Вопрос4 Связь педагогики с другими науками

Лужский институт (филиал) ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина»

Отчет о работе преподавателей кафедры   МКГ Е и Д__

№ п/п ФИО преподавателя Место взаимодействия со студентами Направление Профиль курс Форма обучения, группа Дисциплина Форма занятия Дата занятия, кол-во часов Краткий отчет о работе
              Лекция   Практическое занятие Семинарское занятие    
1 Колесов Владимир Иванович Официальный сайт института, раздел «Дистанционное обучение http://lilgu.luga.ru/uchebnaya-deyatelnost/distantsionnoe-obuchenie/   Электронная почта: vi_kolesov@mail.ru   Направление: 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование   2 очное 2П-18  Детская психология Экзамен 25.04.2020     4часа Тема  «Экзамен-тестирование» Задание: 1.Отправленные вопросы для подготовки к экзамену   2.Ответ отправлять на e-mail: vi_kolesov@mail.ru Обратная связь: 1.ответы получены; 2.оценка за тестирование)3.Отправлен на на e-mail:mkgied@yandex.ru    

 

                         

  Важно!!!Законспектировать лекцию с 1по 10 страницы

 Прислать конспект лекций+практическое занятие преподавателю на проверку  на Email: vi_kolesov@mail.ru; тел, 8-911-721-52-02. (Обратная связь). Смотрите внимательно содержание задания.

                                             ЛЕКЦИЯ

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

                 План

Предмет  детской психологии.

Задачи детской психологии.

Методы детской психологии.

Связь детской психологии с другими науками.

Периодизация психического развития.

6. Практическое занятие+список литературы стр……45

Заключение.

Список литературы.

Введение

Детская психология - сравнительно молодой раздел психологии, интенсивное развитие которого в конце XIX и начале XX века было обусловлено запросами общественной системы образования. Переход на всеобщее начальное обучение вызвал многочисленные вопросы о специфике психического склада детей и подростков, особенностей восприятия интеллектуальных и предметно-практиче­ских заданий. Возникла существенная проблема разработки праро­дителей современных образовательных стандартов, ибо требовалось определить, чему и как можно и нужно учить детей. Кроме того, важно было установить, с какого возраста следует организованно и целенаправленно начинать обучение. Домашняя система образова­ния, предшествовавшая государственной, не порождала подобных вопросов, так как для каждого ученика находила свои способы обу­чения, она в полной мере была индивидуализирована. Развитие промышленности и социально-демографические изменения, увели­чившие городское население, положили начало государственной общеобразовательной системе в странах Европы и России. Государ­ственное образование стандартизировано и поэтому требует опреде­ленного нормирования учебных нагрузок на возрастных этапах развития ребенка. Решение этой задачи способствовало формирова­нию новых предметных областей психологии — детской и педаго­гической. В связи с исторической зависимостью детской психологии от запросов образования ее развитие происходило в единстве с педаго­гикой и педагогической психологией. Однако современные учебни­ки нередко рассматривают детскую психологию как один из част­ных разделов возрастной психологии. Детская психология, изучая психические и поведенческие особенности детей разных возрастов, причинно связана и с психологией развития, так как возраст от ро­ждения до 9—10 лет отличается большим числом качественных но­вообразований и стремительным изменением всех психических и физиологических функций. В детском возрасте проявляются наибо­лее отчетливо все принципы и особенности развития основных функций и систем человека.

Менее изучены, и поэтому мало известны, взаимосвязи детской психологии с психогенетикой и психофизиологией. Детский возраст-характер изучается наиболее тесной зависимостью от природных фак­торов, лежащих в основе индивидуального развития, и прежде всего от конституции и темперамента. Ребенок раннего возраста скорее биосоциальное существо, ему еще предстоит стать личностью, то есть социальным субъектом. Поэтому целесообразно рассматривать основные линии психического и социального развития ребенка как интегрированные с психофизиологическими и психогенетическими закономерностями.

Межпредметные связи и современное состояние детской психо­логии как экспериментальной науки отражены в структуре учебни­ка, в котором хронологические разделы предваряются анализом ос­новных положений о психическом и социальном развитии приме­нительно к дошкольному возрасту. Кроме того, в каждой главе приведены необходимые сведения по психофизиологии и психоге­нетике, которые помогут понять логику временных изменений в их необратимости в возрастном диапазоне от рождения до 10—12 лет.

 

Вопрос 1.  ПРЕДМЕТ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Историю развития психики человека можно рассматривать в двух основных аспектах: 1) от начального этапа проявления сознания у первобытных людей до его современного уровня (филогенез психики) и 2) от рождения ребенка до зрелости (онтогенез психики). Младенец по своим физическим, физиологическим и психологическим признакам резко отличается от ребенка, дошкольник — от подростка, подросток — от юноши, юноша — от зрелого человека и старика. Возрастную динамику развития личности человека, его психических процессов и особенностей от рождения до старости изучает особая психологическая наука — возрастная психология. В соответствии с основными эпохами жизни человека она делится на детскую психологию (включая психологию младшего школьника), психологию подростка, психологию юности, психологию взрослости и геронтопсихологию (психология старческого возраста).

Детская психология – отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка на разных возрастных этапах, а также закономерности перехода с одного возрастного этапа на другой. По словам Д.Б. Эльконина, детская психология изучает закономерности развития ребенка как члена общества. В поле внимания детской психология психика, сознания, психическое развитие ребенка от момента рождения до зрелости.

Детская психология изучает основные закономерности психического развития ребенка.

Стремительно проносятся годы детства, но за этот короткий срок происходят поистине грандиозные прогрессивные изменения в психике человека. Из самого беспомощного среди всех живых существ ребенок превращается в сознательную личность, которая постигает законы развития природы, общества и собственной психики, становится активной преобразующей силой окружающей действительности.

К ключевым понятиям детской психологии относятся категории «возраст», «детство», «развитие», «рост» «детерминизм», «гетерохронность», «системность», «социальная ситуация развития», «ведущий тип деятельности» и целый ряд других понятий, введенных в детскую психологию основными ее направлениями как в зарубежной, так и отечественной психологии. Процесс изучения детской психологии – это процесс усвоения ее категориального аппарата. Первостепенное значение в процессе обучения Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев. Придавали именно усвоению учащимися понятий.

Детство – это период усиленного развития, изменения обучения. Но это еще и период парадоксов, противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития.

Детство - это период, включающий начальные периоды онтогенеза от рождения до младшего школьного возраста от до 10-11 лет.

Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Развитие ребенка – от момента появления на свет и до зрелости – есть формирование его как члена общества, есть процесс становления его как личности (Д.Б. Эльконин).

В отечественной психологии развитие рассматривается как присвоение ребенком знаний и опыта, накопленных человечеством. Носителем этого опыта на первых порах является близкий взрослый.

Возраст – категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.

В психологии различают возраст хронологический и возраст психологический. Хронологический возраст выражает длительность существования индивида с момента рождения.

Психологический возраст обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловленную закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно – историческое происхождение.

В психологии возраст психологический чаще всего рассматривают как возраст умственный. Он определяется по результатам специального организованного исследования (тестирования). Каждое тестовое задание имеет определенный вес, измеряемый в днях и месяцах. В зависимости от количества решенных задач ребенок набирает определенную сумму баллов. Их количество покажет, каков умственный возраст ребенка. Он может быть как ниже так и выше возраста хронологического. Соотношение хронологического и умственного возраста позволяет говорить об особом показателе детского развития – коэффициенте интеллектуального развития. Этот показатель обозначается английскими буквами IQ.

IQ= Умственный возраст/хронологический возраст х 100%

Предмет детской психологии был неоднократно сформулирован во многих учебниках и учебных пособиях, причем у каждого автора имеется свое конкретное представление о самых важных его мо­ментах

Как отмечает Л.Ф. Обухова, предмет детской психологии исторически менялся. В настоящее время предмет детской психологии – раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому.

Предметом изучения детской психологии являются условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), формирование различных типов деятельности (игра, труд, учение), качеств его личности, возрастные и индивидуальные особенности детей.

Вопрос 2. Задачи детской психологии

1. Выяснение закономерностей развития и объяснение его причин.

2. Описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном этапе.

3. Активизация процессов обучения и воспитания.

4. Контроль над процессами детского развития, который следует отличать от задач диагностики и отбора детей в специальные учреждения. Подобно тому, как педиатр следит за физическим здоровьем детей, детский психолог должен сказать: правильно ли развивается и функционирует психика ребенка, а если неправильно, то в чем состоят отклонения и как их следует компенсировать. Все это можно сделать только на основе глубокой и точной теории, вскрывающей конкретные механизмы и динамику развития психики ребенка.

Расширение предмета детской психологии происходит за счет попыток ввести в поле исследования детской психологии период внутриутробного развития ребенка. Одной из таких работ, в которой проводятся веские доказательства необходимости такого шага, является исследование Г.Г. Филипповой.

Целью своего исследования Г.Г. Филиппова определила построение концептуальной модели материнства для обеспечения целостного научного исследования данного явления в психологии.

 Вопрос 3. МЕТОДЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Психологическое исследование, как и всякая другая творческая деятельность, на­чинается с осознания общественной необходимости решить определенную про­блему. Проблемные ситуации, которые формулируются как задачи конкретного исследования, вытекают из общих теоретических и практических задач, стоящих перед детской психологией. Например, всегда актуальными являются задачи изучения влияния тех или иных видов деятельности ребенка и его общения со взрослыми и сверстниками на развитие отдельных сторон психики и становле­ние его личности. Задачи исследования могут диктоваться новыми условиями воспитания и обучения детей, связанными с потребностями определенного этапа развития общества.

На основе общих проблем и анализа опубликованных исследований в соот­ветствующей области детской психологии определяются задачи конкретного ис­следования, его объект и предмет.

Объект исследования — это тот детский контингент, который будет изучаться. Следовательно, для характеристики объекта исследования необходимо ответить на вопрос: кого изучают? Определяется возраст испытуемых, их пол, социальные условия воспитания (воспитанники детского сада или дети, воспитывающиеся дома), состояние здоровья и т. д. Для характеристики предмета исследования нужно установить, что именно изучается. Например, если изучается влияние иг­ры на взаимоотношения между детьми старшего дошкольного возраста, то здесь предмет исследования — психологические особенности формирования взаимоот­ношений в группе сверстников.

После того как определены объект и предмет исследования, поставлены его задачи и цели, исследователь размышляет над тем, каким может быть основной ответ на поставленный вопрос, формулирует гипотезу.

Гипотеза — это предположение, возможный ответ на вопрос, который заклю­чен в проблеме. Чаще всего гипотеза устанавливает возможную связь между оп­ределенными психическими явлениями или между этими явлениями, с одной сто­роны, и теми или иными условиями жизни детей — с другой стороны. Различают общую гипотезу и частные гипотезы, возникающие в ходе самого исследования, Выдвигая гипотезы, необходимо учитывать результаты ранее проведенных ис­следований, общие законы развития психики ребенка и, в определенной мере, педагогический опыт. Все это обеспечивает правдоподобность гипотезы. Другое важное качество правильной гипотезы — доступность проверке. Это значит, что, выдвигая гипотезу, мы должны быть уверены, что сможем в ходе исследования доказать ее истинность или ложность.

Приведем пример,

В ходе изучения взаимоотношений между детьми в дошкольной группе выяснилось, что положение сверстников неодинаково; одних любят, всегда приглашают в игру, охотно вступают с ними в общение, делятся игрушками и лакомствами и т. д. Другие за­нимают не столь благоприятное положение, третьи оказываются в своеобразной психо­логической изоляции. Возникает проблема: от чего зависит положение ребенка в группе сверстников? Данная проблема определила задачи исследования: выяснить, какие фак­торы определяют взаимоотношения сверстников. На основе предыдущих исследований была выдвинута гипотеза: положение ребенка в группе зависит от степени соответствия психологических особенностей и поведения ребенка уровню нравственных представле­ний, требованиям, которые дети данной группы предъявляют друг к другу. В результате проведенного исследования гипо­теза подтвердилась.

В ходе психологического исследования используются такие основные методы, как наблюдение, эксперимент в различных его формах, беседа, анализ продуктов деятельности детей, тесты и социально-психологические методы. Чаще всего в конкретных исследованиях применяется несколько методов, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. При этом, исходя из особенностей объек­та, предмета и задач исследования, разрабатываются определенные варианты ос­новных методов — методика изучения тех или иных сторон развития психики ре­бенка.

Методы исследования подразделяют на основные и вспомогательные. Основные – наблюдение, эксперимент – дают достоверную информацию о специфике детского развития. Вспомогательные методы исследования – тестирование, опрос, анализ продуктов деятельности – дают информацию иллюстративного плана. На основе полученных данных можно лишь строить гипотезы и предположения.

Наблюдение-это планомерное и целенаправленное восприятие явлений, результа­ты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем.

Возможность использования этого метода естественных наук в психологии вообще и детской психологии в частности основана на методологическом принципе единства сознания и деятельности. Поскольку психика ребенка формируется и проявляется в его деятельности — действиях, словах, мимике и т. д., мы можем на основании этих внешних проявлений, на основании актов поведения судить о внутренних психических процессах и состояниях.

Главной особенностью наблюдения как метода психологического исследова­ния является то, что здесь исследователь не вмешивается в ход психических про­явлений испытуемых и они протекают естественно, «как в жизни». Эта «невмешательская» позиция наблюдателя имеет не только положительные, но и отрица­тельные последствия.

Не всякое даже специально зафиксированное восприятие поведения детей можно считать научным наблюдением. Чтобы стать подлинным методом научно-то исследования, наблюдение должно быть правильно построено. Требования к проведению наблюдения:

1. Постановка четкой цели наблюдения. Требуется определить, какие именно стороны поведения, деятельности и психики ребенка необходимо наблюдать.

2. Наблюдение должно быть систематическим и планомерным. До проведения основных, серий, сеансов наблюдения необходи­мо составить подробную программу того, какие дети или группы детей будут наблюдатъся, в какие часы дня проводится наблюдение, какие моменты жизни детей будут наблюдаться.

Результаты заносятся в протокол, а затем подвергаются математической обработке.

На основе такой или подобной схемы разрабатывается форма протокола, в ко­торый заносится только факт проявления той или иной реакции или поведения. Это позволяет в какой-то мере преодолеть недостатки, присущие наблюдению как методу научного исследования: субъективизм исследователя и трудность осу­ществления количественной статистической обработки полученных данных. Опасность субъективизма возрастает в том случае, если исследователь-наблюда­тель не столько фиксирует в протоколе то, что он воспринимает, сколько выска­зывает свое мнение о происходящем.

3. Наблюдение должно быть объективным. В ходе наблюдения необходимо фиксировать лишь наличие того или иного процесса, но никак не подменять его «необоснованным истолкованием субъективных состояний ребенка».

4. Наблюдение проводится таким образом, чтобы ребенок о нем не знал.

5. Исследователь должен владеть техникой быстрой записи наблюдаемых фактов. В настоящее время для достижения точности и объективности наблюдения используются технические средства: киносъемка, магнитофон, фотография. Для уточнения результатов наблюдения используется и шкала, па которой отмечает­ся интенсивность протекания того или иного психического явления

Различают наблюдения: а) внутреннее, внешнее, включенное; б)стандартизированное и свободное; в) сплошное и выборочное.

Сплош­ные наблюдения охватывают одновременно многие стороны поведения ребенка. Его задача — описать общую картину пове­дения. Конечно, фиксировать все движения и слова ребенка не­возможно. Фиксируется только то, что представляется наблю­дателю наиболее важным и значимым, в особенности то новое, что можно увидеть в ребенке в момент наблюдения. Но что именно окажется новым и главным, исследователь заранее не знает (или не формулирует).

В отличие от этого, выборочные наблюдения фиксируют ка­кую-либо одну сторону поведения, определяемую заранее. На­пример, выражение эмоций у ребенка, его действия с игрушка­ми, особенности слов ребенка и пр. При этом фиксируется поведение ребенка в каких-либо специальных естественных си­туациях или в определенные отрезки времени (во время игры, общения со взрослыми и пр.).

При скрытом наблюдении фигура наблюдателя должна быть невидимой для ребенка или не должна привлекать к себе его внимания. Для этого используют специальный прибор - зер­кало, обладающее односторонней проницаемостью – «зеркало Гезелла». Его помещают между комнатой, в которой находится ребенок, и комнатой, где сидит исследователь. В первой комнате на стене висит обыч­ное зеркало, а во второй проделано окно, через которое можно наблюдать за ребенком. В настоящее время для скрытого наблю­дения используют телевизионные установки и кинокамеры. Его может осуществлять также привычный и незаметный для ребен­ка взрослый. Главное, чтобы он не нарушал непринужденности и естественности поведения ребенка.

Включенное наблюдение отличается тем, что наблюдающий взрослый не только является видимым, заметным для ребенка, но и участвует в совместных с ним действиях (играет, кормит, читает книжки и пр.) Он включен в деятельность ребенка. В то же время он не просто играет или кормит, но и осуществляет наблюдение за малышом (отмечает для себя его реакции, иници­ативные и ответные действия, эмоции, высказывания и пр.), по­том описывает свои наблюдения

Наблюдение может быть одноразовым (срезовым)

Пролонгированное (лонгитюдное) наблюдение продолжается долгое время (несколько лет) и осу­ществляется за одними и теми же детьми. При этом методе исследователь сравнивает не разные группы детей, а разные этапы в развитии одного ребенка (или нескольких детей).

Метод наблюдения имеет ряд неоспоримых достоинств. Он позволяет развернуть перед нами конкретную жизнь ребенка, дает много живых, интересных фактов, но позволяет исследо­вать ребенка в естественных условиях его жизни. Он незаменим для первичной ориентировки в проблеме и получения предва­рительных фактов. Но этот метод имеет и ряд недостатков, глав­ный из которых — его чрезвычайная трудоемкость. Он требует высокой психологической образованности исследователя и ог­ромных затрат времени, которые вовсе не гарантируют получе­ния новых фактов. Исследователь вынужден ждать, пока инте­ресующие его явления возникнут сами собой. Кроме того, результаты наблюдений часто не позволяют понять причины тех или иных форм поведения. Многие исследователи замечали, что, наблюдая, психолог видит только то, что он уже знает, а то, что еще ему не известно, проходит мимо его внимания. Поэтому более эффективным оказывается другой, более активный и це­ленаправленный метод - эксперимент.

Эксперимент

Психологический эксперимент позволяет психологу целенап­равленно вызывать интересующие его явления психики. В экс­перименте психолог специально создает и видоизменяет усло­вия, в которых находится ребенок. Поведение ребенка в разных экспериментальных условиях (его качественный и количествен­ный анализ) позволяет делать некоторые выводы о его психоло­гических характеристиках. Например, чтобы выяснить, какую форму общения со взрослым предпочитают дошкольники, экс­периментатор организует различные ситуации общения с ребен­ком. В одной из них взрослый играет с ним в игрушки, в другой читает книжки или беседует о чем-то познавательном, в третьей — разговаривает на личностные темы: о его отношениях с друзья­ми, разных человеческих качествах и пр. Затем экспериментатор сравнивает характер поведения ребенка в этих ситуациях и выяс­няет, какая из них является для дошкольника предпочтительной. Этот эксперимент позволяет констатировать главную форму об­щения ребенка. Подобные эксперименты называют констати­рующими, поскольку они позволяют зафиксировать (или конста­тировать) какие-либо особенности развития ребенка.

Эксперимент

— это исследование, в процессе которого мы сами вызываем интересующие нас психические явления и создаем условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения связей между собой и обстоятельствами жизни ребенка.

Рассмотрим вытекающие из приведенного определения основные признаки эксперимента, которыми он отличается от наблюдения.

1. Наиболее существенной отличительной особенностью эксперимента, которая определяет все остальные, является активная позиция самого исследователя. Он может вызвать интересующее его явление столько раз, сколько это необходимо для доказательства или проверки выдвинутой гипотезы.

2. В эксперименте специально создаются условия, при которых обнаруживается закономерная связь между психическими явлениями и психологическими и непсихологическими условиями их возникновения и протекания.

Основные особенности эксперимента сохраняются во всех его видах. Наиболее точным и доказательным считается лабораторный эксперимент, который осуществляется в специально оборудованном помещении, с помощью различных приборов и приспособлений.

Для того что­бы придать лабораторным опытам естественность, используется один из главных методических приемов детской психологии — игровое моделирование экспери­ментальных и жизненных ситуаций. Так, при исследовании движений глаз ре­бенка и других реакций, для регистрации которых необходимо было закреплять на теле ребенка датчики, эксперимент организовывали, как игру в космонавты: специальные очки и другие приборы входили в космическое снаряжение — ска­фандр, средства связи и т. д,

Наиболее продуктивным и распространенным в детской психологии являет­ся естественный эксперимент.

Естественные эксперименты используются при исследовании всех психических процессов и свойств личности детей. Он проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицательного влияния напряжения и преднамеренности ответной реакции.

В виде естественных экспериментов проводятся исследования по изучению межличностных отношений и общения между детъми. Игровое моделирование ситуаций позволяет исследователям при сохранении требований экспериментирования добиться жизненной убедительности получаемых результатов.

Требования к организации экспериментального исследования:

1. определить цель исследования;

2. определить выборку исследования (состав участников исследования;

3. тщательно продумать и прописать методики проведения эксперимента;

4. определить условия, в которых будет проходить эксперимент (место и время проведения);

5. Необходимо эти условия создать заранее, до того, как начнется процедура эксперимента

Также выделяют констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

На этапе констатирующего эксперимента фиксируется некоторый показатель детского развития: в сфере эмоциональной, интеллектуальной, волевой.

1. Например, вы хотите исследовать, в какой мере супружеские конфликты оказывают влияние на эмоциональную сферу ребенка – дошкольника. В таком случае вам необходимо на этапе констатирующего эксперимента выяснить, имеет ли место конфликт в семьях детей, посещающих вашу группу; как дети переживают и воспринимают конфликтную ситуацию, сложившуюся дома; каково их эмоциональное состояние.

2. Как уже отмечалось, игровое моделирование используется и для изучения взаимоотношений в дошкольной группе. Один из вариантов — эксперименталъная игра «Поздравь товарища» проводится следующим образом. На каждого ребенка заготавливается по три поздравительных открытки и конверт, которые раскладываются на столах, где дети обычно сидят на занятиях. Дети по одному входят в групповую комнату. Экспериментатор (в его роли чаше всего выступает воспитатель) говорит ребенку: «Мы поиграем в интересную игру. Вот тебе три открытки. Положи их по одной в конверты тех детей, которых ты хочешь поздравить с наступающим праздником. Себе класть нельзя». После того как ребенок -распределит открытки (при этом экспериментатор фиксирует его слова и другие реакции), ему задают вопрос: «Как ты думаешь, кто тебе положил или еще положит открытку?» Для соблюдения чистоты эксперимента он должен быть организован так, чтобы дети, которые уже осуществили выбор, не встречались с теми, кому это предстоит.

На основе учета количества открыток, полученных каждым ребенком, делается вывод об их положении среди сверстников. Подсчитываются взаимные выборы, число выборов, которое ожидает ребенок, персональное совпадение ожидавшихся и полученных выборов и т. д.

В формирующих экспериментах гипотеза проверяется в процессе активного воздействия, которое приводит к возникновению новых психологических качеств или к изменению ранее существовавших. Это воздействие может включать созда­ние специальных условий, применение таких методов обучения и воспитания, ко­торые должны принести согласно предположению исследователя к определенным изменениям психики ребенка. Если запланированные новообразования действи­тельно возникают, это означает, что мы научились управлять определенной сто­роной психического развития.На данном этапе осуществляется активное формирование изучаемого свойст­ва в процессе специально организованного экспериментального обучения и вос­питания.

1. Пример. Если в качестве фактора, определяющего эмоциональное благополучие, вы избрали отсутствие супружеских конфликтов, то формирующий этап исследования будет состоять в том, чтобы сформировать гармонию внутрисемейных отношений.

На контрольном этапе и в ходе самого исследования проводятся диагно­стические эксперименты, в результате которых мы контролируем ход происходя­щих изменений и измеряем результаты.

1. Пример. На данном этапе необходимо вернуться к измерению уровня конфликтности супружеских отношений и степени эмоционального благополучия, переживаемого ребенком. Если в большинстве семей, принявших участие в исследовании, изменение уровня конфликтности повлекло за собой повышение степени эмоционального благополучия, переживаемого ребенком, то есть основания говорить, что гипотеза подтвердилась: действительно формирование гармонично и бесконфликтных форм внутрисемейных отношений способно повлиять на эмоциональное благополучие ребенка.

2. Пример

При изучении причин, по которым дети в дошкольной группе занимают различное положение среди сверстников, мы предположили и, что большое значение имеет субъективная информативность ребенка. Иными словами, не выбирают ли дети для общения тех сверстников, которые обладают какими-либо интересными для многих знаниями и умеют ими поделиться. Для доказательства этой гипотезы было проведено специальное исследование. На первом этапе изучались межличностные предпочтения в группах детей в том числе и описанным выше социометрическим методом («Поздравь товарища») и устанавливался статус, уровень положения каждого ребенка. На втором этапе детей, которые занимали и группе неблагоприятное положение, «наделяли» новой интересной информацией (рассказывали им незнакомые другим сказки, обучали новым играм и т.д.) и учили приемам ее передачи товарищам. После того как дети стали применять полученные знания в повседневном общении со сверстниками, был проведен контроль­ный социометрический эксперимент, результаты которого свидетельствовали о правильности гипотезы; положение детей, ранее находившихся в неблагоприятном поло­жении, значительно улучшилось (исследование Я. Л. Коломинского).

Беседа

В конкретном психологическом исследовании почти всегда применяется несколько методов. Каждый этап изучения психики ребенка требует своего метода или сочетания нескольких. Обычно в психологических исследованиях с детьми, уже владеющими речью, используется беседа, которая дает возможность установить, как сам ребенок понимает ту или иную ситуацию, что он о ней думает, как относится к определенным событиям и т. д. При этом ответы детей рассматриваются не как окончательный результат, а скорее как материал, нуждающийся в дальнейшем анализе.

Беседа как метод детской психологии – это выяснение при помощи системы специально подобранных вопросов тех или иных особенностей психического развития ребенка.

Беседа используется при изучении интересов ребенка, его отношения к другим людям, самому себе, мотивам его деятельности, уровня развития речи и т.д. Однако материал, полученный таким образом, не всегда достоверен и точен, поэтому его сопоставляют с данными эксперимента.

Основные требования к беседе

1. Необходимо заранее продумать цель беседы, ее предмет, составить план, определить участников.

2.Четко сформулировать вопросы. Они должны быть понятны, но не следует придавать им наводящий характер.

3. В процессе беседы надо соблюдать естественность условий, расположить ребенка к себе, быть тактичным, доброжелательным.

4. Ответы испытуемого обязательно фиксируются в протоколе или опросном листе с сохранением максимальной их точности.

В некоторых исследованиях метод беседы выступает одним из основных. Мастером этого метода (клиническая беседа) был выдающийся швейцарский психолог Пиаже. Нередко беседа и его исследованиях сочеталась с введением игровых экспериментальных ситуаций. Вот как проходило исследование, посвященное изучению отношения детей к правилам игры. В данном случае это была игра в шарики.

Экспериментатор говорит ребенку: «Вот шарики (шарики и мел лежали на большом столе). Покажи мне, как в них играют. Я много играл в них, когда был маленьким, но теперь уже почти все забыл. А сейчас мне опять захотелось поиграть. Давай играть вместе. Ты научишь меня правилам, и я буду играть с тобой».

Обратим внимание на особый прием, примененный исследователем: он ставит себя в положение ученика, которого надо обучить. «Все, что требуется, — замечает Пиаже, — это показывать свое полное незнание игры и даже сознательно делать ошибки, чтобы

При массовых исследованиях, результаты которых затем подвергаются стати­стической обработке, используется стандартизированная беседа с точно сформули­рованными вопросами. Каждый вопрос при этом имеет четкую целевую установ­ку, которая затем даст возможность осуществить содержательную интерпретацию ответов. Приведем в качестве примера программу такой беседы, направленной на изучение отношений шести-семилетних детей к школе и учению.

1. Хотел ли ты идти в школу? (Этот вопрос выявляет общее положительное или отрицательное отношение к началу обучения в школе.)

2. Почему (по какой главной причине) ты хотел (не хотел) идти в школу? (Осоз­наваемые мотивы желания или нежелания идти в школу.)

3. Готовился ли ты к школе? Как ты готовился (тебя готовили)? (Выявляет, ка­кие собственные действия или действия с ним ребенок запомнил и расценива­ет как подготовку к школе.)

4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего? (Выявляет элементы школьно-учебной действительности, наиболее привле­кательные для детей.)

5. Если бы ты перестал ходить в школу, чем бы ты занимался дома, как проводил бы свой день? (Отсутствие или наличие у ребенка учебной ориентации в си­туации необязательности посещения школы.)

6. Если бы учительница предложила тебе выбрать тему для свободного урока, о чем бы ты хотел узнать, чем заняться? (Место школьных интересов в услови­ях свободного выбора.)

Обратим внимание на два последних вопроса. Здесь в ткань беседы вводятся элементы проективной методики исследования. Суть ее заключается в том, что детям предлагается несколько неопределенная ситуация, исход которой они должны сами выбрать. Считается, что в этом случае ребенок как бы проецирует свои собственные мысли и чувства на сюжет предложенной ситуации или картин­ки. Для изучения желаний, стремлений, ценностных ориентации ребенка исполь­зуется проективная беседа по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик». Читается сказка, а потом у каждого ребенка спрашивают: «Как бы ты распорядился, если бы у тебя был такой волшебный цветок? Что бы ты сделал с первым лепестком?» и т. д.

К опросным методикам относятся и такие проективные приемы, как дополне­ние незаконченных рассказов и предложений, рассказы детей по картинке и т. д.

Метод беседы можно использовать в работе с детьми, начиная с 4-х лет, когда они уже достаточно хорошо владеют речью, но в весьма ограниченных пределах. Дошкольники еще не могут выразить в словах свои мысли и переживания, поэтому их ответы бывают краткими, формальными воспроизводящими слова взрослого. Подбор вопросов для беседы – большое искусство. Они должны быть понятны и интересны детям и не содерж Детская психология опирается на общую психологию, поскольку в процессе пси­хического развития ребенка возникают те основные психические явления, кото­рые достигают расцвета у взрослого человека и изучаются общей психологией.

Вопрос4 Связь педагогики с другими науками.

На протяжении XX в. детская психология развивалась достаточно бурно и интенсивно. Однако, выделившись в от­дельную область знаний, она имеет прочные связи с другими науками. Рассмотрим место детской психологии в системе дру­гих наук.

Изучение психического развития ребенка возможно толь­ко при определенных общих представлениях о том, что такое человек и в чем состоят его сущностные характеристики. Та­кие представления дает философия. Философия – это наука о ниаболее общих законах развития природы, общества и человека. Законы философии являются законами возрастной психологии. Они несут на себе методологическую нагрузку. Можно напомнить, что пси­хология первоначально возникла в рамках философии и дол­гое время существовала как ее составная часть. В дальнейшем она выделилась в самостоятельную область знания и сама раз­делилась ать подсказки. психологии. Многие известные фило­софы (В. В. Ильенков, Ф. Т. Михайлов и др.) постоянно обращались к материалам детской психологии и во многом строили на них свои философские концепции. Поэтому мож­но сказать, что детская психология, с одной стороны, опира­ется на философию, а с другой - дает ей необходимый эмпи­рический материал.

Психология современного человека, в том числе и ребенка, ко­ренным образом отличается от психологии человека средних ве­ков или эпохи Возрождения. Однако историко-культурным раз­витием человечества, филогенезом, занимаются другие науки — история, культурология,антропология. Предметом детской пси­хологии является индивидуальное развитие человека, или онтоге­нез, который всегда происходит в определенной историко-куль­турной ситуации, на определенном этапе филогенеза. Детскому психологу необходимо учитывать историко-культурный фон, на котором происходит детское развитие. Вместе с тем онтогенетичес­кое развитие имеет свои глубоко специфические закономерности.

Качественные изменения в психической жизни, т. е. раз­витие, происходит не только в детстве, но и на протяжении всего онтогенеза. И в жизни взрослого человека возможны качественные переломы в его взглядах на мир, появление но­вых потребностей и новых форм деятельности. Все эти из­менения имеют свои психологические механизмы и законо­мерности. Они составляют предмет особой научной дисциплины - психологии развития, или генетической психо­логии. Конечно, детская и генетическая психологии имеют много общего, поскольку наиболее интенсивно и эффектив­но психическое развитие человека происходит в детском возрасте. Генетическая психология в основном строится на фактах и закономерностях, полученных в детской психоло­гии. В свою очередь, детская психология использует законо­мерности детская психология использует законо­мерности психического развития человека, открытые в пси­хологии развития. Но детская психология ограничивается ранним возрастом (от 0 до 7 лет) и стремится максимально полно описать качественные изменения, происходящие с ре­бенком на протяжении детства.

Детская психология опирается на понятия и методологию общей психологии. Выделение таких аспектов психической жиз­ни ребенка, как деятельность, психические процессы, личность и др., стало возможным благодаря тому, что эти аспекты были выделены и описаны в общей психологии. Вместе с тем общая психология, имеющая дело со взрослым человеком, не может обойтись без фактов детской психологии. Особенности психи­ческой жизни взрослого нельзя понять без анализа их проис­хождения. Психика взрослого человека очень сложна, в ней од­новременно существует в свернутом, сжатом виде множество процессов и тенденций, изучить и проанализировать которые невозможно без обращения к их генезису. Детская психология в этом отношении обладает неоспоримым преимуществом: здесь все только начинается, и все процессы зарождения но­вых форм деятельности, сознания, мышления можно просле­дить в открытом, развернутом виде. Поэтому детскую психо­логию можно рассматривать как своеобразный генетический метод общей психологии, который позволяет проследить ста­новление сложнейших форм психической жизни взрослого человека.

Вместе с тем детская психология является самостоятель­ной фундаментальной наукой, дающей научную основу для та­ких прикладных наук, как педагогическая психология и педаго­гика. Предметом педагогической психологии являются разработка и обоснование методов обучения и воспитания де­тей в различных возрастах. Очевидно, что разработка методов обучения и воспитания дошкольников невозможна без знания особенностей психики ребенка на ранних этапах онтогенеза, которые дает детская психология. Только понимание возмож­ностей (и границ этих возможностей) ребенка на разных эта­пах детства позволяет педагогическому психологу разработать адекватные и эффективные для каждого возраста методы обу­чения и воспитания детей. Вместе с тем педагогическая пси­хология дает неоценимый материал для детской психологии, поскольку позволяет выяснить влияние различных стратегий воспитания и обучения детей на особенности их психического развития. Фундаментальная проблема связи психического раз­вития ребенка с его обучением и воспитанием лежит в плоско­сти как детской, так и педагогической психологии. Поэтому детская и педагогическая психологии являются неразрывно связанными дисциплинами. Педагогическую психологию дош­кольника можно рассматривать как особую область детской психологии, связанную с разработкой прикладных вопросов, касающихся обучения и воспитания детей.

Знание основ детской психологии необходимо для практи­ческой работы с детьми. Важнейшим условием успешной рабо­ты воспитателей и педагогов в яслях, детском саду, различных учебно-воспитательных центрах является знание закономерно­стей психического развития ребенка, понимание интересов каж­дого ребенка, особенностей его мышления и эмоциональной жизни. Знание детской психологии помогает воспитателю уста­навливать контакт с детьми, своевременно выявлять и преодо­левать отклонения в их психическом развитии, выбирать адек­ватные для них формы общения и обучения. Знание общепсихологических закономерностей при изучении детской психологии помогает определить, что именно и в каком направлении развивается впсихике ребенка. В свою очередь, данные детской психологии имеют исключительно важноезначение для общей психологии, поскольку они позволяют раскрыть законы разных психических процессов и свойств личности и, таким образом, более глубоко понять их динамику, структуру и содержание. Именно глубокая связь общей психологии с детской дает возможность осуществить принцип генетического подхода, принятый и отечественной психологии.

Детская психология тесно связана с педагогикой вообще и с дошкольной педагогикойв частности. К. Д. Ушинский, подчеркивая значение психологических наукдля педагогической теории и практики, писал: «Если педагогика хочетвоспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тожевсех отношениях». Обращаясь к педагогам и воспитателям, он призывал:

«Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять,и поступайте, сообразуясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить».

Современные отечественные ученые считают, что психология имеет для педагогики такое же значение, как анатомия и физиология для медицины. «Говорить о научных основах педагогики, — писала Л. И. Божович, — это значит, прежде говорить о вскрытых и понятых законах активного формирования психики ребенка".

Глубокая связь с педагогической наукой важна и для дальнейшего развития детская психологии, поскольку именно из живой педагогической практики она, с одной стороны, черпает новые идеи и проблемы, а с другой — в ходе этой практической деятельности проверяет истинность своих теоретических выводов. Детская психология тесно связана с анатомией, физиологией и гигиеной, поскольку развитие психики ребенка неразрывно с созреванием коры больших по­головного мозга, развитием его нервной системы и органов чувств.

На стыке медицины и психологии возникла совершенно особая отрасль научного знания – психосоматика. Психосоматика – направление медицинской психологии, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний. Этот термин означает, что изменения, которые происходят во внутренних органах и системах организма (сердечно-сосудистая, желудочно-кишечной, дыхательной), врачи связывают с более или менее длительным эмоциональным напряжением (в виде страха, тоски, ненависти, обиды, отчаяния), возникающим в ответ на жизненные трудности и конфликты – как межличностные, так и внутренние.

В исследованиях В.С. Ротенберга, В.В. Аршавского было показано, что основным компонентом поведения, определяющего устойчивость организма к разнообразным вредным воздействиям, является такой психологический феномен, как поисковая деятельность. Под поисковой деятельностью понимается деятельность, направленная или на изменение неприемлемой ситуации, или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств, при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете промежуточных результатов в процессе самой деятельности.

Как оказалось, уже самые ранние этапы развития ребенка имеют непосредственное отношение к формированию поисковой активности. Для формирования такого ценного образования, имеющего огромное значение в жизни и деятельности человека, необходимо выполнение взрослыми, ухаживающими за детьми целого ряда условий: с первых дней жизни ребенок должен ощущать себя находящимся под постоянной защитой ближайшего окружения, особенно матери. Он должен приобрести уверенность, что плач – единственно доступный ему способ реагирования на неприятные ощущения (голод, боль, дискомфорт, страх) – являются достаточно эффективным и помогает ему контролировать ситуацию. Он должен приобрести уверенность в том, что может привлечь к себе внимание криком и может положиться на хорошее отношение матери, ее постоянную защиту. Только с ее помощью он постепенно может развить в себе способность к активному взаимодействию с миром и поисковому поведению, только она способна бережно провести его через этап покровительства и поддержки к этапу самостоятельности и независимости.

Антиподом поисковой деятельности является отказ от поиска. В основе возникновения ряда заболеваний сердца (стенокардия, инфаркт), опухолевых заболеваний, особенностей их протекания лежит чувство беспомощности и безнадежности, ситуация отказа от поисковой деятельности. Состояние отказа от поиска не только вредно для здоровья – оно резко отрицательно сказывается на результатах любой деятельности. Роль психологических факторов признается многими исследователями и в развитии бронхиальной астмы. Как показывает клинический опыт Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого, родительские семьи больных бронхиальных астмой характеризовались сдержанностью в проявлениях эмоций у ее членов; родители стремились контролировать и подавлять инициативу своих детей, блокировать эмоциональные проявления. Сюда же относится подавление матерью эмоциональных проявлений у ребенка в раннем детстве.

Широко признана роль семьи в происхождении неврозов. Так, показано, заболеваемость человека неврозом в немалой степени зависит от условий, в которых он воспитывался: стиля, типа воспитания. При этом воздействие родительской семьи простирается весьма далеко, проявляясь и в то время, когда человек сформировал собственную семью.

Причины психосоматических заболеваний коренятся в неправильном взаимодействии взрослых (родителей, учителей, воспитателей) и детей. Последствия такого взаимодействия могут стать для ребенка необратимыми.

В последнее время в нашей стране все более широкое распро­странение получает профессия практического детского психолога. В задачу этого специалиста входят диагностика и коррекция пси­хического развития детей, а также работа с «трудными» детьми и их родителями. Необходимой основой для этой профессии позволяет практическому психологу выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка, их соответствие возрастной нор­ме, диагностировать отклонения в психическом развитии от­дельных детей и выбирать адекватные и эффективные методы коррекции.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

 

Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения, подчиняется своим закономерностям. Они проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза. Это не случайные факты, а главные, существенные тенденции.

1. Неравномерность и гетерохронность.

Каждая функция идет своим особым темпом и ритмом становления. Что впереди, что- то отстает, затем функции, которые отстали, становятся приоритетными в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности.

Первые месяцы наиболее активно развиваются органы чувств, позднее на их основе формируются предметные действия, затем речь, наглядно- действенное мышление.

Периоды наиболее благоприятные для развития той или иной стороны психики, когда обострена чувствительность называются СЕНЗИТИВНЫМИ.

Функции развиваются наиболее успешно и благоприятно.

2. Стадиальность.

Психическое развитие происходит стадиально, имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом времени и изменяющимся в разные годы жизни. Год младенчества не равен году в отрочестве. Стадии следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике, их последовательность нельзя перестроить или изменить по желанию.

Каждая стадия имеет собственную ценность. Поэтому как подчеркивал А.В. Запорожец "важно не ускорять психическое развитие, а обогащать, расширять возможности ребенка в присущих данному возрасту видах жизнедеятельности"

Это обеспечивает переход к новой стадии развития.

Характеристиками стадий психического развития выступают:

Социальная ситуация развития.

Ведущая деятельность.

Основные новообразования.

Под социальной ситуацией развития Л.С.Выготский понимал соотношение внешних и внутренних условий развития психики. Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, самому себе.

Возрастные новообразования. Выступает новый тип строения личности, психические изменения, позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.

Ведущая деятельность. А.Н. Леонтьев, говорил, что эта деятельность обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период. В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности.

 

Согласно А. Н. Леонтьеву, ведущая деятельность обусловливает главнейшие изменения особенностей ребенка в том или ином периоде развития. Ее характеризуют следующие признаки: 1) от нее ближайшим образом зависят основные психические измене­ния ребенка в данный возрастной период, 2) в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, 3) в ней форми­руются и перестраиваются частные психические процессы (1981, с. 514—515).

Несмотря на то что каждому возрастному периоду свойствен­на определенная ведущая деятельность, это не значит, что в дан­ном возрасте отсутствуют или ущемлены» другие виды деятель­ности. Например, известно, что для дошкольника ведущая дея­тельность — игра. Но в дошкольный период в жизни детей мож­но наблюдать элементы учения и труда. Однако они не опреде­ляют характера основных психических изменений в данном воз­расте — их особенности в наибольшей мере зависят именно от игры. Хотя игровая деятельность свойственна детям и других возрастных периодов, однако ведущим и определяющим типом деятельности в этих периодах она не является (так, для младших школьников ведущей будет уже учебная деятельность).

 Вопрос 5. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Рассмотрим периодизацию детства, которая была разработана Д. Б. Элькониным на основе трудов Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева. Эта периодизация соответствует, на наш взгляд, тому общему характеру психического развития детей. В основу данной периодизации положено представление о том, что каждому воз­расту как своеобразному и качественно специфическому периоду жизни человека соответствует определенный тип ведущей дея­тельности; его изменение характеризует смену возрастных перио­дов. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования, преемственность которых создает единство психического развития ребенка'.

Приведем указанную периодизацию.

Непосредственно эмоциональное общение присуще ребенку от рождения до года. Внутри него у ребенка формируется потреб­ность в общении с другими людьми, эмоциональное отношение

к ним, хватание как основа человеческих действий с вещами, ряд перцептивных действий.

2. Предметно-маннпулятнвная деятельность является ведущей ^для ребенка от 1 года до 3 лет. Осуществляя эту деятельность (первоначально в сотрудничестве со взрослыми), ребенок воспро­изводит общественно выработанные способы действия с вещами;

у него возникает речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира и наглядно-дей­ственное мышление. Центральным новообразованием этого воз­раста является возникновение у ребенка сознания, выступаю­щего для других в виде собственного детского <я».

3. Игровая деятельность наиболее доминирует у ребенка от 3 до 6 лет. В процессе ее осуществления у него формируются воображение и символическая функция, ориентация на общий смысл человеческих отношений и действий; происходит выделе­ние в них моментов соподчинения и управления, а также складываются обобщенные переживания и осмысленная ори­ентация в них.

4. Учебная деятельность формируется у детей от 6 до 10 лет. На ее основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способ­ности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.

5. Целостная общественно полезная деятельность в качестве ведущей присуща детям от 10 до 15 лет. Она включает в себя такие виды, как трудовая, учебная, общественно-организаторская, спортивная и художественная деятельности. В процессе осуще­ствления этих видов деятельности у подростков возникает стрем­ление участвовать в любой общественно необходимой работе, умение строить общение в различных коллективах с учетом при­нятых в них норм взаимоотношений, появляется рефлексия на собственное поведение, умение оценивать возможности своего <я», т. е. самосознание.

6. Учебно-профессиональная деятельность характерна для старшеклассников и учащихся СПТУ в возрасте от 15 до 17— 18 лет. Благодаря ей у них формируются потребность в труде, профессиональное самоопределение, а также познавательные интересы и элементы исследовательских умений, способность стро­ить свои жизненные планы, идейно-нравственные и гражданские качества личности, устойчивое мировоззрение.

Отдельные типы ведущей деятельности нельзя сформировать у ребенка в произвольной последовательности.

Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми нарождающимися (Выготский, Леонтьев, Рубенштейн).

Внутренние противоречия выступают движущими силами психического развития. Не соответствие между ХОЧУ и МОГУ.

4. Дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств.

Дифференциация состоит в том, что они отделяясь друг от друга превращаются в самостоятельные формы или деятельность (память выделяется из восприятия).

Интеграция обеспечивает установление взаимосвязи между отдельными сторонами психики. Так познавательные процессы пройдя дифференциацию устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком качественном уровне. Так память, речь, мышление обеспечивают интеллектуализацию.

Накопление отдельных показателей, подготавливающих качественные изменения в разных областях психики.

5. Смена детерминант (причин).

Меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант. Становится иным и соотношение социальных детерминант. Складываются особые отношения со сверстниками и взрослыми.

6. Психика отличается пластичностью.

Это способствует усвоению опыта. Родившейся ребенок может овладеть любым языком. Одно из проявлений пластичности состоит в компенсации психических или физических функций (зрения, слуха, двигательной функции).

Другое проявление пластичности- подражание. В последнее время оно рассматривается как своеобразная форма ориентировки ребенка в мире специфически человеческих видов деятельности, способов общения и личных качеств путем уподобления, моделирования их в собственно деятельность (Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко).

 

Вопросы к практическому занятию по написанию реферата по дисциплине  «Детская психология  » группа П1-19                                                       

1.  Что изучает детская психология и каков ее главный предмет?

2. Чем отличается детский возраст от других, более поздних возрастов? Чем отличается развитие ребенка от его роста?

3. В чем главное отличие человеческого мозга от мозга животных? В чем главное отличие в развитии ребенка и детенышей животного?

4. С какими науками связана детская психология? Что дают ей философия, психология развития и общая психология?

5. В чем различия метода и методики исследования?

6. Каковы основные варианты метода наблюдения в детской психологии? Каковы основные преимущества и недостатки метода наблюдения?

7. В чем преимущества экспериментального метода? Какова специфика психологического эксперимента в детской психологии?

8. В чем состоят дополнительные методы детской психологии: анализ результатов детской деятельности и метод беседы?

9. Какие теории детского развития существуют в психологии?

       10.В чем состоит отличие стадий детского развития по З. Фрейду и Э. Эриксону?

11.Каковы основные понятия концепции Ж. Пиаже и в чем их содержание? Почему эта теория называется когнитивной? Каковы стадии детского развития по Ж. Пиаже?

12.В чем заключается суть теории конвергенции двух факторов?

13.Что такое знак и как он может стать средством овладения своим поведением?

14.В чем состоит закон развития высших психических функций?

15.Что такое «зона ближайшего развития» и что дает это понятие для диагностики психического развития?

16.Дайте понятие ведущей деятельности, структуры деятельности, основного механизма развития деятельности. Какова роль взрослого в психическом развитии ребенка?

17.Каковы основные характеристики общения ребенка со взрослым?

18.В чем суть периодизации психического развития, предложенной Д. Б. Элькониным? Охарактеризуйте каждый из периодов.

           19.Почему младенца можно рассматривать как максимально социальное существо? Какими фактами можно доказать психическую общность младенца и взрослого?

20.В чем заключается активность младенца? Какие основные этапы психического развития ребенка выделяются на первом году жизни?

     21.Почему рождение считается кризисным моментом в жизни ребенка? Какие безусловные рефлексы новорожденного вы знаете?

22.Каковы истоки потребности младенца в общении? Что такое «комплекс оживления» и каковы его компоненты? Каковы функции комплекса оживления в психической жизни младенца?

   23.Дайте основную характеристику ситуативно-личностного общения младенца со взрослым. Как можно доказать, что ситуативно-личностное общение со взрослым является ведущей деятельностью младенцев 2—6 месяцев?

24.В чем заключаются предпосылки развития речи в младенческом возрасте?

25.Какова роль взрослого в становлении хватательных движений младенца? Когда и как появляется координация руки и глаза?

26.Что дает развитие манипуляций для становления восприятия и мышления ребенка?

27.Назовите главные признаки кризиса одного года. В чем состоят новообразования кризиса первого года?

28.Как меняется ситуативно-деловое общение ребенка со взрослым при переходе от младенческого к раннему возрасту?

28.В чем состоят различия орудийных действий от ручных? Какие две стороны предметных действий выделял Д. Б. Эльконин?

29.Какова роль восприятия в раннем детстве? Какие игрушки и почему наиболее полезны для детей раннего возраста?

30.Какие формы мышления характерны для ребенка раннего возраста? В чем заключается влияние предметной деятельности на развитие мышления ребенка?

31.Каковы основные взгляды на природу речевой способности ребенка? В чем их различие и сходство?

32.Что такое «автономная детская речь?» Каковы ее основные признаки и особенности использования?

33.Необходимые условия рождения первых слов ребенка; роль взрослого в этом процессе.

   34.В чем причины возможных отставаний в речевом процессе.                                   

  35. В развитии детей? Какие исследования могут свидетельствовать о слабости речевой регуляции в раннем детстве?

  36. Почему действия по инструкции взрослого принято считать первой формой произвольного поведения? Как связаны коммуникативная и регулятивная функции речи?

  37. В чем суть игровых замещений ребенка? Что дает для игры введение нового имени предмета?

38.Чем отличается игра детей второго и третьего года жизни? Приведите примеры проявлений творчества в игре детей раннего возраста.

39. Каковы главные условия формирования потребности в общении со сверстником в раннем возрасте?

41.Назовите основные симптомы кризиса трех лет. Какие личностные новообразования возникают в этот период?

42.Почему сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника?

43.Каковы различные взгляды на природу ролевой игры? В чем заключается социальная природа ролевой игры дошкольника? Как меняется содержание игры на протяжении дошкольного возраста?

44..Почему игра способствует развитию произвольности?

45.Какие виды продуктивной деятельности ребенка вы знаете? Приведите примеры.

46..В чем заключаются суть и проявления эгоцентризма ребенка? Что такое эгоцентрическая речь и чем она отличается от обычной, коммуникативной речи? Приведите примеры.

47.Какова функция эгоцентрической речи в развитии мышления ребенка? 5. Можно ли снять эгоцентрическую позицию дошкольника и как это возможно сделать?

48.Почему сенсорные процессы человека имеют опосредствованный характер и каковы средства их осуществления?

49.Какие формы мышления характерны для ребенка-дошкольника?

51.Что такое детское экспериментирование и какова его роль в развитии мышления дошкольника? Какова роль взрослого в организации детского экспериментирования?

52..В чем заключается специфика воображения дошкольника? Почему источником воображения дошкольника является сюжетно-ролевая и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: