Симон Ушаков. (Древо Московского государства — похвала Богоматери Владимирской)

В начале столетия выдвинулись два направления, унаследованные еще от XVI в. Первое получило название годуновской школы, поскольку многие иконописцы работали по заказам царя Бориса и его родственников. «Годуновцы» были противниками всяких новаций и подражали манере великих Андрея Рублева и Дионисия. Второе направление называют строгановской школой. Здесь работали по заказам богатых купцов рода Строгановых, любителей иконной миниатюры. Обратим внимание: иконы «строгановцев» заставляют «забывать» об их духовном предназначении. К такому образу вряд ли захочется приложиться, упав на колени. Перед нами произведение искусства, служащее для украшения жизни, не более того. По воле заказчиков художники старательно украшали иконописные изображения мелкими декоративными деталями, богатой орнаментикой, изысканной каллиграфией. Одним из самых известных мастеров этой школы был Прокопий Чирин (умер до 1623 г.), умевший создавать выразительные, несколько замысловатые, но изысканные образы (например, «Никита-воин»). «Строгановцам» не было равных в умении передавать пейзажные панорамы, ранее не встречавшиеся в русской иконописи. Так, на иконе «Иоанн Предтеча в пустыне» изображен пейзаж, совмещенный со сценами жития новозаветного пророка.

                   


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: