Название квалификационной группы | Общая характеристика |
1. Специалисты высшей квалификации | Высшее специальное образование и значительный практический опыт работы по специальности (свыше 5 лет). |
2. Специалисты средней квалификации | Высшее или среднее специальное образование и некоторый практический опыт работы. |
3.Специалисты - практики | Отсутствие специального образования, но значительный опыт практической работы. |
4. Высоко- квалифицированные работники | Среднее специальное образование (2-3 года), большой опыт практической работы на наиболее сложных участках. |
5. Квалифицированные работники | Среднее специальное образование (1-2 года) и достаточно большой опыт работы. |
6. Малоквалифицированные работники | Специальная подготовка (3 месяца-год), незначительный опыт работы. |
7. Неквалифицированные работники | Отсутствие специальной подготовки и опыта практической работы. |
Конкретный уровень квалификации работников предприятия определяется с помощью тарифно-квалификационных справочников (характеристик).
Квалификация присваивается специальной комиссией на основе всесторонней проверки знаний и опыта данного работника и юридически закрепляется в документах: дипломах, свидетельствах и т.д.
Выделяют следующие показатели, характеризующие квалификацию персонала:
1) коэффициент квалификации работников Ккв:
где: nоб - количество работников, имеющих необходимое образование;
nоп - количество работников, имеющих необходимый опыт;
N - общее количество работников.
2) коэффициент использования квалификации работников Кисп.кв:
Затраты труда на выполнение работы в соответствии с
квалификацией
Кисп.кв = -------------------------------------------------------------------------------
Общие затраты труда за период
3) коэффициент специализации работников Кспец:
Фактическая продолжительность работы в данной должности
Кспец = ----------------------------------------------------------------------------------
60 месяцев
4) коэффициент стажа работы в предприятии Кст:
Продолжительность работы в предприятии
Кст = -----------------------------------------------------------------
60 месяцев
В процессе изучения четвертого вопроса «Компетентность работника: сущность, виды» студенту следует запомнить, что компетентность – это степень квалификации работника, позволяющая успешно решать производственные задачи.
Выделяют следующие виды компетентности:
1) функциональная (профессиональная) компетентность: характеризуется профессиональными знаниями и умением их реализовывать;
2) интеллектуальная компетентность: выражается в способности к аналитическому мышлению и осуществлению комплексного подхода к выполнению своих обязанностей;
3) ситуативная компетентность: означает умение действовать в соответствии с ситуацией;
4) временная компетентность: отражает умение рационально планировать и использовать рабочее время;
5) социальная компетентность: предусматривает наличие коммуникационных и интеграционных способностей, умение поддерживать отношения, влиять, добиваться своего, правильно воспринимать и интерпретировать чужие мысли, выражать к ним отношение, вести беседы и т.д.
Социальная компетентность включает:
- знание этики делового общения;
- умение предотвращать и разрешать конфликты;
- умение быстро и верно передавать информацию;
- умение налаживать коммуникации;
- умение давать ясные и четкие задания и соответственно мотивировать работников;
- умение тактично указывать на недостатки, корректно делать замечания и т.п.
Изучение управления персоналом обеспечивает формирование не только социальной, но и интеллектуальной, временной компетентности работников всех уровней, и в первую очередь - руководителей. В современных условиях ценность этих качеств для эффективной деятельности неуклонно возрастает. К тому же, знание науки управления персоналом выступает важнейшей составляющей профессиональной компетентности руководителей предприятий.