Эволюция жанра комедии в творчестве Шекспира

Комедии Шекспира принадлежат к числу самых замечательных образцов европейской комедиографии эпохи Возрождения. Шекспир прежде всего обращался к древнеримской комедиографии и к испытавшей значительное влияние ее итальянской «ученой комедии» 16 в. Герои комедий, преодолевая трудности на жизненном пути, с присущим им оптимизмом строят своё счастье, чем утверждается вера в человека и его возможности. Герои довольно энергичны, веселы, находчивы и остроумны. Молодые люди – влюблённые, борющиеся за свою любовь, вокруг множество персонажей – людей разного происхождения. В основном комедии Шекспира написаны на тему любви и верной дружбы, в которых присутствует особая атмосфера праздника и веселья. Магистральный сюжет шекспировской комедии — приоритет естественной жизни. Социальная жизнь, столь важная в хрониках, уступает место частной жизни, чувствам человека, среди которых главные — дружба и любовь. Структура комедии: влюбленные не могут соединиться. Они деятельны, сами творят судьбу. Заканчивается браком, преодолев внешние препятствия (запреты, родители) и внутри (характер героев). Природ стихийная / человек. Розыгрыш!! Важный герой – шут – умен, носит только маску дурака. Дураки–простаки. Эволюция шекспировских комедий: первая «Комедия ошибок» – комедия ситуаций. Мотив двойничества, через близнецов. «Укрощение строптивой» – тема раздвоения личности, движение к трагедии неразрешимого конфликта. «12ая ночь» – мрачная комедия. Мир поэтических чувств и веселья сосуществует в комедиях с драматическими конфликтами и даже трагическими мотивами. Хотя светлое веселье торжествует над мрачным ханжеством, бескорыстные чувстве одержав верх над сословными предрассудками. Основа комедийных ситуаций – случайные стечения обстоятельств, круто меняющих судьбы людей. Несмотря на капризы судьбы человек должен сам бороться за свое счастье. Комедия "Укрощение строптивой" была написана Шекспиром в 15(93?) г., но впервые она вышла в свет только после его смерти – в 1623году. По поводу источников этой комедии до сих пор есть нерешенные споры. В 1594 г. была издана анонимная пьеса – "Забавно придуманная история, именуемая – укрощение одной строптивицы". Все в анонимной пьесе – персонажи с их характерами, даже в основном "мораль" пьесы – соответствует шекспировской комедии. Существуют лишь небольшие расхождения. У анонима действие происходит не в Падуе, а в Афинах; все имена персонажей другие: главный герой зовется Феррандо, героиня всегда сокращенно Кет; у нее не одна, а две сестры – Эмилия и Филена, к каждой из которых сватается какой-нибудь один юноша, тогда как у Шекспира выведена одна сестра, имеющая нескольких поклонников; тайного брака у анонима нет, и вся развязка неясна. Чередование эпизодов и развитие действия в обеих пьесах одинаковы, и в некоторых местах одна из них прямо копирует другую. Тем не менее, сам текст различен, и на всю пьесу приходятся лишь шесть строк, в точности совпадающих. Для Шекспира был характерен такой способ переработки чужих пьес, когда он, заимствуя фабулу и образы, создает целиком новый текст, где использует лишь две-три фразы или выражения старой пьесы, но при этом все содержание ее необычайно углубляет, украшает и наполняет совершенно новым смыслом. В «Укрощении строптивой» Шекспир проявил тонкое понимание человеческой природы. Среди комментаторов этой пьесы существуют противоречия по поводу ее морали. Одни пытались видеть в пьесе защиту средневекового принципа безусловного подчинения женщины мужчине, другие рассматривали ее просто как шутку, лишенную идейного содержания.
Из всех персонажей пьесы лишь трое представляют собой яркие, хорошо разработанные характеры: это Катарина и Петруччо, и Бьянка. Герой комедии Петруччо – типичный человек нового времени, смелый, свободный от предрассудков, полный сил. Он жаждет борьбы, успеха, богатства, и встречает достойную противницу в лице Катарины. Катарина, усмиренная своим умным женихом Петруччо, превратилась в идеальную по благонравию жену. Двуличие чопорной Бьянки противопоставлено искренности строптивой Катарины. В финале пьесы, когда происходит своеобразное испытание жен, оказывается, что Бьянка, раньше кроткая по натуре, превратилась в сварливую капризницу, тогда как сама Катарина стала воплощением кротости и приветливости. Пьеса заканчивается ее знаменитым монологом, в котором она утверждает природную слабость женщин и призывает их к покорности мужьям.
Все остальные герои пьесы – условные фигуры, шаблонные гротески. Этому соответствует фарсовый характер действия: всевозможные проделки, потасовки, сплошной хохот, без лиризма, нежных, идеальных чувств, которые есть в почти одновременной, фарсовой "Комедии ошибок". Шекспир разделяет общепринятое в его эпоху мнение, что мужу должно принадлежать

 

главенство в семье. Но в то же время показом богатства натуры Катарины он подчеркивает гуманистическую мысль о внутренней равноценности женщины и мужчины.
Современному читателю не совсем понятна композиционная связь начала и главной темы пьесы.
Однако Шекспир хотел показать, чем отличались аристократы в современном ему обществе. Он показывает это на достаточно ярком примере с медником.
Медник Кристофер Слай засыпает пьяным сном у порога трактира. С охоты возвращается лорд с егерями и слугами и, обнаружив спящего, решает сыграть с ним шутку. Его слуги относят Слая в роскошную постель, моют в душистой воде, переодевают в дорогое платье. Когда Слай просыпается, ему говорят, что он благородный лорд, который был охвачен безумием и проспал пятнадцать лет, причем ему снилось, что он медник. Сначала Слай настаивает, что он разносчик по происхождению, чесальщик по образованию, медвежатник по превратностям судьбы, а по теперешнему ремеслу медник, но постепенно позволяет убедить себя, что он действительно важная персона и женат на очаровательной леди (на самом деле это переодетый паж лорда). Лорд сердечно приглашает в свой замок бродячую актерскую труппу, посвящает ее членов в план розыгрыша, а затем просит их сыграть веселую комедию, якобы для того чтобы помочь мнимому аристократу избавиться от болезни.
Итак, необходимо отметить, что такое вступление и показ необходимого аспекта жизни аристократов является очень важным элементом в данном произведении.
Таким образом, Шекспир раскрывает не только главную идею, но и показывает, как развлекается общество.
Однако главным в пьесе можно назвать одно условие, на котором стоит вся комедия. Это условие Баптисты.
Он объявляет женихам Бьянки, что не выдаст Бьянку замуж.

 

 

В эпоху шекспировского театра основными чертами были — подчинение всех средств внутреннему закону театральности и коллективный оттенок творчества. Вся труппа плотно спаяна между собою, и драматург — как бы член ее. Пьеса пишется не в тиши рабочего кабинета, зачинается не как свободное поэтическое создание, которое затем чужие руки берут и «аранжируют» и «интерпретируют» на сцене, но создается с начала и до конца в театральной атмосфере, «расчете на наличные средства и задачи данного театра, на обиход текущей практики его. Драматург часто прикреплен к определенному театру, он — поставщик его, работающий обычно на заказ. Он же в значительной степени и режиссер, часто — совладелец или пайщик театра и актер. Пьеса пишется не как самостоятельное поэтическое произведение, и пока она не отыграна, ее избегают издавать для чтения; она — «вещь», собственность театра, в роде реквизита его, она предназначена лишь для сценического воплощения, в идеале — лишь в нем существует. Театр имеет право переделывать ее, освежать. Так, Шекспир, вероятно, впервые испробовал свои силы, подновляя по заказу старые пьесы. Иногда, когда работа требовала спешности, и в распоряжении театра было несколько драматургов, они писали ее сообща, по актам. Столь же живая связь была у театра и со зрителем. В те времена, когда в Англии не было еще настоящей прессы и жизни кофеен и клубов, театр был местом, где люди самых различных классов и состояний могли сойтись, чтобы набраться новостей и впечатлений, натолкнуться на ряд полезных и занимательных встреч, а главное — психологически объединиться в общем переживании. В пьесах того времени на подмостки выносились иногда самые злободневные происшествия и проблемы: бичевались модные пороки, — мелькала сатира на современников, выводились враждебные иностранные короли, вспоминались недавние победы, трактовалась борьба Реформации с папством. Но существеннее всего этого то, что в пьесах, чуждых актуальности (таких было все же больше), этот театр умел уловить нечто среднее и общее во вкусах и душевных запросах всех слоев своей публики, от знатного лорда до бедного чернорабочего, дать пищу, для всех одинаково питательную и привлекательную.

Уильям Шекспир был человеком театра. Свои драмы он предназначал не для читателей его собственного времени или тем более грядущих веков, а для зрителей театра «Глобус», где он служил актером, для шумной толпы лондонского простонародья, от суда которого зависела судьба шекспировских комедий, трагедий и драматических хроник, успех или провал «Гамлета»,

 

«Короля Лира» или «Бури». Драма в шекспировскую эпоху только начинала формироваться как собственно литературный род. Произведения драматических авторов традиционно считались принадлежащими театру — и только ему одному. Пьесы не воспринимали вне сценического представления. Шекспир видел в пьесах единственно материал для сцены и не стремился издавать их. Они часто попадали в печать помимо, а то и против его воли. Нередко тексты пьес попросту похищали, чтобы опубликовать их без дозволения трупп, которым они принадлежали. Так вышло, например, с «Гамлетом». Подкупленный издателем или конкурентами шекспировской труппы слуг лорда-камергера актер, игравший роль стражника Марцелла и еще несколько маленьких ролей, по памяти записал текст трагедии, и она была издана «пиратским» образом. Такой же была участь многих драматургов английского Возрождения. Но даже когда пьесы публиковались законно, это вызывало сопротивление сочинителей, не желавших, чтобы их произведения получали жизнь за пределами подмостков. Младший современник Шекспира Джон Марстон жаловался, что «сцены, которые пишут для того, чтобы их произносили, вынуждают печатать для чтения». Актерское ремесло Шекспир знал не понаслышке. Жизнь, проведенная на подмостках, научила его безошибочному чувству театральной природы драматического сочинения. Структура его пьес определялась устройством театра. Поэтику шекспировской драмы нельзя понять вне системы условностей сцены. Сочиняя пьесу, Шекспир, в сущности, создавал театральное представление. Он в точности знал, как будет выглядеть на сцене «Глобуса» каждый момент действия, кто и как будет играть в пьесе, он применял роли к свойствам дарования и внешности актеров. Поэтому нам не нужно удивляться, когда Гертруда в финале «Гамлета» называет принца «тучным и одышливым»: Ричард Бербедж, для которого была написана роль Гамлета, был в 1601 году, когда играли пьесу, господином весьма плотной комплекции. Заметьте, кстати, что главный герой трагедий Шекспира от пьесы к пьесе становится старше (юный Ромео, затем тридцатилетний Гамлет, затем зрелые воины Отелло и Макбет, затем старец Лир). Герой стареет потому, что старше становится премьер труппы, он же главный ее пайщик.

 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: