Зерванизм, где бог времени Зерван считается отцом близнецов Ормузда и Ахримана и творцом всех вещей. Зерванизм оставил заметный след в эпоху Сасанидского царства.

4. В заключение должен быть упомянут культ Митры, который был во все времена могущественным соперником Ахура-Мазды.

Глава 4. Атропатена (Aderpatakan, Atropatena) —

Осколок Мидийской империи

Как уже было отмечено, после смерти Александра созданная им монархия распалась на целый ряд государств под властью правителей частью греческого, частью туземного происхождения. В южной части современного Азербайджана наместник (сатрап) Мидии с 328 г. до н. э. Атропат создал самостоятельное государство — Малая Мидия или Атропатена Мидийская, — столицей которого стала Газака.

Территория Атропатены простиралась от реки Аракс на севере до провинции Багистан на юге, от озера Урмия на западе до Каспийского моря на востоке. Атропатена считалась одним из наиболее светских и наиболее развитых в торговом отношении государств. В противостоянии между Римской империей и Парфянским царством Атропатена однозначно была союзником Парфии. В 20 году н. э. Атропатена попала под полную зависимость от Парфии и, став её провинцией, утратила свою государственность.

Население Малой Мидии послужило этническим субстратом при становлении азербайджанской нации.

Относительно происхождения названия Азербайджан существует два мнения:

· первое, которого придерживается и нынешний президент страны И. Алиев, исходит именно от Атропатены: Адерпатакан-Адербайган-Азербайджан;

· другое имеет зороастрийское происхождение, восходящее к персидскому «азар» (огонь) и «бадаган» (собирающий) — Азербайджан, то есть «собирающий огонь», — и связано с зороастрийским поклонением огню[141].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: