Реформа – это часть глобального социального и политического эксперимента по социальной стратификации и, фактически, формированию нового общественного уклада

         Одна из центральных концепций предлагаемой реформы – это осуществление процесса обучения по так называемым персональным траекториям развития (индивидуальным планам обучения).

    Данная концепция актуальна не только для сферы дополнительного образования детей, она находит свое целостное отражение в национальном проекте «Образование» и является ключевой идеей проводимых в его рамках мероприятий.

    Впервые четко и громко концепция построения персональных траекторий развития ребенка вместо привычной классно-урочной системы была озвучена разработчиками форсайт-проектов «Образование 2030» и «Образование 2035» - НИУ ВШЭ, МШУ Сколково и АНО Агентство Стратегических Инициатив (АСИ), созданной по распоряжению Председателя Правительства РФ в августе 2011.

    Следует отметить, что положения именно данных форсайт-проектов легли в основу национального проекта «Образование» и стали его идеологическим ядром (ознакомиться с одним из них возможно по ссылке http://changelab.tilda.ws/foresight2035).

    Суть концепции построения индивидуальных траекторий развития заключается в том, что по мнению реформаторов, традиционная модель организации образовательного процесса (модель русской классической школы, нашедшей свое отражение в дальнейшем в советском образовании) перестает отвечать потребностям развития детской и подростковой одаренности, поскольку репродуктивное освоение учебного материала, на которое она ориентирована, приводит к затормаживанию и деградации как творческих, так и общих способностей учащихся, соответственно, и их одаренности.

    С глубокой древности образование строилось как процесс индивидуального взаимодействия между наставником и наставляемым, однако, по мнению реформаторов, в индустриальную эпоху произошла перестройка образовательных подходов на «массовую обработку человеческого материала». В данном случае, под «массовой обработкой человеческого материала», видимо, имеется ввиду признанная лучшей во всем мире система общедоступного советского образования и воспитания.

    В этой связи необходимо осуществить срочный переход к индивидуализированным образовательным технологиям, которые позволят чудесным образом максимально раскрыть заложенный природой потенциал в каждом ребенке (именно поэтому в составе национального проекта «Образование» и значится такое направление как «Успех каждого ребенка»).

    В понимании обывателя данный подход может ассоциироваться с улучшением качества образовательного процесса, поскольку понятийный аппарат, используемый реформаторами, вызывает некую аналогию с индивидуальными занятиями с репетитором, что безусловно более продуктивно групповых технологий обучения.

    Однако на практике реформаторы не предусматривают получение качественного индивидуального образования для ВСЕХ участников образовательного процесса.

По задумке авторов форсайт-проектов общество будущего будет делиться на «элиту» («взрослое», ответственное поведение, целостное мышление, умение оперировать значительными блоками взаимосвязанной информации, позиция управления сетевым контентом, фундаментальность образования без какой-либо ранней специализации) и «массу» (все более «подростковое» поведение, клиповое (фрагментарное) мышление, позиция интенсивного потребителя контента, ранняя профессиональная ориентация для людей «одной кнопки»), и именно доступ к качественно различным моделям образования будет важнейшим фактором социальной стратификации, той границей, по которой пройдет «водораздел». 

Если для «элиты» предусмотрено сохранение традиционных образовательных моделей в виде закрытых классических школ, то для массовой системы образования нужны будут массовые решения, которые позволят обучать большие группы пользователей новым навыкам и компетенциям в соответствии с выбранными в раннем возрасте профессиональными областями.

Решить эту задачу смогут только дешевые технологии, позволяющие «оторвать» содержание образования от его носителей, способные быстро и эффективно проникать в образовательный процесс и, благодаря этому, становиться массовыми.

Информационно-коммуникационные технологии как раз являются таковыми (дистанционное электронное обучение, внедрение в процесс обучения цифровых алгоритмов – «искусственного интеллекта», цифровые образовательные платформы, ранняя профессиональная ориентация и соответствующий подбор образовательного контента, исключающий обязательное изучение «лишних» дисциплин). Именно так, по мнению реформаторов, технологии позволят вернуть индивидуальный подходв центр образовательного процесса и, в силу своей доступности, позволят сделать его массовым.

Смысл персонализированного цифрового обучения с применением искусственного интеллекта раскрыл в своем интервью(https://www.youtube.com/watch?time_continue=683&amp=&amp=&amp=&v=mn47DADVGCs) один из разработчиков и лоббистов цифрового образования ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов:

«В интерактивные цифровые учебники встроен простейший искусственный интеллект (ИИ), позволяющий тестировать ребенка, изучающего тот или иной материал. По результатом тестов ребенок относится в ту или иную группу, и учебник будет подгружать ему именно те задания, которых ему не хватает. Также, исходя из психологических особенностей и типа интеллекта ребенка, ИИ будет либо понукать его, либо расширять его кругозор, давать ему задания в той форме, в которой он лучше способен их усваивать. ИИ будет внедряться и на этапе домашних заданий, и в классе».

При этом, не выполняя рекомендации ИИ в рамках индивидуального плана обучения, ребенок будет создавать организационно-административную нагрузку на систему. В этом, по мнению реформаторов, проявится свобода его выбора одновременно с неуважением к интересам других людей.

То есть если участник образовательного процесса выбирает мероприятия и контент, исходя из собственных предпочтений, а не рекомендаций компьютера, это будет называться «неуважением к интересам других людей», потому что социальным инженерам крайне важно научиться управлять подопытными по заранее заданным каналам.

Таким образом, персональную траекторию развития каждого ребенка будет проектировать и в добровольно-принудительном порядке контролировать примитивный алгоритм, основываясь на психологических особенностях и типе интеллекта ребенка (то есть знания ребенок будетполучать в зависимости от своих личностных характеристик, которые диагностирует ИИ), роль учителя будет сведена к «тьюторству», навигационной помощи ученику в самообразовании по электронным материалам, о чем, кстати прямо заявила министр просвещения Ольга Васильева на полях Петербургского международного экономического форума в 2018 году.

Также она заявила о постепенном переходе на «смешанный тип урока – 50% «цифра»/50% – учитель.

Персонализированные образовательные траектории будут опираться на открытые образовательные ресурсы – МООC-платформы (англ. Massiveopenonlinecourses, сокр. MOOC), обучение будет осуществляться в том числе в виде массовых открытых онлайн курсов и уроков.

Все это напоминает сюжеты антиутопий, но, к сожалению, речь идет о российской действительности и абсолютно реальных планах реформаторов.

Чтобы не быть голословными, отметим, что, например, региональный проект «Успех каждого ребенка» в Московской области содержит следующие показатели своей реализации:

- число участников открытых онлайн-уроков, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», «Уроки настоящего» или иных аналогичных по возможностям, функциям и результатам проектов, направленных на раннюю профориентацию должно быть 720 тыс. человек (показатель для Московской области к 2024 году);

- число детей, получивших рекомендации по построению индивидуального плана обучения в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности) с учетом реализации проекта "Билет в будущее" должно быть 75 тыс. человек (показатель для Московской области к 2024 году).

Как видим, данные планы и показатели полностью коррелируют с положениями неоднозначных форсайт-проектов и направлены, в первую очередь, на их реализацию.

Информационно-телекоммуникационные технологий в процессе обучения могут предоставлять потенциальным работодателям информацию, которую крайне сложно получить в традиционном образовании. В частности с их помощью легко могут документироваться компетенции и качества учащегося, проявляемые в процессе обучения (оценка личности, а не результатов обучения), а именно ритмичность работы, способность соблюдать сроки, готовность сотрудничать и пр. – и эти персональные паттерны обучения могут указывать работодателям на то, насколько учащийся пригоден для тех или иных позиций. Накапливать данную информацию планируется в индивидуальном профиле компетенций учащегося - цифровом досье, прообразом которого в настоящий момент является электронный дневник.

Не трудно догадаться, в какую нервотрепку превратится вся десятилетка получения знаний. И тут же появляется непаханое поле для коррупции — родителям и детям придется быть максимально покорными руководству школы, «сходиться характерами» с директором, администрацией и учителями (в более широком смысле — с представителями любых органов власти). В противном случае в «электронной биографии» появятся негативные моменты, способные навсегда поставить крест на хорошей «карьерной траектории». Перед нами просто идеальный инструмент контроля и манипуляции человеком.

Индивидуальный цифровой профиль учащегося позже заменит и аттестат, и диплом, и трудовую книжку — весь путь личности будет отслежен и доступен для работодателя, органов власти, привилегированных частных организаций, в том числе для банков.

Естественно, при таком раскладе никуда не исчезнут закрытые школы для подготовки «элиты», у которой с личными характеристиками будет полный порядок.

Так в общество откровенно внедряются принципы социальной селекции и кастового управления. Это настоящая «цифровая евгеника».

Тем самым создаются условия для перехода к кастовой системе организации общества, при которой индивидуальный правовой статус будет определять соответствующую правосубъектность, а преимуществами будут пользоваться «лояльные» и «одарённые» члены общества (по аналогии с системой «социального рейтинга», уже практикующейся в Китае).

Фактически «индивидуальная траектория развития» с её новыми оценками личности воспроизводит систему селекции и отбора, разработанную еще в 2015 году в рамках пилотной программы «Модернизация детского движения Забайкальского края»:

http://www.kprf-chita.ru/index.php/2010-08-27-06-05-24/231-2013-9/24142-2015-03-31-09-20-57.html.

Эта откровенно евгеническая программа не была допущена к реализации в силу родительского сопротивления, тогда её решили реализовать в завуалированной форме в рамках национального проекта «Образование». Её ключевая идея заключается в том, что обучение представляет собой педагогическое производство, превращающее ребёнка в «человеческий капитал», «продукт», формирование которого осуществляется в соответствии с ранним отбором (ранней профориентацией) по четырём категориям-кастам: креативный класс, промышленный пролетариат/сельскохозяйственный рабочий, обслуживающий персонал и брак (дети-маргиналы, дети с нарушенным поведением, дети-преступники). Ребёнок автоматически заносится в определённый класс, не имея возможности переходить в другие категории. Всё на потребу корпоративному бизнесу.

Именно ранняя профориентация детей станет одним из инструментов социального инжиниринга, который позволит делить людей на «элиту» и «массу». Такой подход не позволит получить фундаментальное образование большинству учащихся, не позволит сформировать целостное мировоззрение и мировосприятие, будет развивать фрагментарное, калейдоскопическое мышление.

С точки зрения развития интеллекта, способностей и личности ребёнка вредна любая ранняя специализация, а профориентация её предполагает. Развивать необходимо способности и личность, а не навыки и компетенции, в этой связи специализацию необходимо оставить на более поздний период взросления ребенка.

И хотя в системе «индивидуальных траекторий» деление на касты не прописано, ясно, что она предопределяет совершенно чёткую социальную селекцию, это предполагает форсайт-проект «Образование 2030», который стал идеологическим ядром национального проекта «Образование».

Вближайшие 7-10 лет будет происходить сегментация и расслоение образовательной системы, увеличение разрыва между «элитарными» и «отстающими» учебными учреждениями, вплоть до возникновения школ и вузов, выполняющих преимущественную роль «институтов призрения», «камер хранения для детей».

Государство будет постепенно выходить из образовательной сферы с сохранением лишь двух функций: удержания «базового уровня» образования (в логике социальной безопасности во избежание рисков стихийного формирования идентичности учащихся) и поддержки ограниченного числа «точек прорыва» для малой части детей в виде детских технопарков «Кванториум» и иных центров развития талантливых детей.

К слову, в подтверждение тезиса о жестком сегрегированном подходе к развитию и обучению детей возможно привести показатели регионального проекта «Успех каждого ребенка», где именно на выявление и поддержку талантливых детей, нацелена львиная доля бюджета регионального проекта: на строительство регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, создаваемого с учетом опыта Образовательного фонда «Талант и успех», с охватом около 5% от общего количества детей закладывается 1 414,62 млн. рублей, что составляет около 85% всего бюджета проекта. То есть, на создание условий для обучения 5% детей тратится 85% средств, заложенных проектом на развитие системы дополнительного образования в регионе в целом.

О каком образовательном равенстве в данном случае возможно вести речь? Что это, если не разделение детей на лояльную и одаренную «элиту» и «массу»?

При этом, именно представители бизнес-сообщества и НКО (глобальный бизнес)будет определять все стратегии развития государства и общества, определять содержание отдельных мероприятий и программы в целом. А государство будет лишь утверждать, реализовывать и контролировать исполнение. Конечная задача этой комбинации — полная ликвидация национального суверенитета и демонтаж суверенной системы образования, а следовательно и государственного управления, рост социального расслоения и внедрение принципов социальной селекции.

И реформа, а фактически демонтаж существующей системы ДО, как основополагающего инструмента формирования всесторонне развитой личности на культурных и исторических традициях нашей страны, является очередным этапом тщательно продуманного плана.

Таким образом, планируемая реформа дополнительного образования детей носит деструктивный характер и направлена на демонтаж существующей в настоящий момент системы дополнительного образования детей, ее последствия необратимы, а декларируемые цели ничтожны либо недостижимы.

Планируемой реформой мероприятия носят либо прямо противоположный ее целям смысл либо наполнены скрытыми от глаз целями.

В результате проведения реформы правовой пробел в части закрепления на федеральном уровне права граждан на получение качественного бесплатного дополнительного образования детей не устраняется, данная сфера остается в ведении региональных властей. Планируемые показатели охвата детей, вовлеченных в систему дополнительного образования детей в регионе, по результатам проведения реформы будут повышены лишь на 0,6%, что сопоставимо с показателями обычной статистической погрешности. Активные дети, бесплатно обучающиеся в настоящий момент по 2-м и более образовательным программам, с большой долей вероятности после завершения реформы такой возможности будут лишены.

В условиях хронической недофинансированности по причине введения системы ПФДО сократиться вариативность и наполненность образовательных программ, а в последствии и количество самих государственных «неэффективных» организаций.

Коммерциализация и приватизация системы дополнительного образования детей не только ухудшит материальное положение домохозяйств региона, что отразится на показателях охвата и доступности дополнительного образования, но и приведет к тому, что формирование личности ребенка будет находиться в руках частных корпораций и прозападных некоммерческих организаций, что может привести к утрате культурного кода последующими поколениями.

Только лишь 5% одаренных и «лояльных» детей региона будут иметь доступ к качественному дополнительному образованию, для остальных 95% реформой предусмотрены дешевые информационные технологии, ранняя профориентация и психотехники.

Данное обстоятельство повысит образовательное неравенство между различными социальными группами и снизит охват вовлеченности детей в систему дополнительного образования в регионе.

Не нужно быть Макаренко, чтобы определить пагубность результатов данной реформы и степень их влияния на формирование деструктивных течений в подростковой среде.

Снижение кадрового потенциала региона, вызванное повсеместным сокращением штата в недофинансированных образовательных организациях, ожидаемо ухудшит качество получаемого детьми образования. А привлечение в сферу дополнительного образования низкоквалифицированных и малоопытных в вопросе педагогики представителей иных профессий напрямую поставит под угрозу психическое и физическое здоровье обучающихся.

Мероприятия реформы, направленные на социальное расслоение и «кастовизацию» общества, носят ярко выраженный евгенический характер и содержат в себе признаки эксперимента, проводимого в сфере социального и политического проектирования нового общественного уклада.

Предлагаемая практическая реализация реформы грубо нарушает требования действующего законодательства и попирает основополагающие, в том числе конституционные права граждан, не смотря на то, что согласно Конституции РФ именно человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Проведение реформы, в результате которой будут дискриминированы права минимум 50 тысяч детей, обучающихся по 2-м и более образовательным программам, а также 13 тысяч педагогов дополнительного образования, вызовет широкий общественный протест, что в значительной степени подорвет уровень доверия к власти и неминуемо отразится на показателях социальной напряженности региона.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов местного самоуправления», ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006, № 119-ФЗ «Об информации, информационных технологиях о защите информации», родительская общественность требует:

- подтвердить право граждан на получение дополнительного образования детей:

БЕЗ выдачи сертификатов ПФДО,

БЕЗ регистрации на РПГУ,

БЕЗ подписания согласия на автоматизированную обработку персональных данных,

БЕЗ внесения данных в ЕИСДОП;

- подтвердить факт равенства прав детей на дополнительное образование вне зависимости от наличия или отсутствия сертификатов ПФДО;

- направить в образовательные организации и муниципалитеты распорядительное письмо о профилактике дискриминации детей по вышеизложенным признакам;

- обсудить мероприятия реформы с широкой общественностью и педагогами, осуществить формирование общественной комиссии или иного органа для осуществления форм общественного контроля;

- рассмотреть вопрос внесения изменений в целевую модель развития региональной системы посредством исключения из нее модели ПФДО (либо распространения данной практики исключительно на коммерческие организации), исключению либо минимизации работ по построению индивидуальных учебных планов, развитию сетевой формы образования и бизнес-наставничества;

- до момента завершения общественного обсуждения и внесения изменений в план мероприятий реформы полностью приостановить проведение реформы.

Кроме того, просим ответить Вас на следующие вопросы практической реализации реформы:

Какова нормативная правовая база проведения реформы (в частности реквизиты документа, которым был утвержден региональный проект «Успех каждого ребенка»)?

Каковы критерии успешности реализации реформы? Каковы ожидаемые от ее реализации социальные, политические, экономические эффекты?

Какая организация является оператором персональных данных в системе ЕИСДОП?

Каково количество планируемых к строительству региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, создаваемых с учетом опыта Образовательного фонда «Талант и успех», согласно региональному паспорту проекта (в редакциях паспорта от 08.02.2019 и 17.06.2019 данные разнятся)?

 

В соответствии со статьями 24 (часть 2) и 33 Конституции РФ и требований ФЗ-59от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» письменный ответ по существу заданных вопросов, а также результаты рассмотрения изложенных в жалобе предложений требуем направить по адресу:____________________________, а также на адрес электронной почты________________________ в установленный законодательством срок.

 

 

Приложения: 1. Перечень муниципальных образований ПФДО в МО в 2019 году на 1 л. в 1 экз.
  2. Копия письма Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области от 16.07.2019 № 5004-5311/19 на 1 л. в 1 экз.  
   

 


 

Приложение № 1

 

 


Приложение № 2

                    

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: