Модель освоения чужой культуры М. Беннета

Практически все люди в определенной степени этноцентричны, но, осознавая собственный этноцентризм, человек должен стараться уважать этноцентризм других людей и вырабатывать гибкость при взаимодействии с ними. Умение выстраивать эффективные коммуникации с представителями других этносов и культур связано с развитием навыков межкультурной компетентности, позитивного отношения к наличию в обществе различных этнических групп в сочетании с умением понимать их представителей и взаимодействовать с партнерами из других культур.

Процесс развития этнокультурной компетентности представлен в модели освоения чужой культуры Милтона Беннета, американского ученого-культуролога, директора Исследовательского института межкультурного развития (США), который выделяет шесть этапов, отражающих отношение человека к различиям между родной и чужими этническими группами.

Модель Беннета говорит не просто о начальном, среднем и конечном этапах развития, но и подчеркивает изменения, происходящие на каждом этапе.

Содержание этноцентристских этапов:

· отрицание (изоляция, сепарация);

· защита (диффамация, превосходство, обратное развитие);

· умаление (физический универсализм, трансцендентальный универсализм);

Содержание этнорелятивистских этапов:

· признание (уважение к различиям в поведении, уважение к различиям в системахценностей);

· адаптация (эмпатия, плюрализм);

· интеграция (контекстуальная оценка, конструктивная маргинальность).

Вербальная коммуникация в межкультурном взаимодействии.

Вербальная коммуникация, как считают специалисты по теории коммуникации, может проходить преимущественно в форме диалога или монолога.

Диалогом называется форма общения, состоящая из обмена высказываниями двух взаимодействующих сторон или партнеров. На практике диалог представляет собой взаимные реплики собеседников, которые в свою очередь являются естественным ответом на побуждения собеседника или реакцией на происходящее вокруг. В теории коммуникации диалог считают первичной, естественной формой языкового общения, генетически восходящей к устно-разговорной сфере. Он представляет собой сложно организованную структуру, создаваемую совместной деятельностью коммуникантов. Специалисты по коммуникации выделяют следующие типы диалога:

· информативный, состоящий из вопросно-ответной коммуникации и имеющий своей целью получение информации; Ф прескриптивный, содержащий просьбу, приказ, обещание или отказ выполнить какое-либо действие;

· обмен мнениями, представляющий собой общение дискуссионного характера между собеседниками с равной коммуникативной компетенцией;

· праздноречивый, представляющий собой эмоциональное общение собеседников (жалобы, хвастовство, восхищение, опасение и т.д.) или информационно бесцельный, но интеллектуальный разговор.

Современными исследованиями установлено, что диалог детерминируется такими социальными характеристиками участников, как социальный статус, роль, профессия, этническая принадлежность, возраст. В зависимости от этих факторов выбираются темы, языковые средства и позиции в языковом общении. Возможности взаимопонимания в диалоге ограничиваются, как правило, социальными и культурно-специфическими аспектами коммуникации, различиями в значимости знаков и социальных символов, сигнализирующих о принадлежности человека к той или иной этнокультурной группе.

Для диалога как простейшей разговорной речи характерны повторения каких-то слов за собеседником, дополнения намеки, междометия и т.д. Особенности диалогической речи в значительной степени зависят от степени близости и взаимопонимания собеседников. В разговоре одну и ту же мысль можно по-разному высказать близкому другу, родителям, коллеге и т.д.

Монолог является речевой формой общения, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие, поскольку произносится одним человеком при обращении к другому или многим людям. Монологическая речь сложна по своему строению: она продолжается достаточно долго, не перебивается репликами и требует предварительной подготовки. Здесь необходимо строго придерживаться последовательности, логики и грамматической правильности высказывания. Основными признаками монолога являются большая протяженность реплик, композиционная сложность, стремление выйти за тематические рамки общения.

В риторике и теории коммуникации выделяются несколько типов монолога, которые различаются методами изложения материала. В зависимости от методов принято выделять следующие типы монолога:

· драматический, при котором сложный вид речи дополнительно сопровождается другими средствами коммуникации -- мимикой, жестами, пластическими движениями и т.п.;

· информационный, означающий сообщения различного рода.

Теория коммуникации большое внимание уделяет логическому построению речи, убедительности аргументации и ориентированности на взаимопонимание с партнером. Для этого разрабатываются специальные технологии манипулирования и убеждения слушателя или собеседника: запугивание, увещевание, введение в заблуждение, лесть, эмоциональные призывы и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: